Проект "В руках и сказка оживает!"
проект по технологии (4 класс) на тему

Матвеева Светлана Николаевна

Проектная деятельность «И сказка в руках оживает»

Главная цель моей педагогической деятельности – дать возможность каждому ученику получать образование с учётом индивидуальных возможностей.

В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов:

  1. воспитывающее обучение: я учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;
  2. ориентация на успех: каждый ученик имеет право быть умным;
  3. ориентация на развитие: заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его идти дальше, выше;
  4. сотрудничество: я рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам;
  5. учёт результатов деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок.

Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, стремящемуся к самоопределению и самореализации. Необходимость развития личности каждого ребенка, его индивидуальных способностей и личностных качеств - основная цель школьного образования. Новые методики, программы, технологии не должны становиться самоцелью, главное - подготовить и вырастить человека думающего и чувствующего, который не только обладает определенной суммой знаний, но умеет использовать эти знания в жизни, умеет действовать адекватно любой ситуации, быстро и разумно решать проблемы на разных уровнях (житейских, профессиональных, учебных, нравственных). Иначе говоря, не только научить, а научить учиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность «И сказка в руках оживает»

Главная цель моей педагогической деятельности – дать возможность каждому ученику получать образование с учётом индивидуальных возможностей.

В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов:

  1. воспитывающее обучение: я учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;
  2. ориентация на успех: каждый ученик имеет право быть умным;
  3. ориентация на развитие: заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его идти дальше, выше;
  4. сотрудничество: я рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам;
  5. учёт результатов деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок.

Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, стремящемуся к самоопределению и самореализации. Необходимость развития личности каждого ребенка, его индивидуальных способностей и личностных качеств - основная цель школьного образования. Новые методики, программы, технологии не должны становиться самоцелью, главное - подготовить и вырастить человека думающего и чувствующего, который не только обладает определенной суммой знаний, но умеет использовать эти знания в жизни, умеет действовать адекватно любой ситуации, быстро и разумно решать проблемы на разных уровнях (житейских, профессиональных, учебных, нравственных). Иначе говоря, не только научить, а научить учиться.

Русский язык и литература традиционно считаются в школе трудными предметами, вызывающими тревожность, неуверенность в своих силах. Если ученик допускает много ошибок в своей работе, то это говорит о необходимости дополнительной практики и большей тренировки, чтобы овладеть необходимым умением или знанием. Следовательно, нужно предоставить нашим ученикам возможность дополнительной практики, причем в таком объеме, пока они (каждый в отдельности и все вместе) не овладеют знанием в достаточной мере. Обучаясь в коллективе (с преобладанием фронтальных видов деятельности), в котором сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее "схватывает" новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко понять, ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопрос, соответственно, он не может быстро и правильно отвечать и только "тормозит" ритмичное продвижение к всеобщему успеху. А если ученик обучается индивидуально, тогда он замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересует, как дела у соседа. Если материал ему не дается - это его проблемы.

Моя задача - создать условия для самовыражения, развития каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей, формирование коммуникативных умений и навыков.

В своем опыте работы ориентируюсь на создание доброжелательной обстановки при совместной работе учителя и ученика на развитие творческих качеств личности

Обучение в сотрудничестве предполагает именно сотрудничество, а не соревнование. Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения. Это значит, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый ученик затрачивает максимум усилий - каждый для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия ( в группе) будут оценены одинаково: ведь и один, и другой сделал, что мог. А учитель приобретает роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской , творческой деятельности учащихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта. Роль учителя - помочь ученикам самостоятельно добыть нужные знания, критически осмыслить полученную информацию, уметь делать выводы, аргументировать их.

Технология опыта

С чего же начать? А начинать нужно с расстановки парт так, чтобы дети видели лица друг друга

Следующий шаг - обучение культуре общения в группе.

Работа в малых группах 

  • взаимодействовать в группе с любым учащимся
  • работать активно, серьезно относясь к порученному заданию
  • общаться вежливо и доброжелательно
  • испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих товарищей, всего класса
  • полностью осознавать, что совместная работа в группах - это серьезный и ответственный труд

Вырабатываются правила работы в группах: 

  • не говорить всем сразу;
  • всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);
  • перед работой нужно договориться, кто что будет делать;
  • не спорить зря, а доказывать, объяснять;
  • стараться понять друг друга;
  • возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: “Максим, ты не сказал, что …”.

 Что же дальше? Деление класса на группы (поначалу группы не стоит делать большими). В каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученики, мальчики и девочки.

