рабочая программа
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе примерной программы по технологии федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования и материалам учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века».
Рабочая программа по учебному курсу «Технология» для 1классов разработана на основе:
- примерной программы по технологии федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования и материалам учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века»;
- требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
- программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
• духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно - эстетического и социально-исторического опыта человечества отражённого в материальной культуре;
• формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;
• стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
• формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
формирование первоначальных конструкторско - технологических знаний и умений;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
•формирование внутреннего плана деятельной на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
овладение первоначальными умениями передачи, преобразования, хранения информации, использование компьютера, поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Общая характеристика учебного предмета
Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе - предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего, абстрактности, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создаёт важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной сферы и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.
Значение и возможности предмета «Технология» выходит за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технической картине мира. При соответствующем содержательном методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения добиваться достижения результата и т.д.) Предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятным для детей.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Место учебного предмета «Технология» в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение музыки выделяется в 1 классе 32 ч (1час в неделю, 32 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Технология»
Моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженер--художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; сообщение о ходе действии и построении плана деятельности; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения заслужить одобрение и получить признание (например, проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). В результате именно здесь и закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество.
Урок технологии обладает уникальными возможностям духовно-нравственного развития личности: освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет школьникам получить устойчивые и систематические представлений о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром, воспитанию духовности способствует также активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера; ознакомление с народными ремёслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.
Результаты изучения учебного предмета «Технология»
Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду. систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
№ | Тема раздела | Кол –во часов | Планируемые результаты | ||
Универсальные учебные деятельности | Предметные задания | ||||
Знать | Уметь | ||||
1 | Что нас окружает | 3 | Познавательные
Поиск необходимой информации; Произвольное построение речевого высказывания;
-анализ; -синтез; -классификация объектов. Коммуникативные -умение с достаточ ной полнотой и точ ностью выражать свои мысли; -владение монологи ческой и диалогичес кой речью. Личностные -Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этичес кая ориентация | Наблюдать сравнивать, делать простейшие обобщения; | передавать смысловые связи между предметами; выражать свои чувства, настроение |
2 | Кто где живет | 6 | Познавательные
-осознанное, произ вольное построение речевого высказыва ния в устной форме; поиск и выделение не обходимой информа ции; -рефлексия; контроль и оценка результатов деятельности.
-анализ; -синтез; -сравнение объектов. Коммуникативные -умение слушать и вступать в диалог; -планирование учеб ного сотрудничества -владение диалогичес кой и монологичес кой речью Личностные -самоопределение -смыслообразование -нравственно-этичес кая ориентация Регулятивные -прогнозирование -планирование -контроль -коррекция -оценка | о роли и месте человека в окру жающем ребенка мире; -о созидатель ной, Творческой дея тельности человека и природе как ис точнике его вдох новения; -о человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера; -о некоторых профессиях, о силах природы, их пользе и опасности для человека; -когда деятель -ность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред; | самостоятельно выполнять компо зицию иллюстрации, выделять и узнавать главное
свои наблюдения и переживания на ос нове наблюдений или по представлению; передавать в поддел ках смысловые связи между предметами |
3 | Азбука мастерства | 7 | Познавательные
-поиск и выделение необходимой информации; -моделирование -структурирование знаний; -осознанное и произ вольное построение речевого высказыва ния в устной форме
-анализ; -синтез; -сравнение, классифи кация объектов. -Выдвижение гипотез и их обоснование
-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные -планирование учеб ного сотрудничества; постановка вопросов; -управление поведе ниием партнера; -умение полно и точно выражать свои мысли Регулятивные -планирование; -контроль; -коррекция -оценка. Личностные -самоопределение -смыслообразование нравственно-этичес кая ориентация | технику работы с природными материалами. -правила работы с несъедобными семенами расте ний -приёмы соедине ния деталей пластилином | выполнять аппликацию из засу шенных растений -выполнять мозаику из семян. -Изготавливать сказочных героев из природного матери ала |
4 | Работаем с бумагой | 5 | Познавательные
-выбор эффективных способов решения задач. -структурирование знаний -рефлексия
-анализ; -синтез; -выбор оснований и критериев для сравне ния, классификации объектов;
Самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивные -планирование; -контроль; -оценка;
Личностные
смыслообразование | технику выполне ния аппликации -технику выполне ния мозаики. -приёмы разметки складыванием. -приёмы плетения из бумажных полос |
мозаику из мятой бумаги.
