Экологический праздник "Её Величество Вода"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

 Ирина Михайловна Мельникова

Свойства воды, круговорот воды в природе, старая сказка на новый лад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_prazdnik.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Калачеевская СОШ №1

Мельникова Ирина Михайловна

Внеклассное мероприятие по окружающему миру. 3 класс.

Экологический  праздник «Её  Величество Вода».

Цели  занятия:

  • дать  представление  о  современном  состоянии  водных  ресурсов;
  • формировать  интерес  к  проблемам  окружающей  среды;
  • воспитывать любовь  и  бережное  отношение  к  природе.

Оборудование: 

  • экологические знаки, рисунки реки;
  • костюмы «капельки», «заяц», «царь», «мудрец», «рыбка»;
  • презентация «Вода»;
  • глобус

Ход  занятия:

Учитель:   Усаживайтесь  поудобнее,  я  расскажу  вам  сказку.

(слайд №1)

  Однажды  на  берегу  солнечно – лазурного  моря  один  человек  нашёл  старинный  сундук. Поднял  тяжёлую  заржавевшую  крышку,  а  там… В  сундуке было несметное богатство. В красных рубинах бушевало неугасающее пламя, бриллианты и жемчуга коварно заманивали в свои прекрасные сети.

  Быстро промчался не один десяток лет. Каждый день Человек брал из сундука по одной монете или камешку. Как – то раз Человек приказал подать тот самый старинный  сундук. Где – то на дне огромного сундука лежало несколько монет да десяток камней. Вот всё, что осталось от несметного богатства.

  Может ли это быть в реальной жизни? Может. Наша планета – главная «сокровищница» мира. Если каждое поколение людей будет «уносить с собой» по камешку, то вскоре «сокровищница» опустеет. Чтобы этого не произошло, чтобы на Земле можно было жить, мы должны сохранить нашу планету.

А без чего невозможна жизнь на планете?

Сегодня на нашем занятии мы поговорим  о её величестве Воде, о её значении для растений, животных и человека. Поговорим о том, как надо охранять и беречь воду. Беречь воду – значит беречь жизнь.

1 ученик.  Вы слыхали о воде?

                  Говорят, она везде!

                  В луже, в море, в океане

                  И в водопроводном кране.

(слайд №2)

2 ученик.   Как сосулька замерзает,

(слайд № 3)

                  В лес туманом заползает,

(слайд № 4)

                  Ледником в горах зовётся,

(слайд № 5)

                  Лентой серебристой вьётся

                  Средь высоких стройных елей,

(слайд № 6)

                   Рушится с горы потоком.

3 ученик.  На плите у вас кипит

                  Паром чайника шумит,

                  Растворяет сахар в чае.

4 ученик.  Мы её не замечаем,

                  Мы привыкли, что вода –

                  Наша спутница всегда!

(слайд № 7)

5 ученик.  Без неё нам не умыться,

(слайд № 8)

                  Не наесться, не напиться.

                  Смею я вам доложить:

(слайд № 9)

                  Без неё нам не прожить!

  Учитель:  Вода содержится в крови, входит в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу и удалять из организма вредные вещества. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды ему не обойтись.     (слайд № 10)

Мы встречаемся с водой каждый день. Посмотрите, как много нам всем нужно воды! А много ли воды на нашей планете? Хватит ли её всем? Давайте посмотрим на глобус. Наша планета голубая, с жёлтыми, коричневыми и зелёными пятнами. Голубое – это вода – океаны, моря, озёра, реки. Вода занимает больше половины поверхности земного шара. На глобусе есть и участки белого цвета. Это тоже вода, но особенная. Белым цветом обозначены льды и снега, которые никогда не тают!

- А какую воду мы пьём? Пресную или солёную?  (Пресную.)

Верно, человек не может пить солёную воду, а её – то как раз на земле намного больше, чем пресной. Послушаем, что расскажет нам учёный Всезнайка.

