сбо 5 класс
учебно-методический материал по технологии

Козорезова Ольга Николаевна

Адаптированная рабочая программа

по  социально-бытовой ориентировке 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbo_5_klass.docx62.13 КБ

Предварительный просмотр:

Средняя общеобразовательная школа г. Мамоново

Рассмотрено:

Руководитель МК

И.В. Брунер

Протокол № ___

от «___» _______ 2014 г.

Согласовано:

ЗДШ по УВР

 М.В.Олейник

«___» _______ 2014 г.

Утверждаю:

директор МБОУ СОШ г. Мамоново

О.С. Кутырёва

Приказ № _____

от «___» _______ 2014 г.

Адаптированная рабочая программа

по  социально-бытовой ориентировке вариант «С»

для 5 – 4класса

на 2014 -2015 учебный год

Рассмотрено и принято

на педагогическом совете

Протокол № 1 от_28.08.14

Разработано учителем

 О.Н.Козорезовой

Г. Мамоново

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  коррекционного курса  «Социально-бытовая ориентировка»  5 класс разработана  на базе общеобразовательных программ с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников (VIII вид) .

Нормативным основанием для составления учебной программы являются следующие документы

  • Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации»; 
  • Федеральный закон  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; 
  • Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Принят государственной думой 18 июля 1996 г.; 
  • Ратифицированные Россией международные документы, гарантирующие права «особого» ребенка:
  • Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959г.; 
  • Декларация о правах инвалидов от 9 ноября 1971г.; 
  • Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971г.; 
  • Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г.; 
  • Закон об образовании в Калининградской области;
  • Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Утверждено постановлением правительства Российской Федерации от 12.03. 1997г. №288); 
  • «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 видов». Письмо Минобразования России от 4 сентября 1997 года № 48 (с изменениями от 26.12.2000г.); 
  • Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения Автор: Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.(2010) 
  • Проект Специального Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ. Автор: Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. (2010);
  • Устав ГБОУ С(К)О школы-интерната « 7 VIII вида; 
  • Образовательная программа ГБОУ С(К)О школы-интерната №7 VIII вида на 2013-2014 уч.год;
  • Учебный план ГБОУ С(К)О школы-интерната №7 VIII вида на 2013-2014 уч.год;
  • Годовой календарный план – график ГБОУ С(К)О школы-интерната №7 VIII вида на 2013-2014 уч.год.

Рабочая программа коррекционного  курса «Социально-бытовая ориентировка» (5 класс)   составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:5-9 кл.:В  2 сб./Под ред.В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар.изд.центр  ВЛАДОС, 2012.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся с ОВЗ на основе личностно-ориентированного подхода, с учетом местных условий.

Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащихся 5 классов к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития.

Данные знания должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем мире: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников.

Занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся в специально оборудованном кабинете, обеспечивающем выполнение в полном объеме всех видов теоретических и практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Большинство разделов программы будут углубленно изучаться в следующих классах. Учитель, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала может использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения. Весьма желательна демонстрация учебных кинофильмов, слайдов, презентаций  способствующих формированию реальных образов и представлений. Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться   выбирать необходимый товар в магазине.  

В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться как коллективные, так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя) методы организации практических работ. Однако при любой форме организации занятия каждый ученик должен на практике овладеть всеми необходимыми знаниями и умениями.

Следует особо обратить внимание на изучение правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ.

Беседа на занятиях по социально-бытовой ориентировке является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний — заключительные беседы.

При определении содержания и объема учебного материала, сообщаемого на занятиях, учитель должен ориентироваться на требования к знаниям и умениям учащихся, относящимся к соответствующему разделу программы, принимая во внимание, что из года в год объем, и сложность материала возрастает. Это в свою очередь определяет необходимость изменения и усложнения методов и приемов работы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения, особенно по тем разделам программы, в которых не предусмотрено проведение практических работ, например «Культура поведения», «Семья» и др. В сочетании с другими методическими приемами сюжетно-ролевые игры целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Транспорт»  и т. п.  Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, прием гостей и т. д.).

Значительное место в программе отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные и сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.

Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. С этой целью учитель при составлении плана занятия должен продумать, в какой его части можно применить знания и умения, полученные детьми ранее. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Например, на занятиях по приготовлению пищи целесообразно вспомнить правила ухода за кухней и посудой, во время подготовки и проведения экскурсии— повторить правила поведения в общественных местах и в транспорте, предложить детям выбрать рациональный маршрут, транспортные средства и т. д. Повторение учебного материала по изучаемой теме или ранее пройденного материала должно быть элементом каждого занятия.

Занятия по социально-бытовой ориентировке тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания. На занятиях по социально-бытовой ориентировке следует уделять внимание развитию устной и письменной речи, практическому применению знаний и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятия в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, диалог, обосновать вывод.

Методика работы с детьми строится в направлении личностного - ориентированного подхода к учащимся, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую деятельность самих учеников, побуждая их творчеству при выполнении задании.

Контроль и учет теоретических знаний учащихся осуществляется путем бесед, устного и письменного опроса, тестирования.

           

Критерии оценки достижения учащихся

Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:

  • правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ;
  • самостоятельность ответа;
  • умение переносить полученные знания на практику;
  • степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.

Отметка «9»  - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, ответ самостоятельный с опорой на ранее приобретенные знания.

Отметка «8-7» - ответ полный, правильный, но нарушена последовательность изложения, не точно сделан вывод, по дополнительным вопросам последовательность восстанавливается.

Отметка «6-4» - ответ не полный, но правильный, нарушена последовательность изложения материала, по дополнительным вопросам затрудняется ответить, допускает ошибки при использовании учебных пособий при ответе.

Отметка «2-3» - ответ неправильный, основное содержание не раскрыто, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, неумение работать с учебным материалом.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 КЛАСС

п/п

Наименование разделов

и тем

Всего часов

Из них

Примечание

Теория

Практическая работа

Экскурсии

Итоговый

контроль

I триместр

1

Вводное занятие

1

1

 2

Личная гигиена

5

4

1

 

3

Культура поведения

3

2

1

9

7

1

1

 

 

II триместр

 

4

Одежда и обувь

4

3

1

5

Жилище

3

2

1

6

Семья

2

2

-

7

Питание

7

2

5

1

16

9

6

2

III триместр

8

Транспорт

3

3

9

Торговля

6

3

1

1

Итого

9

7

1

1

 

Итого

34часов

22часов

7часов

1часа 

4 часа

 


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА

На уроках по теме «Личная гигиена» основное внимание учащихся следует уделять соблюдению чистоты, тому, как важно быть чистым, а следовательно здоровым. План урока содержит материал о правилах  и приемах выполнения утреннего и  вечернего туалета, последовательности его проведения; ухода за кожей, волосами в соответствии с их типом.  Часть занятий посвящена пагубному влиянию курения и  алкоголя не только на здоровье их употребляющих, но и окружающих людей.

Тема «Одежда и обувь» обогащает и корректирует знания учащихся  о необходимости своевременного ухода за одеждой и обувью.\ Учащиеся учатся подбирать обувь, одежду и головные уборы в зависимости от времени года. Здесь уместна интеграция с уроками трудового обучения в швейных мастерских.

Тема « Культура поведения» вырабатывает умение принимать гостей, правильно вести себя за столом. Учащиеся повторяют правила общения со старшими и сверстниками, формы  обращения с просьбой.

Тема « Жилище» включает изучение названий жилых помещений, способы ухода за ними: правильно убирать комнаты, ухаживать за мебелью, использовать необходимые для уборки моющие средства, знакомит с понятием почтовый адрес.

Тема «Семья». Пятиклассники составляют таблицу о своей семье. Многие ребята  впервые узнают, как звучит их полное имя, на уроках СБО учитель объясняет им откуда берется отчество,  фамилия. На уроках изучают условия создания семьи, родственные отношения и вопросы необходимости  взаимопомощи между членами семьи.  

Тема «Транспорт» учащихся  знакомит с различными видами транспорта: городским, пригородным, междугородним, в том числе автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным. В 5 классе уроки посвящены повторению знакомых ПДД,  дополнительно изучаются новые, жизненно необходимые учащимся, особенно проживающим в  городах.  На уроках дети составляют свой рациональный безопасный маршрут передвижения по поселку до школы.      

