Урок технологии . Тема : " Хозяйка красна, и изба весела!"
план-конспект урока по технологии (4 класс) на тему

Шураева Ирина Викторовна

План-конспект урка технологии ( вышивка " крестом") с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план урока23.14 КБ
Файл презентация к уроку2.99 МБ

Предварительный просмотр:

Цели урока: познакомить учащихся с рукодельем русских женщин, своих прабабушек . предметами трудовой деятельности, обучить приему вышивки «крестиком», познакомить с характерными элементами, узорами вышивки нашего края, учить языку народной культуры.

      Развивать творческие способности, эмоциональное  восприятие учащихся, способствовать расширению кругозора.

       Воспитывать любовь к Родине, родному краю, изучая его обычаи , традиции, историю.

Оборудование : экспонаты музея,  старинная посуда, предметы быта, предметы одежды, платки, расшитые полотенца, таблицы по ТБ, ИКТ, костюмы детей.

Ход  урока:

1. Оргмомент.

(Открывают урок зазывалы – дети в народных костюмах)

-Здравствуйте гости дорогие, добро пожаловать!

– Веселья вам , да радости!

Учитель: Давно мы вас ждем, поджидаем, урок без вас не начинаем.

–У нас для каждого найдется и местечко , и словечко!

.– Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Учитель: Очень часто за событиями

           И за сутолокой дней

           Старины своей не помним,

           Забываем мы о ней.

           Хоть и более привычны, нам полеты на Луну,

           Вспомним русские обычаи.

           Вспомним нашу старину!

2.Знакомство с новым материалом. Выход на тему.

- Собрались мы в нашей горнице сегодня для того, чтобы поговорить о русской женщине: хозяйке. Мастерице на все руки, о её помощниках и кое-чему научиться.

 Тема нашего занятия: «Хозяйка красна, и  изба весела!» ( слайд 1)

- Как вы понимаете это выражение?

( ответы детей)

- Украшали дом золотые женские руки вместе со славными помощниками. Это валек, рубель. ( показ предметов, разъяснение для чего они использовались) Их смастерили и украсили умелые  мужские руки. Они удобны в работе, а значит и красивы . В потайные выемки вкладывались горошины, они постукивали в такт ударов при работе и веселили хозяйку.

Красили дом и прялки. Одни были цельные и стояли на лавке, а другие – разборные, состояли из лопатки с ножкой и донца. Донце после работы вешалось на стену.( Слайд2)

При шить е на руках помогала швейка. Узорный столбик для упора.  (Слайд 3)На нем изображали различные узоры.

    Какие это были узоры, напомните мне. Что они обозначали?

В старинном доме у каждой вещи своё место и дело. Бесполезных вещей не было, и всегда их соединяли вместе польза и красота. Каждая вещь украшала дом. Взгляните хотя бы на посуду, что можете сказать? ( слайд 4)

   - В работе у мастериц порядок, всё разложено по своим местам.

     В ларце хранили мелкие вещи, в сундуках – одежду. (Слайд 5)

      В ларце лежали мелкие вещи, нужные в рукоделье.         А    какие        отгадайте, найдите лишние предметы.                                                   (Слайды с загадками 6 – 14   )

  А теперь  будьте внимательными и скажите, какой предмет лишний?  

( Молоток – это предмет для мужской работы).

В будни украшен дом  женским рукодельем скромно, обычно лишь красный угол убран вышитыми полотенцами. (Слайд 15)

- Кто знает, что такое красный угол? Есть ли у кого в доме красный угол?

Часть избы, которая пользовалась самым большим почетом, называлась большим или красным углом. Об этом и загадка говорит: Четыре братца годами равные, один главный.

 Если печь стоит слева от входа , то красный угол – передний справа и наоборот. Но всегда старались, чтобы он на восход смотрел, на красно солнышко. Красный угол- самое светлое место. Освещают его три красных лицевых окна. Вверху , на полке- божнице- иконы, перед ними лампадка. Под божницей  четыре братца под одним покровцем стоят. Это стол.

  Лавка вдоль передней стены тоже называется красной. Место на этой лавке в красном углу называется большим или княжеским. Сюда сажали почетных гостей.

Но зато в праздники все преображалось. Окна и даже стены наряжены, как невесты. Деревянные гвозди спицы втыкали в стены и на них вешали полотенца с узорами. Тут перед нами - белый свет со всеми чудесами.

Все ,что ткала, вышивала мастерица – это пожелание добра, счастья, верности, спокойной жизни в дому.  Злу , уродству, страху тут нет места. И это главное чудо из чудес.    Хозяйка весела, и изба красна!    Какова душа, такова и строчка.

- Как вы понимаете это выражение?

-Могут ли быть вещи полезные. Но не красивые, красивые, но бесполезные?

3. Изучение нового материала через региональный компонент.

- Что из старинного дома вы бы взяли в свой дом?

А теперь расскажите и покажите с чем вы пришли на урок, какое рукоделье вы принесли? Кто его выполнил?

