Рабочая программа по технологии 4 класс "Школа России"
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме

Голубева Екатерина Владимировна

Рабочая программа с развёрнутым тематическим планированем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud.docx45.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11 имени В.Д. Бубенина»

Петропавловск-Камчатского городского округа

Утверждено:                                                        Согласовано:                                         Проверено:                                                     Рассмотрено на                                    

                                                                                                                                                                                                           заседании педагогического совета

Директор школы:                                              Зам. директора по  УВР:                      Председатель МО:                                    Протокол №_____                                          

                                                                                                                                                                                                                               

________________Н.Ф. Вернергольд             _________________Е.Н. Калига           _______________А.А. Бородина            от «____» ________2011г.                                 

Рабочая программа

по  учебному курсу «Технология»

4 класс

(УМК «Школа России»)

на 2012-2013 учебный год

Составитель программы: учитель начальных классов

Серова Екатерина Владимировна

Петропавловск-Камчатский

2012год

Пояснительная записка

Рабочая программа  учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и программой  по трудовому обучению «Школа мастеров», разработанной Т.М. Геронимус. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Примерная программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, определяет минимальный набор практических работ.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Данный учебный предмет реализует следующие цели:

  • освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
  • развитие сенсорики,  мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического         мышления;
  • овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической  деятельности по созданию объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности;
  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда;
  • умение выделять признаки и свойства предмета;
  • умение высказывать суждения на основе сравнения качеств  предметов;
  • практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

  Задачи обучения:

  • учить соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены  при организации рабочего места, при работе с колющими и режущими инструментами, применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой;
  • учить размышлять по осознанию предстоящей практической деятельности: анализировать конструкцию изделия, технологию его изготовления, давать названия используемых материалов  и ряда их свойств;
  • учить распознавать способы соединения деталей и их размеров;
  • самостоятельно составлять технологическую цепочку при изготовлении изделий;
  • учить пользоваться приемами разметки, понимать простейшие технические эскизы и рисунки.

Рабочая программа по трудовому обучению для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Т.М.Геронимус «Трудовое обучение. Школа мастеров», утверждённой МО РФ (Москва 2006 г.) и в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год – 1 час в неделю.

На уроках в 4 классе расширяются и систематизируются знания об аппликационных технологиях, осваиваются новые операции: расплетывание соломенных трубочек в ленточку; изготавливаются планшеты, дается понятие канта и окантовки. Обучающиеся знакомятся с разметкой прямоугольника в 4 шага и экономной разметкой круга циркулем, изготовляют из прямоугольников ажурные игрушки и т.д. проводят опыты и лабораторные работы с ватой, с поролоном и синтепоном. Через них знакомятся с их свойствами.

Обучающиеся учатся работать в бригадах с целью научится работать дружно и согласованно. Работают со спилами, пробкой, проволокой, шишками, приобретают навыки работы с шилом, буравчиком, изучают правила безопасной работы с ними.

Особое место отводится  работе с полуфабрикатами, изготовлению необычных упаковок. Расширяется кругозор обучающихся, они осваивают новые инструменты – пилы, лобзики, знакомятся с новыми понятиями, учатся изготавливать упаковки для игрушек, рассчитывают их размеры.

Уделяется большое внимание практической деятельности по освоению текстильных материалов и лабораторным работам  по сравнению их свойств. По изготовлению изделий из ткани введены операции по склеиванию деталей полиэтиленом.

