Проектная деятельность младших школьников.
методическая разработка по технологии по теме

Шнырова Ольга Валерьевна

Начнём с того, что человек всю жизнь проектирует, не всегда осознанно, интуитивно. Навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь.  В настоящее время проектная деятельность является самостоятельным видом деятельности, овладевать которым возможно не стихийно, на бытовом, житейском уровне, а целенаправленно, в процессе специально организованного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_rukovodstvo.doc583 КБ

Предварительный просмотр:

                        Методическая разработка

Проектная деятельность  младших         школьников

                                            Выполнила:

Шнырова Ольга Валерьевна

Учитель начальных классов

 высшей категории

 ( стаж 20 года)

МОУ СОШ № 7

                                        Дзержинск

                                                                      2008 г.

               Творческий проект «Друзья детства -  игрушки ».

Наши дети способны

 совершить Чудо…

                                                                                           

                                                       Потребность.  

   Нам хочется порадовать своих родителей, вернуть их ненадолго в мир детства. Нам хочется подарить  особенный подарок. Он должен стать приятным сюрпризом для них.

                                                                Цели:

1.Совершенствование своих возможностей в области проектной деятельности.

- Разработка и выполнение творческого проекта.

- Оценка проделанной работы.

2.Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке).

3.Развивать фантазию, воображение, желание самостоятельно вылепить поделку, опираясь на умения полученные ранее.

                                                          Исследование

Современное декоративно-прикладное искусство очень разнообразно - это керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое.
Мы вспомнили о волшебных свойствах лепки, не классической, по старинке – из глины и пластилина, а более новой - соленое тесто. При этом постарались сравнить свойства различных материалов, используемых по этой технологии.
Наша цель - познакомить с возможностями теста, с его историей, с технологическими возможностями этого удивительного материала, показать свои творческие работы.
Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, но и многих взрослых.
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделить главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах.
Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки, мышц пальцев, ловкость рук, воспитывает аккуратность и терпение. Тесто - материал мягкий, удивительно пластичный, податливый, дышащий, нежный, не пачкает рук. Любое прикосновение пальцев оставляет на нем след, своеобразный узор.

   В народе издавна отметили пластические свойства теста и лепили из него самое разные фигуры. Это "жаворонки" - булочки в виде птиц, с которыми встречали весну, баранки, "козули", которыми одаривали своих друзей к Новому году и Рождеству.
Жизнь наших предков переплеталась обычаями и обрядами, укладом которых было почитание отцов и дедов, связь с природой и труд. Эти добрые времена утверждали и оставляли после себя добрые традиции. Много праздников чтил наш народ, а где праздник, там подарки и угощения, вкусные и нарядные пряники. Пряники медовые - гостинцы добрые, они и глаз развеселят и рот потешат. Весну примечали масленицей. Неделю блинцами баловались, круглыми, румяными, горячими, как солнышко. Птицы потянулись в наши края, пора опять тесто месить, жаворонков выпекать. В России уважали хлеб. Он всему голова, будет хлеб, будет и песня. Существовал такой обычай в народе - лепить хлебные фигуры на забаву себе и детям. Для этой цели замешивалось тесто на воде, муке и соли. Вылепленные игрушки высушивались и становились твердыми, как камешки. Сказано в Библии, что бы создал человека по образу и подобию своему. Это значит, что наделил его создатель разумом и дал возможность совершенствоваться, стремиться походить на нашего небесного отца. Народный мастер вкладывает в свои творения тот же смысл, по разумению и подобию своему изображает он мир цветов и птиц, зверей и людей, вдыхает в них

    С давних пор люди выпекали из теста не только хлеб, но и декоративные изделия. В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные из рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.
В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет, что считается особенно привлекательным.
В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами.
Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали поделки из яркоокрашенного теста. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл.

В Китае начиная с 17 века делали марионетки из теста.

В Гималаях используют деревянные формы для жертвенных культовых фигур из ячменной муки.  
В Греции традиционно пекут хлебные венки, отделанные ярким орнаментом.

В Польше, Чехии и Словакии очень популярны картины из теста.

Хотя поделки из теста- древняя традиция, им находится место и в современном мира, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.
            При правильном замесе тесто не крошится, не трескается, долго сохраняется, но в то же время - хрупкий при небрежном обращении. Можно вылепить из теста маленькую фигурку, но ее обязательно придется высушить в духовном шкафу или печке, как пирожок, до румяности. А если выполнить рельеф, то он в обжоге не нуждается. На плоской основе выкладывается тоненький слой теста и сплошь покрывается узором, словно кружевом. Достаточно комнатной температуры, чтобы тестяная масса подсохла и постепенно закаменела.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.  Преимущества соленого теста:

- можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

- легко отмывается и не оставляет следов;

- безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей,

- обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!!!