(Ответы детей. Рассказ с краткими сведениями из жизни, сопровождается показом фотографий. Слайды 19, 20, 21, 22, 23)

_ Обратите внимание , какие цвета использовали ваши прабабушки для вышивания?  Красный цвет считался обереговым, он обладал магической силой.

Красный и черный это характерные цвета для вышивки Тульской губернии. Эти два цвета также преобладают и в  женских костюмах. (Слайд 24)

На Руси умение искусно вышивать передавалось из поколения в поколение и обучать этому ремеслу начинали с 4-5 лет. К 15-16 годам девушка должна была сама приготовить себе  приданое. В её сундуках накапливалось до 100 вышитых изделий: полотенца, скатерти, подзоры, наволочки, праздничные одежды и десятки метров холста, сотканного её руками. На свадьбе из девичьего приданого устраивали выставку, и гости строго оценивали умение и художественный вкус невесты, убеждались в её усердии и терпении. В дом жениха входила прекрасная хозяйка и заботливая жена.

  Достоинством каждой семьи считалось бережливость и аккуратность. «Хорошие жены – рукодельные - доход и сбереженье всему.» И сейчас мы вам покажем и докажем, что трудолюбивая девочка всегда будет счастлива.

4.Физминутка - сценка.

Учащиеся показывают номер в русских народных костюмах « Старик и рукодельницы».

5. Практическая работа- вышивание « крестиком».

Пришёл черед кое-чему научиться. Мы постараемся с вами научиться вышивать полотенце, как это делали наши пра- пра – бабушки.

Подготовка к вышиванию

Перед началом вышивания следует вымыть руки с мылом, чтобы вышиваемое изделие не пачкалось. С этой же целью на колени нужно положить белую ткань, а при длительном выполнении вышивания рекомендуется хранить изделие в куске белой ткани.

Вышивая, сидеть надо прямо, прислонившись к спинке стула. Под ноги ставят небольшую скамеечку. Вышивать лучше в дневное время, а вечером можно работать при свете настольной лампы, направляя его на вышивку с левой стороны. Комната должна быть проветрена. Через каждые 40—50 минут работы необходимо делать перерыв на 5—10 мин, чтобы не утомляться.

6 .Правила безопасной работы во время вышивания.

При работе с иглами, булавками, ножницами необходимо соблюдать правила безопасной работы, чтобы не подвергать себя и окружающих опасности получить травму. Иглы и булавки хранят в игольнице или вкалывают в мягкую подушечку. Не подносите иглу с рабочей нитью к лицу, не вкалывайте иглу в свою одежду. По окончании работы иглу следует вколоть в подушечку или положить в игольницу. Работая с булавками (при перебивке рисунка), вкалывайте их в ткань от себя. Рабочую нить отрезайте ножницами. Острые концы ножниц не подносите близко к лицу. 

- Начинать работу необходимо с изнаночной стороны, выполнять вышивку в одном направлении, выдерживая размер стежков.

6. Самостоятельная работа уч-ся по схеме. Выполнение вышивки бордюра красным и черным  цветом.

7.Показ и анализ готовых работ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хозяйка красна, и изба весела!

Слайд 3

Посуда

Слайд 4

Ларец и сундук.

Слайд 5

Тонка, длинна, одноуха, остра, всему миру краса.

Слайд 7

Два братца- одно сердце.

Слайд 9

Маленько, кругленькое- за хвост не поднять.

Слайд 11

Иду, уду, конца не найду.

Слайд 13

Тит на работу вышел – каждый услышал.

Слайд 14

Свинка - серебряная спинка

Слайд 17

Красный угол в русской избе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока технологии Тема урока: Роспись пасхальных яиц.

Цели: 1)Познакомить детей с историей возникновения символа праздника Светлой Пасхи; показать и познакомить с видами росписи и покраски яиц; выполнить покраску яйца.2)Развивать воображение, мелку...

«Современный урок: метапредметное содержание» Урок технология. Тема « Народные промыслы. Матрешка»

«Современный урок: метапредметное содержание» Урок  технология.  Тема  «  Народные промыслы. Матрешка»...

Конспект урока технологии .Тема урока: технология выполнения строчки косых стежков. Изделие: «Кошелек»

Тема урока: технология выполнения строчки косых стежков. Изделие: «Кошелек»...

Конспект урока изоискусства Тема: «Двор, что город, изба, что терем», 3 класс УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: дать представление о том, что крестьянская изба – удивительное явление в народном деревянном зодчестве; углубить представление учащихся о знаках-символах в народн...

УМК "Перспектива" конспект урока технологии 2 класс "Внутреннее убранство избы. Работа с пластичными материалами. Лепка"

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с внутренним убранством избы и назначением русской печи; создание представления о приемах конструирования из пластичных материалов.Планируемые резул...

Конспект урока изоискусства Тема: «Двор, что город, изба, что терем», 3 класс УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: дать представление о том, что крестьянская изба – удивительное явление в народном деревянном зодчестве; углубить представление учащихся о знаках-символах в народн...