Общеучебные  умения, навыки

Обучение трудовому обучению способствует формированию общеучебных умений и навыков. Среди них:

  • коллективно обсуждать образец изделия или техническое задание на его разработку, обосновывая конструктивные особенности вещи и ее назначение;
  • самостоятельно составлять план работы;
  • различать по назначению и конструктивным особенностям инструменты: режущие – переплетный и макетный нож, канцелярские и портновские ножницы, буравчик, пилка для лобзика, острогубцы; колющие – шило круглое и трехгранное, иглы швейные, для вышивания и штопки; ударный – молоток; монтажные – отвертка и гаечный ключ; разметочные – линейка, циркуль, угольник;
  • самостоятельно размещать на рабочем месте с соблюдением правил хранения разметочные, колющие, режущие и ударные инструменты, санитарно-гигиенический инвентарь;
  • самостоятельно выбирать вид материала для изготовления и отделки изделия в зависимости от его назначения и конструкции;
  • различать по внешнему виду и свойствам цветную бумагу для аппликаций и бумажную макулатуру, кальку, цветной упаковочный картон, хлопчатобумажную и льняную гладкокрашенную и набивную ткань, флизелин, вату, искусственную кожу, пенопласт, полиэтилен, фанеру; растительные и природные материалы: ветки, плоды, цветы листья; клей ПВА и силикатный;
  • планировать условия соблюдения правил безопасной работы.    

В учебно-методический комплект «Школа России» входят:

  1. Технология: Маленький мастер: учебник для 4 класса/ Т. М. Геронимус. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2009
  2. Программа по трудовому обучению  «Школа мастеров». Т. М. Геронимус. -  М.: Просвещение, 2001

Содержание курса

Раздел

Название разделов

Кол – во часов

1

Комплексные работы

18

2

Работа с бумагой и картоном

11

3

Изделия из ткани

4

4

Общественно-полезный труд

1

                                                                 Всего:

34

Формы организации учебного контроля ЗУН: практическая работа, моделирование.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

В результате изучения курса трудового обучения в 4 классе учащиеся должны:

  знать:

  • новые слова: тиснение, выпиливание, шлифование, пенопласт, сегмент, полуовал, пилка, лобзик, винт, гайка, макетный нож, пробойник и т. д.;
  • правила ТБ с различными материалами и инструментами, правила санитарной и личной гигиены;
  • приемы разметки (шаблон, угольник, циркуль, линейка);
  • способы контроля размеров деталей.

    уметь:

  • выполнять правила безопасности труда;
  • правильно использовать инструменты и приспособления в работе;
  • самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
  • самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, замыслу);
  • экономно и рационально расходовать материалы;        
  • контролировать правильность выполнения работы;
  • использовать изученные понятия для приготовления деталей;
  • выполнять правила по ТБ и санитарии;
  • определять название деталей;
  • определять материал, из которого сделана деталь;
  • различать графическое изображение и эскиз, рисунок.

Требования к уровню подготовки выпускника начальной школы.

В результате изучения курса технологии учащиеся должны:

знать/понимать:

  • роль трудовой деятельности в жизни человека;
  • распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);
  • влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
  • область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
  • основные источники информации;
  • назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;

уметь:

  • выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
  • осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;
  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
  • работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;
  • изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
  • соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
  • создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
  • осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
  • использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.);
  • соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
  • осуществления сотрудничества в совместной работе.

Учебно-тематический план

Комплексные работы(18 часов)

Природные и искусственные материалы (название, сравнение свойств, использование). Выбор материалов по их свойствам. Бережное использование и экономное расходование материалов Изготовление объемных изделий из природных материалов. Выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия. Основные способы соединения деталей изделия Подбор ткани с учетом размеров и свойств, определение лицевой и изнаночной сторон, разметка и  раскрой ткани Определение последовательности изготовления изделия. Основные приемы обработки фольги, проволоки Клеевое и ниточное соединение деталей. Декоративное оформление изделия накладными деталями Разметка заготовок деталей по шаблонам и с использованием разметочных инструментов.