Обучение чтению: в группе из 4-х человек ученики разбиваются на пары. Пока учитель работает с одними парами чтецов, другие самостоятельно читают друг другу; составляют план пересказа, выделяют главные мысли, пишут ответы на вопросы по тексту; практикуются в правописании, работают со словарем.

В начальной школе этот метод особенно удачно используется на уроках ознакомления с окружающим миром, изобразительного искусства, литературного чтения (при обобщающем повторении).

На уроке литературного чтения метод "пила" можно применять при изучении биографий писателей или анализе литературных произведений.

Например, в ходе повторения на уроке по теме "Природные зоны" группы могут получить разные задания, выполняя которые каждая группа расскажет о животных, растениях, климате, труде и быте людей, географическом расположении какой-либо природной зоны.

Как обычно при обучении в сотрудничестве, группа получает одну отметку на всех.

 Пила применяется тогда, когда учебный материал можно естественным образом разбить на фрагменты. Причем число таких фрагментов должно совпадать с числом участников группы. Как правило, группа при использовании метода "пила" включает 5-6 человек.

Задание "Четверка".

При отработке правописания словарных слов один из учеников (ведущий) диктует трем другим слова по карточке, затем проверяет правописание продиктованных слов. После этого роль ведущего переходит к следующему ученику четверки и т.д.

Групповая работа на уроках привлекает младших школьников, а также учителей, работающих с ними. Однако первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленные темпы работы учащихся, их неумение действовать совместно), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Одна из причин таких неудач – недооценка роли групповой работы в учебном процессе, рассматривание её лишь как способа разнообразия организации учебной работы на уроках.

Почему я стала использовать элементы технологии групповых занятий? 

  1. При классно-урочной системе на каждого ученика тратится примерно 2 минуты урочного времени. Это очень мало.
  2. При условии, что все дети знают ответы, а у нас зачастую отвечают самые “активные”, поэтому у многих детей развивается пассивность и в дальнейшем нежелание учиться.
  3. Набор учащихся в классе был с разным уровнем подготовки: одни очень слабые, которым требовалась индивидуальная работа, другие средние, третьи с более высоким уровнем подготовки. А заниматься было ещё труднее, так как программа развивающая “Математика” Н. Б. Истоминой. Слабым учащимся совсем не осилить. И передо мной встал вопрос: “Как работать?” Выбрала групповую работу с дифференциацией.

В группах провожу дифференциацию заданий:

1) По уровню трудности.

Например: Найдите значения выражений

1 группа

2 группа

3 группа

28:2+3

28:2+56:8

28:2+(50+6):8

45-7*3

5*9-7*3

(35-30)*9-7*3

Усложнение заданий в данном случае заключается не только в увеличении количества действий, но и в изменении правил о порядке действий.

2) Дифференциация по характеру помощи учащимся. 

  • Помощь в виде “подсказок” (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске)

Учащимся 3-й группе и 2-й группе (с высоким уровнем обучаемости) предлагается выполнить задание самостоятельно, а учащимся 1-й группы оказывается помощь различного уровня.

Требования к организации работы в парах постоянного и сменного состава: 

  • чёткий инструктаж учителя;
  • начало и конец работы по определенному сигналу;
  • подведение итога самостоятельной работы;
  • учить разговаривать (общаться) вполголоса.

Пройдя этап апробирования работы по технологии “Групповые формы”, не находят своего места на уроках у многих учителей. Думаю, что причина этой неудачи кроется, прежде всего, в том, что использование этой формы работы требует от учителя более тщательной подготовки к урокам.

К каким выводам я пришла, апробируя групповую работу на уроке? 

  1. Важно использовать работу в парах сменного состава в системе. Вот тогда организация таких уроков эффективна
  2. Можно быстро организовать проверку любого задания через взаимоконтроль.
  3. В парной работе кроется огромный потенциал развития речи учащихся.
  4. В классе меняются отношения между учителем и учениками. Мы – партнёры.
  5. Организация работы в группах помогает сильным ученикам не только в изучении нового материала, и в самоконтроле.
  6. Решает проблему подтягивания более слабого ученика, учащихся пропустивших занятия по болезни.
  7. Учащиеся в группах оценивают себя. Оценка может быть в виде “звездочки”, “сердечка”,  и т. д. Для оценки работы в классе используется оценочная шкала.

Педагог высшей категории ГБОУ СКОШИ№ 20

Матвеева С. Н.