- если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;

- можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;

- краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;

 - поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века...

- с готовым "изделием" можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.

                   

 Описание выполнения творческого проекта.

1.Погружение в проект. ( выбор и обоснование )

Постановка проблемы.

Играют ли взрослые в игрушки? Возможно! Интересуемся у родителей и находим подтверждение своего ответа в художественном произведении.

ВО ЧТО ИГРАЮТ СТАРУШКИ

Говорят, что старушки

Не играют в игрушки,

Что играют старушки в лото,

А старушки играют,

Играют в игрушки,

 Только это не видит никто.

И не только в игрушки

Играют старушки,

А играют, оставшись одни,

И в пятнашки,

И в прятки,

И даже в лошадки,

Вспоминая минувшие дни.

В. Лифшиц.

       2. Деление на группы.

             Когда появились первые игрушки? Какими  они были ? На эти вопросы находили ответы ребята по группам.

История игрушек не так длинна, как история человечества. Очень- очень долго никаких игрушек у людей не было.

  Пока наконец у взрослых не появились фигурки солдат. Животных. Но они считались священными.

Первые игрушки появились в Древнем Египте. Это деревянные  или каменные фигурки слонов, коров,крокодилов. Мастера изображали животных в уменьшенном виде.

Там же появились первые игрушки с несложным проволочным  механизмом движения, с помощью которого крокодилы , например открывали пасть.

Много игрушек учёные нашли в  Италии при раскопках древних городов. Среди них было много погремушек- трещоток: утки, лошади или свиньи, а внутри перекатывались шарики или камушки.

ПОГРЕМУШКА

Как большой, сидит Андрюшка

На ковре перед крыльцом.

У него в руках игрушка —

 Погремушка с бубенцом.

Мальчик смотрит — что за чудо?

 Мальчик очень удивлён,

Не поймёт он: ну откуда

 Раздаётся этот звон?

Погремушки
Высушенные тыквы, глиняные шары с камешками внутри и раковины были первыми погремушками человечества -- ими отгоняли злых духов.
Впервые греметь для развлечения малышей ими стали в Египте. Глиняные погремушки без острых частей, раскрашенные в голубой цвет, радовали глаз младенцев

трехтысячелетней давности.

Волчки
Глиняные волчки с рисунками животных и людей находили в захоронениях вавилонских детей (3 тыс. лет до н.э.). Древние японцы были первыми, кто придумал делать в волчках отверстия, чтобы игрушки свистели.

Матрешка
Какая русская игрушка прославилась по всему свету, олицетворяя Россию, являясь ее символом и главным сувениром? Конечно, матрешка. Эта красавица в пестром сарафане, содержащая в себе целое семейство матрешек поменьше! Кажется, что матрешка в России была всегда Но придумал такую куколку мастер Сергей Малютин только сто лет назад.  

Куклы.

 Из глубокой древности известны куклы. Самым древним египетским куклам около 4 тысяч лет. Куклы были найдены разные: грубые чурбанчики без рук и ног, с руками и ногами в виде тонких палочек.

Большое количество кукол было найдено на территории Древней Греции и Рима. Эти куклы также носили культовый характер. Девушки бережно хранили их до замужества, а в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде и Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто имели подвижные руки и ноги, за счет того, что прикреплялись к телу с помощью ниток и палочек.

Мягкие игрушки. Из всех видов игрушек, мягкая игрушка-самая поздняя. Мягкие игрушки изображали различных животных, их которые заботливые мамы шили своим детям из лоскутков ткани, набивали ватой, украшали. используя различные навыки рукоделия, вязание и вышивку, появились в XIX веке. Самой любимой игрушкой детей, и даже взрослых, стал плюшевый медвежонок.

Кони- каталки.

Известны игрушки кони-каталки, сделанные в V веке до нашей эры. Конь был одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции. Большинство миниатюр коней и всадников сделано из глины.

3.Постановка темы и цели.

Итак, цель нашего проекта : всем вместе придумать  игрушки – сувениры для взрослых, научиться их делать красиво и получать удовольствие от работы.

Организация деятельности.  

1. Выбор изделий, материалов и инструментов.