На уроках по теме «Торговля» ребята узнают о видах торговых предприятий, об отделах в продовольственных магазинах, о порядке приобретения товаров, о сроках годности на товар. Практически на экскурсии и в ролевых играх осуществляют допустимый обмен или сдачу товара по чеку, предусмотренного правилами торговли.

Тема «Питание» содержит большое количество практических работ. Учащиеся на уроках изучают способы выбора доброкачественных продуктов, учатся читать и составлять рецепты блюд. Ученики получают сведения о продолжительности варки, жарки и тушения продуктов, времени, необходимого для выпечки в духовом шкафу. На уроках по данной тематике планируются практические занятия по приготовлению пищи и снятию пробы с приготовленных блюд. В конце каждого практического занятия учитель планирует мытье посуды и уборку рабочей зоны кабинета СБО.

      

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

 

Наименование раздела программы и тем урока

Дата

Коли

чество

часов

Требования

к уровню

подготовки

обучающихся

(результат) (знать/уметь)

Домашнее задание

план

факт

1

Вводное занятие

1

Иметь представления  о кабинете для уроков СБО,  его оборудовании.

Знать: - название учебного курса;

-цель нового учебного предмета, его назначение;

-инструкцию по Т/Б при нахождении в кабинете СБО, правила учащихся школы

Оборудова-

ние кабинета. Стенд

Личная гигиена

5

2

Личная гигиена

1

Знать:

 -последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;

-периодичность и правила ухода за ушами;

- правила ухода за кожей рук и ног, и ногтями;

Презентация Расческа, щетка, полотенце

3

Уход за волосами

Ваше лицо и причёска

1

Знать: - правила  ухода за волосами;

-название  типов волос;

- употребление моющих средств для волос

Уметь:  выбрать причёску к определённому типу лица

Набор вещей

4

 Берегите зрение! Входной контроль.

1

Знать:

-правила освещенности рабочего места;

- правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач.

.Уметь:

 -соблюдать правила бережного отношения к зрению при чтении ,письме, просмотре телепередач;

-соблюдать правила личной гигиены-

Видеофильм

5

 Практическая работа. «Личная гигиена»

1

Знать: - правила утреннего и вечернего туалета;

-правила освещенности рабочего места;

- правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач.

Уметь: - соблюдать правила работы с острыми режущими предметами, правила освещенности рабочего места;

-соблюдать правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач

Предметы туалета, настольная лампа

 Культура поведения

4

6

О культуре поведения

1

Знать:

-кто называется воспитанным и образованным человеком;

 Уметь:

Применять свои знания о культуре поведения в жизни.

7

Красота - родная сестра здоровья

1

Знать:

- знать требования к осанке при ходьбе, в положении стоя и сидя;

- правильное положение тела для сохранения осанки.

Уметь:

-следить за своей осанкой ;

- принимать правильную позу в положении сидя и стоя;

-самостоятельно составлять правила для выработки правильной осанки

8

Правила общения

1

Знать:

- правила поведения при встрече и расставании с друзьями;

- способы ведения разговора со старшими и сверстниками при расставании;

-формы обращения с просьбой, вопросом.

Уметь:

-следить за своей походкой, жестикуляцией;

- соблюдать правила общения, ведение разговора со старшими и сверстниками при расставании

9

Итоговый контроль за 1триместр

1


Одежда и обувь

4

10

Виды одежды Чистка одежды сушка

1

Знать: виды одежды, их назначение, правила ухода за одеждой

Уметь:

-различать одежду в зависимости от назначения: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная;

-подбирать одежду по сезону, в зависимости от назначения;

-сушить и чистить одежду

Презентация. Рисунки видов одежды. Иллюстрации времен года. Предметы ухода за одеждой

11

Виды обуви. Чистка, хранение обуви

1

Знать:

-виды обуви их назначение;

-правила ухода за обувью из различных материалов ( коже, резины, текстильных материалов)

Уметь:

-различать обувь в зависимости  от назначения: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная; обувь по сезону;

-подготавливать обувь к хранению;

-подбирать крем и чистить кожаную обувь

Средства ухода за обувью. Образцы обуви

12

Виды головных уборов

1

Знать:

-виды головных уборов и их назначение;

-времена года.

