Внеклассное мероприятие
материал (1 класс) на тему

Ананьева Наталия Борисовна

Прощание с Азбукой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshchanie_s_azbukoy_2015_g.docx34.49 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ.   Слайд 1. 

                 2014-2015 уч.год

Цель: подвести итог проделанной работы на уроках обучения грамоте; активизировать познавательную деятельность учащихся ;воспитывать любовь к чтению.

Оборудование: ТСО: мультимедийный проектор, экран для проектора, диск с компьютерной презентацией.

Ход праздника.

Ученик:

Наш праздник посвящён окончанию чтения первой учебной книги – Букварь. Слова: «азбука», «алфавит», «букварь» - обозначают одно и то же. Названия только разные.

Слайд 2.

Слово «Азбука» родилось в России. Азбука – значит «алфавит». По  древнерусски первая буква называлась «аз», вторая «буки». Вот и получилось «Азбука». А слово «букварь» означает собрание букв. Тому, что  азбука появилась на Руси, мы обязаны двум братьям – Кириллу и Мефодию.  СЛАЙД 3.

Они были учёными, философами. Именно они и составили славянскую азбуку, которой мы пользуемся до сих пор. Букварь существует свыше 400 лет. Сменяются поколения, изменяется сам букварь, но остаётся главное его назначение – учит детей грамоте.  Разные слова обозначают один  предмет – это книга для обучения грамоте. Азбуку называют старшей сестрой букваря, т.к. само по себе это слово в речи появилось позже.  

   Ученик:

 Ещё задолго до школы наши родители знакомили вас с буквами, и в этом помогала замечательная книга «Азбука» или «Букварь». «Азбука»   и «Букварь» одни из самых древних книг на земле. В «Азбуке» записаны все буквы русского алфавита. Слово «алфавит» происходит от названия первых греческих букв алфавита «альфа» и «бета» («вита»). Алфавит, азбука - имеют одинаковое значение. Буквы имеют не только название, но и своё значение, свой смысл.   Три первые буквы: «аз» - «буки» - «веди» можно прочитать так: «Я – буквы – знаю».  

Сегодня мы будем говорить про три этих слова: азбука, букварь, алфавит.  

В день осенний, в день чудесный           Слайд 4.

В класс несмело мы вошли.

Азбуки и все тетрадки

На столах своих нашли.

Вдоль картинок мы шагали,

По ступенькам-строчкам шли.

Ах, как много мы узнали,

Ах, как много мы прочли!

Был наш путь не очень долгим,

Незаметно дни бегут.

И уже на книжной полке

Нас другие книги ждут.

 Среди ярких толстых книжек

Неприметна и скромна,

Но зато читать — в полгода! —

Научила нас она.

За окном ещё снежинки,

День приветливый такой.

Нынче праздник в первом классе:

День прощанья с букварём!

Букв сначала мы не знали,                  СЛАЙД 5

 Мамы сказки нам читали.

 А теперь читаем сами,

 Подружились сказки с нами.

 И учительница наша

 Начинала с «Азбуки».

 И директор наш, ребята,

 С «Азбукой» ходил когда-то.

 Все ходили в первый класс,

 Наша очередь сейчас.

Мы знаем буквы, знаем слоги…

 Умеем говорить, считать…

 И постоянно, понемногу.

Мы научились все читать.

ПЕСНЯ «Чему учат в школе»

УЧИТЕЛЬ: Праздник начался, а самой главной книги – нет! Давайте её позовём.

Хором:  - Букварь! Букварь!

Нет, не идёт. Давайте позовём по-другому. Пусть буквы встанут так, чтобы получилось слово «Букварь», а мы все громко захлопаем в ладоши. ( входит БУКВАРЬ)

Букварь:              СЛАЙД 6

Учились все по мне и встарь.

Я – книга первая – «Букварь»:

 Рисунки, буквы, точки, коротенькие строчки.

Тому, кто хочет много знать,

Кто хочет книги прочитать

Про горы и долины,

Про водные глубины,

Про реки, звёзды и моря –

Не обойтись вам без меня.

 Я — букварь. Учу читать.

Меня никак нельзя не знать.

Меня изучишь хорошо,

И сможешь ты тогда

Любую книгу прочитать

Без всякого труда.

Букварь:  Что мы делаем с помощью букв?     Слайд 7

- Обозначаем звуки на письме. При помощи букв читаем, пишем.