Всезнайка: Кажется, что воды на земле много, её должно хватать всем. Но это не так. Пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете немного. С  каждым годом чистой воды становится всё меньше, так как люди загрязняют водоёмы. Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы поступает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить десять тысяч товарных поездов. Даже в водах Арктики ученые нашли стиральный порошок.

Большой вред водоёмам приносит отравление нефтяными продуктами. От них погибают рыбы и другие животные, которые служат им кормом. Реки и озёра сильно мелеют, когда вокруг них вырубают леса. Закон об охране природы запрещает спускать в водоёмы вредные отбросы и сточные воды, вырубать леса вокруг водоёмов.

Учитель:   Назовите источники загрязнения воды.

         (слайд № 11)

А сейчас, ребята, мы отправимся с вами на берег реки и проверим, как там обстоят дела.

         (слайд № 12)

Ой, сколько здесь мусора!

Заяц: Стоп! Ни с места!

Девочка: Что с тобой, косой?

Заяц:  - Это я – то косой? Да косой тот, кто вчера со мной злую шутку сыграл.

Девочка: Какую ещё шутку?

Заяц: Да вот значит. Лежу я вчера под кустом, отдыхаю. Вдруг удар, ещё удар: по голове, по боку. Вскочил, смотрю по сторонам, ничего не понимаю. Вдруг вижу, что с полянки отдыхающие стреляют по кустам пустыми бутылками.

Девочка: Вот беда! Ну, а что потом было?

Заяц: Что – что! Оставили после себя горы мусора, сели в машину и уехали. Посмотри, сколько бумаги, консервных банок, осколков, полиэтиленовых пакетов валяется вокруг. Любой зверь пораниться может. Помоги мне убрать мусор. Один я не управлюсь.

Физкультурная минутка.  (Уборка мусора).

Учитель: Люди мусорят повсюду. Вот, например, пошли купаться, взяли с собой еду, чтобы подкрепиться, а  бумагу или пакет, в котором была еда, оставили на берегу реки. И невдомёк им, что пройдёт 2,3.5, а то и все 10 лет, пока эта бумага сгниёт и исчезнет. А вот чтобы не стало вот этого полиэтиленового пакета, понадобится больше 200 лет. Оставленные стеклянные бутылки могут сохраняться больше 1000 лет. А тем временем на берегах, полянах будет появляться всё новый и новый мусор. Но куда же его деть? (Надо собрать мусор и взять его с собой, а дома выбросить в мусорный ящик).

Верно. Никакой мусор, приносимый людьми, природе не нужен. Он ей вреден. Давайте – ка  посчитаем его «вредности».

           

  1. Вот вредность первая. В жаркую солнечную погоду кусочек разбитой  стеклянной бутылки может вызвать пожар. Он как увеличительное стекло, может поджечь траву от солнечного луча.   (Слайд №13).
  2. Вредность вторая. Мусор отнимает у растений и животных место для жизни. Представьте: здесь бы цветку вырасти или молодому деревцу, здесь бы мышке норку построить, но куча мусора мешает. (Слайд №14)
  3. Вредность третья. Мусор нарушает красоту природы. Чем будут любоваться люди, которые придут после нас?   ( Слайд №15)
  4. Вредность четвёртая. Весь мусор, который накопился на берегу, весной во время половодья смоет в реку. Купание станет опасным в такой реке.       (Слайд №16)

Учитель: Смотрите, нас встречает рыбка. Как живется тебе, рыбка, расскажи.

Рыбка:  

Трудно стало жить в реке:

Волге, Каме и Оке.

Ах, судьба моя жестока –

Негде спрятаться от стока.

Каждый норовит завод

Сбросить мусор в бездну вод.

Негде взять воды напиться,

Лучше сразу утопиться!

С ферм навоз течёт рекой,

Нарушает мой покой!

 - Почему рыбке так плохо стало жить в реке?  (Потому что промышленные предприятия загрязняют воду, люди бросают в воду мусор, захламляют отходами берега.)

Учитель: Кажется, дождик начинается.

(песня «Дождик»).

