Технология 2 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")
календарно-тематическое планирование по технологии (2 класс)

Сальникова Юлия Борисовна

Программа и КТП с УУД по "Планете Знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx100.02 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ», 2 КЛАСС

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009);
  • Приказ от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4  классы, УМК «Планета знаний» (Новый стандарт начального образования), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
  • Авторская программа  курса "Технология" О.В. Узоровой, Е.А. Нефёдовой;
  • Учебный план образовательного учреждения на 2014/2015 учебный год.

В рамках этой программы для каждого ребёнка создаются оптимальные условия для формирования нравственной, активной, творческой, эмоционально и эстетически развитой, творческой и самостоятельной личности.

Цели программы:

  • развитие творческого потенциала личности ребёнка, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения и восприимчивости, создание наиболее благоприятных условий для развития и самореализации как неотъемлемой части духовной культуры личности. Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического, логического и конструкторско-технологического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
  • формирование начальных технологических знаний, трудовых умений и бытовых навыков, опыта практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способов планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы, умения использовать полученные знания, умения и навыки в учебной деятельности и повседневной жизни. Формирование начальных форм познавательных универсальных учебных действий — наблюдение, сравнение, анализ, классификация и обобщение;
  • представлений о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, о правилах создания предметов рукотворного мира, о народных традициях, о        мире профессий;
  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям разных профессий, результатам их труда, к материальным и духовным ценностям; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; осознание практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности, понимания и уважения к культурноисторической ценности традиций, отражённых в предметном мире. Воспитание привычки к самообслуживанию в школе и дома, к доступной помощи старшим и младшим и помощи по хозяйству.

В процессе знакомства с различными видами декоративно-прикладного искусства и самостоятельного изготовления поделок у ребёнка постепенно образуется система специальных навыков и умений. Продуктивная предметная деятельность ребёнка становится основой формирования его познавательных способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление, обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом.

Благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности каждый может реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как автор оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). Этому немало способствует система учреждения номинаций за успехи в изготовлении поделок в конце каждого урока и выдачи красочных дипломов по окончании изучения каждого раздела как поощрений любого положительного начинания. В результате закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению в продуктивной, творческой работе. При этом учебный предмет «Технология» создаёт все условия для гармонизации развития ребёнка, обеспечивая реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности в их единстве (интеллектуальный компонент, эмоционально-эстетический, духовно-нравственный и физический).

На уроках технологии успешно создаются возможности реализации моделей социального поведения при работе в больших и малых группах, обеспечиваются благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом. Всё это является основой для формирования у младших школьников социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развития творчества, что создаёт предпосылки для успешной социализации.

В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

Образовательные задачи

  • знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, с технологиями производства;
  • освоение технологических приёмов, включающее знакомство с инструментами и материалами, техническими средствами, а также технику безопасности при работе с ними;
  • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических: текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
  • ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития;
  • овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, в компьютере, в сети Интернет;
  • знакомство с миром информационных и компьютерных технологий, освоение простейших приёмов работы на компьютере с учётом техники безопасности.

Воспитательные задачи

  • формирование прочных мотивов и потребностей в обучении и самореализации;
  • развитие интересов ребёнка, расширение его кругозора, знакомство с историей и культурой народа, с его культурными ценностями, с историей возникновения и использования предметов быта;
  • формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических и других качеств личности ребёнка;
  • пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность;
  • формирование интереса и любви к народному и декоративно-прикладному искусству, живописи, архитектуре и дизайну;
  • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно- преобразующей деятельности;
  • воспитание экономичного подхода к использованию различных материалов для творчества, природных ресурсов, пониманию проблем экологии окружающей среды.

Развивающие задачи

  • развитие самостоятельного мышления, умения сравнивать, анализировать, формировать предварительный план действий;
  • развитие стремления к расширению кругозора и приобретению опыта самостоятельного познания, умения пользоваться справочной литературой и другими источниками информации;
  • развитие речи, памяти, внимания;
  • развитие сенсорной сферы: глазомер, форма, ориентирование в пространстве и т.д.;
  • развитие двигательной сферы: моторика, пластика, двигательная сноровка и т.д.;
  • развитие коммуникативной культуры ребёнка;
  • развитие пространственного мышления;
  • развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  • развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности.

Учебный курс «Технология» является комплексным и интегративным курсом. Отбор содержания данной программы опирается на стандарты начального общего образования с учётом традиций изучения технологии в начальной школе и принципа преемственности с дошкольным периодом и средней школой.