Предварительный просмотр:

Проектная деятельность «И сказка в руках оживает»

Главная цель моей педагогической деятельности – дать возможность каждому ученику получать образование с учётом индивидуальных возможностей.

В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов:

  1. воспитывающее обучение: я учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;
  2. ориентация на успех: каждый ученик имеет право быть умным;
  3. ориентация на развитие: заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его идти дальше, выше;
  4. сотрудничество: я рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам;
  5. учёт результатов деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок.

Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, стремящемуся к самоопределению и самореализации. Необходимость развития личности каждого ребенка, его индивидуальных способностей и личностных качеств - основная цель школьного образования. Новые методики, программы, технологии не должны становиться самоцелью, главное - подготовить и вырастить человека думающего и чувствующего, который не только обладает определенной суммой знаний, но умеет использовать эти знания в жизни, умеет действовать адекватно любой ситуации, быстро и разумно решать проблемы на разных уровнях (житейских, профессиональных, учебных, нравственных). Иначе говоря, не только научить, а научить учиться.

Русский язык и литература традиционно считаются в школе трудными предметами, вызывающими тревожность, неуверенность в своих силах. Если ученик допускает много ошибок в своей работе, то это говорит о необходимости дополнительной практики и большей тренировки, чтобы овладеть необходимым умением или знанием. Следовательно, нужно предоставить нашим ученикам возможность дополнительной практики, причем в таком объеме, пока они (каждый в отдельности и все вместе) не овладеют знанием в достаточной мере. Обучаясь в коллективе (с преобладанием фронтальных видов деятельности), в котором сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее "схватывает" новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко понять, ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопрос, соответственно, он не может быстро и правильно отвечать и только "тормозит" ритмичное продвижение к всеобщему успеху. А если ученик обучается индивидуально, тогда он замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересует, как дела у соседа. Если материал ему не дается - это его проблемы.

Моя задача - создать условия для самовыражения, развития каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей, формирование коммуникативных умений и навыков.

В своем опыте работы ориентируюсь на создание доброжелательной обстановки при совместной работе учителя и ученика на развитие творческих качеств личности

Обучение в сотрудничестве предполагает именно сотрудничество, а не соревнование. Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения. Это значит, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый ученик затрачивает максимум усилий - каждый для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия ( в группе) будут оценены одинаково: ведь и один, и другой сделал, что мог. А учитель приобретает роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской , творческой деятельности учащихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта. Роль учителя - помочь ученикам самостоятельно добыть нужные знания, критически осмыслить полученную информацию, уметь делать выводы, аргументировать их.

Технология опыта

С чего же начать? А начинать нужно с расстановки парт так, чтобы дети видели лица друг друга

Следующий шаг - обучение культуре общения в группе.

Работа в малых группах 

  • взаимодействовать в группе с любым учащимся
  • работать активно, серьезно относясь к порученному заданию
  • общаться вежливо и доброжелательно
  • испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих товарищей, всего класса
  • полностью осознавать, что совместная работа в группах - это серьезный и ответственный труд

Вырабатываются правила работы в группах: 

  • не говорить всем сразу;
  • всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);
  • перед работой нужно договориться, кто что будет делать;
  • не спорить зря, а доказывать, объяснять;
  • стараться понять друг друга;
  • возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: “Максим, ты не сказал, что …”.

 Что же дальше? Деление класса на группы (поначалу группы не стоит делать большими). В каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученики, мальчики и девочки.

Обучение чтению: в группе из 4-х человек ученики разбиваются на пары. Пока учитель работает с одними парами чтецов, другие самостоятельно читают друг другу; составляют план пересказа, выделяют главные мысли, пишут ответы на вопросы по тексту; практикуются в правописании, работают со словарем.

В начальной школе этот метод особенно удачно используется на уроках ознакомления с окружающим миром, изобразительного искусства, литературного чтения (при обобщающем повторении).

На уроке литературного чтения метод "пила" можно применять при изучении биографий писателей или анализе литературных произведений.

Например, в ходе повторения на уроке по теме "Природные зоны" группы могут получить разные задания, выполняя которые каждая группа расскажет о животных, растениях, климате, труде и быте людей, географическом расположении какой-либо природной зоны.

Как обычно при обучении в сотрудничестве, группа получает одну отметку на всех.

 Пила применяется тогда, когда учебный материал можно естественным образом разбить на фрагменты. Причем число таких фрагментов должно совпадать с числом участников группы. Как правило, группа при использовании метода "пила" включает 5-6 человек.

Задание "Четверка".

