Рабочая программа по ИЗО и технологии 2 класс
рабочая программа по технологии (2 класс) по теме

Мухаметзянова Айсылу Фаргатовна

Рабочая программа по ИЗО и технологии  2 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izo_i_tehnol.docx42.19 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Рабочая  программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая  программа распределяет учебные  часы  по крупным разделам курса, а также определяет конкретные виды изобразительной деятельности учащихся.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечивания, формирования нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы Б.М. Неменского.

Второй год обучения в начальной  школе развивает знания и представления детей о трех формах художественной деятельности - изобразительной, декоративной, конструктивной, заложенных в первом классе.

        Задача – введение детей в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, в год - 34 часа.

Для реализации программного содержания используются:

  1. Л.А. Неменская, Искусство и ты: учебник для 2 класса. Москва, Просвещение, 2009 год.
  2. Л.А. Неменская, Уроки изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского: методическое сопровождение учебника. Москва: Просвещение, 2009

Тематическое планирование

№ п/п

Содержание

Количество часов

1

Чем и как работают художники

8

2

Реальность и фантазия

7

3

О чём говорит искусство

10

4

Как говорит искусство

9

Основное содержание

     Содержание рабочей  программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

      Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программы  формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

     Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

      Наряду с основной формой организации учебного процесса –уроком  рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

      Основные межпредметные связи осуществляются с уроками

музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

     Изобразительное искусство является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Программа воплощает в себе новый подход к художественно-творческому развитию школьников, который заключается в постановке и реализации принципиально новых задач художественной педагогики, из которых ведущая - формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной. На каждом занятии педагог формирует нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное, художественно-творческую активность, интерес к внутреннему миру, к сознанию своих личных связей с искусством, развивает умения и навыки художественной деятельности, приобщает детей к миру профессионального искусства, красоте природы, человека. Умения и навыки изображения усваиваются в процессе создания художественного образа, решения творческой задачи.

В основе лежит четкая последовательность приобщения ребенка к связям искусства с его личностью: от понимания образности самих художественных материалов к осознанию их как средства художественного языка, то есть способов выражения своих чувств и отношения жизни.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма,  пропорции,  пространство, светотональность,  цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.

Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных: видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Основные содержательные линии

В рабочей  программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

     

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

        Дата

Приме

чание

План

Факт

Чем и как работают художники (7 часов)

1

«Цветочная поляна». Три основных цвета.

1

2

«Радуга на грозовом небе». Пять красок – богатство цвета и тона: гуашь

1

3

 «Осенний лес». Выразительные возможности других материалов (графические: пастель, мелки)

1

4

«Осенний листопад  - коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации»

1

5-6

«Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объёме

2

7

«Игровая площадка» для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги

1

2Реальность и фантазия (8 часов)

8-9

«Наши друзья: птицы». Рисунок птицы (ворона, журавль, голубь, петух и др.) с живой натуры, чучела или таблицы. Изображение и реальность

2

10

«Сказочная птица». Изображение и фантазия

1

11

«Узоры и паутины». украшение и реальность, украшения в природе

1

12

«Обитатели подводного мира». Украшение и реальность

1

13

«Кружевные узоры». Украшение и фантазия

1

14

«Подводный мир». Постройка и реальность

1

15

Постройка и фантазия

1

О чём говорит искусство (10 часов)

16

«Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись

1

17

Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Весёлый и грустный клоуны»)

1

18

Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении

1

19

Образ сказочного героя. Художественное изображение в объёме

1

20

«С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях

1

21

«Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения

1

22

«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов

23

«Морозные узоры». Украшение и реальность

1

  24 - 25

«Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев

1

Как говорит искусство (9 часов)

26

«Огонь в ночи» («Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «тёплые» и «холодные» цвета

1

27

«Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («Весенняя земля»)

1

28

Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий

1

29

«Дерево». Линия, как средство выражения. Характер линий

1

30

«Птицы». Ритм пятен как средство выражения

1

31

«Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цветная аппликация)

1

32

«Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка)

1

33

«Весна идёт». Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности

1

34

Музеи искусств

1

Требования

 к уровню подготовки обучающихся

К концу второго года обучения обучающиеся должны

получить начальные сведения:

  1. с основными видами и жанрами изобразительного искусства и получить начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
  2. основными средствами композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);
  3. простейшими сведениями о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;
  4. начальными сведениями о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственные и падающие тени), о зависимости освещения предмета от силы и удалённости источника освещения;
  5. делением цветового руга на группу «холодных» и «тёплых» цветов, промежуточный зелёный, на хроматические и ахроматические цвета;
  6. начальными сведениями о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;
  7. начальными сведениями о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;
  8. понятием о видах изобразительного искусства;
  9. ролью фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;
  1. о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
  2. с особенностями работы акварельными и гуашевыми красками;
  3. о рисунке (живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре).