мозаику из рваной бумаги
симметричное вырезание
аппликацию из бумажных полос. |
5 | Помощники мастерства | 2 | Познавательные
-осознанное построе ние речевого выска зывания в устной форме. -поиск и выделение необходимой инфор мации; -структурирование знаний.
-анализ; -синтез; -сравнение; и классификация объекта.
-самостоятельное создание способов решения проблем Регулятивные -планирование; -контроль; -коррекция; -оценка Коммуникативные -планирование -постановка вопросов -управление поведением партнера умение полно и точно выражать свои мысли | правила безопас ной работы с игла ми и ножницами | изображать форму, общее пространствен ное расположение, пропорции, цвет |
6 | Сначала рисуем | 5 | Познавательные
-поиск и выделение необходимой информации; -контроль и оценка процесса и результатов деятельности; -выбор наиболее эффективных способов решения задач. -структурирование знаний -рефлексия
-самостоятельное создание способов решения проблемы Регулятивные -планирование; -контроль; -коррекция; -оценка. Личностные -самоопределение -смыслообразование | приёмы размет ки складывании ем. | -чертить развёртку. Выполнять технику «гармошка». Выполнять аппликацию из геометрических фигур. |
Учебно – методический комплект:
учебник Технология: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева – 3 издание переработанное
– М: Вентана – Граф, 2014;
Поурочно - тематическое планирование.
1 час в неделю - 32 часа
№ п/п | Название темы урока | Дата | Кол.ч | Дата факт. |
1 | Экскурсия, игры на воздухе: «Кто назовет больше предметов окружающего мира» | 4.09 | 1 | |
2 | Мир природы. Как засушить листья. | 11.09 | 1 | |
3 | Мир рукотворный. Любимые занятия. | 18.09 | 1 | |
4 | Экскурсия «как люди нашего города, села, деревни относятся к природе». Фантазия из листов и цветов. | 25.09 | 1 | |
5 | Экскурсия в краеведческий музей. Кто какой построил дом, чтобы поселится в нем? | 2.10 | 1 | |
6 | Если хочешь - сделаешь (значение трудовой деятельности для человека). | 16.10 | 1 | |
7,8 | Готовим праздник. | 23.10 | 1 | |
Подари сказку «Колобок» | 30.10 | 1 | ||
9 | Из чего сделан рукотворный мир (общее представление о материалах). | 6.11 | 1 | |
10 | Как устроены разные изделия (общее представление о конструкции). | 13.11 | 1 | |
11 | Шаг за шагом (общее представление о конструкции изделий). Пластилин волшебник. | 20.11 | 1 | |
12 | Что можно изготовить из бумаги, а что из ткани? | 27.11 | 1 | |
13 | Что можно изготовить из бумаги (свойства бумаги) .Подставка из бумаги для кисточки. | 4.12 | 1 | |
14 | Техника «Торцевание». Выполнение открытки в технике торцевание. | 11.12 | 1 | |
15-16 | Зачем человеку нужны помощники? (общее представление об инструментах и механизмах). Учимся наклеивать детали (клеевое соединение бумажных деталей) | 18.12 25.12 | 2 | |
17 | Фантазии из бумаги (приемы работы ножницами). | 15.01 | 1 | |
18 | Почему ножницы разные? (особенности конструкции инструментов в зависимости от их назначения). | 22.01 | 1 | |
19 | С кем линии дружат (понятие линии). | 5.02 | 1 | |
20 | Из ниток и веревочек (виды линий). | 12.02 19.02 | 1 | |
21 | Путь - дорожка (виды линий). | 19.02 | 1 | |
22 | Размечаем круги (разметка деталей по шаблону). | 5.03 | 1 | |
23 | Размечаем прямоугольники (разметка деталей по шаблону). | 12.03 | 1 | |
24 | Размечаем треугольники ( разметка деталей по шаблону) | 19.03 | 1 | |
25 | Несложные прямые сгибания. | 26.03 | 1 | |
26-27 | Изготовление памятки. | 2.04 9.04 | 2 | |
28 | Свойство бумаги и ткани. | 23.04 | 1 | |
29 | Иглы и булавки (швейные приспособления) | 30.04 | 1 | |
30-31 | Учимся красиво вышивать | 7.05 14.05 | 2 | |
32 | Самостоятельная работа с опорой на инструкцию. Бант-заколка | 21.05 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...