Народная кукла "Мартиничка"
план-конспект урока по технологии (4 класс)

Губернаторова Виктория Борисовна

Конспект урока "Народная кукла"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_narodnaya_kukla_martinichka.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Приложение 2

                      ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

                           План-конспект открытого урока

                              по дисциплине «Технология»

              в 4 классе ГБОУ гимназии 363 г.Санкт-Петербурга.

     на тему «Изготовление народной куклы «Мартинички»»

Разработал: _Губернаторова В.Б.

                                                                                                                              ФИО

слушатель курсов профессиональной переподготовки

«Учитель технологии.Преподование технологии в образовательной организации»

 Проверил: ________________________

               ФИО руководителя практики

                                             Санкт-Петербург- 2018

Тема урока: «Изготовление народной куклы «Мартинички».

1. Дата проведения – 25.04 2018г.

2. Тип урока – комбинированный.

3. Технология урока – сотрудничество и личностно-ориентированное обучение

4. Цель урока –Ознакомление детей с историей народной куклы, выполнение куклы на основе традиционной технологии.

5.Задачи:        
-Прививать интерес к русской обрядовой кукле как виду народного художественного творчества.
-Совершенствовать навыки работы с шерстяными нитками, ножницами.
- Способствовать развитию  интереса детей к миру традиционной русской культуры, воспитание чувства причастности к своему народу, к его истории и культуре.

- Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса;

-  Обогащать творческий потенциал детей;

- Воспитывать бережное отношение к предметам своего труда.

6. Планируемые результаты :

-Предметные: уметь изготавливать изделия из группы материалов,сделать куклу.

-Личностные: проявление творческого отношения к процессу обучения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; развивают трудолюбие, способности к самостоятельным поступкам и действиям, к преодолению трудностей.

7. Основные термины, понятия – мартиничка.

8. Оборудование (перечень приборов, ТСО, наглядных пособий, раздаточного материала и т.д.)  

 1) мультимедийное оборудование, презентация «Изготовление народной куклы «Мартинички»;

2) Нитки двух цветов 9(белые и красные), ножницы,картонный шаблон.

    Оборудование ученика: нитки двух цветов (белые и красные), ножницы,картонный шаблон.

9. План урока:

1. Организационный этап: 1 мин.

а) Подготовка рабочего места.

б) Знакомство, приветствие и организация внимания учащихся.

в) Объявляется тема урока, его цель и основные задачи.

2. Изучение нового материала: 10 мин.

а) Вводная беседа.

-рассказ почему кукла называется « Мартиничка», с чем связано появление этой куклы, почему она двух цветов ( красного и белого),откуда она к нам пришла и гле впервые появилась, легенда о кукле.

    б) Технология изготовления.

3.Практическая работа: 28 мин.                                                                                                         Выполнение практической работы.                                                                                                      Целевые обходы учителя:                                                                                                                                      а) Контроль над правильностью выполнения задания.                                                                                   б) Оказание помощи  слабым ученикам.

4. Рефлексия: 5 мин.                                                                                                                               Обобщение и систематизация знаний учащихся.

5. Итог урока. 1 мин.

ХОД УРОКА:

1.Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Борисовна. Я рада встрече с вами. Сегодня у нас необычный урок, мы прикоснёмся и душой, и руками к красоте народного творчества.

II. Изучение нового материала.

2.Вводная беседа

Весна на пороге-радость в душе! А на радостях всегда подарочки дарили.Весне-красне с поклонами , а родным и близким на удачу и счастье.К примеру, куколок нитяных дарили. Делать их было легко , зато от всего сердца-поэтому куколок оберегами считали.

 А вы знаете почему кукла из ниток называется « Мартиничка» ? ( слайд 1)

 В честь первого весеннего месяца марта

- А вы знаете, как издревле на Руси зазывали весну?