Уметь:

-подбирать головной убор по сезону;

--называть виды головных уборов в зависимости от времени года

Презентация. Иллюстрации времен года. Изображения головных уборов

13

Практическая работа. Одежда и обувь

1

Знать:

-правила чистки и сушки одежды и обуви;

Уметь:

-применять на практике полученные знания;

- чистить и сушить одежду и обувь

Игра-лото

Жилище

3

14

Виды жилых помещений в городе и в деревне. Промежуточный контроль.

1

Знать:

-виды жилых помещений в городе и селе;

-виды отопления в городе и селе

Уметь:

- соблюдать порядок в жилом помещении;

-называть виды жилых помещений;

-называть виды отопления в жилых и нежилых помещениях

Презентация

Перфо-

карты

15

Практическая работа. Почтовый адрес

20.12

1

Знать: почтовый адрес адресата и адресанта.

Уметь:

-писать адрес жилого помещения на почтовых открытках, почтовых конвертах, переводе, телеграмме, телеграфном переводе;

- писать индекс по шаблону

Презентация. Конверты (по количест

ву учащихся)

16

Итоговое занятие по теме: «Жилище»

27.12

1

 Уметь: выполнять тестовые задания

Семья

2

17

Состав семьи учащегося

1

Знать:

- родственные отношения в семье; - состав семьи (мать, отец, сестра, брат, бабушка, дедушка); - фамилии, имена, отчества каждого члена семьи; - возраст каждого члена семьи, их дни рождения

Классный журнал со сведениями о семье учащихся

18

 «Генеалогическое древо

1

Знать:

- состав семьи; - имена, отчества, фамилии и возраст членов семьи; - понятие «родословное древо».

 Уметь: - называть состав семьи, имена, отчества, фамилии и возраст близких родственников;

- рассказывать о взаимоотношениях

в семье

Презентация

Рисунок-образец генеалогического древа

Питание

8

19

Продукты питания. Значение питания.  

24.10

1

Знать:

значение питания в жизни и деятельности людей; - правила составления рациона питания.

Уметь: - составлять рацион питания; - рассказывать о влиянии правильного режима и рационального питания на здоровье детей; — объяснять смысл пословицы

Презентация

Таблица «Рацион питания». Учебный фильм

20

Кухонные принадлежности

1

Знать:

- правила безопасной работы режущими инструментами; - место приготовления пищи и его оборудование

.Уметь: - строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами; - распределять кухонные принадлежности по назначению

Кухонные принадлежности. Посуда, приборы. Перфокарты

21

Практическая работа. Уход за посудой

1

Знать:

- правила мытья посуды; - правила техники безопасности на кухне.

Уметь: - строго соблюдать правила безопасной работы; - выполнять правила и приемы ухода за посудой и помещением

Посуда и средства для ухода за ней

22

Практическая работа.

Заваривание чая

1

Знать: - способы заваривания чая.

Уметь: - заваривать чай,

-пользоваться нагревательными приборами;

- строго соблюдать правила техники безопасности

Презентация

23

   Практическая работа. Бутерброды

1

Знать:

- правила безопасной работы режущими инструментами; - правила мытья посуды и уборки помещения.

Уметь: - нарезать хлеб, сырые и вареные овощи; - строго соблюдать правила безопасной работы

Презентация Посуда  приборы, набор продуктов

24

Практическая работа.   Салаты  и винегреты

1

Знать:

- виды блюд, не требующих тепловой обработки; - виды салатов.

Уметь: - прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления; - приготавливать салат

Презентация Таблица «Виды бутербродов, набор продуктов

25

Практическая работа.

Сервировка стола к завтраку

1

Знать виды блюд, не требующих тепловой обработки. Уметь: - прочитать рецепт блюда; - подобрать продукты для его изготовления; — снимать пробу с гото-вого блюда; - убирать кухню и кухонные принадлежности на место

Презентация Книга

рецептов. Предметы сервировки

26

Итоговое занятие за 2 триместр

1

 Уметь: выполнять тестовые задания


Транспорт

3

27

Виды транспортных средств

1

Знать:

- основные виды транспортных средств, имеющихся в городе, селе; - маршрут следования в образовательное учреждение и обратно.

