Сценарий праздника "Прощание с азбукой"
классный час (1 класс) на тему

Оксана Витальевна Влавацкая

Праздник «Прощание с азбукой»

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1

г. Шимановска»

           

                   Урок – праздник

              «Прощание с АЗБУКОЙ!»

                              Влавацкая Оксана Витальевна
                                                 учитель начальных классов,
                                                высшая квалификационная категория

                                    2015 – 2016 уч.год 


                                     

Задачи  урока:

        1. Закрепление материала, полученного на уроках чтения;
       2. Развитие мышления, умения отвечать;
       3. Воспитание уважения, интереса к получению новых знаний.

                                                       Ход урок

I. Организационный момент:                                                                      Слайд 1
        -- Дорогие, ребята! Родители и гости! Вот вы и одержали первую школьную победу, благодаря трудолюбию и старанию. А любая победа – это праздник. Я предлагаю открыть наш праздник песней «Здравствуй, школа!».

Дети исполняют песню «Здравствуй, школа!».

II. Работа над темой урока:

        1. Вступительная беседа «С чего начинался путь к знаниям?»

        -- Сегодня мы все вместе празднуем вашу первую победу – вы научились читать и писать. А с чего начинался наш путь к знаниям?  (С азбуки.)

                             Прапрадедовской порой
                            Встали буквы в чёткий строй.
                            Строй как строй, да не простой -
                            Строй зовётся Азбукой.

        -- И не даром говорится:  «Азбука к мудрости ступенька.»             Слайд 2  Доска 

В 2016 году АЗБУКЕ  исполнится 1153 года.

Наши предки создали славянскую азбуку. Придумали её братья Кирилл и Мефодий.                                                                                                      

Эту азбуку назвали «Кириллицей».                                                           Слайд 3

Посмотрите, какие интересные названия были у букв: Пси, Зело, Червь, Ижица. А первые буквы – Аз, Буки, Веди. Отсюда и пословица:

                             «Аз да Буки, А там и науки.»                                          

        Но шло время, азбука менялась, постепенно появилась та, которой мы пользуемся.

В 1574 году составлена и напечатана первая на Руси печатная книга.      Слайд 4 

Точного названия она не имела, её называли по-разному – то Букварь,

то Грамматика. Эта книга хранится в музее в Москве и ей уже 442 года.

Первая азбука начиналась так:                                                                   Слайд 4

                         «Не будь ленив, но со всяким прилежаньем

                                 читай, внимай, слушай и твори.»

        А вот так учились дети в старину:

                             В старину учились дети -
                            Их учил церковный дьяк,
                            Приходили на рассвете
                            И твердили буквы так:
                            А да Б – как Аз да Буки,
                            В как Веди, Г – Глаголь
                            И учитель для науки
                            По субботам их порол.

                             Трудно грамота давалась
                            Нашим предкам в старину.
                            А девицам полагалось
                            Не учиться ничему.
                            Обучались лишь мальчишки.
                            Дьяк с указкою в руке
                            На распев читал им книжки
                            На славянском языке.

       В старину говорили:

                            «Корень учения горек, да плод его сладок.»                Слайд 5 

Сладок потому, что грамотный человек в мудрых книгах «черпал знания». Ну, а «горек корень» оттого, что грамоту в школяров часто вколачивали розгами. В каждом классе стояла корзина с розгами. Розга считалась серьёзным помощником воспитателя – ей даже посвящались стихи:  

                             Розга разум в голову детям погоняет.                          Слайд 5        
                            Розга родителям послушных детей творит.
                            Благослови, Боже, те леса,  
                            Которые розги родят на долгие времена.

        -- А вы знаете, что такое розга?  (Срезанная тонкая ветка, прут.)
       -- А в классе у нас есть такая корзина с розгами, как раньше? (
Нет.)
       -- А дома у вас?  (
Нет.)
       -- С тех пор всё изменилось. Наша Азбука без розг научила вас читать и писать, быть дружными, воспитанными и прилежными учениками.

