тематическое планирование 4 класс
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме

Ворыпаева Елена Александровна

Тематическое планирование по технологии 4 класс ,  разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Т.М.Геронимус «Трудовое обучение. Школа мастеров», утверждённой МО РФ (Москва 2006 г.) и в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

  1. Статус документа

Рабочая программа  учебного предмета «Технология» (Труд) для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Т.М.Геронимус «Трудовое обучение. Школа мастеров», утверждённой МО РФ (Москва 2006 г.) и в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

 Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Примерная программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, определяет минимальный набор практических работ.

Общая характеристика учебного предмета.

Данный учебный предмет реализует следующие цели:

освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира;

развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического  мышления;

овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической  деятельности по созданию объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности;

воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда;

умение выделять признаки и свойства предмета;

умение высказывать суждения на основе сравнения качества  предметов;

практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

  Задачи обучения:

учить соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены  при организации рабочего места, при работе с колющими и режущими инструментами, применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой;

учить размышлять по осознанию предстоящей практической деятельности: анализировать конструкцию изделия, технологию его изготовления, давать названия используемых материалов  и ряда их свойств;

учить распознавать способы соединения деталей и их размеров;

самостоятельно составлять технологическую цепочку при изготовлении изделий;

учить пользоваться приемами разметки, понимать простейшие технические эскизы и рисунки.

Место предмета в базисном учебном плане.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год – 2 часа в неделю, в том числе на проведение экскурсий – 1 час.

На уроках в 4 классе расширяются и систематизируются знания об аппликационных технологиях, осваиваются новые операции: расплетывание соломенных трубочек в ленточку; изготавливаются планшеты, дается понятие канта и окантовки. Обучающиеся знакомятся с разметкой прямоугольника в 4 шага и экономной разметкой круга циркулем, изготовляют из прямоугольников ажурные игрушки и т.д. проводят опыты и лабораторные работы с ватой, с поролоном и синтепоном. Через них знакомятся с их свойствами.

Обучающиеся учатся работать в бригадах с целью научится работать дружно и согласованно. Работают со спилами, пробкой, проволокой, шишками, приобретают навыки работы с шилом, буравчиком, изучают правила безопасной работы с ними.

Особое место отводится  работе с полуфабрикатами, изготовлению необычных упаковок. Расширяется кругозор обучающихся, они осваивают новые инструменты – пилы, лобзики, знакомятся с новыми понятиями, учатся изготавливать упаковки для игрушек, рассчитывают их размеры.

Уделяется большое внимание практической деятельности по освоению текстильных материалов и лабораторным работам  по сравнению их свойств. По изготовлению изделий из ткани введены операции по склеиванию деталей полиэтиленом.

Методы:  репродуктивный; частично-поисковый; исследовательский; творческий

Подходы: личностно-ориентированный подход к воспитанию и образованию ребенка.

Образовательные технологии соответствуют государственным стандартам.  Форма занятий: классно-урочная.

Уровни результативности: репродуктивный – уметь повторить работу по шаблону или за учителем поэтапно; с элементами творчества – выполнить работу на данную тему; творческий – выполнить работу на свободную тему.

РАЗДЕЛ 2.  УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата

Корректировка

раздел

тема

План

факт

1

Вводный урок

Урок-экскурсия в парк

Сборка и сортировка природного материала

1 ч

1 ч

Комплексные работы

7 ч

2

Особенности сушки листовых и объемных природных материалов

1

3

Объемные игрушки из природных материалов «Папа и сынок»

1

4

Объемные игрушки из природных материалов «Лесные строители»

1

5

Объемные игрушки из природных материалов «На отдыхе»

1

6

Объемные игрушки из природных материалов «Райская птичка»

1

7

Выпуклая аппликация из соломки. «Бабочка»

1

8

Выпуклая аппликация из соломки «Лист»

1

Работа с текстильными материалами  

3 ч

9

Игрушки из нескольких помпонов «Домовенок»

1

10

Игрушки из нескольких помпонов «Утенок»

   

1

11

Игрушки из нескольких помпонов «Совенок-пушистик»

1

Изделия из бумаги и картона

7 ч

12

Ребристая упаковка для объемного подарка «Секретик»

1

13

Ребристая упаковка для объемного подарка «Секретик»

1

14

Изделия из бумаги и картона. Тетрадка-малышка

1

15

Изделия из бумаги и картона. Тетрадка-малышка

1

16

Блокнот для записей

1  

 

17

Блокнот для записей

1

18

Лягушонок-озорник из бумажных конусов

1

Домашний труд

2 ч

19

Подсвечник из металлической банки

1

20

Подсвечник из металлической банки

1

Изделия из бумаги

2 ч

21

Фигурки из бумажных салфеток «лилия, шляпа кардинала, королевская мантия»

1

22

Плетеный браслет

1

Комплексные работы

2 ч

23

Игольничек «Мышка»

1

24

Игольничек «Мышка»

1

Изделия из бумаги

13 ч

25

Сумочка сюрпризная

1

26

Сумочка сюрпризная

1

27

Елочное украшение «Складная звезда»

