"Ситцевый лоскуток. Солнышко" Технология 2 класс
план-конспект урока по технологии (2 класс) по теме

«Волшебный мир предков»

Тема:«Ситцевый лоскуток. Солнышко».

Цели:1. Познакомить детей с бытом, убранством избы славян.

Показать преемственность между бытом в древности и современностью.

 2. Развивать наблюдательность, логическое мышление, речь.

Обогащать словарный запас.

3. Научить создавать композицию из лоскутков в виде солнышка, работать с кусочками ткани, клеем, ножницами.

4. Воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа.

Оборудование:Шаблоны элементов солнышка, набор лоскутков, клей,

ножницы, картон, памятка по правилам работы с ножницами и клеем, текст описания царского приёма в Кремле, текст народной хороводной песни, диск с народной песней в обработке И.Крутого, магнитола, выставка поделок кружковцев, личные папки, плакат с оформлением интерьера русской избы, рушники с вышивкой, фартук с аппликацией, тексты народных закличек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sitcevyy_loskutok.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

«Волшебный мир предков».

Тема: «Ситцевый лоскуток. Солнышко».

Тип: комбинированный урок.

Цели: 1. Познакомить детей с бытом, убранством избы славян.

Показать преемственность между бытом в древности и современностью.

 2. Развивать наблюдательность, логическое мышление, речь.

Обогащать словарный запас.

3. Научить создавать композицию из лоскутков в виде солнышка, работать с кусочками ткани, клеем, ножницами.

4. Воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа.

Оборудование: Шаблоны элементов солнышка, набор лоскутков, клей,

ножницы, картон, памятка по правилам работы с ножницами и клеем, текст описания царского приёма в Кремле, текст народной хороводной песни, диск с народной песней в обработке И.Крутого, магнитола, выставка поделок кружковцев, личные папки, плакат с оформлением интерьера русской избы, рушники с вышивкой, фартук с аппликацией, тексты народных закличек.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Ученики: В фартуках занимают места за подготовленными столами. Парты сдвинуты в виде длинного стола, накрыты скатертью (клеёнкой).

Учитель: Сядет тот, кто назовёт главный собор Кремля.

Ученики: Успенский собор.

Учитель: Кто назовет, как раньше назывался приём пищи?

Ученики: Трапеза.

Учитель: Дворец в Кремле, в котором жили великие князья и цари с семьями?

Ученики: Теремной.

Учитель: Палата, в которой принимали послов?

Ученики: Грановитая палата.

Учитель: Глава Русской Церкви, живший раньше в Кремле

Ученики: Патриарх.

Учитель: Одно из любимых занятий князей и царей?

Ученики: Охота.

Учитель: Птица, с помощью которой охотились?

Ученики: Сокол.

Учитель: Кто раньше не допускался до парадных царских пиров и приёмов послов?

Ученики: Женщины.

II. Повторение изученного материала.

Учитель: Мы с вами постепенно знакомимся с жизнью людей в Древней Руси. Познакомились с особенностями царского приёма в Кремле 16 века. И вы знаете убранство Кремля, обычаи прошлых лет. Прошу вас прочитать описание царского приёма в Кремле. Иностранный путешественник, посетивший этот приём, сделал в своём описании 10 грубых  ошибок. Найдите ошибки и подчеркните их в тексте.

Текст.

        Часа через два нас пригласили на прием к русскому царю. В огромной палате нас встретили царь и царица в длинных серебряных одеждах. Царские дочери поднесли нам хлеб и соль.

      Столы были накрыты чистыми скатертями. Вокруг них на стульях сидели князья и бояре. Нас посадили напротив самого государя. Исстари ведется, что перед обедом царь сам рассылает каждому присутствующему хлеб. В ответ все должны кланяться. Пока расставляли посуду, в зал вошли несколько стольников в блестящих одеждах и вынесли жареных лебедей. Царь сам разрезал их на куски и рассылал гостям, называя каждого по имени.

По приказу государя бояре должны приходить на пир с чисто выбритыми лицами.

      Все блюда, кубки, чаши, вилки, ножи были сделаны из чистого золота. Кушанья ставили на стол не все вместе, а сперва подавали одно, потом другое, третье, и так до последнего. Во время пира звучала музыка, и устраивались танцы. Потом подавали чай и кофе.

        Всего было вдоволь – русский царь щедр и богат. Пир закончился, когда зажгли лампы.

III. Сообщение темы и цели занятия.

Учитель: Тема нашего сегодняшнего занятия « Ситцевый лоскуток». Само название говорит, с каким материалом мы будем работать.

