Сценарий праздника "Прощание с азбукой"
материал (1 класс) на тему

Куадже Зурет Муратовна

Сценарий праздника "Прощание с азбукой"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прощание с азбукой. Сценарий праздника

Составил учитель начальных классов Куадже Зурет Муратовна

                                                             (СЛАЙД 1)

Учитель.

   - Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок. Урок, на котором мы прощаемся с первой вашей книгой – Азбукой. Я вас приглашаю совершить кругосветное путешествие по ней.

На доске рисунки.

Учитель

– Какой вид транспорта перед вами? (СЛАЙД 2)

Дети.

   - Водный.

Учитель

   - На чем будем путешествовать?

Дети

   - На корабле, так как нас много.

Учитель

  - А на каком корабле – мирном или военном?

Дети

   - На мирном.

Учитель

- Что с собой возьмем?

Дети

   - Еду, воду, фотоаппарат...

Учитель

   - Ребята, чтобы попасть на этот корабль, нужно отгадать верно загадки.

1.

Я всех знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться.

Дети

   - Книга.

Учитель

2.

Черные, кривые,

От рождения немые.

А как только станут в ряд,

Сразу вдруг заговорят.

Дети

   - Буквы.

Учитель

3.

То я в клетку,

То в линейку,

Написать по мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я?

Дети

   - Тетрадь.

Учитель

   - Загадки отгадали, а теперь вспомните, какие бывают звуки?

Дети

   - Гласные, согласные, мягкие, твердые, глухие, звонкие.

Учитель

   - На доске написаны слова. Подберите нужное слово к схеме.

(Учитель показывает звуковую схему слова "моряк".)

На доске: (СЛАЙД 3)

Матрос      Моряк      Радист

Боцман      Капитан      Штурман

Дети

   - Это слово моряк.

Учитель

   - Вот мы и на корабле, но капитан не открывает дверь, пока не отгадаем это слово.

На магнитной доске:

АЗБУКА

(буквы перевернуты) (СЛАЙД 4)

– Пошел ты в школу первый раз,

   Принес ее ты в первый класс.

Дети

   - Азбука.

Учитель

   - Ребята праздник наш начался, а главной гостьи Азбуки еще нет. Давайте дружно позовем ее.

Дети 

   - Азбука! Азбука! Мы ждем тебя!

(под музыку входит Азбука)

Азбука

   - Здравствуйте, ребята!

   - Вы меня узнали?

   - Да, конечно, я  –  Королева Азбука, а все буквы мой подданные.

   - А, кто-нибудь знает, откуда взялось мое имя?

   - Прислушайтесь, какое красивое имя

    - Аз-бу-ка! 

   - Так что оно означает? (ответы детей)

   - Давным - давно у наших предков алфавит открывала буква А, но называлась она иначе –аз. Вторая буква, так похожая на современную Б, называлась – буки. Аз и буки вот и получилась азбука.

   - На праздник со мной пришла моя верная королевская дружина – все тридцать три богатыря. Они всегда помогут вам в трудную минуту. Но при одном условии: всех их вы должны знать по именам!

Исполняется песня «АЗБУКА» с презентацией.

Капитан

   - Молодцы! Верно. Теперь отправляемся в путь.

Вбегает Пират под музыку  «Пираты Карибского моря»

Учитель

   - Ой, а это кто хочет помешать нашему путешествию?

Дети

  - Пират.

Пират

   - Зачем вы тут собрались? Как вас много!

Дети

   - Сегодня мы прощаемся с первой нашей книгой – Азбукой!

Учитель

   - Давайте расскажем пирату, чему Азбука нас научила.

Ученик 1.

Букв сначала мы не знали,

Мамы сказки нам читали,

А теперь читаем сами,

Подружились сказки с нами.

Ученик 2.

Я с этой книжкой в первый раз

Пришел в свой первый, светлый класс,

Я эту книгу полюбил,

Я в ней все буквы изучил.

И как мне радостно сказать:

"Умею я теперь читать!"

Ученик 3.

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку просить:

"Прочти, пожалуйста! Прочти!"

Не надо умолять сестрицу:

"Ну прочитай еще страницу!"

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять и прочитать!

Пират

   - Да, важная и нужная книга – Азбука. Ребята, возьмите меня с собой путешествовать!

Дети

   - Конечно, мы очень рады, что тебе понравилась Азбука.

Пират

   - Спасибо! Давайте, ребята, пойдем в каюты.

На доске: (СЛАЙД5)

               

                                               КАЮТА

Учитель

   - Ребята, а что такое каюта на корабле?