        2. Игры от Пишичитая:

        -- Ребята, пока мы с вами вспоминали с чего всё начиналось, к нам пришло письмо. Давайте посмотрим от кого оно и что в нем написано.              Слайд 6

       «Письмо от Пишичитая из страны Букв:

Здравствуйте, ребята!

Я узнал, что вы прощаетесь с Азбукой. А вы буквы в самом деле знаете или обманываете? Для проверки знаний я посылаю вам задания и приглашаю вас в гости в мою страну. А вот как она называется, вы узнаете, если отгадаете загадку:

                            Крошки – птички сели в ряд
                           И словечки говорят.
                           С виду чёрные, кривые,
                           От рождения немые.
                           А как только встанут в ряд,
                           Сразу все заговорят.           (
Буквы)
Молодцы! Угадали! Я приглашаю вас в путешествие по стране Букв! Не забывайте во время путешествия выполнять мои задания!

                                                                                       Ваш друг ПИШИЧИТАЙ.»

Дети читают стихотворение Б.Заходера «Песенка-АЗБУКА»          

        -- Ну что ж, ребята, вы готовы отправиться в путешествие?   (Да.)
       -- Тогда в путь! А вот и первое задание. Отгадайте о чём пойдёт речь:

                            Буквы строго встали в ряд
                           Будто по линейке.
                           Каждый знает своё место
                           И уйти не смеет.
                           Все они стоят красиво,

                            По порядку, посмотри!

                            Ну, а ты теперь сумеешь
                           Повторить все 33?            

        -- Ну как, отгадали, о чём идёт речь?    (Алфавит)

        -- А вы хорошо знаете алфавит?   (Ответы детей.)

        -- Доказать сможете?    (Да.)                                                              

        -- Назовите все буквы в алфавитном порядке. (Дети называют алфавит.)

        -- Послушайте рассказы ребят о некоторых буквах нашего алфавита:    Слайд 7

                            Вот два столба наискосок,
                           А между ними – поясок.
                           Ты эту букву знаешь?
                           Перед тобою буква….      (
А)

                            Если сноп, как пояском,

                            Подпоясать колоском –

                            Сноп пшеницы на меже

                            Превратиться в букву….. (Ж)

                            Молоток я раздобыл,

                            Из дощечек букву сбил.

                            Сколько здесь дощечек? Три!
                           А какая буква?......            (
И)

                 

                            Вот топор. Полено рядом.

                            Получилось то, что надо:

                            Получилась буква…..       (Ы)

                            Все мы знать её должны

                            По белому полю

                            В туман и в снега

                            Бредут потихоньку                      

                            Бараньи рога. ………..      (З)

        -- Приступаем к новому испытанию. Оно посложнее и называется «Угадай-ка».                                                  Слайд 8

Ребята, я  покажу вам  рисунки, а вы попробуете узнать буквы. Если вы их угадаете правильно, то ребята прочтут стихотворения об этих буквах:

                                                                          Буква Т стоит на крыше
                                                                         Телевизор в доме том.

                                                                          Т в антенну превратилась

                                                                          И на крыше очутилась.

                                                                          Полумесяц в небе тёмном

                                                                          Буквой С повис над домом.

                                                                         На хоккее, на футболе
                                                                         Буква
П – ворота в поле.

                                                                           

                                                                          Вот качели – буква М!
                                                                         
Здесь качаться можно всем!

                                                                          Алфавит продолжит наш

                                                                          Буква Л – лесной шалаш.

        -- Умеете отгадывать загадки. Молодцы! Пора приступать к третьему заданию. Называется оно «Смекалка».            Слайд 9                                        

Чтобы правильно выполнить это задание, надо поставить  буквы в правильном порядке так, чтобы получились слова:                                                      

Ь  Л  Т  Ф  О  П  Е  Р                             ПОРТФЕЛЬ

Б  Е  У  К  Ч  И  Н                                  УЧЕБНИК

А  К  Г  И  Н                                           КНИГА

Ч  У  К  А  Р                                           РУЧКА

Й  К  Д  О  В  А                                      ДВОЙКА 

        -- Какое из слов лишнее?  (Двойка.)

