Дополнительная образовательная программа "Бумагопластика"
рабочая программа по технологии на тему

Дополнительная образовательная программа "Бумагопластика" рассчитана на 2 года обучения с детьми 7-9 лет. Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 1 час.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bumagoplastika.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        Ручной труд - универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

        Физиологи установили , что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует  саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о связи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребенка. Изготовление поделки - это не только выполнение определенных движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

        Программа объединения по интересам «Бумажная пластика» предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно - конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. В программе предусмотрены освоение и развитие учащимися различных видов деятельности с бумагой, картоном в технике аппликации, оригами, бумажной пластики, мозайки, папье-маше, комбинирование элементов бумаги и пластилина.

        Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима. Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные в быту предметы.

        Бумажная пластика выполняется в определенной последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.

        Пластилин как таковой представляет собой кладовую для фантазии и игры воображения. Он используется в работе с детьми в качестве материала для поделок. Игры с пластилином способствуют развитию координации пальцев и в большой мере удовлетворяют любознательность в новизне и творческом искании.

        Мозаика – одно из самых древних искусств. Это способ создания изображения из маленьких кусочков. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка. Мозаика может быть выполнена из различных материалов: крышки, пуговицы, бусины, спички, камешки, ракушки, зерно, крупа  и т.д. Впрочем, выбор материала ограничен только фантазией художника! В программе рассматривается мозаика из бумажных элементов в сочетании с природными материалами.

Целями образовательной программы «Бумажная пластика» надо считать обучение детей простейшим навыкам работы в технике бумажной пластики, оригами, мозаики, папье-маше, аппликации и постепенный переход от шаблонной работы к выполнению творческих работ и изделий.

Задачами программы являются:

- знакомство с основными видами бумаги и картона;

- знакомство с искусством оригами;

- обучение выполнению основных элементов бумажной пластики;

- развитие пространственного и логического мышления и зрительной памяти;

- воспитание любви и уважения к искусству и к своему труду;

- способствовать формированию навыков самостоятельного решения задач при выполнении изделий из бумаги и картона.

Программа рассчитана на два года обучения. Она носит художественно-эстетическую направленность, предназначена для занятия с детьми 7-9 лет. Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность занятия 1 час.

                                       

Тематический план

Наименование тем

Количество часов

1 год

2 год

Всего

Теория

Практика

Всего

Теория

Практика

1

Введение

1

1

-

1

1

-

2

Аппликация

12

3

9

12

3

9

3

Оригами

12

3

9

12

3

9

4

Бумажная пластика

12

3

9

12

3

9

5

Папье-маше

12

3

9

12

3

9

6

Бумага и пластилин

12

3

9

12

3

9

7

Творческий отчет

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

8

Участие в выставках

5

1,25

3,75

5

1,25

3,75

9

Экскурсии

1

1

-

1

1

-

Итого

68

18,75

49,25

68

18,75

49,25

Учебно-тематический план кружка «Бумажная пластика»

1 год

Наименование тем

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Введение

1

1

-

1.1

Знакомство с деятельностью кружка «Бумажная пластика». Виды  бумаги, способы работы с ней. Техника  безопасной работы при выполнении работ.

1

1

-

2

Аппликация

12

3

9

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

2.9

2.10

2.11

Способы вырезания. Работа с шаблоном.

«Ладошковое солнце», «Ладошковый цыпленок»

Аппликация «Осенние листья»

Узоры в полосе, круге.

Композиция из полос «Хоровод»

Изготовление цветов по шаблону.

Аппликация «Букет последних цветов».

Аппликация из бумажных петель «Цыпленок».

Основы квилинга.

Аппликация в технике квилинга «Снежинки».

Итоговое занятие по теме «Аппликация».

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,5

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

0,75

0,75

0,75

0,75

0,75

1,5

0,75

0,75

0,75

3

Оригами

12

3

9

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

Знакомство с основами оригами.

Складывание фигурок животных и птиц

Панно «Рыбки»

Панно «Птицы»

Изготовление цветов из салфеток

Панно ваза с цветами

Игровая программа по теме «Забавные фигурки Оригами»

1

2

2

2

2

2

1

0,25

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,25

0,75

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

0,75

4

Бумажная пластика

12

3

9

4.1  

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7

4.8

Приемы работы с материалом в технике

бумажной пластики.

Изготовление цветов и листьев.