Содержание данной программы направлено на реализацию приоритетных направлений технологического (трудового) образования — приобщение к искусству как к духовному опыту поколений, овладение способами художественно-технологической деятельности и развитие творческой одарённости ребёнка, а также его самоконтроля. В результате дети в соответствии с их возрастными особенностями учатся обращаться с наиболее распространёнными материалами, такими как: пластилин, бумага, ткань, нити, верёвки, проволока, фольга, природные материалы и пр., овладевают основными приёмами мастерства, достаточными для того, чтобы суметь за короткое время соответственно своему замыслу сделать своими руками без помощи взрослых полезную, эффектную, красивую поделку. Также младшие школьники учатся использовать информационные и компьютерные технологии, овладевают первичными навыками работы на компьютере, что позволяет им идти в ногу со временем, познавать мир и преобразовывать виртуальную реальность.

Характерной особенностью построения курса является концентрический принцип. Это способствует изучению основных тем в несколько этапов, возвращению к ним на более высоком и углублённом уровне обобщения и практического применения подачи материала. Учебный материал второго года обучения тесно связан с материалом первого года обучения и логически продолжает его. Материал учебника подаётся по тематическому принципу — он разбит на 4 крупные темы, делящиеся на подтемы — уроки. В учебнике выделены структурные линии — разделы, реализующие концентрический и пошаговый принципы обучения, основанные на постепенном усложнении задач, технологических приёмов, используемых материалов, необходимых инструментах и видах воздействия на эти материалы. Также разделы соответствуют учебным четвертям для более удобного изучения предмета.

Внутри каждого раздела эти же принципы (концентрический и пошаговый) позволяют сделать подачу материала наиболее полной и последовательной. Тема предваряется историей возникновения изучаемых материалов и инструментов, их местом в жизни человека и его творчестве.

Каждая из этих тем не изучается в изоляции от других, соблюдается тесная взаимосвязь всех разделов программы, пропедевтический уровень новых знаний закладывается на каждом уроке. Поэтому, переходя к изучению очередной темы, можно опираться на устойчивую конструкцию первоначальных представлений, сформированных ранее. Исследовательская деятельность на уроках не только позволяет более осмысленно освоить обязательный материал, но и использовать элементы опережающего обучения. Это даёт возможность разнообразить процесс формирования обязательных навыков и вывести его на новый уровень применения изученного в новых ситуациях, в новых условиях, на новых объектах.

Кроме того, учитывается принцип целостности содержания, согласно которому новый материал включается в систему более общих представлений по изученной теме. Это помогает сформировать у учащихся более правильную картину окружающего мира, различий и сходств между материалами и их свойствами, принципов технологических особенностей производства окружающих нас рукотворных предметов.

Программа делится на основную часть, которая обеспечивает обязательные требования к знаниям, умениям и навыкам младших школьников, и вариативную, позволяющую расширить тематику каждого направления образования по данному предмету и добавить задания повышенной сложности, способствующие более полному восприятию информативной и деятельностно-прикладной части процесса обучения.

Основная часть содержит учебный материал, необходимый для усвоения его всеми учащимися, а также пропедевтический, необходимый для ознакомления всеми учащимися.

Вариативная часть включает материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся, обеспечивающий индивидуальный подход в обучении, на дополнительное закрепление обязательного материала, задания по выбору, различающиеся по уровню сложности и объёму, задания на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях, на формирование информативной грамотности и развитие логического и пространственного мышления, а также на развитие творческого и созидательного мышления.

Кроме того, практическая художественно-творческая деятельность ученика (изготовление поделок, декорирование и пр.) сочетается со зрительным и эмоциональным восприятием произведений искусства, работами мастеров, что позволяет избежать только информативного изложения материала.

Для детского творчества предлагаются красивые, яркие, оригинальные и эффектные поделки, которые усложняются по мере приобретения детьми новых знаний, умений и навыков.

Виды работ на уроках

Особое внимание уделяется правилам безопасной работы с инструментами. В силу возрастных особенностей младшие школьники нуждаются в неукоснительном соблюдении техники безопасности и формировании навыков правильного обращения с инструментами (ножницы, игла, нож для бумаги и пр.) и материалами (пластилин, фольга, проволока, гипс и пр.) и их практическом применении при работе с ними.

Лабораторные работы позволят детям узнать основные свойства изучаемого материала, продиктованные технологией его производства или природными особенностями, проводить мини-исследования: вести наблюдения, высказать свои предположения, осуществлять их проверку, обсуждать результаты и делать выводы.

Практические работы помогут до изготовления поделок пошагово отработать каждый новый приём и навык. Оставшиеся в ходе лабораторной или практической работы отходы производства почти всегда используются в индивидуальных поделках, коллективных работах, играх и фокусах.