Дети

   - Это помещение на судне для пассажиров или членов экипажа.

(СЛАЙД 6)

Учитель

   - Сколько слогов в этом слове?

Дети

   - Три.

Учитель

   - Какой слог ударный?

Дети

   - Второй.

Учитель

   - Определите, сколько букв и звуков в этом слове?

Дети

   - Пять букв, шесть звуков.

Учитель

   - Почему звуков больше, чем букв?

Дети

   - Буква ю обозначает два звука [й] и [у].

Учитель

   - Какие еще буквы и когда обозначают два звука?

Дети

   - Буквы е, ё, я – в начале слова, после гласных и твердого и мягкого знаков.

Учитель

   - Среди этих букв есть целое слово. Найдите его.

Дети

   - Я

Учитель

  - Все буквы в алфавите стоят на своих местах. Посмотрите на алфавит. Какая буква на первом месте?

(СЛАЙД 7)

Дети

   - Буква  А.

Учитель

   - А какая на последнем?

Дети

   - Буква  Я.

Учитель

   - Почему буква я последняя в алфавите?

Дети

   - Мы не знаем.

Учитель

   - Послушайте, дети, как интересно отвечает поэт С.Я. Маршак на этот вопрос.

Ученик

А эта буква оттого

Считается последней,

Что ты себя же самого

Не ставишь в ряд последний.

Не могут ждать у нас в стране

Почета, славы, чести

Те, у которых "я" да "мне"

Стоят на первом месте.

Народ толково и не зря

Расставил буквы букваря.

Вот и вам ни в коем случае нельзя хвастаться.

Пират

   - Ой, это и все буквы? Как мало букв в нашем алфавите?

Учитель

   - Да что ты, это не все буквы. Сколько, ребята, у нас букв?

Ученики:

1.

   - В нашем русском языке 33 буквы и 42 звука.

Есть гласные и согласные, а есть буквы, которые не имеют звуков.

   - Ну- ка буквы, стройтесь в ряд! Вот сейчас все заговорят!

2.

Гласные тянутся с песенкой звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

(Входят «гласные»)

Буква А сладка на вкус,

Словно сахарный арбуз.

Буква Е есть в слове «ель»,

Заметает ель метель.

Буква Ё  есть в слове «ёж»

Ты легко её найдёшь.

Буква И

И - игрушки,

И -  игра.

Любит игры детвора.

Буква О

О – похожа на колечко,

Словно шёрстка на овечке.

Буква У.

Замычит бурёнка : «Му-у!»

Узнаёте букву У?

Буква Ы есть в слове «бык»,

Травку бык щипать привык!

Буква Э.

Этот дом похож на ваш-

У него один этаж.

 Буква Ю.

Скачет Юля, как юла,

Хоть и ростиком мала!

Буква Я.

 Ты твердишь всё: «Я да я!

Всех умнее я, друзья!»

Не забудь, что буква Я –

Самая последняя!

Ведущая:

-Ну ка гласные встаньте в пары!

( Я - А,  Ё -О,  Е - Э,  Ю - У,  И – И )

Ведущая:

   - Вот вам буквы. Попробуйте, ребята, составить слово!

   - Что не получается!  

   - А почему?

   - Не хватает согласных! Давайте пригласим и эти буквы.

(Входят «согласные»)

3.

А согласные … согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Буква Й.

Йогурт из малины

Самый наш любимый!

Буква Л.

Лето, ливень, листопад,

Я любой погоде рад!

Буква М.

Букву М узнал я рано,

Ведь она есть в слове «мама»!

Буква Н.

Н – весёлый Новый год,

Скоро в гости к нам придёт!

Буква Р.

Р – рычит, как будто рысь,

Эй, меня остерегись!

Буква Х.

Веселится буква Х:

Хи-хи-хи да ха-ха-ха!

Буква Ц.

Кап-кап-кап – за каплей капля

Мелкий дождик моросит.

Буква Ц , как будто цапля

На одной ноге стоит.

Буква Ч.

Чашки, чайник, сладкий чай,

Что за буква? Отвечай!

Буква Щ.

Буква Щ есть в слове «щит».

От удара он трещит!

Буква Б.

По полю барашек белый

Тёмной ночью брёл несмело.

Блеял он: «Боюсь я! Бе-е-е!»

Узнаёте букву Б?

Буква В.

Буква В есть в слове « вол»,

Я её легко нашёл!

Буква Г.

Что за грохот? Что за гром?

Букву Г принёс нам гном.

Зацепился он за гвоздь

И упал наш бедный гость!

Буква Д.