Работа с бумагой и картоном (11 часов)

Изготовление объемных изделий из бумаги по эскизам, экономная разметка заготовок, резание ножницами по контуру, соединение  деталей изделия, сборка изделия. Разметка с использованием разметочных инструментов (линейки, карандаша, циркуля). Декоративное оформление изделия аппликацией. Складывание и сгибание заготовок. Последовательность и краткая характеристика операций., резание ножницами по контуру, соединение  деталей изделия, сборка изделия Складывание и сгибание заготовок. Разметка заготовок деталей с использованием разметочных инструментов (линейки, карандаша, угольника). Использование измерений для решения практических задач

Изделия из ткани ( 4часа)

Изготовление плоскостных и объемных изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров и свойств, определение лицевой и изнаночной сторон, клеевое соединение деталей, соединение деталей ручными швами. Мелкий ремонт одежды и предметов быта с использованием текстильных материалов. Подготовка материалов к работе.

Общественно-полезный труд (1 час)

Декоративное оформление предметов быта и жилища. Многообразие материалов и область их применения. Природные и искусственные материалы (название, сравнение свойств, использование). Выбор материалов по их свойствам. Бережное использование и экономное расходование материалов

тематическое планирование

I вариант


п/п

Дата проведения

Наиме-
нование

раздела
программы. Вид искусства

Тема урока

Кол-во
часов

Тип
урока

Элементы
содержания

Характеристика деятельности учащихся

Вид

контроля

Элементы
дополни-
тельного
содержания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Комплексные работы

(5 ч)

Экскурсия в парк за природными
материалами

1

Урок-экскурсия

Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов (последовательность, инструменты и приспособления)

осуществлять
сотрудничество в совместной работе

Текущий

2

Сортировка и закладка на хранение собранного материал

1

Комбинированный

Многообразие материалов и область их приме-
нения. Природные
и искусственные материалы (название, сравнение свойств, использование). Выбор материалов по их свойствам. Подготовка
материалов к работе.
Бережное использование и экономное расходование материалов

Самостоятельная работа

 3

Объемные игрушки из природных материалов. Райская птичка, на  отдыхе, лесные строители, папа и сыночек

4

Комбинированный

Изготовление объемных изделий из природных материалов. Выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия. Основные способы соединения деталей изделия

организовывать и планировать собственную  трудовую деятельность, выполнять инструкции

Самостоятельная работа

4-5

Игрушки
из нескольких
помпонов.

Сова, совёнок

4

Комбинированный

Изготовление объемных изделий из текстильных материалов

 соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке материалов

Самостоятельная работа

Создание декоративных композиций

6

Работа с бумагой и карто-ном

(4 ч)

Ребристая упаковка для объемного подарка «Секретик»

2

Комбинированный

Краткая характеристика операций обработки
бумаги  (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия, изготовление объемных изделий из бумаги по эскизам, экономная разметка заготовок, резание ножницами по контуру, соединение  деталей изделия, сборка

изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, чертежу, выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам

Самостоятельная работа

7

Тетрадка-
малышка

2

Комбинированный

Самостоятельная работа

Ручной, меха-
низированный и автоматизированный труд.

Распределение рабочего вре-
мени

8

Блокнот для за-
писей

2

Комбинированный

 9

Лягушонок-озорник из бумажных конусов

2

Комбинированный

изделия. Разметка с ис-пользованием разметочных инструментов (линейки, карандаша, циркуля). Декоративное оформление изделия аппликацией

10

Комплексные работы

(2 ч)

Игольничек
«Мышка»

2

Комбинированный

Подбор ткани с учетом размеров и свойств, определение лицевой и изнаночной сторон, разметка и  раскрой ткани

организовывать и планировать собственную  трудовую деятельность; использовать  безопасные приемы  работы с материалами, инструментами

Самостоятельная работа

11

Подсвечник из металлической банки

2

Комбиниро-ванный

Определение последовательности изготовления изделия. Основные приемы обработки фольги, проволоки

выполнять
изделие по образцу, соблюдать правила работы с режущими инструментами

Самостоятельная работа

Проверка модели в действии

12

Изделия из бумаги

(6ч)

Фигурки из бумажных салфеток: «лилия», «шляпа кардинала», «королевская мантия»

1

Комбинированный

Складывание и сгибание заготовок. Последовательность и краткая характеристика операций. Изготовление объемных изделий из бумаги по эскизам, экономная разметка за-
готовок, резание нож-

ницами по контуру, соединение  деталей изделия, сборка изделия

соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделия; выполнять изделие по чертежам и схемам

Самостоятельная работа

Распределение рабочего
времени

 

13

Плетеный
браслет

1

Комбиниро-ванный

Изготовление изделий из бумаги по образцам, экономная  разметка заготовок, резание ножницами по контуру, складывание и сгибание заготовок, соединение деталей изделия склеиванием, сборка изделия, выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного.