Букварь:    Что делаем со звуками?

- Слышим, произносим.

БУКВАРЬ:   Разделите буквы русского языка на 3 группы.

 -1 группа.  Буквы, обозначающие гласные звуки. (Выходят вперёд)      Слайд 8

В букваре живёт семья:

Буквы все от А до Я.

Две команды у них есть,

Кажется, они уж здесь.

Все мы вместе собрались,

Петь готовы и на «бис»,

Ведь мы буквы гласные –

Все певцы прекрасные.

-2 группа.  Буквы, обозначающие согласные звуки.

Вот ещё одна команда,

И кого в ней только нет:

Звонкие и удалые,

И совсем, совсем глухие.

Буквы Й, Н, Л, М, Р

Подают нам всем пример.

Хоть живут они без пары,

Мы всегда их видеть рады.

Ц, Ч, Х и буква Щ.

Уважаемы всегда.

Говорят, они глухие,

Но беды ведь в этом нет.

И в словах таких красивых

Шлют они нам всем привет.

- 3 группа. Буквы, не обозначающих звуков.

Вот остались     два братишки,

И без них не выйдет книжки.

Твёрдый знак и мягкий знак

Нам без вас нельзя никак.

Вот такие наши буквы –                СЛАЙД 9

Славный русский алфавит.

Знать его отлично должен

Каждый, каждый ученик.

А

А — начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

Б Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

В

Вот буква В видна вдали—

Красивая, витая.

Как будто крендель испекли,

Приезжих поджидая.

Г

Г — крючок обыкновенный,

Но в труде помощник верный.

И в косу, и в кочергу

Превратить я Г смогу.

Д

Вот стоит, дымок пуская,

Буква Д—труба печная.

Е, Ё

Е и Ё — родные сёстры.

Различить сестёр непросто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

Ж

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом точно жук

Издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

З

На эту букву посмотри,

Она совсем, как цифра три!

И

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек?

—Три!

А какая буква?

—И!

Й

Букву Й зовут и краткой

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не спутать с И

Сверху галочку пиши.

К

Буква К, как куколка,

Славненькая буковка!

Л

Алфавит продолжит наш

Буква Л — лесной шалаш.

М

Маша, глянь-ка, две горы,

 словно две родных сестры.

Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали.

Н

На букве Н я как на лесенке

Сижу и распеваю песенки.

О

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она  кругла

Покатиться бы могла.

П

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

— Ну-ка, милый, не ленись—

Подойди да подтянись.

Р

Буква Р — на мачте парус

Вдаль летит — небес касаясь.

С

Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе тёмном

Буквой С повис над домом.

Т

Буква Т стоит на крыше:

Телевизор в доме том.

Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

У

Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто!

Ф

Филин серый, филин старый,

А глаза горят, как фары!

Филин, в книжку залетев, превратился в букву Ф. 

Х

Х - забавная  игрушка, деревянная вертушка.

Ц

Вот какая буква Ц

С коготком на конце.

Коготок - царапка.

Как кошачья лапка.

Ч

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем, как четыре,

Только с цифрами, друзья,

 Буквы путать нам нельзя.

Ш

Посмотри на букву Ш—

Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё.

Щ

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

Ъ

Из ведра не просто так нам воды напиться:

Нужен ковшик – Ъ, чтобы не облиться.

Ы    

Вот топор, полено рядом.

Получилось то, что надо.

Получилась буква «ы»

Все мы знать её должны.

Ь

Буква Р перевернулась Ь обернулась.

Э

Над лугами в синеве пролетает буква Э.

Это ласточка весной возвращается домой

Ю

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось

Получилась … буква  Ю.

Я

И сказала буква Я:

«Хоккеист известный Я:

Шайба прямо в цель летит—

ГОЛ! Закончен АЛФАВИТ!»

Самый первый свой учебник

Класс с волненьем открывал…

Видно, сказочный волшебник

Эту книгу написал.

 Оказалось, что крючочки

Населяют буквари,

Загогулинки, значочки,

А всего их – 33!

Алфавитова семья вам представлена, друзья!

Сценка 2-х учеников.                           СЛАЙД 10

И зачем в школу  идти?

Я читаю лет с пяти.

Нужен этот первый класс!

Ухожу домой сейчас!

Попрошу купить компьютер,

Буду целый день играть,

Письма в Интернет  писать.