1

28

Елочная подвеска «Золотая рыбка»

1

29

Подвеска «Петрушка» из конусов

                   

1

30

Подвеска «Петрушка» из конусов

1

31

Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона

1

32

Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона

1

33

Папочка игольница

1

34

Папочка игольница

1

35

Папочка игольница

1

36

Раскладной конверт

1

37

Раскладной конверт

1

Изделия из ткани

5 ч

38

Однослойная прихватка

1

39

Однослойная прихватка

1

40

Браслет - булавочница

1

41

Браслет - булавочница

1

42

Браслет - булавочница

1

Комплексные работы

13 ч

43

Динамическая игрушка «Зайчик- прыгунчик»

1

44

Динамическая игрушка «Зайчик- прыгунчик»

 

1

45

Динамическая игрушка «Зайчик- прыгунчик»

 

1

46

Копилка из папье-маше

1

47

Копилка из папье-маше

1

48

Копилка из папье-маше

1

49

Копилка из папье-маше

1

50

Конфетница из половинки нитяного ажурного кокона

1

51

Конфетница из половинки нитяного ажурного кокона

1

52

Конфетница из половинки нитяного ажурного кокона

 

1

53

Игрушки из поролона

1

54

Игрушки из поролона

1

55

Брелок для ключей из искусственной кожи

1

Изделия из ткани

3 ч

56

Кармашек для мелочей

1

57

Кармашек для мелочей

1

58

Кармашек для мелочей

1

Комплексные работы

2 ч

59

Подвес для прищепок «Обезьяна – помощница»

1

60

Подвес для прищепок «Обезьяна – помощница»

1

Изделия из ткани

1 ч

61

Отреставрированное изделие-штопка

1

Комплексные работы

7 ч

62

Пенопластовые фигурки «Лебединое озеро»

1

63

Пенопластовые фигурки «Лебединое озеро»

1

64

Пенопластовые фигурки «Лебединое озеро»

1

65

Пенопластовые фигурки «Лебединое озеро»

1

66

Игрушка из полуфабрикатов

«Японка»

1

67

Игрушка из полуфабрикатов

«Японка»

1

68

Оформление отчетной выставки изделий.

1

                                  ВСЕГО:

             68 ч

РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

 «Изделия из бумаги и картона» (22 ч) ( Обработка бумаги и картона: Правила безопасного труда; Разметка, сгибание, резание, склеивание бумаги и картона. Изготовление коробок, конвертов;

«Комплексные работы» ( 31ч)  (Конструирование и изготовление технических моделей из различных материалов; Приёмы обработки различных материалов с помощью приспособлений, облегчающий труд; Знакомство с профессиями людей, работающих в ремонтных мастерских).

«Работа с текстильным материалом» (3 ч) (Конструирование и изготовление технических моделей из текстильных материалов; Приёмы обработки материалов с помощью приспособлений, облегчающий труд)

«Изделия из ткани» (9ч), «Домашний труд» (2ч) ( Правила безопасного труда; Изготовление выкроек, Чтение простейших технических рисунков. Техника исполнения и назначения швов: подрубочного, тамбурного, строчкой; Ремонт одежды: штопка, накладывание заплат, пришивание пуговиц, крючков, кнопок).

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ 4 КЛАССА

В результате изучения  технологии обучающийся должен:

знать / понимать

названия, назначение ручных инструментов для обработки материалов (бумага, картон, глина, ткань и т.д.) и правила безопасности при работе с ручными инструментами;

понятие «вышитый и тканый орнамент»; названия ниток, тканей, их назначение; особенности вышивки разных регионов России;

решать художественно-творческие задачи при моделировании и конструировании изделий, пользоваться технологической картой, техническим рисунком, эскизом;

 способы и приёмы обработки бумаги, текстиля, природных материалов;

виды природных материалов, используемых в плетении;

экономно и рационально использовать материалы, оценивать качество работы с учётом технологических и эстетических требований к конкретному изделию;

заниматься самостоятельным творчеством, проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей.

Планируемые результаты:

получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач

Список литературы для учителя

1.  Государственная образовательная программа РФ.

2. Геронимус,  Т.М.Работаем с удовольствием. Уроки труда 1-4 классы. Метод. Рекомендации для учителя. – М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2003.

3. Геронимус, Т.Г. 150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий. – М.: Новая школа, 1994; Тула: Издательство АРКТОУС, 1997.

4. Геронимус, Т.Г. Мастерская трудового обучения в 1-4 класах: Методические рекомендации. – М.: Новая школа, 1994; Тула: Издательство АРКТОУС, 1997.

5.  Лебедева, Т.Г. Трудовое обучение. 4 класс: Поурочные планы по курсу «Школа мастеров» Т.М. Геронимус/ Авт. – сост. Е.Г. Лебедева. – Волгоград: 2005.- 74с. ISBN 5-7057-0636-7

6.  Программа по трудовому обучению  «Школа мастеров», автор Т.М. Геронимус, Москва, Просвещение, 2001 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива

Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...

Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива

Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...

Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса

Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...