уметь:

  1. высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);
  2. стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
  3. правильно сидеть за партой (столом), без напряжения и свободно проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
  4. использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
  5. использовать навыки компоновки;
  6. передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;
  7. передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних – выше, ближние предметы крупнее равных им, но удалённых и т.п.);
  8. применять приёмы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов (акварель, гуашь, и др.), уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
  9. менять направления штриха, линии, мазка согласно форме;
  10. составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщённых и переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;
  11. лепить несложные объекты (фрукты, животных, фи

Литература

  1. Л.А. Неменская, Искусство и ты: учебник для 2 класса. Москва, Просвещение, 2009 год.
  2. Л.А. Неменская, Уроки изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского: методическое сопровождение учебника. Москва: Просвещение, 2009

Пояснительная записка

Программа по технологии разработана на основе требований Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и концептуальных положений развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа».

В соответствии с концептуальным положением системы программа по технологии учитывает опят ребёнка и тот образ мира, который определяется его природно-предметной средой. Это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, но и опыт сельской жизни с естественно-природным ритмом, с удалённостью от крупных культурных объектов. Этот опыт учитывается в содержании учебных заданий, в выборе технологических приёмов и поделочных материалов, естественных и доступных для учащихся не только городских, но и сельских школ.

Деятельностный подход к процессу обучения обеспечивается формированием у школьников представлений о взаимодействии человека с окружающим миром , осознанием обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества, формированием универсальных учебных действий (УУД), способствующих усвоению начальных технологических знаний, простейших трудовых навыков и овладению первоначальными умениями проектной деятельности.

Изучение курса «Технология» рассчитано во 2 классе – 34 часа в год (1 час в неделю);

Целью данного курса является развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Цель обучения и значение предмета выходит далеко за рамки усвоения учащимися конкретных технологических операций. Предмет «Технология» является опорным в проектировании универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности – целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т.д. – предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.

Программа по технологии в соответствии с требованиями стандартов предусматривает решение следующих задач:

  1. развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера, умений работать с различными источниками информации;
  2. освоение содержания, раскрывающего роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий; – овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми и конструкторско-технологическими умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно-значимых объектов и общественно значимых предметов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
  3. воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности, формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества;
  4. развитие коммуникативной компетентности, формирование мотивации успеха и достижений, умений составлять план действий и применять его для решения практических задач.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

  1. Простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки;
  2. Анализ конструкций, их свойств, условий и приёмов их создания;
  3. Моделирование, конструирование из различных материалов;
  4. Решение доступных конструктивно-технологических задач, простейшее проектирование, практика работы на компьютере.

В содержании обучения большое значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерная особенность учебного предмета в связи с внедрением в учебно-образовательный процесс требований Федерального стандарта второго поколения – практико-ориентированная направленность предлагаемого содержания, сформированность элементарных общетрудовых навыков, овладение универсальными учебными действиями; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора.

Программу обеспечивают:

  1. Рагозина Т.М, Гринева А.А., Технология. 2 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.,2012
  2. Рагозина Т.М, Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология.. 1-4 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.
  3. Авторская программа по технологии Т.М. Рогозиной, И.Б. Мыловой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2012 г. – Ч.2:
  4. Проект «Перспективная начальная школа» , разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Тематическое планирование

Содержание

Количество часов

1

Природные материалы

8

2

Пластичные материалы

3

3

Бумага

7

4

Текстильные материалы

6

5

Конструирование и моделирование

8

Трудовая деятельность человека весной

2

Итого:

34

Основное содержание

Природные материалы (8 ч)

Практическое применение природного материала в жизни. Бережное отношение к природе как источнику сырья.

Растительные природные материалы: листья, веточки, семена и плоды растений, солома. Минеральные материалы: яичная скорлупа.

Подготовка растительных материалов к работе: сбор цветущих растений в сухую погоду, сортировка материалов по цвету, размеру, форме; хранение. Подготовка яичной скорлупы для работы.

Инструменты и приспособления для обработки природного материала: ножницы, кисточка для клея, карандаш, подкладная дощечка. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц.

Основные технологические операции ручной обработки природного материала: разметка деталей на глаз, резание ножницами, капельное склеивание деталей и по всей поверхности, окрашивание, отделка аппликацией, сушка.

Практические работы: изготовление аппликаций по рисункам.

Искусственные материалы

Пластичные материалы (3 ч)

Пластилин и его свойства: пластичность, способность сохранять форму. Инструменты и приспособления для обработки пластилина: стеки, подкладная дощечка.

Основные технологические операции ручной обработки пластилина: сплющивание (расплющивание), прижимание.

Практические работы: лепка моделей предметов живой природы (грибов), декоративных композиций по рисункам.

Бумага (7 ч)

Практическое применение бумаги в жизни. Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликаций, для принтера, копирка, альбомная. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, толщина.