Подожди, не торопись,

К школе лучше приглядись,

А уйти всегда успеешь,

И включиться в Интернет.

Грамотой не овладеешь-

Насмешишь ты целый свет!

Хорошо, я остаюсь,

Может, больше научусь!

Изучу я физику, химию, историю,

Алгебру, ботанику, а так же астрономию.

С тобой, «Букварь», я в первый раз                 СЛАЙД 11

 Пришел в свой первый светлый класс.

 Я эту книгу полюбил,

 Я в ней все буквы изучил,

 И как мне радостно сказать:

 «Умею я теперь читать!».

 

Ты эти буквы заучи,                                             СЛАЙД 12

Их три десятка с лишком,

Ведь для тебя они ключи

Ко всем хорошим книжкам.

В дорогу взять не позабудь

Ключей волшебных связку,

В любой рассказ найдешь ты путь,

Войдешь в любую сказку!

Как хорошо уметь читать –                               СЛАЙД 13

 Не надо к маме приставать,

 Не надо умолять сестрицу:

 «Ну почитай еще страницу!».

 Не надо звать, не надо ждать,

 А можно взять и прочитать.

Я чернилами сначала                                         СЛАЙД 14

 Только палочки писала,

 А теперь в «Пропись» гляжу,

 Буквы смело вывожу

 И вот за это говорю

 Спасибо книге «Букварю»!

 

Мы узнали в «Прописи»,                                   СЛАЙД 15

 Как писать и «а», и «р»,

 И узнали, например:

 Говорят не «ре», а «эр».

 Научились мы писать

 И большие фразы.

 Можем мы теперь читать

 Сказки и рассказы.

Знаем мы не понаслышке:                              СЛАЙД 16

Чудеса и вправду есть.

Мы теперь любые книжки

Можем запросто прочесть!

 Потрудились мы немало:                                СЛАЙД 17, 18

 Ведь, по правде говоря,

 Русской грамоте начало –

 На страницах «Букваря».

 Дорогой Букварь!

 Мы все тебе сказать хотим:

« За все тебя благодарим!»

Прощай, родная Азбука,                                  СЛАЙД 19
Учебник первый мой.
Три четверти дружили,
Играли мы с тобой.

Учили раньше буквы,
Слагали их в слога
И складывали лесенкой
Весёлые слова.

С тобою пели песни,
Водили хоровод.
И от тебя узнали
Про сказочный народ.

О колобке и репке,
О курочке и дедке,
Про шалунишку Мишку,
Капризную мартышку.

Спасибо чудо, Азбука,
Наставник первый мой!
Пусть правила ученые
Останутся со мной.

Теперь могу читать
Любые книги я.
И этому так рады:
Соседи и семья.

Приходит книга в дом любой.

Коснись ее страниц.

Заговорит она с тобой

Про жизнь зверей и птиц.

Увидишь ты разливы рек,

Услышишь конский топот.

Придут к тебе и Чук и Гек,

Тимур и дядя Степа.

Ей злая вьюга не страшна

И не страшна распутица.

С тобой беседует она,

Как умная попутчица.

Ну а когда взгрустнется вдруг,

Не огорчайся слишком:

Как самый лучший, верный друг,

Развеет скуку книжка. 

БУКВАРЬ:                          СЛАЙД 19

Пора, друзья, проститься нужно.

       Всех поздравляю от души.

       Пусть в этой школе живут дружно и старшие, и малыши!

       Чтобы побольше вы книжек читали,

       Чтобы красиво в тетрадках писали,

       Чтобы умели считать, рисовать.

       Чтобы учились на круглые «пять».

Букварь: Я пришёл не один. Я привёл свою старшую подругу, книгу для чтения «Капельки солнца». ( Входит девочка – книга).  СЛАЙД 20

             Очень рада встрече с вами!

             Мне солнце подарило капельки свои,

             Чтоб я их превратила в буквы и значки.

             Хочешь плыть по океанам,

             Опускаешься в глубину,

             Побывать во многих странах

             И домчаться на Луну.

             Все края тебе раскрыты

             На страницах книг.

Вам моё почтение!

Я – Литературное чтение.

Полистай мои страницы:

Здесь стихи и небылицы.

Сказки, басни, прибаутки,

Поговорки, даже шутки.

Пушкин, Лермонтов, Толстой…

Да, учебник непростой.

Так много интересного,

 И много неизвестного.

