Cтатья "Инструкционно-технологические карты на занятиях по оригами"
статья по технологии

Ткаченко Галина Глебовна

В статье  объясняется важность использования  инструкционно-технологических карт на занятиях по оригами, раскрываются методы и приёмы  работы с   данным учебным материалом  педагогом и детьми.

Данная статья предназначена для педагогов дополнительного образования  и учителей, занимающихся оригами с детьми  младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБУДО ДДТ «Союз» Выборгского района г. Санкт-Петербурга

        Статья

«Инструкционно-технологические карты на занятиях по оригами»

        Автор:

Ткаченко Галина Глебовна

педагог дополнительного образования

 

Санкт-Петербург

2020


Инструкционно-технологические карты на занятиях по оригами

Аннотация

В статье  объясняется важность использования  инструкционно-технологических карт на занятиях по оригами, раскрываются методы и приёмы  работы с   данным учебным материалом  педагогом и детьми.

Данная статья предназначена для педагогов дополнительного образования  и учителей, занимающихся оригами с детьми  младшего школьного возраста.

Пояснительная записка

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту

образования первоочередной задачей становится развитие у младших школьников умения учиться. Среди метапредметных универсальных учебных действий особое значение для детей  младшего школьного возраста имеют познавательные, т.к. именно от них зависит результативность всего последующего образования человека. Таким образом, применение инструкционно-технологических  карт в работе педагога актуально, ведь подобные карты  являются одним из средств формирования у детей познавательных учебных действий.

Мышление младшего школьника характеризуется как конкретно-образное, следовательно, обучение должно быть наглядным. Распространенным видом условно-графической наглядности являются инструкционно- технологические карты. По этой причине использование данного обучающего пособия педагогически целесообразно. 

Инструкционно-технологические карты удобно хранить в  тематических папках, пополняя и  систематизируя дидактические материалы по темам занятий соответствии с разделами программы.

Цель написания статьи: показать важность использования инструкционно-технологических карт на занятиях по оригами.

        Существует международная «азбука» оригами – это система условных обозначений, линий, складок и базовых форм. (Приложение № 1). Дети, занимающиеся оригами, изучают эту «азбуку» для того, чтобы свободно «читать» схемы, складывая по ним разнообразные изделия. Поэтому, обучение искусству оригами необходимо начинать с «Азбуки оригами». В «Азбуку оригами» входят 12 «базовых форм» (Приложение №2). Они позволяют понять очертания и характер изготовляемого предмета, а при создании собственных изделий – подобрать наиболее подходящий вариант базы. Из базовых форм можно сделать множество фигур, как плоских, так и объемных. Некоторые базовые формы являются промежуточным этапом при выполнении более сложных баз. Также необходимо соблюдать определённые правила складывания изделий (Приложение №3).

При создании изделий в технике оригами  применяются инструкционно-технологические карты, в которых представлены поэтапные схемы складывания и даются указания по выполнению приемов и операций. 

В схемах, начинающихся с какой-либо базовой формы, процесс ее изготовления опускается, так как учащиеся уже должны знать эту форму и иметь опыт её складывания .

Инструкционно-технологическая карта может содержать:

  • необходимые инструктивные указания о наиболее рациональных способах выполнения ранее изученных приёмов;
  • перечень  инструментов и материалов для выполнения операции;
  • Эскизы;
  • Фотографии готового изделия, выполненного педагогом или учащимися.

Складывая изделие по карте, учащийся может постоянно контролировать свои действия и осознанно их корректировать. Работа с подобной документацией особенно важна для развития у школьников пространственных представлений, интуитивного мышления, умения мысленно трансформировать плоскую фигуру в объемную (и обратно), а также умения мысленно изменять, реконструировать объект, что очень важно для развития мышления и творческих способностей.

В свою очередь, по инструкционно - технологической карте педагогу легче контролировать самостоятельную работу учащихся.

Педагог может использовать следующие приёмы работы с детьми по карте:

  • Складывание по показу и словесному объяснению с опорой на схемы;
  • Выполнение работы совместно с ребенком или со всей группой, обращая внимание на пошаговую инструкцию технологической карты. Данный вид работы может повториться несколько раз;
  • карты могут быть использованы как на этапе анализа задания, так и в самостоятельной практической деятельности детей в качестве информационной поддержки;
  • в поэтапной инструкции возможны пропуски отдельных «шагов» или допущены ошибки, чтобы побудить учащихся думать самостоятельно.

Инструкционно- технологические карты можно распечатать на доску в формате А3 или каждому обучающемуся на формате А4 или А5.

Использование информационных технологий позволяет демонстрировать карты в виде презентации, показывать этапы работы в динамике.

Использованные электронные ресурсы

1 . https://multiurok.ru/files/instruktsionno-tiekhnologhichieskiie-karty-kak-sri.html

2. origami.ru Знаки и приемы Оригами

 


Приложение № 1

Условные обозначения

http://lifemozaika.ru/wp-content/uploads/2013/03/origam3.jpg

http://lifemozaika.ru/wp-content/uploads/2013/03/origam2.jpg

Приложение № 2

Базовые формы оригами.

http://900igr.net/up/datai/161280/0005-002-.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятий по оригами в ГАУ Реабилитационный центр г. Кумертау

История оригами. Поделки из "модулей" для детей....

план внеурочного занятия по оригами на тему "Изготовления цветка в технике "Кусудама""

В данной работе представлено поэтапный план занятия. К каждому этапу работу прикреплены фотоиллюстрации, поэтому данная поделка не вызовет ни у Вас, ни у детей затруднений при сборке. А результат прия...

Технологическая карта занятия "Модульное оригами"

Изготовление модульного оригами заяц....

Технологическая карта внеурочного занятия. Кружок "Волшебный сундучок". Тема : "Оригами на праздничном столе".1 класс.

Технологическая карта внеурочного занятия кружка "Волшебный сундучок" разработана с учетом возрастных особенностей первоклассников. Занятие построено в соответствии с ФГОС. Обучающиеся на данном занят...

Конспект внеурочного занятия по ОРИГАМИ,тема занятия.Базовая форма Треугольник. Лис и Уточка (сказка «Хитрый Лис и умная Уточка»)

В рамках внеурочной деятельности в начальных классах,мною была разработана и внедрена программа по изучению Оригами- искусству складывания из бумаги.На одном из занятий,при изучении базовой формы Треу...

Технологическая карта внеурочного занятия на тему "Оригами. Складывание гармошкой. Изделие бабочка"

Название кружка:  «Умелые ручки»Направление внеурочной деятельности: общекультурноеФорма работы:- в зависимости от организации обучающихся: массовая- в зависимости от методов: словесн...

Внеклассное занятие по оригами "Голуби мира", Презентация к внеклассному занятию "Голуби мира"

Данное занятие посвящено памяти героев  Великой Отечественной войны. Сделана подборка стихов о празднике День Победы для заучивания наизусть. В презентации к занятию раскрывается роль голубей-гер...