Рабочая программа курса "Технология"
рабочая программа по технологии (1 класс) по теме

Кляхина Наталья Николаевна

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС. УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kursa_tehnologiya_1_klass.docx38.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Шапша

                                                                                                                            Утверждено:

Приказ №              от             2011 г.

Рабочая учебная программа

курса «Технология»

1 класс

Автор: Кляхина Наталья Николаевна,

учитель начальных классов

2011-2012 уч. год

Рабочая учебная программа

 курса «Технология» для 1 класса

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа курса «Технолгия» разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования, соответствущей требованиям ФГОС начального общего образования второго поколения, примерной программы начального общего  образования по технологии, авторской учебной программы Образовательной Системы «Школа 2100» О.Е. Куревиной, Е.А. Лутцевой «Технология» для четырехлетней начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ и соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования 2011 года (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, «2010), а также учебного плана МОУ СОШ д. Шапша на 2011-2012 уч. год

Учебный методический комплект:

  1. Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология «Прекрасное рядом с тобой». Учебник для 1 класса. – М.: Баласс, 2008г.
  2. Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология «Прекрасное рядом с тобой», 1 класс: Методические рекомендации для учителя. – Изд. 3-е, испр. –М.: Баласс, 2010г. – (Образовательная система «Школа 2100»

Количество часов на изучение программы     33 ч.

Количество часов в неделю                               1ч.

Общая характеристика учебного предмета:

Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живописи, непосредственности, эмоциональности восприятия окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, слушателя посредством включения ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке, является одним из ведущих, но недостаточным на сегодня оцененным средством развития личности ребенка.

Основные положения курса согласуются с концепцией Образовательной системы «Школа 2100» и решают задачи, связанные с:

  1. Формированием общего представления о культурно-материальной среде;
  2. Формированием эстетического компонента личности;
  3. Начальной технологической подготовкой младших школьников в процессе деятельностного освоения мира – трудовой художественно-творческой деятельностью.

Цели, задачи  и содержание курса технологии в начальной школе

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи курса:

  1. Расширение общекультурного кругозора учащихся;
  2. Развитие качеств творческой личности, умеющей:
  1. Ставить цель;
  2. Искать и находить решения поставленных учителем или возникающих в собственной жизни проблем;
  3. Выбирать средства и реализовывать свой замысел;
  4. Осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;
  5. Объяснять свои действия соответственно эстетическому контексту.
  1. Общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в образах;
  2.  Формирование эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.

Задачи курса реализуются через культурологические и технико-технологические знания, которые являются основой для последующей художественно–творческой деятельности и в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребенка.

Программый материал отражает требования обязательного минимума содержания образования по технологии, разнообразные по видам практические  работы, выполняемые учащимися, соответствуют единым требованиям – эстетичность, практическая значимость, доступность, а также целесообразность, экологичность.

Важной составной частью практических работ являются упражнения по освоению основных технологических приемов и операций, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных детям младшего школьного возраста. Упражнения являются залогом качественного выполнения целостной работы. Освоенные  через упражнения, приемы включаются в практические работы по изготовлению изделий.

 Методическая основа курса – организация максимально-продуктивной художественно-творческой деятельности первоклассников.

Продуктивная деятельность на всех этапах урока непосредственным образом связана с речевым развитием детей.

Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):

Эстетические понятия

  1.  Эстетическое в жизни и искусстве
  1. Эстетическое как категория
  2. Эстетический идеал
  3. Эстетический вкус: критерии – мера, гармония, тождество, соотношение
  1. Основы композиции
  1.  Мера – соотношение части и целого
  2.  Тождество – абсолютное равенство; зеркальность изображения
  3.  Гармония в  жизни и искусстве
  4.  Соотношение частей
  1. Из истории развития искусства
  1.  Искусство первобытного общества как утилитарная необходимость; связь утилитарного и эстетического

Эстетический контекст

  1.  Эстетическое в действительности и искусстве
  2.  Эстетический идеал в искусстве разных народов
  3.  Эстетический вкус народа и человека
  4.  Деталь как часть произведения искусства
  5.  Симметрия; орнамент; повторение и инверсия
  6.  Соотношение плоского  и объемного в искусстве: живопись,  рельеф –горельеф
  7.  Мозаика (витраж, панно); мозаичная техника в живописи
  8.  Понятие сюжета; чередование частей в изо, музыке, литературе, театре
  9.  Подражание природным явлениям в искусстве и дизайне

Содержание трудовой деятельности выстраивается по горизонтальным параллелям, что обеспечивает интегрированные связи.

Трудовая деятельность

О материалах.

Организация рабочего места при работе с разными материалами.

Об инструментах и приспособлениях.

О правилах пользования инструментами.

О конструкции.

Компоненты технологии

  1. Разметка
  2. Разделение заготовки
  3. Соединение деталей
  4. Отделка
  5. Сушка
  6. Профессии родителей
  7. Представление о художественно-декоративных промыслах и их мастерах: Гжель, Хохлома, Жостово.

Личностными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  1. оценивать жизненные ситуации (поступки, явления,  события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или  плохие;
  2. называть и объяснять свои  чувства и ощущения от созерцаемых предметов  материальной среды, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  3. – самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в  результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые  общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  4. – в предложенных ситуациях, опираясь на общие  для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и  задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в  1-м  классе является  формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. –  определять и  формулировать цель   деятельности на  уроке  с помощью учителя;
  2. проговаривать последовательность действий на уроке;
  3. – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий, образцов, работы с иллюстрацией учебника;
  4. – с помощью учителя объяснять выбор  наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  5. –  учиться  готовить рабочее место  и  выполнять практическую работу по  предложенному учителем плану  с  опорой на  рисунки учебника;
  6. –  выполнять  контроль точности разметки  деталей с  помощью шаблона.

Средством для  формирования этих  действий служит соблюдение технологии предметно-практической творческой деятельности;

  1. –  учиться совместно с учителем и  другими учениками давать
  2. эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  3. Средством формирования  этих  действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.
  4. Познавательные УУД:
  5. –  ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое  от уже  известного с помощью учителя;
  6. – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  7. – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  учебник, свой жизненный опыт  и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
  8. –  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  9. – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
  10. –  преобразовывать информацию из  одной  формы в другую –   в изделия.

Средством формирования  этих  действий служат учебный материал и  задания учебника, нацеленные на  1-ю  линию развития – умение чувствовать мир, его материальную культуру.

Коммуникативные УУД:

  1. – донести свою позицию до других: оформлять свою  мысль в рисунках, доступных для  изготовления изделий;
  2. слушать и понимать речь  других.

Средством формирования  этих  действий служит соблюдение технологии предметно-практической творческой деятельности. Совместно  договариваться   о  правилах  общения  и  поведения  в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса «Технология»  в

1-м классе является формирование следующих знаний и умений.

Знать

  1. – виды  материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;
  2. – конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
  3. – названия и назначение ручных инструментов и приспособления  шаблонов, правила работы ими;
  4. –технологическую последовательность изготовления  несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  5. – способы разметки: сгибанием, по шаблону;
  6. – способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
  7. – виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;

Уметь

  1. под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
  1. с помощью учителя  анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
  2. самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.

Уметь с помощью учителя реализовывать творческий замысел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...