Ученики: С тканью, ситцем.

Учитель: В стародавние времена люди жили бедно и экономно. Поэтому после использования тканей оставшиеся лоскутки не выбрасывали, а пускали в дело. Соединяли цветные лоскутки, сшивали их и изготавливали различные изделия: орнамент на фартук, лоскутное одеяло или штору. Таким образом, люди стремились украсить своё жильё. Вот и мы сегодня будем украшать свой интерьер. Вам нужно угадать, прочитав народные заклички, в виде чего будет ваше панно.

Ученики: 

Радуга – дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка –

Колоколнышка.

Солнышко, пеки!

Золотеюшко, пеки!

У нас пироги,

За рекой батоги.

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко –

Дам тебе веретёшечко,

Насыплю горошечка.

Ученики: Панно будем выполнять в виде солнышка.

Учитель: Совершенно верно – это солнышко. Как вы думаете, почему  изображение солнца люди использовали, украшая свою жизнь?

Ученики: Солнце – символ жизни, благополучной жизни и т. д. Рассматривают представленные в экспозиции изделия.

Учитель: Читая заклички, вы встретили незнакомые слова. Познакомимся с их значением.

     Веретёшечко – судя по смыслу, это название какой-то еды. Так на Печёре называют детскую посуду. В Сибири, где записан этот текст, веретёшкой именуют рыбу – стерлядь.

     Батоги – палки. Толстые прутья.

IY.  Практическая работа.

Учитель: Прежде чем приступить к выполнению панно, необходимо вспомнить правила безопасной работы с ножницами и клеем.

Ученики: Называют правила работы с ножницами, клеем, правила организации рабочего пространства, используя опорную таблицу.

Учитель: Приступаем к выполнению основной работы по плану: (текст плана на доске)

  1. Изготовь по шаблону, выбрав соответствующую ткань, 8 лучей солнца.
  2. Изготовь по шаблону середину солнца, выбрав соответствующую ткань.
  3. Расположи заготовки на картоне и приклей их.

Учитель: Приступаем к выполнению изделия. (Во время выполнения изделия звучит тихая народная музыка).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Учитель: В стародавние времена люди развлекались пением песен и хороводами в процессе работы. Предлагаю и вам поводить хоровод под народную песню.

( Звучит народная песня в исполнении учеников.)

Скажи, скажи, воробышек,

Скажи, скажи, молоденький,

Как старые ходят,

Как они гуляют?

Скажи, скажи, воробышек,

Скажи, скажи, молоденький,

 Скажи, скажи, воробышек,

Скажи, скажи, молоденький,

Как молодые ходят,

Как они гуляют?

Они эдак и вот эдак,

А все они эдак!

Скажи, скажи, воробышек,

Скажи, скажи, молоденький,

Как молодцы ходят,

Как они гуляют?

Они эдак, и вот эдак,

А все они эдак!

 Скажи, скажи, воробышек,

Скажи, скажи, молоденький,

Как девицы ходят,

Как они гуляют?

Они эдак и вот эдак,

А все они эдак!

Весь интерес хороводной игры сосредоточен в игровых действиях "воробышка", который, как видно из песни, изображает все, о чём просят.

Y. Завершение работы.

Ученики: Работают самостоятельно.

Учитель: Помогает испытывающим трудности ученикам.

YI. Итог занятия.

Учитель: Расскажите о своём изделии по плану:

 -Из каких материалов я изготовил панно.

 -Что обозначает солнце, как символ в народном творчестве.

 -Для чего я могу использовать моё изделие "Солнышко".

 -Какое у вас возникает настроение, глядя на это "Солнышко"?

( Выслушиваются ответы детей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Кружок « Волшебный лоскуток»

Программа «Волшебный лоскуток» предложена для учащихся 7-11 лет и рассчитана на реализацию в течение 4 лет. Программа направлена на формирование художественно-творческих способностей через обесп...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Текстильный коллаж по теме "Ситцевое многоцветье"

Презентация используется при работе над темой "Ситцевое многоцветье" по программе Т.Я.Шпикаловой Изобразительное искусство и художественный труд (УМК Школа России) Это первый после летних каникул урок...

Мастер-класс «Забавный лоскуток». Игрушка как образ традиционной культуры и средство духовно-нравственного воспитания ребёнка.

Мастер-класс для педагогов. Знакомит с разделом программы духовно-нравственного воспитания«Детский народный календарь  как инструмент для сбережения национального своеобразия в многоликом м...