Игра как ведущая деятельность младшего школьника — органичная часть запланированной работы на уроке, позволяющая наиболее ярко подчеркнуть важные этапы работы.

Курс «Технология» обеспечивает возможность учащимся действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане, совершать наглядно видимые преобразования; возможность организации совместной продуктивной деятельности и формирования коммуникативных и регулятивных действий. Позволяет добиваться максимально чёткого отображения в речи детей состава полной ориентировочной основы выполняемых действий как по ходу выполнения, так и после (рефлексия действий и способов).

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Работа с пластичными материалами и конструирование из бумаги (10 ч)

Съедобные и декоративные изделия из теста. Пластилин как поделочный материал. Правила безопасной работы с пачкающимися материалами. Инструменты для работы с пластилином. История появления бумаги. Знакомство с измерительными приборами: часами, термометром, сантиметровой лентой, ростомером. Практическая деятельность. Поделка из пластилина на картонной основе. Пластилиновые картины. Объёмная аппликация из бумаги. Вырезание иглой из бумаги. Плоскостная аппликация из бумаги. Макет часов из цветного гофрированного картона. Макет термометра из цветного картона.

Работа с природными и рукотворными материалами, объёмное конструирование из бумаги (7 ч)

Сбор и хранение природных материалов (плоскостные материалы, объёмные материалы, цитрусовые). Родственные связи — генеалогическое древо. Появление макарон. Знакомство с пряностями. История появления мыла. Практическая деятельность. Плоскостная поделка из засушенных листьев. Плоскостная аппликация из макаронных изделий. Аппликация из спагетти. Объёмная поделка из мыльной стружки. Объёмная поделка из бумаги. Бумажная бахрома. Объёмная поделка из яичной скорлупы и бумаги. Новогодние игрушки из бумаги и яичной скорлупы.

Работа с текстильными материалами, оригами и работа с фольгой (9 ч)

История ткачества. Виды переплетений нитей в тканях. Вышивка и её применение в современном мире. Профессия портного. История игрушки. Машинные и ручные швы. Обмёточный соединительный шов через край. Знакомство с гофрированной бумагой. Изучение свойств гофрированной бумаги. Знакомство с фольгой. Сравнение свойств фольги и бумаги. Использование свойств фольги для конструирования и декорирования. Оборачивание фольгой. История ювелирного дела и ювелирных украшений. Индивидуальное и промышленное производство украшений. Практическая деятельность. Вышивка на ткани. Раскрой ткани по шаблону. Пришивание пуговиц на ткань. Изготовление объёмной заготовки из ткани. Изготовление объёмной игрушки из ткани. Вшивание петельки между слоями ткани. Поделка из бумаги с вышивкой, поделка из ткани. Поделки из бумаги в технике оригами, плоскостная аппликация. Объёмная поделка из гофрированной бумаги. Скульптура из фольги, чеканка. Поделка из бумаги в технике оригами.

Знакомство с окружающим миром, конструирование из бумаги и проволоки (7 ч)

История возникновения книг и книгопечатания. Современное производство. Роль бытовых приборов, машин и механизмов в жизни человека. Правила пользования бытовыми приборами. Уход за домашними питомцами. Растения в жизни человека. Виды сельскохозяйственных растений. Знакомство с проволокой. Сравнение свойств материалов для творчества — проволоки, фольги в виде жгута и шерстяной нити. Практическая деятельность. Изготовление сшивной книжки. Изготовление книжного переплёта. Ремонт книг при помощи прозрачного скотча. Закрепление навыков выполнения поделок в технике оригами. Поделка из бумаги в технике оригами. Моделирование из проволоки. Каркасная модель из проволоки.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • положительная мотивация и познавательный интерес к ручному труду, к изучению свойств используемого материала;
  • уважительное отношение к людям труда, к разным профессиям;
  • внимательное отношение к красоте окружающего мира, к многообразию природного материала;
  • эмоционально-ценностное отношение к результатам труда.