Буква Д, как будто дом,

Я в деревне жил в таком.

Буква Ж.

Узнаёшь знакомый звук?

Буква Ж жужжит, как жук.

Буква З.

З  звенит, словно звонок,

Нас  торопит на урок.

Буква К.

Буква К, как куколка

Славненькая буковка!

Буква П.

П- прекрасные подарки

Принесли в пакете ярком.

Буква С.

С - свистит, словно свисток,

Удирайте со всех ног!

Буква Т.

Взял я толстую тетрадь,

Буду букву Т писать.

Буква Ф.

Я в лесу нашёл фиалку-

Только рвать фиалку жалко!

Буква Ш.

Я шуршу, как будто шина

Есть я в слове и «машина».

И собой я хороша!

Вы узнали букву Ш?

Ведущий:

   - Согласные,  найдите свои пары!

( пары: Б - П, В - Ф, Г - К, Д - Т, З - С, Ж - Ш.)

   - А вы почему не в парах?

Буквы:

   - А мы только звонкие!

   - Мы только глухие!

(«буквы» уходят, появляются «Ь» «Ъ»)

Ведущая:

   - А вы почему такие грустные?

Буквы Ъ и Ь:

   - Вы про нас забыли!

Ведущая:

   - Мы исправим ошибку.

   - А что вы про себя расскажете?

Твёрдый знак:

Знак я очень твёрдый, оттого и гордый.

Буквы в слове разделяю,

Только жаль, меня теряют!

Мягкий знак:

 Я – мягкий знак.

Меня найдёшь

И в слове « льёт»

И в слове «дождь».

Пират

   - Молодцы, буквы!

   - Ребята, что-то есть уже хочется. Не пора ли нам обедать?

 Капитан зовет всех.

Учитель

   - Ребята, к кому за едой будем обращаться на корабле?

Дети

   - К коку.

Учитель

   - А как называется столовая на корабле?

Дети

   - Камбуз.

Учитель

   - Вот и меню на сегодня. Давайте почитаем.

 На доске: (СЛАЙД 8)

Уха

Макароны по- флотски

Хлеб

Чай

– Что такое уха и макароны по-флотски?

Дети отвечают на вопросы.

– Ребята, какую пословицу нужно помнить, когда берешь хлеб?

Дети  (СЛАЙД 9)

Невелик кусок пирога, да стоит он много труда.

Хлеб к обеду в меру бери .

Хлеб драгоценность – его береги.

Хлеб – всему голова.

Пират

   - Ох, и наелись! Что скажем коку за обед?

Дети

   - Спасибо.

Капитан

   - А теперь, ребята, все на палубу. Отдохнем, исполним школьные частушки.

Ученик 1:        Мы собрали пап и мам,

Но не для потехи.

Мы сегодня рапортуем

Про свои успехи.

Ученик 2:

Мы в нарядах нынче новых,

И у всех счастливый вид,

Ведь сегодня мы досрочно

Изучили алфавит!

Ученик 3:        Разбудите меня ночью,

В самой серединочке,

Расскажу вам алфавит

Без одной запиночки!

Ученик 4:        Буквы гласные мы любим,

И все больше с каждым днем.

Мы не просто их читаем –

Эти буквы мы поем!

Ученик 5:        Тыщу слов в минуту нынче,

Как машинка, я строчу.

Я любую вашу книжку

Одним махом "проглочу"!

Ученик 6:        Мы простимся с Азбукой,

И рукой помашем,

И спасибо десять раз

Дружно хором скажем!

Капитан

   - Ну а теперь – все по местам!

На доске: (СЛАЙД 10)

Ярко светит солнце. Наш корабль бежит по волнам. У штурвала наш капитан Денис. Вот туча. Сильный ветер. Идет шторм. СОС!

Учитель

   - Прочитайте текст. Перед вами картинки. Расставьте их по порядку, чтобы они соответствовали этому тексту.

Дети выполняют задание.

– Что такое SOS!

Дети

   - Сигнал, обозначающий, что в море с кораблем случилась беда.

Учитель

   - Найдите в тексте опасные места. Объясните их, тем самым спасем корабль.

Дети находят изученные орфограммы.

Капитан

   - Молодцы! Спасибо, что помогли кораблю!

   -  Ребята, наш радист принял радиограмму. Прочитайте ее.

На доске: (СЛАЙД 11)

   - Внимание! Сказочная викторина! Доскажи словечко.

 Учитель:

   - В мире много сказок: грустных и смешных. И прожить на свете - нам нельзя без них. Все дети на свете любят сказки. Сначала им рассказывают их взрослые. Потом дети учат буквы и начинают читать сами. Так было всегда. А хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим.