Определение последовательности изготовления изделия по операционной карте

выполнять изделие по рисунку и образцу; использовать  безопасные приемы работы с материалами, инструментами

Самостоятельная работа

Проверка модели в действии

14

Сумочка
сюрпризная

2

Создавать
изделия по собственному замыслу

15

Елочное украшение «Складная звезда»

1

Распределение рабочего
времени

16

Елочная подвеска «Золотая рыбка»

1

Комбинированный

Основные приемы обработки бумаги. Изготовление объемных изделий.

Определение этапов
работы

изготавливать изделие по схеме
и чертежу; выполнять правила безопасности при работе с нож-
ницами

Самостоятельная работа

Распределение рабочего
времени

17

Подвеска из конусов «Петрушка»

2

Проверка модели в действии

 18

Комплексные работы

(3 ч)

Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Снеговик»

2

Комбинированный

Клеевое и ниточное соединение деталей. Декоративное оформление изделия накладными деталями

изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, чертежу

Самостоятельная работа

Создание модели по собственному замыслу

19

Детали карнавального костюма «Каменный цветок»

2

Оформление домашних праздников: разработка и изготовление сувениров для конкурсов, подарков. Основные приемы обработки бумаги, картона. Изготовление объемных изделий из бумаги по эскизам, экономная разметка заготовок, резание ножницами по контуру, соединение  деталей изделия, сборка изделия

выполнять объемные изделия из бумаги; использовать  безопасные приемы работы с материалами, инструментами

Проверка модели в действии

20

Папочка-иголь-
ница

3

Комбинированный

Основные части книги. Приемы обработки плотной бумаги и картона. Подбор ткани с учетом размеров и свойств. Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по рисункам, схемам, эскизам, чертежам

изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, чертежу

Самостоятельная работа

Проверка модели в действии

 21

Изделия из бумаги

(1ч)

Раскладной
конверт

2

Комбинированный

Складывание и сгибание заготовок. Разметка заготовок деталей с использованием разметочных инструментов (линейки, карандаша, угольника). Использование измерений для решения практических задач

использовать
безопасные приемы работы с материалами, инструментами; выполнять изделие по схеме

Самостоятельная работа

Ручной, механизированный и автоматизированный труд

22

Изделия из ткани

(2ч)

Однослойная
прихватка

2

Комбинированный

Изготовление плоскостных и объемных изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров и свойств, определение лицевой и изнаночной сторон, клеевое соединение деталей, соединение деталей ручными швами

выполнять плоскостные и объемные изделия из текстильных материалов; использовать  безопасные приемы работы с материалами, инструментами

Самостоятельная работа

Проверка модели в действии

23

Браслет-булавочница

3

Комбинированный

Проверка модели в действии

24

Комплексные работы

(4 ч)

Динамическая игрушка «Зайчик-прыгунчик»

3

Комбинированный

Разметка заготовок деталей по шаблонам и с использованием разметочных инструментов

использовать
безопасные приемы работы с материалами, инструментами; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий

Самостоятельная работа

Проверка модели в действии

 25

Копилка из папье-маше на резиновой основе

4

Комбинированный

Изготовление объемных изделий из бумаги, соединение деталей изделия  склеиванием

осуществлять декоративное оформление и отделку изделий

Самостоятельная работа

Проверка модели в действии

26

Конфетница из половинки нитяного ажурного кокона

3

Комбинированный

Клеевое и ниточное
соединение деталей.