        -- Почему?      (Двойка – это оценка.)

        -- Как назвать одним словом остальные слова?   (Учебные вещи.)

       

 -- Прежде чем приступить к следующему заданию Пишичитая, давайте немного отдохнём. Но с пользой – отгадаем кроссворд.                         Слайд 10

Вот и задания для кроссворда:                                                  

  1. Я тяжёл для неумелых рук,

А в руках умелых – стук да стук,

Я хороший друг для умелых рук.                   МОЛОТОК

         2.  Чёрен, да не ворон,

               Рогат, да не бык,

               Шесть ног, да без копыт,

               Летит – жужжит, сядет – замолчит.               ЖУК

         3.   Зелен и густ,

Стоит на грядке куст

Покопай немножко,

Под кустом   …….                                           КАРТОШКА

  1. Заворчал живой замок

Лёг у двери поперёк.                                       СОБАКА

  1. Без рук рисует,

Без зубов кусает.                                              МОРОЗ

  1. В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово дрозд – приятель,

И подпись ставит - …..»                                 ДЯТЕЛ

         7.   Длинноклювый, длиннокрылый

               Белый, с чёрною каймой,

               Встал на крыше он высокой,

               Возвратясь к себе домой.                               АИСТ

  1.  Нашумела, нагремела

Всё промыла и ушла,

И сады и огороды

Всей округе полила.                                        ГРОЗА

  1.  Я бегу струёй из крана,

 Бью струёй из-под земли.

 Укачаю в океанах

 Великаны – корабли.                                       ВОДА

      10.    Эй, звоночки – синий цвет,

               С язычком, а звону нет!                                  КОЛОКОЛЬЧИКИ

        -- В любом путешествии что-то теряется и что-то находят. Вещи, которые находят, сдают в «Бюро находок».

На доске появляется карточка со словом «Бюро находок».   _                Слайд 11

        -- И в нашем путешествии по стране Букв не обошлось без приключений. Посмотрите, что случилось. Буквы немного расшалились и перепутались. Найдите ошибки и исправьте их

На доске карточки с рисунками и словами:

                                                                       

                                   

                                                 

БИНТ                       КОРОВА                        ЛАЙКА                  КИСКА

Дети находят ошибки и исправляют их:

БАНТ                        КОРОНА                       МАЙКА                  МИСКА

        --Следующая станция – учебная                                                   Слайд 12

Здесь Пишичитай хочет посмотреть, как вы соберёте рассыпавшиеся слова

Мед             ка

Бар              тел

Дя               ведь

Бел             са

Ли               яц

За                сук

 

        --А вы знаете, что такое СКОРОГОВОРКИ?                Слайд 13

 

Белые бараны били в барабаны.

                                        Ученица – озорница получила единицу.

        Ребята произносят скороговорки

        --Следующая остановка РЕБУСЫ                                                Слайды 14-16

Ребята разгадывают ребусы: крот, бабочка, булка, гвоздика, подвал, сорока.

        

III. Итоги урока:

        1. Подведение итогов путешествия, награждение:

        -- Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы преодолели все испытания и выполнили все задания Пишичитая. Теперь – то уж он не будет сомневаться в нас. Ведь мы смогли доказать, что  знаем буквы и умеем читать.

 А по какой стране мы с вами путешествовали?    (По стране букв.)

        -- А кто живёт в этой стране?     (Буквы русской азбуки.)

                            33 родных сестрицы –

                            Писаны красавицы,

                            На одной живут странице

                            И повсюду славятся.                                                        

                            Ты эти буквы заучи,

                            Их три десятка с лишним,

                            А для тебя они ключи

                            Ко всем хорошим книжкам.

                            Вот и все они, друзья!

                            Подружитесь с ними, дети!