При отработке правописания словарных слов один из учеников (ведущий) диктует трем другим слова по карточке, затем проверяет правописание продиктованных слов. После этого роль ведущего переходит к следующему ученику четверки и т.д.

Групповая работа на уроках привлекает младших школьников, а также учителей, работающих с ними. Однако первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленные темпы работы учащихся, их неумение действовать совместно), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Одна из причин таких неудач – недооценка роли групповой работы в учебном процессе, рассматривание её лишь как способа разнообразия организации учебной работы на уроках.

Почему я стала использовать элементы технологии групповых занятий? 

  1. При классно-урочной системе на каждого ученика тратится примерно 2 минуты урочного времени. Это очень мало.
  2. При условии, что все дети знают ответы, а у нас зачастую отвечают самые “активные”, поэтому у многих детей развивается пассивность и в дальнейшем нежелание учиться.
  3. Набор учащихся в классе был с разным уровнем подготовки: одни очень слабые, которым требовалась индивидуальная работа, другие средние, третьи с более высоким уровнем подготовки. А заниматься было ещё труднее, так как программа развивающая “Математика” Н. Б. Истоминой. Слабым учащимся совсем не осилить. И передо мной встал вопрос: “Как работать?” Выбрала групповую работу с дифференциацией.

В группах провожу дифференциацию заданий:

1) По уровню трудности.

Например: Найдите значения выражений

1 группа

2 группа

3 группа

28:2+3

28:2+56:8

28:2+(50+6):8

45-7*3

5*9-7*3

(35-30)*9-7*3

Усложнение заданий в данном случае заключается не только в увеличении количества действий, но и в изменении правил о порядке действий.

2) Дифференциация по характеру помощи учащимся. 

  • Помощь в виде “подсказок” (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске)

Учащимся 3-й группе и 2-й группе (с высоким уровнем обучаемости) предлагается выполнить задание самостоятельно, а учащимся 1-й группы оказывается помощь различного уровня.

Требования к организации работы в парах постоянного и сменного состава: 

  • чёткий инструктаж учителя;
  • начало и конец работы по определенному сигналу;
  • подведение итога самостоятельной работы;
  • учить разговаривать (общаться) вполголоса.

Пройдя этап апробирования работы по технологии “Групповые формы”, не находят своего места на уроках у многих учителей. Думаю, что причина этой неудачи кроется, прежде всего, в том, что использование этой формы работы требует от учителя более тщательной подготовки к урокам.

К каким выводам я пришла, апробируя групповую работу на уроке? 

  1. Важно использовать работу в парах сменного состава в системе. Вот тогда организация таких уроков эффективна
  2. Можно быстро организовать проверку любого задания через взаимоконтроль.
  3. В парной работе кроется огромный потенциал развития речи учащихся.
  4. В классе меняются отношения между учителем и учениками. Мы – партнёры.
  5. Организация работы в группах помогает сильным ученикам не только в изучении нового материала, и в самоконтроле.
  6. Решает проблему подтягивания более слабого ученика, учащихся пропустивших занятия по болезни.
  7. Учащиеся в группах оценивают себя. Оценка может быть в виде “звездочки”, “сердечка”,  и т. д. Для оценки работы в классе используется оценочная шкала.

Педагог высшей категории ГБОУ СКОШИ№ 20

Матвеева С. Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-сказка "Снежинки оживают" 1 класс

Пробудить фантазию детей, дать представление об орнаменте, как повторяющемся рисунке....

Проект "Как оживить картинку".

Проект посвящен мультипликации, направлен на осуществление ранней профориентации младших школьников. Продукт проекта - мультфильм "Времена года"...

Когда и зачем оживают "неживые" предметы?Олицетворение как средство создания образа"

Конспект урока по теме"Когда и зачем оживают"неживые" предметы?Одицетворение как средство создания образа" 3 класс...

ПРОГРАММА КУРСА «Оживим истории страницы»

Основной задачей для каждой школы и родителей остаётся  – вырастить здоровых и нравственных детей. В программе «Оживим истории страницы» отражены все эти направления развития личности ребёнка.В с...

"Чтобы оживить свои уроки"

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках....

Внеклассное мероприятие для детей 4-5 классов "И память о войне нам книга оживит"

Расширение знаний обучающихся о Великой Отечественной войне, воспитание уважения к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла, детям войны;  чувство гордости за народ, сопереживания, с...

«Когда и зачем оживают «неживые» предметы? Олицетворение как средство создания образа».

Познакомить детей с изобразительным средством создания образа в стихотворении – олицетворением...