Мы решили, что сделаем игрушки – сувениры своими руками. Что мы уже умеем делать? Мы умеем выполнять аппликации из бумаги, ткани, делать объемные игрушки из пластилина, глины. Далее используется метод дизайн - анализа, который помогает учащимся выявить форму, размеры, стиль, материалы и цветовое решение будущего изделия.

Мы учились составлять морфологические матрицы (таблицы, см. Приложение)

Мы применили метод упражнений и составили морфологическую таблицу. Школьники мысленно переносят признаки различных объектов практикуемые ими объекты. Тем самым получаются необычные сочетания признаков и находится оригинальное решение проектно – творческой задачи. Учащиеся находят реальные объекты, сравнивают.  На основе проведенного анализа школьники разрабатывают рабочий эскиз модели с описанием. Одновременно раскрываются правила безопасности при работе и санитарно – гигиенические условия организации рабочего места.

Мы составили звёздочку обдумывания. Нарисовали эскизы будущих игрушек. Провели конкурс.

Игрушка. Какая она славная это наша спутница детства. Мечта ребёнка.

Назначение: сувенир – это подарок на память для взрослых, чтобы помочь им побывать в мире детства.

Материал: пластический. Это пластилин, глина, солёное тесто.

Мы решили лепить из солёного теста. Оно имеет следующие свойства: мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке.

 111. Выборы оптимальной технологии.

Работа по технологической карте.

-Игрушка. Какая она славная это наша спутница детства. Мечта ребёнка.

-Назначение: сувенир – это подарок на память для взрослых, чтобы помочь им побывать в мире детства.

-Материал: пластический. Это пластилин, глина, солёное тесто.

-Мы решили лепить из солёного теста. Оно имеет следующие свойства: мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке.

IV. Практическая работа и корректировка деятельности.

Последовательность изготовления изделия.

- Обоснование возникшей проблемы и потребности.

  -  Определение конкретной идеи и её формулировка.

  -  Выявление основных параметров и ограничений.

  - Теперь следует решить, каким должно быть моё изделие.

    Прежде всего красивым,  недорогим, и оно не должно занимать много места.

 -  Разработка идей, вариантов.(по группам)

 -  Приготовление теста.

Приготовление солёного теста

Вариант 1

4 стакана муки;

1,5 стакана горячей воды;

1 стакан соли.

В большую миску налить горячую воду, насыпать соль и размешать до полного ее растворения. Затем, старательно перемешивая, постепенно всыпать муку и замесить мягкое тесто (при необходимости можно добавлять воду и муку). Выложить тесто в посудину, накрыть крышкой и дать постоять несколько часов, чтобы с тестом было легче работать.

Из этого теста можно делать плоские и объемные фигурки. Изделия из этого теста нужно запекать в духовке в течение 1 часа при температуре около 150°С. Готовое тесто можно хранить в холодильнике в герметично закрытой посуде на протяжении 3 недель.

Примечание. Тесто обычно готовит руководитель.

Вариант 2

2 стакана муки;

1 1/3 стакана соли;

1 стакан воды;

1 столовая ложка растительного масла.

В большую миску насыпать соль и муку и хорошо перемешать. Затем добавить воду и растительное масло и тщательно вымесить тесто. Готовое тесто накрыть и поместить в холодильник на ночь. Чтобы при запекании тесто хорошо держало форму, оно должно быть очень плотным.

Воду можно заменить киселем из крахмала, тогда масса будет намного пластичнее. Для крахмального киселя 1 столовую ложку крахмала нужно растворить в 1/2 стакана холодной воды. В маленькой кастрюльке нагреть до кипения еще 1 стакан воды. Затем тонкой струйкой, помешивая, влить в кипящую воду раствор крахмала. Когда содержимое

кастрюли загустеет и станет прозрачным, нужно выключить огонь. После того, как киселю остынет, влить его в смесь муки с солью вместо воды.

Если тесто получилось слишком мягким, нужно смешать на дне миски 1 столовую ложку муки с 1 столовой ложкой соли, прижать к этой смеси ком теста и помять его. При необходимости можно повторить процедуру.

Изделия из этого теста нужно запекать в духовке, выложив на железный противень, в течение 20-30 минут при температуре около 130°С. Готовое тесто можно хранить в холодильнике в пластиковом контейнере или полиэтиленовом пакете на протяжении 1 недели. Если тесто отсырело и стало влажным, в него нужно добавить немного муки и помять.

Вариант 3

2 стакана муки;

1 стакан соли;

1-2 столовые ложки сухого обойного клея;

3/4 стакана холодной воды.