Я от Букваря  слыхала,

Что вы знаете немало.

Любознательных люблю,

Щедро знания дарю.

Всем, кто хочет много знать,

Надо хорошо читать!

Дети показывают свои умения в выполнении заданий на смекалку и сообразительность.

ЗАДАНИЯ:

  1. ЗАГАДКИ.   СЛАЙД 21
  2. ЗАДАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.  СЛАЙД 22, 23

-Ребята, а кто вам помогал осваивать Азбуку? (учитель, родители)

А это задание для самых внимательных родителей.

1. Какую букву называют почемучкой?(Ч)

2. Что ответил ослик медвежонку на его реплику: «Смотри, пришло утро»? (Ослик: «Ну да, ведь ушла ночь» Г.Цыферов «Спор»)

3. Продолжите, как говорили дети: сыски-……-…….. (хыхки-фыфки В.Драгунский. «Заколдованная буква»)

4. Бывают ли щекотные стихи? (В каком произведении мы об этом прочитали?) (О.Григорьев «Хо-хо, ха-ха»)

5. Продолжите ряд слов: капитан – капитель – капор -….(капюшон, капуцин, капуста)

6. Какая башня Кремля самая старая? (Тайницкая)

7. Почему мне нравится слон? («Потому что вежливый он» А.Милн)

- Ребята, а хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим.

Слайды «Узнай сказку»      СЛАЙД 24

1.   Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё,

Вы подскажите, как звали её?         (Красная Шапочка)

2. С букварём шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовётся эта книжка?

Как зовётся сам мальчишка?              (Буратино)   СЛАЙД 25

               

3.Кто работать не хотел, а играл и песни пел?

К братцу третьему потом прибежали в новый дом.

От волка хитрого спаслись, но долго хвостики тряслись.

Сказка известна любому ребёнку и называется…. («Три поросёнка»)   СЛАЙД 26

4.Подарит новое корыто, и новый дом, и слуг в придачу.

Но если уж она сердита, с ней вместе уплывёт удача!

Исчезнет всё, и в море зыбком растает…. («Золотая рыбка»)      СЛАЙД 27

5. Удивляется народ: едет печка, дым идёт,

 А Емеля на печи ест большие калачи!

 Чай сам наливается по его хотению,

 А сказка называется…    («По щучьему велению»)     СЛАЙД 28

6.Сидит в корзине девочка у Мишки за спиной.

 Он сам, того не ведая, несёт её домой.

 Ну, отгадал загадку? Тогда ответь!

 Названье этой книжки… («Маша и медведь»)           СЛАЙД 29

   НАЙДИ ЛИШНЮЮ БУКВУ.                СЛАЙД 30 

1 ряд: Буква Х (глухой)

2 ряд: Й (всегда мягкий)

СЛАЙД 31. Собери пословицу.

       С книгой поведёшься -                            как на крыльях летаешь.

       Кто много читает -                                   ума наберёшься.

       Книгу читаешь -                                       тот много знает.

СЛАЙД 32. РЕБУСЫ.

СЛАЙД 33. Фразеологизмы. Фразу закончить названием животного.                            

- упрям как...осёл

- хитёр как…лиса

- надут как…индюк

-мокрый как…курица

-труслив как…заяц

- нем как…рыба

- болтлив как…сорока

- здоров как …бык

- грязный как…свинья

-колючий как…ёж

Игра.    СЛАЙД 34

Среди слов найти те предметы, которые нужны в школе:

ОВРУЧКАК           ручка

МРАНЕЦНС          ранец

ТЕТРАДЬБ             тетрадь

РУКПЕНАЛ            пенал

ОЛАСТИКМ          ластик

ПАЛЬБОМГ          альбом

Чтение пословиц. СЛАЙД 35,36

Мало уметь читать, надо уметь думать.

Азбука – к мудрости ступенька.

Сперва аз да буки, а там и науки.

Грамоте учиться  всегда пригодится.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Кто много читает, тот много знает.

Книга – друг человека.

ВРУЧЕНИЕ ДЕТЯМ УДОСТОВЕРЕНИЙ И ПОДАРКОВ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.

Цели занятия:1.    Познакомить детей с правилами дорожного движения.2.    Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Внеклассное мероприятие "Прощание с Начальной школой" 4класс. Конспект мероприятия.

Внеурочная деятельность . Конспект "Прощание с Начальной школой"...

"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....