Панно «Цветы в корзине»

Изображение птиц и животных в технике

бумажной пластики.

Панно «Жар-птица»

Панно «Лесные жители»

Изготовление открыток с элементами бумажной пластики.

Выставка изделий в технике бумажной пластики.

1

2

1

1

2

2

2

1

0,25

0,5

0,25

0,25

0,5

0,5

0,5

0,25

0,75

1,5

0,75

0,75

1,5

1,5

1,5

0,75

5

Папье-маше

12

3

9

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

5.7

5.8

Способы работы с бумагой в технике папье-маше.

Изготовление тарелочки в технике папье-маше.

Украшение тарелочки аппликацией.

Тарелочка украшенная элементами

 Бумажной пластики.

Сочетание работы с бумагой и яичной скорлупой.

Пасхальный подарок. Украшение мозаикой.

Коллективная композиция «Пасхальная корзина».

Выставка работ в технике папье-маше.

1

2

2

3

1

1

1

1

0,25

0,5

0,5

0,75

0,25

0,25

0,25

0,25

0,75

1,5

1,5

2,25

0,75

0,75

0,75

0,75

6

Бумага и пластилин

12

3

9

6.1

6.2

6.3

6.4

6.5

6.6

6.7

6.8

Знакомство со способами работы с пластилином.

Мое любимое животное.

Мой любимый мульт-герой.

Плоская картина из пластилина и бумаги.

«Наш класс» коллективная работа.

Витраж. Способы работы на стекле.

Панно «Цветочная поляна».Коллективная работа.

Игровая программа «Чудеса из пластилина»

1

1

1

2

2

2

2

1

0,25

0,25

0,25

0,5

0,5

0,5

0,5

0,25

0,75

0,75

0,75

1,5

1,5

1,5

1,5

0,75

7

Творческий отчет

1

0,5

0,5

8

Участие в выставках

5

1,25

3,75

9

Экскурсии

1

1

-

Итого:

68

18,75

49,25

Краткое содержание программы

1 год

1. Введение

Знакомство с деятельностью кружка «Бумажная пластика». Виды  бумаги, способы работы с ней. Техника  безопасной работы при выполнении работ.

2. Аппликация

2.1  Знакомство со способами вырезания. Вырезание различных форм по шаблону.

2.2 Закрепление умения вырезания по шаблону. Композиция «Ладошковое солнце», «Ладошковый цыпленок»

2.3 Использование природных форм. Выполнение аппликации «Осенние листья»

2.4 Знакомство с понятием «Узор».Способы складывания бумаги для получения узоров в полосе, круге.

2.5 понятие тематической композиции. Выполнение аппликации из вырезанных полос «Хоровод»

2.6 Способы изготовления цветов с использованием бумаги. Выполнение  цветов  с помощью шаблона.

2.7 Накладывание изображения на фон. Выполнение аппликации «Букет последних цветов».

2.8 Виды аппликации из различных элементов бумаги. Склеивание бумажных петель.

Выполнение аппликации из бумажных петель «Цыпленок».

2.9 Знакомство с основами квилинга. Основные элементы.

2.10 Выполнение аппликация в технике квилинга «Снежинки».

2.11 Итоговое занятие по теме «Аппликация».

3. Оригами

3.1 Знакомство с основами оригами. Складывание простых фигур.

3.2 Складывание фигурок животных и птиц

3.3 Складывание  фигурок рыб, вырезание водорослей. Выполнение панно «Рыбки».

3.4 Складывание фигурок совы, голубя. Выполнение панно «Птицы»

3.5 Способы складывания салфеток для украшения стола. Изготовление цветов из салфеток

3.6 Сочетание оригами и аппликации. Выполнение панно «Ваза с цветами»

3.7Игровая программа по теме «Забавные фигурки Оригами»

4. Бумажная пластика

4.1 Знакомство с приемами работы с бумагой в технике

Бумажной пластики. Техника безопасной работы к канцелярским ножом.

4.2 Знакомство со способами вырезания и придания формы изделию. Изготовление различных вариантов цветов и листьев.

4.3 Понятие объемной аппликации. Выполнение декоративного панно «Цветы в корзине»

4.4 Знакомство со способами изображения птиц и животных в технике

бумажной пластики.