У учащихся могут быть сформированы:

  • чувства сопричастности к культуре своего народа;
  • понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
  • положительной мотивации к изучению истории возникновения профессий;
  • представлений о роли труда в жизни человека;
  • адекватной оценки правильности выполнения задания.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • правильно организовать своё рабочее место (в соответствии с требованиями учителя);
  • соблюдать технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами (ножницы, шило, игла), пачкающимися материалами (клей, краска, пластилин);
  • различать виды материалов (пластилин, бумага, гофрированный картон, ткань, нити, верёвки, фольга, проволока, природные материалы, крупы и пр.) и их свойства;
  • определять детали и конструкции (деталь — составная часть конструкции), различать однодетальные и многодетальные конструкции;
  • устанавливать последовательность изготовления изученных поделок из изученных материалов;
  • называть приёмы изготовления несложных изделий (разметка, обрывание, разрезывание, сгибание, сборка, процарапывание, вырезание, нарезание бумаги лапшой, скручивание и т. д.);

  • использовать правила рациональной разметки деталей на плоскостных материалах (разметка на изнаночной стороне, экономия материала);
  • понимать назначение шаблона, заготовки, выкройки, что такое развёртка объёмного изделия;
  • понимать правила безопасного пользования бытовыми электроприборами;
  • называть телефоны экстренных вызовов служб спасения;
  • правильно работать ручными инструментами под контролем учителя (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла) с соблюдением техники безопасности;
  • различать материалы и инструменты по их назначению;
  • выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению изделий (экономную разметку, обрывание по контуру, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея),
  • эстетично и аккуратно выполнять декоративную отделку, выполнять разметку по шаблону, по линии сгиба, по специальным приспособлениям (линейка, угольник, сантиметровая лента), на глаз и от руки);
  • выполнять комбинированные работы из разных материалов;
  • выполнять разметку для шва на ткани с полотняным переплетением нити способом продёргивания нити; швы «вперёд-иголка» и обмёточный соединительный через край;
  • экономно использовать материалы при изготовлении поделок.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • рационально организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы в соответствии с используемым материалом;
  • определять неподвижное соединение деталей, различные способы соединения (с помощью клея, скотча, нитей, пластилина);
  • выполнять различные виды отделки и декорирования (аппликация, создание декоративной рамки, добавление деталей, швы «вперёд-иголка», «через край» и пр.);
  • вести поиск и представлять информацию о массовых профессиях и технологии производства искусственных материалов, о природных материалах; о процессе хлебопечения, изготовлении съедобного и декоративного теста; об истории возникновения бумаги и о бумажном производстве в наши дни; об измерительных приборах и их истории (часы, термометр и пр.); об истории новогодних игрушек и ёлочных украшений; об истории вышивки и её применении в современном мире; об истории ювелирного дела и ювелирных украшений; об истории возникновения книг и книгопечатания;
  • изготавливать удобным для себя способом из изученных материалов поделки: по образцу, на заданную тему и импровизируя.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • понимать цель выполняемых действий,
  • понимать важность планирования работы;
  • с помощью учителя анализировать и планировать предстоящую практическую работу, опираясь на шаблон, образец, рисунок;
  • выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
  • осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью или образцом;
  • осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
  • анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
  • решать практическую творческую задачу, используя известные средства;
  • осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности.

Учащиеся могут научиться:

  • продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
  • объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
  • различать и соотносить замысел и результат работы;
  • включаться в самостоятельную практическую деятельность, создавать в воображении художественный замысел, соответствующий поставленной задаче и предлагать способы его практического воплощения;
  • вносить изменения и дополнения в конструкцию изделия в соответствии с поставленной задачей или с новыми условиями использования вещи;
  • продумывать и планировать этапы работы, оценивать свою работу.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
  • различать виды материалов, их свойства, инструменты по их назначению, способы соединения деталей;
  • характеризовать материалы по их свойствам;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
  • группировать профессии людей по материалам, с которыми они связаны;
  • конструировать объёмные изделия из бумаги, пластилина, природных материалов;
  • анализировать образец, работать с простыми схемами и инструкциями.

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
  • свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, словаря, памяток;
  • сравнивать, группировать, классифицировать плоскостные и объёмные изделия, съедобные и декоративные изделия из теста, инструменты, измерительные приборы, профессии.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда;
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством).

Учащиеся могут научиться:

  • выражать собственное эмоциональное отношение к изделию при посещении выставок работ;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
  • задавать вопросы уточняющего характера, в том числе по цели выполняемых действий, по приёмам изготовления изделий.

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом:

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Технология. 2 класс. Учебник.  

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Технология. 2 класс. Рабочая тетрадь.

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Обучение во 2 классе по учебнику "Технология". Методическое пособие.

О.В. УЗОРОВА, Е.А. НЕФЁДОВА

ТЕХНОЛОГИЯ

Календарно-тематическое планирование изучения учебного материала

2 класс

34 ч (1 ч в неделю)

№ п/п

Дата

урока

Тема урока, страницы учебника

Решаемые проблемы (цели)

Понятия

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1-я четверть (9 часов)

Творческая мастерская (9ч)

1

05.09

Пластилиновая картина   «Цвета лета»

с. 18 – 23

Знакомство с глиной и пластилином. Получение первичных навыков работы с пластилином, техника безопасности. Обучение технике печати и процарапывания на пластилине. Изучение приёмов лепки, способов скрепления пластилина. Изготовление пластилиновой картины.  