Декоративное оформление изделия накладными деталями

Самостоятельная работа

Распределение рабочего
времени

27

Игрушки из поролона: «Слоник», «Осьминог»

2

Комбинированный

Природные и искусственные материалы. Выбор
материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование мате-
риалов

использовать
безопасные приемы
работы
с материалами, инструментами; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий

Самостоятельная работа

Распределение рабочего
времени

28

Изделия из ткани

(1 ч)

Кармашек для мелочей «Слон»

2

Комбинированный

Самостоятельная работа

Проверка модели в действии

29

Комплексные работы

(2ч)

Кожаный брелок для ключей «Поросёнок»

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Проверка модели в действии.

Работа с ко-
жей

30

Подвес для прищепок «Обезьянка»

2

Комбинированный

Искусственные мате-
риалы

изготавливать изделия по эскизу
и чертежу, осуществлять декоративное оформление работы

Самостоятельная работа

Проверка модели в действии

 31

Изделия из ткани

(1 ч)

Отреставриро-
ванные изделия, штопка

2

Комбинированный

Мелкий ремонт одежды и предметов быта с использованием текстильных материалов. Декоративное оформление предметов быта и жилища

использовать умения для выполнения домашнего труда (мелкий ремонт одежды)

Самостоятельная работа

Ручной, механизированный и автоматизированный труд

32

Комплексные работы

(2ч)

Игрушка из полуфабрикатов
«Японка»

2

Комбинированный

Многообразие материалов и область их приме-
нения. Природные и ис-кусственные материалы. Выбор материалов по их свойствам. Бережное использование и экономное расходование мате-
риалов

изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам

Самостоятельная работа

33

2

Комбинированный

Самостоятельная работа

Создание декоративных композиций

34

Общественно-полезный труд

(1 ч)

Подготовка
экспонатов
для выставки

1

Комбиниро-ванный

Декоративное оформление предметов быта и жилища. Многообразие материалов и область их применения. Природные и искусственные материалы (название, сравнение свойств, использование).

Выбор материалов по их свойствам. Бережное использование и экономное расходование материалов

работать
в группе

Самостоятельная работа.

Итоговый

Создание декоративных композиций

 

Учебно-методические средства:

1.  Государственная образовательная программа РФ.

2. Геронимус,  Т.М.Работаем с удовольствием. Уроки труда 1-4 классы. Метод. Рекомендации для учителя. – М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2003.

3. Геронимус, Т.Г. 150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий. – М.: Новая школа, 1994; Тула: Издательство АРКТОУС, 1997.

4. Геронимус, Т.Г. Мастерская трудового обучения в 1-4 класах: Методические рекомендации. – М.: Новая школа, 1994; Тула: Издательство АРКТОУС, 1997.

5.  Лебедева, Т.Г. Трудовое обучение. 4 класс: Поурочные планы по курсу «Школа мастеров» Т.М. Геронимус/ Авт. – сост. Е.Г. Лебедева. – Волгоград: 2005.- 74с. ISBN 5-7057-0636-7

6.  Программа по трудовому обучению  «Школа мастеров», автор Т.М. Геронимус, Москва, Просвещение, 2001 год.

7. Уроки технологии в 4 классе. Методическое пособие к учебному комплекту «Я всё умею делать сам»/ Т. М. Геронимус. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007

8. Трудовое обучение. 4 класс: поурочные планы по учебнику Т. М. Геронимус «Маленький мастер»/ авт.-сост. Н. А. Тараканова. – Волгоград: Учитель, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по технологии  "Школа России" 4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по технологии.Школа России.4 класс.Автор:Геронимус.Этот материал будет интересен тем, кто доучивает по старому....

Рабочая программа по технологии (Школа России) 3 кл

Программа составлена по триместрам...

Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по технологии по программе "Школа России" полностью соответствует всем требованиям ФГОС....

Аннотация к рабочей программе по технологии "Школа России"

Аннотация к рабочей программе по технологии  "Школа России"   1-4 классы...