4.5 Сочетание плоскости и объемных элементов. Выполнение панно «Жар-птица»

4.6 способы передачи пространства в бумажной композиции. Выполнение панно «Лесные жители»

4.7 знакомство со способами применения мотивов бумажной пластики в творческой деятельности. Изготовление открыток с элементами бумагопластики.

4.8 Организация и проведение выставки изделий в технике бамагопластики.

5. Папье-маше

5.1 Знакомство со способами работы с бумагой в технике папье-маше. Варианты изготовления изделий.

5.2 Подготовка материалов к работе. Последовательное выполнение бумажной тарелочки в технике папье-маше с использованием керамической основы.

5.3 Знакомство со способами грунтовки изделия. Вырезание элементов аппликации, украшение тарелочки .

5.4 Последовательное выполнение бумажной тарелочки в технике папье-маше с использованием керамической основы. Подготовка элементов бумажной пластики. Выполнение украшения бумажной тарелочки элементами бумажной пластики.

5.5 Знакомство со способами сочетания работы с бумагой и природными формами. Выполнение изделия в технике папье-маше на основе яичной скорлупы.

5.6 «Пасхальный подарок» выполнение грунтовки бумажной заготовки. Украшение яйца мозаикой .

5.7 Закрепление навыков в работе. Составление коллективной композиции «Пасхальная корзина»

5.8 Организация и проведение выставки изделий выполненных в технике папье-маше.

6. Бумага и пластилин

6.1 Знакомство со способами работы с пластилином. Лепка простых по форме овощей и фруктов.

6.2 Знакомство со способами изготовления животных из пластилина. Выполнение композиции на картоне «Мое любимое животное».

6.3 Декоративность в работе с пластилином. Выполнение композиции на картоне «Мой любимый мульт-герой».

6.4 Знакомство с видами изделий из пластилина. Выполнение плоскостной картины из пластилина  на картоне.

6.5 Варианты изображения человека с помощью пластилина. Выполнение коллективной работы «Наш класс».

6.6 Знакомство с искусством витража. Выполнение пластилином витражной основы на стекле, сочетание работы с цветной бумагой.

6.7 Использование различных способов сочетания пластилина и бумаги. Выполнение коллективного панно «Цветочная поляна».

6.8 Игровая программа «Чудеса из пластилина».

7. Творческий отчет. Подготовка и проведение итоговой выставки работ учащихся группы.

8. Участие в выставках. 

        Данный раздел предусматривает резервное время (5 часов) для  организации изготовления работ для участия в районных и областных конкурсах.

9. Экскурсии

Данный раздел предусматривает посещение учащимися кружка выставок, музеев и т.д.

                         

Учебно-тематический план кружка «Бумажная пластика»

2 год

Наименование тем

2 год

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Введение

1

1

-

1.1

Знакомство с деятельностью кружка «Бумажная пластика». Виды  бумаги, способы работы с ней. Техника  безопасной работы при выполнении работ

1

1

-

2

Аппликация

12

3

9

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

2.9

Вырезание. Способы складывания листа бумаги для

 получения различных форм.

Полуобъемная аппликация. Изготовление цветов с

помощью гофрированной бумаги.

Панно « Астры». Аппликация с гофрированной

бумагой.

Применение переплетений в аппликации. Шахматное

 плетение.

Панно «Фрукты в лукошке».

Техника квиллинга. Сложная снежинка.

Квиллинг. Попугай.

Объемная аппликация «Пусть всегда будет солнце!»

Итоговое занятие по теме «Аппликация»

1

1

1

1

2

1

2

2

1

0,25

0,25

0,25

0,25

0,5

0,25

0,5

0,5

0,25

0,75

0,75

0,75

0,75

1,5

0,75

1,5

1,5

0,75

3

Оригами

12

3

9

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

Треугольный модуль оригами. Звезда из модулей.

Изготовление из модулей. Салфетка.

Изготовление игрального кубика.

Изготовление мячиков из журнальных полосок.

Круговая мозаика из модулей.

Тематическая аппликация из модулей «Наш друг

Шарик».

Тематическая аппликация из модулей «Птичий двор»

Выставка работ по теме «Оригами»

1

1

1

2

2

2

2

1

0,25

0,25

0,25

0,5

0,5

0,5

0,5

0,25

0,75

0,75

0,75

1,5

1,5

1,5

1,5

0,75

4

Бумажная пластика

12

3

9

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7

4.8

4.9

Техника изготовления элементов бумажной

пластики.

Изображение деревьев и кустарников в технике

бумажной пластики.