пластилин

техника примазывания

мазки

оттиски

отпечатки

Узнать о глине, её роли в развитии человеческого общества; о процессе изготовления пластилина. Исследовать свойства пластилина. Действовать по инструкции, с учётом ТБ. Изучать последовательность технологических операций при изготовлении картины.

Применять знания, полученные на этом уроке, при изготовлении элементарной поделки по образцу. Решать творческую задачу: самостоятельное оформление работы.

Ориентироваться в учебнике. Участвовать в беседе о значении освоения человеком глины, её декоративном и функциональном применении. Познакомиться с новыми профессиями.

2

12.09

Плоскостная поделка из пластилина «Перо Жар-птицы»

с. 22 - 25

Изучение техники примазывания мазками. Последовательность выполнения работы объёмными мазками.

пластилин

техника примазывания

мазки

Познакомиться с мастерами живописи, с техникой примазывания объёмными мазками. Научиться создавать изображения объёмными мазками.

Решать творческую задачу: смешивать цвета при примазывании объёмными мазками; создавать пластилиновые картины.

Самостоятельно работать с памятками. Осуществить самоконтроль и самооценку своей работы.

3

4

19.09

26.09

Объемная аппликация     из бумаги  «Цветы и бабочки           на полянке»

с. 30 – 32 ,        34 – 35

Формирование представления об истории возникновения и производстве бумаги. Знакомство с многообразием видов бумаги и способами её применения. Обучение созданию декоративных элементов из бумаги.

бумага

виды бумаги

свойства бумаги

Освоить новые приёмы создания декоративных деталей из бумаги: из листа бумаги; из гофрированной заготовки; из мятой бумаги; из скрученной бумажной полосы;  из скрученных бумажных полос разного цвета. Участвовать в коллективной работе

Самостоятельно продумывать последовательность анализа образца. Выполнять задания по конструированию. Самостоятельно разработать план работы со схемой изготовления поделки.

Систематизировать знания о бумаге и её свойствах. Узнать об истории возникновения бумаги, её видах и сортах. Исследовать способы воздействия на бумагу.

5

03.10

Удивительные приборы «Веселый термометр»

с. 38, 42 – 43

Знакомство с термометром и его историей. Изучение свойств гофрированного картона, изучение техники безопасности при работе с канцелярскими кнопками.

термометр

температура

градус

картон

Познакомиться с термометром и его историей. Действовать в соответствии с заданной последовательностью при конструировании макета термометра с нитяной подвижной частью.

Исследовать свойства гофрированного картона. Испытать опытные макеты в действии.

Положительная мотивация и познавательный интерес к ручному труду, к изучению свойств используемого материала.

6

10.10

Удивительные приборы «Разноцветные часы»

с. 38, 40 – 41

Знакомство с часами и их историей. Изучение свойств гофрированного картона, изучение техники безопасности при работе с канцелярскими кнопками.

часы

время

час

минута

Познакомиться с часами и их историей. Действовать в соответствии с заданной последовательностью при конструировании макета часов с движущимися деталями.

Использовать изученные технологии. Испытать опытные макеты в действии.

Положительная мотивация и познавательный интерес к ручному труду, к результатам своей работы.

7

17.10

Плоскостная поделка из обойной бумаги.          «Я расту» (ростомер)

с. 39, 44 – 45

Формирование представлений о единицах измерения расстояния и о приспособлениях для измерения расстояний. Сравнение сантиметровой ленты и линейки, их применения.

расстояние

сантиметр

метр

Иметь представление о расстояние и единицах его измерения, измерительных приборах

Использовать изученные технологии и способы декорирования изделий. Решать творческую задачу: изготовить плоскостную поделку по образцу.

Положительная мотивация и познавательный интерес к ручному труду, к результатам своей работы.

8

24.10

Плоскостная аппликация     из бумаги «Лоскутное панно»

с. 34 – 37

Изучение новых приёмов обрывной аппликации. Обучение технике вырезания из бумаги иглой. Повторение техники безопасности. Коллективная работа «Лоскутное одеяло-панно».

аппликация

техники вырезания

панно

Создавать декоративные обрывные формы из бумаги. Изучать технику вырезания иглой. Действовать по инструкции: подготовка к работе; разметка контура карандашом; вырезание иглой; выдавливание вырезанного фрагмента.