Уметь: - различать и называть виды транспортных средств в городе и селе; - составлять маршрут от дома до учебного учреждения

Презентация Иллюстрации «Транспорт»

28

 Правила ожидания и поведения в общественном транспорте

1

Знать: правила поведения в транспорте. Уметь: соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе из транспорта)

Дидактический материал «Поведение в транспорте»

29

Правила передвижения на велосипеде.

1

Знать правила передвижения на велосипеде.

 Уметь: - соблюдать правила дорожного движения; - различать знаки дорожного движения, встречающиеся по пути из дома до школы и обратно

Презентация Плакат «Знаки дорожного движения». Фотографии

Торговля

6

30

Виды и значение торговых предприятий

1

Знать:

- виды магазинов; - правила поведения в магазине.

 Уметь: - культурно вести себя с работниками торговли; - выбирать необходимые продукты питания; - ориентироваться в торговых предприятиях, которые реализуют товары населению

Презентация

31

Отделы продовольственных магазинов

1

Знать:

назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции; - специализированные продуктовые магазины.

Уметь:

- выбирать необходимые продукты для питания; — выбирать продукты с помощью продавца; — соблюдать правила поведения в магазине

Раздаточный материал. Индивидуальные карточки с заданиями

32

Виды товара

1

Знать:

- правила покупки товаров; — стоимость хлебных, молочных продуктов, 2-3 видов круп (пшено, рис и т. п.), десятка яиц, некоторых овощей и фруктов.

Уметь: 

подсчитывать (с округлением) сумму за приобретенные продукты; - соблюдать правила поведения в торговом зале

Ценники. Карточки с

заданием

33

Срок годности продуктов питания

1

Знать:

- срок годности товара;

-правила хранения продуктов питания;

Уметь:

-выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности;

- хранить продукты питания

Этикетки различных товаров. Упаковка продуктов

34

Итоговый контроль

1

 Уметь: выполнять тестовые задания

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения разделов образовательной области «Социально-бытовая ориентировка» для 5 класса учащиеся должны

знать:

  • последовательность утреннего и вечернего туалета;
  • правила ухода за волосами, подбора прически;
  • правила охраны зрения;
  • виды одежды и головных уборов, их назначение;
  • правила повседневного ухода и хранения;
  • виды обуви назначение;
  • правила ухода за обувью из различных материалов;
  • значение продуктов питания для здоровья человека;
  • правила безопасной работы с режущими инструментами, кипятком;
  • виды бутербродов;
  • виды салатов и винегретов;
  • правила заваривание чая;
  • правила сервировке стола к завтраку;
  • семейные обязанности; уклад семьи в прошлом, влияние технического прогресса на изменение функциональных обязанностей старших членов семьи;
  • правила поведения в музее, библиотеке, в кино, театре;
  • правила поведения за столом, правила приема пищи;
  • виды жилых помещений в городе и деревне;
  • гигиенические требования к жилому помещению;
  • правила подметания пола, вытирание пыли;
  • адрес школы-интерната;
  • правила поведения в общественном транспорте;
  • правила передвижения на велосипеде;
  • правила дорожного движения;
  • основные виды магазинов, их назначение;
  • правила поведения в магазине;
  • виды отделов в продуктовых магазинах и правила покупки товаров;

уметь:

  • совершать утренний и вечерний туалет;
  • чистить уши;
  • самостоятельно мыть голову и сушить волосы феном;
  • бережно относиться к зрению;
  • ухаживать за одеждой и обувью, правильно ее хранить;
  • сервировать стол к завтраку, готовить бутерброды, салаты, винегрет, яичницу;
  • мыть посуду;
  • написать фамилии, имена, отчества своих близких родственников;
  • вести себя в общественных местах;
  • написать адрес школы-интерната;
  • вытирать пыль, подметать пол;
  • пользоваться общественным транспортом;
  • приобретать товары в продовольственном магазине


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Оборудование и приборы

1. Компьютер, проектор.

2. Набор мультимедийных презентаций.