Панно «Опушка леса».

Панно «В дивном паке»

Способы изображения человека элементами

бумажной пластики.

Панно «Антошка»

Панно «Моя семья»

Коллективная работа «Народные гуляния»

Выставка работ по теме «Бумажная пластика»

1

1

2

2

1

2

1

1

1

0,25

0,25

0,5

0,5

0,25

0,5

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

1,5

1,5

0,75

1,5

0,75

0,75

0,75

5

Папье-маше

12

3

9

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

5.7

5.8

5.9

Способы работы с бумагой в технике папье-маше.

Изготовление чайника в технике папье-маше.

Украшение чайника аппликацией.

Изготовление пластилиновой основы для папье-маше.

«Моя любимая игрушка».

Сочетание работы с бумагой и яичной скорлупой.

Любимые насекомые (муравей, гусеница, бабочка и

т.д.). Украшение мозаикой.

Коллективная композиция «Забавные животные».

Выставка работ в технике папье-маше.

1

2

1

1

2

1

1

2

1

0,25

0,5

0,25

0,25

0,5

0,25

0,25

0,5

0,25

0,25

1,5

0,75

0,75

1,5

0,75

0,75

1,5

0,75

6

Бумага и пластилин

12

3

9

6.1

6.2

6.3

6.4

6.5

6.6

6.7

Способы работы с пластилином

Композиция  «Пингвины»

Панно  «Рыбка в аквариуме»

Панно «Радужные бабочки»

Панно  «Павлин»

Украшение пластилином картонной основы.

 «Малахитовая шкатулка»

Выставка работ из пластилина

1

2

2

2

2

2

1

0,25

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,25

0,75

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

0,75

7

Творческий отчет

1

0,5

0,5

8

Участие в выставках

5

1,25

3.75

9

Экскурсии

1

1

-

Итого:

68

18,75

49,25

Краткое содержание программы

2 год

1. Введение

1.1 Знакомство с деятельностью кружка «Бумажная пластика». Виды  бумаги, способы работы с ней. Техника  безопасной работы при выполнении работ.

2. Аппликация

2.1 Знакомство со способами вырезания. Складывание листа бумаги для получения различных форм.

2.2 Понятие полуобъемной аппликации. Изготовление цветов с помощью гофрированной бумаги.

2.3 Использование различных видов бумаги в аппликации. Изготовление панно «Астры»

2.4 Знакомство с видами переплетений бумаги и их применением в аппликации. Шахматное плетение.

2.5  Переплетение в аппликации. Выполнение панно «Фрукты в лукошке».

2.6 Ознакомление с техникой квиллинга. Выполнение изображения сложной снежинки.

2.7 Закрепление навыков в технике квиллинга. Попугай.

2.8 Объемная аппликация «Пусть всегда будет солнце!»

2.9 Итоговое занятие по теме «Аппликация»

3. Оригами

3.1  Знакомство с основными модулями оригами - треугольный модуль. Складывание звезды из модулей.

3.2 Способы изготовления поделок  из различных модулей. Складывание из салфеток.

3.3 Изготовление игрального кубика.

3.4 Знакомство со способами бумажных переплетений. Изготовление мячиков из журнальных полосок.

3.5  Знакомство с видами мозайки. Выполнение круговой мозаики из модулей.

3.6 Выполнение тематической аппликации из модулей «Наш друг

Шарик».

3.7 Выполнение тематической аппликации из модулей «Птичий двор»

3.8 Выставка работ по теме «Оригами»

4. Бумажная пластика

4.1 Знакомство с техникой изготовления элементов бумажной пластики.

4.2 знакомство со способами изображения деревьев и кустарников в технике

бумажной пластики.

4.3 Выполнение панно «Опушка леса».

4.4 Выполнение панно «В дивном паке».

4.5 Знакомство со способами изображения человека с помощью элементов

бумажной пластики.

4.6 выполнение панно «Антошка».

4.7 Выполнение панно «Моя семья».

4.8 Выполнение коллективной работы «Народные гуляния».

4.9 Выставка работ по теме «Бумажная пластика».

5. Папье-маше

5.1 Знакомство со способами работы с бумагой в технике папье-маше.

5.2  Нанесение бумаги на объемную форму. Изготовление чайника в технике папье-маше.

5.3 Грунтовка и украшение чайника аппликацией.