Участвовать в коллективной работе. Самостоятельно продумывать и планировать этапы выполнения поделки. Проверять свои действия по памятке.

Чувство сопричастности к культуре своего народа. Положительная мотивация к изучению истории возникновения профессий.

9

31.10

Плоскостная поделка            из листьев «Дерево жизни»

с. 54 – 55

Знакомство с правилами сбора и хранения природных материалов. Информация о Красной книге. Формирование понятия о родословной человека, генеалогии и генеалогическом древе. Повторение свойств засушенных листьев растений.

природный материал

родословная

генеалогическое древо

Применять знания, полученные ранее, при работе с сухими листьями. Действовать по инструкции: выполнить плоскостную аппликацию из засушенных листьев, цветной бумаги и фотографий.

Участвовать в беседе об истории распространения и использования пряностей и специй. Узнать о представлении модели семьи, генеалогическом древе.

Понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру.

2-я четверть (7 часов)

Студия вдохновения (7ч)

10

14.11

Плоскостная аппликация     из спагетти «Соломка        из спагетти»

с. 58

Знакомство с историей появления макарон. Сравнение техники аппликации из пшеничной соломки с аппликацией из спагетти.

макаронные изделия

техника «соломка»

аппликация

Узнать об истории появления макарон. Анализировать образцы аппликаций из пшеничной соломки и спагетти.

Самостоятельно продумать и наметить композицию аппликации из спагетти.

Внимательное отношение к красоте окружающего мира, к многообразию природного материала.

11

21.11

Плоскостная аппликация      из макарон «Чудеса           из макарон»

с. 56 – 57, 59

 Обучение технике работы с макаронными изделиями, с семенами растений. Изготовление поделок.

макаронные изделия

семена

аппликация

Анализировать образцы аппликаций из макаронных изделий на бархатной бумаге.

Работать с готовыми объёмными формами; окрашивать готовые работы или детали композиции.

Внимательное отношение к красоте окружающего мира, к многообразию природного материала.

12

28.11

Объемная поделка            из мыльной стружки «Душистое мыло»

с. 60 – 61

Формирование представлений о сфере работы женщин. Первичная профориентация. Знакомство со свойствами пластичного материала — влажной мыльной стружки.

мыло

пластичность

профессия

Участвовать в беседе о женских профессиях. Действовать по инструкции: изготовить мыльную стружку, изготовить сувенирное мыло из влажной мыльной стружки.

Решать творческую задачу: разработать дизайн поделки. Работать с памятками

Систематизировать знания, умения и навыки работы с природными материалами. Узнать историю возникновения мыла, чистящих и моющих средств.

13

05.12

Объемная поделка            из бумаги. «Бумажная ферма»

с. 62 – 65

Знакомство с симметрией. Овладение умением находить оси симметрии. Использование свойств симметрии для вырезания бумажных заготовок для поделок.

симметрия

ось симметрии

Узнать о различных видах симметрии. Познакомиться с техникой вырезания симметричных форм из бумаги.

Действовать по инструкции: конструировать животных из сложенной бумаги.

Понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру.

14

12.12

Объемная поделка            из бумаги. «Еловая веточка»

с. 66 – 67

Знакомство и историей украшения изделий из ткани декоративной бахромой. Технология нарезания бумаги узкими полосами — нарезание «лапшой» по наметке и без.

декорирование

бахрома

нарезание «лапшой»

Изучить технологию нарезания бумажных полос «лапшой». Решать творческую задачу: изготовить заготовки для поделки с нарезанием по краю без наметки; изготовить объемную поделку из бумаги. Работать с памятками.

 

Узнать о традиции украшения бытовых предметов декоративной бахромой. Сравнивать декоративные свойства бумаги, нарезанной узкими и широкими полосами.

Положительная мотивация и познавательный интерес к ручному труду, к изучению свойств используемого материала.

15

19.12

Объемная поделка            из яичной скорлупы «Золотая рыбка»

с. 68 – 70

Знакомство с историей новогодних игрушек. Изучение технологии подготовки яичной скорлупы для изготовления самодельных игрушек. Изучение технологии закручивания бумаги при помощи ножниц.

новогодняя игрушка

яичная скорлупа

закручивание бумаги

Узнать историю ёлочных украшений. Действовать по инструкции: подготовить яичную скорлупу. Изучить технику закручивания и распрямления бумаги ножницами. Изготовить объёмную поделку из яичной скорлупы по схеме.

Участвовать в беседе о традициях празднования Нового года. Решать творческую задачу: самостоятельно декорировать поделку.