 

                                                                                         

Дидактический материал

Накопительные папки по темам: гигиена, жилище, культура поведения, транспорт, семья, средства связи, питание, бюджет,    медицинская помощь, торговля, одежда и обувь, трудоустройство

Раздаточный материал по темам: гигиена, жилище, культура поведения, транспорт, семья, средства связи, питание, бюджет,     медицинская помощь, торговля, одежда и обувь, трудоустройство

Плакаты по разделам программ

Кулинария:

  1. Первичная обработка продуктов
  2. Форма нарезки продуктов
  3. Приемы тепловой обработки продуктов
  4. Соотношение меры и массы некоторых продуктов
  5. Схема приготовления мясного бульона
  6. .Схема приготовления заправочного супа
  7. Схема приготовления мясных котлет
  8. Схема приготовления отварной и жареной рыбы
  9. Схема приготовления сырников
  10. Схема приготовления омлета
  11. Схема приготовления каши
  12. .Схема приготовления дрожжевого теста
  13. Схема приготовления песочного теста
  14. Схема для приготовления теста для блинов, блинчиков и оладий
  15. Схема приготовления винегрета
  16. Организация рабочего места и правила техники безопасности
  17. Хранение продуктов
  18. Витамины, жиры, белки, углеводы, минеральные вещества
  19. Столовая посуда
  20. Правила поведения за столом

Здоровое питание

Кроссворд-газета о труде

Пословицы –газета о труде

Разновидности печенья

Чтобы зубы были здоровыми-2 плаката

Профилактика гриппа

Инфекционные болезни

Дидактические игры для  уроков  социально-бытовой ориентировки

№п/п

Тема

Дидактическая игра

1

Жилище

«Где был Буратино».

«Будь внимателен».

«Не ошибись».

«Четвёртый лишний».

«Посмотри и запомни».

«Чего не стало?».

«Что изменилось?».

«Цепочка».

«Новоселье у Буратино».

«Найди ошибку».

2

Питание

«Посмотри и запомни».

«Чего не стало?».

«Что изменилось?».

«Цепочка».

«Кто больше назовёт (или запишет) продуктов?».

«Найди ошибку».

«Волшебный мешочек».

«Магазин».

«Четвёртый лишний».

«Наведи порядок».

«Не ошибись!».

«В магазине».

«Назови слово».

«Найди такой же предмет».

«Найди ошибку».

3

Одежда

«Одень-ка!».

«Что лишнее?».

«Показ мод».

«Посмотри и запомни».

«Чего не стало?».

«Что изменилось?».

«Найди ошибку».

«Магазин».

«Покупка одежды».

4

Обувь

«Встань-ка».

«Кто что купил?» («Что купили?).

«Показ мод».

«Выставка обуви».

«Магазин».

«Покупка обуви».

«Найди своё место».

«Помоги выбрать обувь».

5

Транспорт

«Транспорт».

«Что лишнее?».

«Чего не стало?».

«Что изменилось?».

«Выставка машин» («На стоянке»).

«Цепочка».

«Назови слово».

«Наведи порядок в гараже».

«Найди ошибку».

6

Торговля

«Завезём товары в магазин».

«Где это можно купить?»,

«Что здесь можно купить?».

«Виды магазинов».

«Найди ошибку».


ЛИТЕРАТУРА

Учебно-методическая литература

  1. В.В. Гладкая. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, М.,2003г.
  2. В.П. Субчева.  Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие для школ VIII вида 5-9 класс. Коррекционная педагогика. М: Владос, 2012г.
  3. В.П. Субчева.  Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие для специальных коррекционных школ VIII вида 5 класс. Коррекционная педагогика. М: Владос, 2012г.
  4. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. М:  Владос,  2010 г.
  5. Л.А. Бабашкина, М.В. Ковтанюк и др. Социально-бытовая ориентировка 5 класс. Поурочные планы по программе
  6. Львова С.А.  Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы: развернутое тематическое планирование. Волгоград: Учитель, 2011г.
  7. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой  ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя 5-9 классы. М:  Владос,  2005г.
  8. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. Сборник 1 под ред. Воронковой В.В. М.: ВЛАДОС, 2012г.
  9. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы  ред. Воронкова В.В., Казакова С.А. Волгоград, Учитель, 2013г.
  10. С.А. Львова. Практический материал к урокам Социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, М. 2005г.
  11. С.А. Львова. Социально-бытовая ориентировка 5-9 классы: развернутое тематическое планирование. Волгоград, Учитель, 2011г.
  12. С.А. Львова. Справочник выпускника специальной (коррекционной) образовательной  школы VIII вида, ВЛАДОС, 2009г.
  13. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. Пособие для учителя. Под ред. А.М. Щербаковой. М:  Владос,  2008г.
  14. Хилько А.А.и др. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных коррекционных образовательных учреждениях VIII вида .СПб «Просвещение», 2006г.
  15. С.П. Дерябина Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы: контрольно-измерительные материалы: вариативные тестовые задания. Волгоград, Учитель, 2013г.