Прислушайтесь, капельки о чём – то говорят. Они только что расстались с тучей и полны планов на будущее.

1 – я капля: Как только приземлюсь, сразу же найду ручей. Вместе с ним побегу к реке. Вместе с рекой отправлюсь в море. И буду гулять на просторе с морской водой, поиграю с корабликами. А надоест – опять испарюсь в тучку. Как это грустно звучит – капля в море…

2 – я капля: Ничего хорошего в этой судьбе нет. Капля в море вовсе незаметна. Море огромное и капель в нём тьма – тьмущая. То ли дело отправиться в путешествие по подземным лабиринтам и пещерам, вместе с горным ключом пробить скалу и низвергнуться с высоты, став разноцветными солнечными брызгами.

3 – я капля: Смотрите, не сядьте в лужу. Ишь  размечтались, бездельницы! Поля и сады сохнут, ждут нас – не дождутся, а вы? Моря, реки, вулканы. Ерунда! Мы должны напоить жаждущие корни, стать сладким соком спелых плодов.

4 – я капля: Нет! Нет! Нет! Водяной пылью повиснуть над землёй, отразить солнечные лучи и стать разноцветной радугой – вот настоящая судьба. А если земля примет холодно, то разлиться туманами над заливными лугами, выпасть на траву серебристой росой и испариться обратно в тучу с первыми лучами солнца. Испарится водяной пар, превратится в облачко, потом в тяжёлые тучи и, подержавшись в вышине, выпадет дождём на землю.

Капельки: Здравствуйте, ребята. Мы снова на земле. Скажите, как называется постоянное движение воды в природе?  (Круговорот воды). Правильно, молодцы. А ещё мы хотим вам рассказать одну старую сказку на новый лад.

Старая сказка на новый лад.

(Сценка).

                    Капельки:   На планете  год от    года

                                        Человек  вредит  природе

                                         И  не  понял  он, чудак,

                                        Что  природа – не  пустяк.

                                         Он  зверей  и  пташек

                                        Жестоко  истребляет;

                                        Мусором, отходами

                                        Речки  засоряет.

                                         Он  привык  все  покорять,

                                        И  не  может  он  понять:

                                        Сам себе  ведь  он  вредит!

                                        Вот  что  сказка  говорит:

                                       В  море  остров  был  крутой,

                                        Город  был  на  нем  большой

                                       Весь  в  зеленых  насажденьях!

                                       Ах! Какое  наслажденье

                                       В  чудных  тех  лесах  гулять,

                                      Чистым  воздухом  дышать,

                                       По  лугам, полям  бродить,

                                       Ключевой  воды  испить!

                                       Море  вкруг  него  бурлит,

                                       Рыбой, крабами  кишит.

                                       Все  в  том  городе  богаты,

                                       Изб  нет – кругом  палаты.

                                       Правил  там – премудрый  царь.

                                       В  долгом  времени  аль  вскоре

                                      Приключилося  им  горе.

                        Царь:     Увеличить  чтоб  доход,

                                      Я  решил  завесть  завод,

                                      Чтоб  консервы  выпускать,

                                       За  границу  отправлять.

                                       И  валюта  день – деньской

                                       Будет  течь  в  казну  рекой!

                   Капелька:   Царско  слово  не  рушимо.

                                      Вскоре  был  завод  воздвигнут:

                                      Поршни  новые  блестят,

                                      На  трубе  огни  горят.

                                     В  море  лодки  выплывают,

                                     Сети  новые  бросают,

                                     Рыбу  ловят  там  и  тут,

                                     На  завод  ее  везут.

                                     Там  консервы  выпускают,

                                     За  границу  отправляют.

                    Рыбка:      Грязь  же  в  море  всю  сливают.

                                      От  нее  все  погибает.

                                      Если  в  сеть  не  попадешься,

                                      Так  в  отходах  захлебнешься.

                                      Жить  здесь  стало  очень  худо,

                                      Надо  плыть  скорей  от  сюда!