Чувство сопричастности к культуре своего народа, эмоционально-ценностное отношение к результатам труда.

16

26.12

Поделка           на основе цилиндра     «Дед Мороз и Снегурочка»

с. 73

Продолжение знакомства с историей новогодних игрушек. Изготовление поделок «Птичка-невеличка», «Дед Мороз и Снегурочка».

елочная игрушка

цилиндр

закручивание бумаги

Решать творческую задачу: изготовить объёмную поделку из бумаги на основе картонного цилиндра из заготовки-развёртки с использованием техники закручивания.

Самостоятельно конструировать по схеме объёмную поделку из бумаги на основе ёлочного шарика или яичной скорлупы.

Систематизировать знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках.

3-я четверть (10 часов)

Конструкторское бюро (10ч)

17

18

16.01

23.01

Вышивка         на ткани. Поделка «Салфетка»

с. 82 – 85

Формирование представлений о машинных и ручных швах, разделении технологических операций при производстве изделий из ткани.

бахрома

швы «вперед иголку», «за иголку», «козлик»

машинный шов

Изучать различные виды швов. Познакомиться с технологическими операциями на швейном производстве. Выполнить бахрому на ткани, проложить декоративные швы.

Самостоятельно разработать и выполнить дизайн салфетки с помощью изученных видов швов.

Представления о роли труда в жизни человека. Положительная мотивация к изучению истории возникновения профессий.

19

20

30.01

06.02

Мягкая игрушка «Паучок           на паутинке»

с. 86 – 89

Узнать об истории самодельных и фабричных игрушек. Изучать технологию вышивки на картонной основе, раскроя ткани по шаблону, пришивания пуговиц к ткани.

картон

ткань

вшивка

пришивание

Выполнить вышивку на картонной основе. Раскроить ткань по шаблону. Уметь пришивать пуговицы разыми способами. Изготовить мягкую игрушку.

Решить творческую задачу: создание «узора» паутинки, финальное декорирование поделки.

Положительная мотивация и познавательный интерес к ручному труду, к изучению свойств используемого материала.

21

13.02

Поделка           из бумаги          с вышивкой. «Мышка-сердечко»

с. 90 – 91

Ознакомление с новым видом шва — «обмёточным соединительным швом через край». Обучение технологии вшивания петельки между слоями ткани.

шов обметочный «через край»

техника вшивания

Изучить технологию выполнения обметочного шва «через край»; вшивания петельки. Изготовить поделку по образцу и предложенной схеме.

Самостоятельно разработать текст поздравления и финальный декор поделки.

Положительная мотивация и познавательный интерес к ручному труду, к результатам своей работы.

22

20.02

Поделка-оригами. «Визитница   для папы».

с. 94 – 96

Знакомство с миром мужских профессий, первичная профориентация. Изучение свойств самоклеющейся бумаги.

оригами

складывание

Познакомиться со свойствами самоклеющейся бумаги. Решать творческую задачу: изготовить в технике оригами визитницу-кармашек.

Самостоятельно продумывать и декорировать работу.

Участвовать в беседе о Дне защитника Отечества, о профессиях членов семьи.

23

24

27.02

06.03

Объемная поделка из гофрированной бумаги. «Роза»

с. 98 – 99

Знакомство с гофрированной бумагой. Изучение свойств гофрированной бумаги. Изготовление поделки «Роза».

гофрированная бумага

Исследовать свойства гофрированной бумаги. Изготовить объемную поделку из гофрированной бумаги по предложенной схеме.

Уметь применять свойства гофрированной бумаги для создания объёмных элементов из бумаги.

Чувства сопричастности к культуре своего народа. Адекватная оценка правильности выполнения задания.

25

13.03

Чеканка           на фольге «Серебряное царство»

с. 102 – 103,      Т 23

Знакомство с технологией изготовления и назначением фольги. Изучение свойств фольги. Сравнение свойств  фольги и бумаги. Использование фольги для чеканки.

фольга

чеканка

чеканы

Исследовать свойства алюминиевой фольги. Выполнить рельефное изображение на фольге в технологии чеканка.

Узнать о технологии изготовления и применения алюминиевой фольги. Сравнить фольгу с бумагой.

Представления о роли труда в жизни человека. Положительная мотивация к изучению истории возникновения профессий.

26

20.03

Поделки           из фольги. «Ювелирный салон»

с. 102 – 103, 107

Ознакомление с историей ювелирного дела и ювелирных украшений. Участие в соревновании «Ювелирный салон».

ювелир

ювелирное украшение

Создавать поделки-украшения из фольги и бумаги.

Создавать поделки в технике оригами в сочетании с изученными техниками.