Дополнительная  литература:

  1. 7 поварят. Готовим детям. Под ред. А.Самойлова. М, «Аркиам», 2008г.
  2. Безруких  М .Ф. и др. Две недели в лагере здоровья: Методическое пособие для учителя. - М: ОЛМА-ПРЕСС, 2004г.
  3. Безруких М .Ф.  и др. Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь - М: ОЛМА-ПРЕСС, 2004г.
  4. Безруких М .Ф.  и др. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя. М: ОЛМА-ПРЕСС, 2003г.
  5. Безруких М .Ф.  и др. Разговор о правильном питании. Рабочая тетрадь для школьников, М: ОЛМА-ПРЕСС, 2003г.
  6. В.И. Астафьев, А.Ф. Черданцева. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. Минск, 2002г.
  7. Внимание! Готовят дети! А что на десерт. М, «Аркиам», 2011г.
  8. Внимание! Готовят дети! Вечеринка. М, «Аркиам», 2011г.
  9. Внимание! Готовят дети! Очень вкусные коктейли. М, «Аркиам», 2011г.
  10. Внимание! Готовят дети! Самый - самый бутерброд. М, «Аркиам», 2011г.
  11. Внимание! Готовят дети! Ура! Каникулы! М, «Аркиам», 2011г.
  12. Внимание! Готовят дети! Фрукты, ягоды. М, «Аркиам», 2011г.
  13. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Под ред. И.М. Бгажноковой.  ВЛАДОС, 2010г.
  14. Галле А.Г., Кочетова Л.Л  Тетрадь по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида) 6,7,8,9  класс –М: АРКТИ ,2009г.
  15. Гладкая В.В.  Формы, типы и структура учебных занятий по социально-бытовой ориентировке во вспомогательной школе. // Дефектология №5, 2009г.
  16. Гладкая В.В. Методика проведения уроков по предмету «социально-бытовая ориентировка» во вспомогательной школе // Воспитание и обучение детей с нарушением развития № 6, 2009г.
  17. Гладкая В.В. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни// Воспитание и обучение детей с нарушением развития № 5, 2010г.
  18. Гладкая В.В. Особенности планирования педагогической работы по социально-бытовой ориентировке школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью. // Воспитание и обучение детей с нарушением развития № 4, 2009г.
  19. Гладкая В.В. Социально-бытовая ориентировка с легкой интеллектуальной недостаточностью (цели, задачи, особенности содержания педагогической работы) // Воспитание и обучение детей с нарушением развития № 1, 2009г.
  20. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Методическое пособие. М: НЦ ЭНАС, 2003г.
  21. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Методическое пособие. М: НЦ ЭНАС, 2003г.
  22. Гладкая В.В.Формирование бытовых трудовых умений у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью: автореферат диссертации к.п.н. 13.00.03/МО РБ, Минск, 2005г. -24 с.
  23. Домашнее консервирование. Под ред. Л.Иванова, -М: «Аурика», 1994г.
  24. Козловская Е.А. , Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования. М: Третий Рим, 2002г.
  25. М. Кирш. Превосходное тесто. Макароны. ВИД, Воениздат. 1994г.
  26. Новая модель обучения в специальных коррекционных образовательных учреждениях VIII вида: новые учебные программы и методические материалы. – кн.1,2. Под ред. А.М. Щербаковой –М., НЦ ЭНАС, 2001г.
  27. Попов В.С. Учителю интегрированного образования. Учебно- методическое пособие для учителя общеобразовательной школы, работающего в специальных (коррекционных) классах 8-го вида. Красноярск, ККИПК РО 2010г.
  28. Щербакова А.М, Москоленко Н.В, Формирование социальной компетентности воспитанников специальных (коррекционных) школ – интернатов VIII вида// Дефектология, 2001г. № 3,4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...