                Автор:         Много  времени  проходит…

                                     Вот  к  царю  гонец  приходит.

                    Гонец:     В  свете  есть такое  диво,

                                    Вот  идет  молва  правдива –

                                    Матерьялы  нынче  есть,

                                    Что  не  можно  глаз  отвесть:

                                    И  красивы  и практичны,

                                    И  легки  и  не  токсичны!

                                    Правду  молвят, или  лгут –

                                    Их  пластмассами  зовут.

                         Царь:  Это диво  я  хотел

                                    Перенесть  и  в  свой  удел!

                                    И  уж  выписать  готов

                                    Я заморских  мастеров,

                                    Трубы, технику…

                Капелька:   И  вот  стал  работать  химзавод.

                                    Здесь  пластмассы  выпускают

                                    За  границу  отправляют,

                                    И  валюта день – деньской

                                    Так  и  льется  в  казну  рекой!

                                    Дни за  днями – год  проходит,

                                    Вновь  к  царю  гонец  приходит.

                    Гонец:     Вокруг  нас  уж  целый  год

                                    Вот  о  чем  молва  идет:

                                    Жидкость  из  земли  качают,

                                    В  перегонку  отправляют,

                                    Да  в  машины  заправляют.

                                    Это  диво  там  и тут

                                    Черным  золотом  зовут.

            Три  девицы:   И, весь  остров  сотрясая,

                                     Появилась  буровая.

                                     Нефть  из  недр  Земли качают,

                                     За  границу  отправляют.

                                     И  валюта  день – деньской

                                     Так  и  льет  в  казну  рекой.

                                     Царь  доходы  все  считает,

                                     За  хозяйством  наблюдает.

                                     Тут  бы  сказку  и  закончить.

                                     Только  царь  встревожен  очень.

                                     Месяц  в  думу  погружен,

                                     Он  забыл  покой  и  сон.

                                     Мглой  окутан чудный  остров,

                                     Стало  жить  на  нем  не  просто.

                                     Чахнут  рощи  день  за  днем,

                                     Грязью  залит  водоем.

                                    Кислый  дождь  стучит  по  крыше,

                                    Пенья  птиц  давно  не  слышно.

                                    Все  живое  пропадает….

                                    В  общем,  остров  погибает.

                     Царь:     Чтобы  остров  мой  спасти,

                                   Я  к  мудрецу  решил  пойти.

                                  Что  мне  делать? Как  мне  быть?

               Мудрец:     Остров  чтоб  не  погубить,

                                   Буровую  ты  закрой,

                                   Очистные  здесь  построй,

                                   Вылов рыбы  ограничь,

                                   Площадь  леса  увеличь,

                                   Хвойных  больше посади,

                                   Да за  выбросом  следи,

                                   Чтоб  воздух  и  вода

                                   Были  чистыми  всегда.

                Автор:     Сказка – ложь, да  в  не  намек

                                  Добрым  молодцам  урок.

                                  Он  летит  над  всей  планетой:

                                  «Берегите  Землю  эту!»

                                  Он  кричит  всему  народу:

                                  «Надо  всем  беречь  природу»

                                  Коль  беречь  ее  не  будем –

                                  Сами  мы  себя  погубим

Учитель:  А откуда вода берётся в нашем кране?  (Вода попадает в кран из речки или скважины).

Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в речке, потом человек направил их в трубы. Но воду из реки пить нельзя, она не очень чистая. Для того чтобы вода стала безопасной для нас, её специально очищают, и только после очистки она попадает в кран. У нас в городе тоже есть водоочистные сооружения. Нам иногда кажется, что вода сама течёт из крана и поэтому её можно не экономить. Пусть льётся! Но это не так. Мы выяснили, что вода в кран поступает из реки. Представьте, что случится с рекой, если все люди будут оставлять краны открытыми, не будут бережно относиться к воде! Что случится? А случиться может беда…

(Слайд №17).

Ученик:

Течёт река издалека…

Течёт река…

Течёт река…

(Слайд №18).