Представления о роли труда в жизни человека. Положительная мотивация к изучению профессии ювелира.

4-я четверть (7 часов)

Поделочный ералаш (7ч)

27

28

03.04

10.04

Изготовление сшивной книжки-малышки.

с. 114 – 116

Знакомство с историей возникновения книг и книгопечатания, современными типографиями. Обучение изготовлению сшивной книжки, книжного переплёта.

корешок

переплет

подвертка

форзац

титульный лист

Изучать способы создания макета книги. Знать компоненты книги. Изготовить по схеме книжку-малышку. Знать историю возникновения книг и книгопечатания.

Участвовать в беседе о бережном обращении с книгами. Решить творческую задачу: наполнить книжку содержанием (текстом, иллюстрациями)

Применять знания, полученные на этом уроке, при ремонте книги.

29

10.04

Помощники человека.

с. 120 – 123

Ознакомление с ролью бытовых приборов, машин и механизмов в жизни человека. Изучать правила пользования бытовыми приборами.

бытовые приборы

Знать назначение бытовых приборов, технику безопасности при работе с ними. Уметь пользоваться бытовыми приборами и механизмами.

Использовать знания, полученные на уроке, в помощи родителям при уборке дома.

Представления о роли труда в жизни человека. Адекватная оценка правильности выполнения задания.

30

17.04

Поделка «Голубь мира».

с. 128 – 129

Беседа об истории почтового сообщения. Закрепление навыков выполнения поделок в технике оригами. Беседа о ветеранах ВОВ. Изготовление поделки «Голубь мира».

оригами

складывание

вырезание

Участвовать в беседе о героическом прошлом нашей страны, ветеранах ВОВ. Изготовить и декорировать поделку в технике оригами.

Использовать знания, полученные ранее, в создании поделки из бумаги.

Выражать своё эмоционально-ценностное отношение к результатам труда.

31

24.04

Помощники человека или друзья?  

с. 124 – 127

Беседа о диких и домашних животных и уходе за домашними питомцами. Беседа о растениях в жизни человека: видах сельскохозяйственных и комнатных растений.

дикие и домашние животные

сельскохозяйственные и комнатные растения

Обсуждать значение домашних животных — помощников человека. Вспомнить роль растений в жизни человека. Изготовление поделки: «Весенний огород».

Уметь ухаживать за домашними питомцами, проращивать семена растений и правильно ухаживать за ними.

Представления о роли труда в жизни человека. Выражать своё эмоционально-ценностное отношение к результатам труда.

32

08.05

Моделирование из проволоки «Проволочная фантазия»

с. 130 – 133

Знакомство с производством и сферой применения проволоки. Сравнение свойств проволоки, фольги и шерстяной нити. Обучение моделированию из проволоки.

моделирование

проволока

скручивание

Моделировать из проволоки. Изготовление поделок: «Декоративные жгуты», «Буквы из проволоки». Коллективная работа «Весёлые лозунги».

Сравнивать свойства различных материалов (проволока, фольга, нить). Делать выводы о сходстве и различии этих материалов.

Осуществить самоконтроль и самооценку своей работы.

33

15.05

Книжкина больница.

с. 116 – 117

Изучение приёмов ремонта книг, в т.ч. при помощи прозрачного скотча. Обучение изготовлению закладок для книг из цветного картона, технология ламинирования.

компоненты макета книги

ламинирование

скотч

Участвовать в беседе о бережном обращении с книгами. Изучать способы создания макета книги. Знать компоненты книги. Ремонтировать учебники и другие книги школьной библиотеке.

Решать творческую задачу: «ламинировать» бумаги и картон скотчем; изготавливать закладки для книг разными способами.

Применять знания, полученные на этом уроке, при ремонте книги.

34

РЕЗЕРВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по теме" Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"

Мастер - класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" знакомит с опытом использования  и применения технологии деятельностного метода обучения в развит...

Технология 3 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")

Программа и КТП с УУД по "Планете Знаний"...

Технология 4 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")

Программа и КТП с УУД по "Планете Знаний"...

Технология. Рабочая программа по технологии для 2 класса (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по технологии для 2 класса УМК "Планета знаний"...

Рабочая программа по предмету "Технология" 3 класс программа "Планета знаний"

Программа по технологии разработана на основе «Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1-4 классы. Учебно – методический комплект «Планета Знаний»: английский язык, музыка, изобрази...

Рабочая программа по технологии 1-4 классы программа "Планета знаний"

Рабочая программа по технологии предназначена для учителей начальной школы, работающих по УМК " Планета знаний, составлена в соответствии с ФГОС НОО....