                            Вот они стоят рядком.

                            Очень плохо жить на свете

                            Тем, кто с ними не знаком!

         -- А вы знаете, чем награждают победителей?  (Медалями, дипломами, подарками, призами, грамотами.)

        -- А раз вы победители, значит, и вас ждут награды. Вы награждаетесь «Почётными грамотами» за успехи в обучении грамоте.

Каждому ученику вручается «Почётная грамота».

  1. Слово для поздравления предоставляется гостям и родителям.
  2. А ещё к нам пришли поздравительные телеграммы, но вот только я не могу понять от кого. М ожжет вы догадаетесь?

                ТЕЛЕГРАММЫ

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Всё ж попался….

Дорогие гости, помогите,

Паука –злодея погубите.

Все закончилось благополучно,

 только хвост остался в проруби.

Я очень расстроена,
нечаянно разбила

золотое яичко!

Спасите!  Нас съел серый волк

Дорогие наши дети!

Я пишу вам письмецо!

Я прошу вас: мойте чаще

Ваши уши и лицо.

                             

МОЙДОДЫР                КОЗЛЯТА-7           КУРОЧКА РЯБА                        ВОЛК        

                 МУХА-ЦОКОТУХА                                    КОЛОБОК

 

         -- Наш праздник предлагаю закончить песней «Азбука».             Слайд 17

Ребята исполняют песню «Азбука». 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Азбука к мудрости ступенька

Слайд 3

Кириллица Аз да Буки, а там и науки

Слайд 4

Не будь ленив, но со всяким прилежаньем читай, внимай, слушай и твори!

Слайд 5

Корень ученья горек, да плод его сладок. Розга разум в голову детям погоняет… Розга родителям послушных детей творит. Благослови, Боже, те леса, Которые розги родят на долгие времена!

Слайд 9

Ь Л Т Ф О П Е Р Б Е У К Ч И Н А К Г И Н Ч У К А Р Й К Д О В А ПОРТФЕЛЬ УЧЕБНИК КНИГА РУЧКА ДВОЙКА

Слайд 10

СОБАКА МОЛОТОК ИС ЖУК РОЗ М АРТОШКА ДЯ ЕЛ ГРОЗА ВОДА ОЛ К ЛЬЧИ

Слайд 11

БИНТ КОРОВА ЛАЙКА КИСКА Б А НТ КОРО Н А М АЙКА М ИСКА

Слайд 12

Мед ка Бар тел Дя ведь Бел са Ли яц За сук

Слайд 13

Белые бараны били в барабаны. Ученица – озорница получила единицу.

Слайд 14

б а

Слайд 15

е у ка

Слайд 17

Д А И Б В Ж Е З К


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий утренника "Прощай, азбука!"

Данное мероприятие в игровой форме помогает обобщить знания учеников 1 класса по программе обучения грамоте. Ребята отправляются на поиски пропавших букв. Им на пути встречается много преград. Красочн...

Сценария праздника " Сказочная Азбука"

Герои  сказок (первоклассники)  собрались в уютном  светлом зале и проводят Праздник Букваря. Гости восхищаются талантом и артистизмом маленьких первоклассников.Они благодарят своих учи...

Сценарий праздника "Спасибо, Азбука, за то, что научила нас читать!""

Данный сценарий можно использовать при подготовке праздника "Прощание с Азбукой", а отдельные элементы -  на уроках русского языка и литературного чтения....

Сценарий "Праздник Любимой Азбуки"

Сценарий праздника для 1 класса....

Сценарий праздника "Прощай, азбука!"

Сценарий праздника для учащихся 1 класса. Сценарий очень интересный: содержит стихи, песни. На праздник приходит много сказочных персонажей, роли которых исполняют учащиеся 5 класса....

Сценарий праздника "Прощай, Азбука"

Игровой и занимательный материал для проведения праздника....

сценарий "Прощание с Азбукой"

материал разработан с учетом малой наполняемости учащихся в 1 классе...