Выбор материала для изготовления изделия с учётом свойств по его внешним признакам. Экономное расходование бумаги при разметке: на глаз, складыванием, сгибанием, по шаблону, по клеткам, по линейке. Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – простейший чертёж, схема. Назначение линий чертежа (контурная, размерная, линии надреза и сгиба). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, схеме.

Инструменты и приспособления для обработки бумаги: карандаш простой, ножницы, фальцовка, линейка, кисточка для клея, шаблон, подкладной лист. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц.

Основные технологические операции ручной обработки бумаги и картона: разметка, надрезание, вырезание, гофрирование, сгибание, сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, кнопкой), отделка аппликацией, сушка.

Практические работы: изготовление конвертов, новогодних игрушек, этикеток, гофрированных подвесок-кукол, рамок.

Текстильные материалы (6 ч)

Практическое применение текстильных материалов в жизни. Виды тканей, используемых на уроках: ткани растительного происхождения (хлопчатобумажные и льняные). Лицевая и изнаночная сторона тканей. Экономное расходование ткани при раскрое от сгиба по выкройке прямоугольных деталей.

Нитки и их назначение. Свойства ниток: цвет, прозрачность, толщина..

Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройка. Приёмы рационального и безопасного использования игл и булавок.

Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, сшивание деталей из ткани и украшение изделий ручным швом «вперёд иголку», обработка края ткани швом «через край», вышивание швом «вперёд иголку с перевивом», наматывание ниток на кольца, связывание ниток в пучок.

Практические работы: изготовление мешочков для хранения предметов, одежды для соломенных кукол, игрушек из помпонов.

Конструирование и моделирование (8 ч)

Общее представление о современном транспорте, используемом человеком в воздухе и на воде (назначение, исторические аналоги, общее представление о конструкции).

Изделие, деталь изделия.

Конструирование и моделирование несложных технических объектов по схеме и простейшему чертежу.

Практические работы: создание вертушек и моделей самолётов, динамической модели.

Трудовая деятельность человека весной - 2

                                      Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

        Дата

Приме

чание

План

Факт

Природные материалы – 8

1

Первичный инструктаж по ТБ на рабочем месте.

1

2

Приметы осени. Осенние заботы. Правила сбора и хранения и обработки природного материала

1

3

Аппликации из природных материалов. Панно «Животный мир»

1

4

 Аппликация «Цветы» из осенних листьев

1

5

Панно из засушенных растений «Цветочный хоровод»

1

6

Коллекция насекомых, сделанных из семян

1

7-8

Декоративная композиция из семян «Подводный мир»

2

Пластичные материалы – 3

9

Грибы из пластилина

1

10

Композиция «Космос»

1

11

Поделки из цветной массы для моделирования

1

Бумага – 7

12

Этикетки

1

13

Конверты

1

14

Рамка

1

15-16

Олимпийские талисманы

2

17

Новогодние гофрированные игрушки

1

18

Мозаичная аппликация из бумаги

1

Текстильные материалы – 6

19-20

Мешочек для всякой всячины

2

21-22

Сувениры из яичной скорлупы

2

23-24

Веселый зверинец

2

Конструирование и моделирование – 8

25-26

Вертушка

2

27

Модель планера

1

28

Птицы. Динамическая модель

1

29-30

Бумажный змей (конкурс проектов)

2

31-32

Весенняя регата (конкурс проектов)

2

Трудовая деятельность человека весной – 2

33-34

Трудовая деятельность человека весной. Работа на пришкольном участке. ТБ при работе на пришкольном участке.

1

Требования к уровню подготовки учащихся

Обучающиеся научатся:

рассказывать о практическом применении природных материалов и бумаги в жизни;

рассказывать о мастерах своего региона и их профессиях, связанных с обработкой природных материалов;

рассказывать о профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с воздушным и водным транспортом;

использовать информацию из словаря учебника при выполнении заданий;

работать в малых группах;

выполнять доступные действия по самообслуживанию (подбирать материалы и инструменты для работы, пришивать пуговицы с двумя отверстиями);

применять приемы безопасной работы ручными инструментами: режущими (ножницы), колющими (швейные иглы);

экономно размечать материалы на глаз, по клеткам и по линейке;

отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (бумаги, природных, пластичных, текстильных) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;

анализировать информацию из словаря;

выполнять практическое задание с опорой на простейший чертеж;

создавать простейшие конструкции по простейшему чертежу и функциональным условиям.

Обучающиеся получат возможность научиться:

понимать культурные традиции своего региона, отраженные в рукотворном мире, и уважать их;

понимать особенность проектной деятельности и осуществлять ее под руководством учителя;

работать в малых группах.

Литература

  1. Рагозина Т.М, Гринева А.А., Технология. 2 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.,2012
  2. Рагозина Т.М, Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология.. 1-4 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.
  3. Авторская программа по технологии Т.М. Рогозиной, И.Б. Мыловой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2012 г. – Ч.2:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...