В миске или кастрюле перемешать муку с солью. Затем, размешивая, постепенно влить воду. Полученное тесто тщательно вымесить руками (если тесто липнет к рукам, можно добавить еще немного муки). Если вместе с мукой и солью перемешать обойный клей, готовое тесто получится гибким и эластичным, как пластилин.

Вариант 4

1/2 стакана картофельного или кукурузного крахмала;

1/2 стакана и 2 ст. ложки холодной воды;

1/2 стакана соли.

В небольшой мисочке тщательно размешать крахмал с 2 столовыми ложками воды. В маленькой кастрюльке вскипятить 1/2 стакана воды с солью. Затем медленно добавить крахмальный раствор, постоянно помешивая, чтобы не было комков. После этого снять кастрюлю с огня и дать тесту слегка остыть.

Готовое или неиспользованное тесто можно хранить в герметично закрытой посуде в холодильнике.

Инструменты и материалы:

-готовое тесто;

-вода;

-небольшие кухонные доски, плоские подставки для пластилина или куски плотного картона, покрытые сверху листом фольги для запекания;

-пищевые, акварельные, гуашевые или акриловые краски (можно также использовать зеленку, йод, растворимый кофе и какао), лак для ногтей;

кисточки для красок;

 -скалка или гладкая бутылка для раскатывания теста;

-нож и лопаточки для пластилина;

-шило или толстая иголка, тонкие палочки с округлыми концами или зубочистки;

-колпачки от ручек или фломастеров для продавливания округлых элементов (создание носа, глаз и других круглых деталей);

-бусины, нитки, леска, вата, семечки и др. для украшения и изготовления некоторых деталей.

Во время работы необходимо корректировать деятельность учащихся, обращая внимание на то, каковы будут критерии оценки качества изделия, чтобы они, по возможности, не допускали ошибок

 6.  Контроль качества.

7. Экономическое обоснование.

8. Реклама проекта.

     «Делай полезное и приятное другим, чтобы доставить удовольствие себе». 

10. Самооценка.

Во время работы необходимо корректировать деятельность учащихся, обращая внимание на то, каковы будут критерии оценки качества изделия, чтобы они, по возможности, не допускали ошибок.

Творческий проект «Говорят не знавшие войны»  был проведен в преддверье 60-летней  годовщины Великой отечественной войны.         

Цели образовательные и воспитательные:

- вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс;

- воспитание у детей интереса к народному творчеству, культуре и традициям России;

- воспитание чувства патриотизма;

- приобщение к полезной  деятельности;

- развитие творческих способностей;

- развитие эстетического вкуса;

- овладение техникой «коллаж».

I. Выбор и обоснование проекта.

1. Постановка проблемы.

        В городе дан старт акции «Подарок ветерану». И у нас появилось желание принять участие в ней, сделав своими руками подарки.

Начало проекта: сценический диалог трех ребят, нашедших гильзу, которая пролежала в земле около 60 лет.

2. Беседа о военном времени.

Мы организовали выставку книг о ВОВ, написали сочинения-миниатюры в виде треугольника-письма. Это помогло нам больше проникнуть в проблему.

3. Выбор оптимальной технологии.

II. Знакомство с технологией «коллаж».

Эта технология подразумевает создание композиционное  изображение предметов, где  могут быть использованы  различные материалы.

1. Деление на группы.

2. Выбор изделий, материалов и инструментов.

3. Составление «звездочек обдумывания»

III. Практическая работа и корректировка деятельности.

1.Повторение правил безопасного труда.

2.Работа по технологическим картам.

Учащиеся вспоминают содержание и последовательность технологических операций, используемых при выполнении элементов панно.

Школьники делились на группы, выбирали тематику работы: 1 группа «Солнышко»,

2 группа «Кошка», 3 группа «Петушок», 4 группа «Цветы в вазе», 5 группа «Павлин».

(см.     )

V. Защита проекта.

Проверка и оценка. На данном этапе учащиеся выявляют уровень знаний и умений в проектной деятельности.

Учитель характеризует работу микрогрупп. Наступает самый долгожданный момент – идем поздравлять ветеранов. Учащиеся читают свои письма поздравления и торжественно вручают панно.

Нами проведено обобщение опыта по теме «Использование  метода проектов в начальной школе». Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что в целом проектная деятельность (основной инструмент – метод проектов) формирует как эмпирическое, так и теоретическое обобщения в мыслительной деятельности детей (по В.В. Давыдову), поскольку соединяет в себе применение новых знаний и житейского опыта ребенка, тем самым формирует более широкие познавательные возможности младшего школьника.