5.4 Способы изготовления пластилиновой основы для папье-маше.

5.5 Выполнение фигурок в технике папье-маше. Грунтовка и украшение работы «Моя любимая игрушка».

5.6 Знакомство с вариантами сочетания работы с бумагой и яичной скорлупой.

5.7 Выполнение фигурок различных насекомых (муравей, гусеница, бабочка и

т.д.). Украшение  формы мозаикой.

5.8 Выполнение коллективной композиции «Забавные животные».

5.9 Выставка работ в технике папье-маше.

6. Бумага и пластилин

6.1 Знакомство со способами работы с пластилином

6.2 Выполнение композиции  «Пингвины»

6.3 Выполнение панно  «Рыбка в аквариуме».

6.4 Выполнение панно «Радужные бабочки».

6.5 Выполнение панно  «Павлин».

6.6 Знакомство со способами украшения пластилином картонной основы.

 Выполнение пластилиновой аппликации на картонной основе «Малахитовая шкатулка».

6.7 Выставка работ из пластилина

7. Творческий отчет. Подготовка и проведение итоговой выставки работ учащихся группы.

8. Участие в выставках. 

        Данный раздел предусматривает резервное время (5 часов) для  организации изготовления работ для участия в районных и областных конкурсах.

9. Экскурсии

Данный раздел предусматривает посещение учащимися кружка выставок, музеев и т.д.

Предполагаемый результат:

        По окончанию курса учащиеся должны иметь представление:

  • об основах  композиции, оригами, бумажной пластики, папье - маше, квилинга, мозаики,

знать:

- основные закономерности работы с бумагой и картоном по всем разделам программы,

- основные виды аппликации,

- основные виды модулей оригами,

- основные способы изображения в бумажной пластике,

уметь:

- выполнять несложные по замыслу аппликации, в том числе с использованием модулей оригами,

- складывать различные фигурки животных и птиц в технике оригами на основе изученных модулей,

- изготавливать простые изделия в технике папье-маше,

- украшать изделия мозаикой, аппликацией,

-вырезать различными способами  фигуры, формы, узоры из бумаги , в том числе и по шаблону,

- выполнять не сложные композиции в технике бумажной пластики,

- выполнять простые по форме изделия из пластилина, в том числе в сочетании с бумагой,

- использовать сочетание бумажных форм с  различными художественными материалами в работе,

- самостоятельно составлять  декоративные композиции на заданную тематику,

- применять полученные теоретические и практические знания в повседневной жизни.

Способы диагностики:

- участие в общешкольных выставках;

- участие в областных и районных выставках.

Литература.

  Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. — М., 1979. — Выпуск второй.

Башилов Я. А. Ребенок-художник / А. Я. Башилов. — М., 1929.

Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты / Э. М. Белютин. — М., 1961.
 Библер В. С. Мышление как творчество / В. С. Библер. — М., 1975.

Боголюбов Н. С. Скульптура на занятиях в школьном кружке / Н. С. Боголюбов. — М., 1986.   

Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция.- М.: Просвещение; 1981 г.

Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство, 1984 г.

Геронимус Т.М. 150 уроков труда.- Москва, 1994

Гусева Н.В. Аппликация. – Москва, «Просвещение», 1996

Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В. С. Мухина. — М., 1981

 Карпетян М. И. Я иду на урок в начальную школу: история искусств. Книга для учителя / М. И. Карпетян. — М., 2001.

 Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для 1—4 классов / Е. И. Коротеева. — М., 2003.
  Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства / В. И. Колякина. — М., 2002

 Оригами. Гомель, «Диск», 1993.
 
Полунина В. Н. Искусство и дети: из опыта работы учителя / В. Н. Полунина. —М., 1982

 Претте М.-К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М.-К. Претте, А. Копальдо. — М., 1981, 1985.

 Савенкова Л. Г. Человек в мире пространства и культуры / Л. Г. Савенкова. — М., 2000.

Сидоренко В.Ф. Основы дизайна. Моделирование и макетирование изделий. Москва, «Просвещение», 1998

 Щербаков А. В. Искусство и художественное творчество детей / А. В. Щербаков; под ред. Н. Н. Фоминой. — М., 1991.
      Щербаков В. С.
Изобразительное искусство. Обучение и творчество / В. С. Щербаков. — М., 1969.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа Подготовка к школе

Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребенка, привыкшего играть в детском саду и дома, непростой ...

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе

Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....