«Сказочная викторина»

1. Снежная принцесса. (Снежная королева.)

2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)

3. Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)

4. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)

5. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)

6. Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)

7. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)

8. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)

9. Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)

10. Луковый мальчик. (Чипполино.)

11. Приключения Зазнайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)

Учитель:

   - Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»

Игра «Доскажи словечко»

  • Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома-

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче …

                                                (здравствуй)

  • Вылез крот на белый свет

И сказал ежу …                                                         (привет)

  • Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать …                                                                 (пожалуйста)

  • Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас - будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте любезны, будьте …                                         (добры)

  • Порвал воробей

Паутинные нити.

Чирикнул смущённо: - Меня …                                         (извините)

  • Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите …                                                         (до свидания)

  • Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить …                                                                 (спасибо).

Учитель

   - Ребята, пока мы еще на корабле, радист разрешил передать  привет родителям, которые находятся далеко на суше и очень переживают за вас.

Дети передают привет родителям.

Исполняется песня «Разноцветная игра»

– Вот и подошел конец путешествию. Но мы только прощаемся с первой вашей книгой, а впереди вас ждет множество путешествий по другим замечательным учебникам.

        Учитель:        Азбуку прочли до корки

Всем по чтению «пятерки».

Одолели вы науку медленного чтения

И теперь вам выдают удостоверения.

В том, что «Азбуку» прочли,

Полный курс наук прошли.

И теперь без передышки

Мы прочтём любые книжки!

( выдача удостоверений под фанфары)

Ученик:         Потрудились мы немало,

Много слов мы прочитали,

Позади нелегкий труд,

Впереди нас книги ждут.

Ученик:        Сегодня праздник необычный:

Спасибо, Азбука, тебе.

Ты столько знаний подарила,

Мы будем помнить о тебе.

Ученик:        До свидания, учебник!

А на следующий год

Ты других читать научишь,

Тех, кто в первый класс придет.

Все ученики хором:        Спасибо, тебе, Азбука!

Здравствуй, Литературное чтение.

Азбука

Вас сегодня не узнать:

Стали бойко вы читать!

Поумнели, возмужали!

И хочу сказать сейчас:

« Рада я, друзья, за вас!»

   - Сегодня, я  прощаюсь с вами ребята, но мои буквы останутся с вами в каждой книжке, на каждой страничке, в ваших тетрадях, в письмах и открытках, в афишах и на экранах телевидения. До свидания!

    Учитель

   - Сегодня в гости к нам пришла хозяйка книжного Царства, библиотекарь.

Под музыку входит королева книжного царства – библиотекарь,  Елена Фёдоровна

   - Дорогие ребята!

Теперь вы будете читать новую книгу – Литературное чтение.

С ней вы узнаете много интересного. Надеюсь, вы, с ней будете дружить, внимательно читать и беречь! Поздравляем вас с первой школьной победой – вы научились читать, благодаря своему трудолюбию и старанию.

Королева книг проводит игру «Да, нет»

Учитель:

   - А сейчас слово предоставляется родителям.

Вы получаете памятный подарок – книгу!

Желаем  вам дальнейших успехов в учебе!

 (Вручение книг под музыку)

Дети исполняют песню «Чему учат в школе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий утренника "Прощай, азбука!"

Данное мероприятие в игровой форме помогает обобщить знания учеников 1 класса по программе обучения грамоте. Ребята отправляются на поиски пропавших букв. Им на пути встречается много преград. Красочн...

Сценария праздника " Сказочная Азбука"

Герои  сказок (первоклассники)  собрались в уютном  светлом зале и проводят Праздник Букваря. Гости восхищаются талантом и артистизмом маленьких первоклассников.Они благодарят своих учи...

Сценарий праздника "Спасибо, Азбука, за то, что научила нас читать!""

Данный сценарий можно использовать при подготовке праздника "Прощание с Азбукой", а отдельные элементы -  на уроках русского языка и литературного чтения....

Сценарий "Праздник Любимой Азбуки"

Сценарий праздника для 1 класса....

Сценарий праздника "Прощай, азбука!"

Сценарий праздника для учащихся 1 класса. Сценарий очень интересный: содержит стихи, песни. На праздник приходит много сказочных персонажей, роли которых исполняют учащиеся 5 класса....

Сценарий праздника "Прощай, Азбука"

Игровой и занимательный материал для проведения праздника....

сценарий "Прощание с Азбукой"

материал разработан с учетом малой наполняемости учащихся в 1 классе...