Наряду с мышлением в проектной деятельности активно формируются познавательные процессы. Большая доля самостоятельности и личной ответственности за выполнение проекта ведет к появлению произвольности высших психических функций, таких, как произвольность внимания, произвольность памяти, произвольное целенаправленное восприятие. В этом смысле использование метода проектов можно рассматривать как зону ближайшего развития познавательной сферы младших школьников.

В процессе овладения опытом проектной деятельности через метод проектов уже в младшем школьном возрасте начинают формироваться некоторые закономерности.

Конкретные знания об основных этапах проектной деятельности свидетельствуют, что дети осведомлены о содержании этапов проектной деятельности, знают, что необходимо делать на том или ином этапе выполнения творческого проекта. Конкретно это означает, что на исследовательском этапе они выбирают тему для своего проекта, осуществляют подбор необходимых материалов; на втором, технологическом, этапе, происходит непосредственное изготовление изделия и на третьем этапе — корректировка объекта деятельности, его контроль и испытание, оформление проекта. Дети понимают смысл и очередность этапов проектной деятельности. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне обученности проектной деятельности и об усвоении учащимися основных способов ее осуществления.

Можно сказать, что у школьников в значительной степени сформировалась положительная мотивация по отношению к творческим проектам. Вся проектная деятельность связана у них, прежде всего, с положительным отношением к обучению. Младшие школьники считают творческий проект трудным, но это лишь создает благоприятные условия для развития трудолюбия и адаптации к новым условиям жизни. Но вместе с этим учащиеся называют его простым, это можно объяснить лишь тем, что они хорошо усвоили минимум знаний, необходимый им для выполнения проекта. Это также подтверждает соответствие проектной деятельности повышенной познавательной активности младшего школьного возраста. В дальнейшем, с изучением предмета информатика раскрываются ёще большие возможности использования данного метода. Это доказали нынешние пятиклассники, работая с компьютерными программами для поиска информации, сбора и обработки данных по истории.

Метод проектов — это дидактическое средство для обучения проектированию — умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности — необходимые качества развитого интеллекта.

Литература.

1.Гузеев В.В.  Метод  проектов как частный случай интегративной  технологии  обучения.// Директор  школы.-1995.-№6.

2. Гоппе Н.Н. О  переходе  к  проектной  технологии.//Педагогическое  обозрение.-2000.-№4.,с.110-115.

3 . Джонс Дж.К.   Методы   проектирования.-М.,1986.

4. Иванова Н. В. Возможности   и  специфика  применения  проектного  метода  в  начальной  школе.// Начальная  школа. – 2004.-№ 2. – с. 96 – 101.

5. Клименко А. В.  Проектная  деятельность  учащихся.// ПИ и Общ., - 2002.- № 9.

6. Ляхов И.И.  Проектная  деятельность. – М., 1996.

7. Маркова А.К.  Формирование  мотивации  учения  в  школьном  возрасте.- М.,1983.

8. Матяш Н.В. .  Психология  проектной  деятельности  младших   школьников.,-М., 2004.                

9. Матяш Н.В.  Симоненко В.Д.   Проектная  деятельность  младших  школьников.-М.,2004  

10. Нечаев Н.Н   Проектное  моделирование  как  творческая  деятельность. Т.1-М.,1987.

11. Новикова Т. Проектные  технологии на уроках  во  внеурочной  деятельности //Народное  образование.-2000.-№7.

12. Пахомова Н.Ю.  Учебный  проект :  его  возможности //Учитель.-2000.-№4.,с.13-16.  

13. Пахомова  Н.Ю. Метод  учебного  проекта  в  образовательном    учреждении М.,-2005.

14.Пахомова Н.Ю. Учебный  проект : методология  поиска //Учитель.-2000.-№1, с.-16-20.

15. Рубцов В.В. Организация  и  развитие  совместных  действий  у  детей  в  процессе  обучения .- М.,2004.

16. Федоскина О.В. Воспитательные  возможности  технологии  проектно-исследовательской  деятельности.//Начальная  школа  плюс  До и После.-2004.-№11.,с.53-54.

17. Чечель И.Д. Управление  исследовательской  деятельностью  педагога   и  учащегося в  современной  школе.-М.,1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников...

«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»

Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...

Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»

Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС  одним из ра...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....

Мастер-класс по повышению качества образования во внеурочной деятельности по направлению народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников.

Народное декоративное искусство - одно из важнейших средств художественного воспитания детей, оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях не стандартность мышления...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование проектных навыков во внеурочной деятельности младших школьников...