Как хорошо, когда река

И широка, и глубока!

Над ней пышнее облака,

Свежей дыханье ветерка,

Стройнее, выше лес над ней,

И луг прибрежный зеленей!

Течёт река…

Течёт река…

Поит поля и города,

Несёт и лодки, и суда,

И рыбы ходят в глубине,

И раки ползают на дне…

Ты хороша, река, весной

И осенью,

И в летний зной!

Купанье! Что за благодать!

Кому – попробуй угадать!

Приятней плыть в живой волне:

Ребятам или ребятне?

Вся живность счастлива вполне!

Но что такое?

Караул!!!

Нет, нет, никто не утонул,

Нет, нет, как раз наоборот:

На мель садится  пароход

Средь бела дня.

Какой скандал!

Наверно, лоцман маху дал?

Да нет! Далеко до буйка,

Тут глубока была река.

Была. Вот именно – была.

Была, да видимо, сплыла.

Ах, реку мы не узнаём:

Река становится ручьём!

(Слайд №19).

Уже и лодки на мели…

Пловцы вдруг посуху пошли.

А рыбы? В горе и тоске

Бедняжки бьются на песке.

Так что же с ней стряслось, с рекой?

Увы, друзья, ответ такой:

Дошкольник Сидоров Иван

Забыл закрыть на кухне кран.

Вы скажете: какой пустяк!

Пустяк… Добро б ручей иссяк,

А то вон  из – за   пустяка

Пропала целая река!

(Слайд №20).

Учитель: Почему в реке исчезла вода? Как должны вести себя ребята, взрослые, чтобы реки и ручьи не исчезали?

(Слайды №21, №22, №23, №24).

Вода необходима в жизни человека, животных, растений. Но, к сожалению, очень часто мы неразумно её расходуем, забываем закрыть краны, бросаем мусор в водоёмы, загрязняя его.. А ведь мы с вами хозяева природы. И охранять её – наша главная задача. Земля такая маленькая. Давайте её беречь!

(Слайд №25).

Что же мы можем сделать, чтобы не расходовать воду напрасно?

(Слайд №26).

А сейчас расставьте экологические знаки около «реки» и определите, какие из них запрещающие, а какие разрешающие:

  • Вырубка леса.
  • Мойка машин.
  • Стиральный порошок.
  • Закрывать воду в кране.
  • Консервная банка.
  • Катание на лодке.
  • Купание.
  • Ловля лягушек.

Что они обозначают?  Запомните их сами и расскажите о них своим младшим друзьям.

Учитель:  Молодцы. Вы справились с заданием отлично. Я хочу каждому из вас подарить вот эти капельки. Это только капля в море незаметна, а если мы с вами каждый сбережём по капельке – получится целая река!

  (Слайд №27).

Берегите эту Землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

 Список   литературы:

1.Аржановская Н.В. Вода  в  жизни  растений, животных и человека.// Начальная школа. –  2005  №4

2.Брыкина  Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Н.П.//Нестандартные  и  интегрированные  уроки  по  курсу  «Окружающий мир» -  М. «Вако» 2008.

3.Воробьева Е.Г.. Максимова  А.Н., Садькова А.Я., Фомина А.Е. Совет  всех  существ// Начальная  школа – 2005 №5

4.Фадеева Г.А. // Экологические  сказки – Волгоград. – Учитель, 2004  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический календарь. День воды.

Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на тему: ...

Экологический час "Волшебная вода"

Разработка внеклассного мероприятия по экологии...

Экологический проект "Чистая вода- живая планета"

Разработка проекта с презентацией для использования в конкурсе,на уроке,на классном часу в 3 классе...

Экологический проект "Чистая вода-живая планета".

Данный проект был разработан для участия в городском конкурсе.Можно использовать на уроке окружающего мира в 3 классе....

III Всероссийский экологический урок "Хранители воды"

Участие учащихся в экологическом уроке «Хранители воды», целью которого являлось воспитание экологической культуры и экологической ответственности к окружающей природе. ...