- По традиционному русскому календарю март связан с ожиданием весны и ее призывами. Праздники весеннего календаря на всей территории России начинались с обряда закликания весны, самыми главными участниками были детвора и молодежь. Специально для встречи весны пекли птиц из теста – куликов и жаворонков. Для праздников изготавливали кукол, названных в честь первого весеннего месяца
   Куколок  
вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. На Руси красный цвет считался цветом преданности, а белый –цветом чистоты.

     Мартинички прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме и во дворе. Радостные, словно весенние птички, эти куклы вестили всем – «Весна… Весна… Скоро весна…Весна Мы ждем тебя… Приходи скорее…»

    Сначала куколки  изготавливались без обозначения пола, имея только общие признаки человека: голову, руки, туловище.  А уже. 20 в., когда символическое значение заместилось декоративно-художественным восприятием образов, стали делать куколку-девочку и куколку-мальчика. Они различаются так:платья у девочек и ноги (штанишки) у мальчиков. Цвета ниток тоже стали намного разнообразнее.

3.Технология изготовления:

 Для изготовления весеннего талисмана понадобятся нитки двух цветов, ножницы, картонный шаблон ( слайд 2)

- Сейчас мы с вами сделаем белых куколок – символ зимы.

1.Изготавливаем туловище куколки. Наматываем  по высоте шаблона нитки белого цвета ровно, не очень плотно. Аккуратно снимаем с основыи перевязываем ниткой посередине. Это будет туловище нашей куколки. ( слайд 3)

2. Изготавливаем ручки куколке. Еще раз наматываем нитки по ширине шаблона, аккуратно снимаем с основы и с двух сторон завязываем нитками.Можно сделать ручки-кисточки, поэтому потом кулачки  нужно разрезать и подстричь. (слайд 4)

3. Начинаем собирать куколку. Берем первую заготовку ,формируем голову и закрепляем ниткой в облати шеи.Аккуратно делим тело на две части и вкладываем вовнутрь руки прямо под шею. Расправляем и  туго перевязываем нитью в области талии.( слайд 5)

4. Обязательно делаем обережны крестик из красных ниток для куколки. Формируем юбочку разрезая нижние нитки пополам и равняя их. ( слайд 6)

Кукла готова!Получается такая вот кисточка с ручками.

Остается только подровнять юбочку и ручки, украсить, и девушка-мартиничка готова.

- Кому непонятны этапы выполнения куклы? Чтобы вы ничего не упустили во время изготовления, я вам раздам технологические карты.(Раздать технологические карты.)

- Но прежде чем приступить к изготовлению, мартиничек давайте отдохнем.

III. Физминутка :

         От сосулек – звон, звон!

        (хлопки на каждое слово)

        Просыпайся – клён, клён!

       (кисти рук опускаются вверх-вниз)

       Растопился – снег, снег!

     (потираем одну ладошку о другую)

     Ручейки – с бег, в бег!

    (волнообразное движение рук)

     Гром шагает – топ, топ!

     (топаем ногами)

     Почки слышно: хлоп, хлоп!

    (хлопки на каждое слово)

- Вспомним правила обращения с ножницами. ( Показываю картинки, дети овечают да или нет)

- С ножницами нужно обращаться очень осторожно, не размахивать ими, не оставлять раскрытыми. Обрезки ниток убираем в корзинки для мусора.

А сейчас приступаем к изготовлению мартиничек.     

IV. Практическая работа.

(Обход учителя, индивидуальная помощь.)

- Вы сделали куколку – зиму, а я вам подарю куколку – весну. Вам остается их связать парой.

V.Рефлексия.

Ребята, а для чего использовались такие куколки?

 - Почему они так называются?

Возьмите свои куколки  в руки. Давайте вместе произнесем стихи – закличку весны, позовем ее к нам.         (Чтение заклички)

-  От того что вдруг стало теплее у нас в классе появился волшебный цветок. Давайте ему поможем распуститься и стать краше.

Если сегодня вам на уроке понравилось, и было интересно, то приклейте к его серединке красный лепесток, а если вам сегодня со мной было скучно, неинтересно – синий.

VI. Итог урока.

-  Большое спасибо за ваши умелые руки, мне было очень приятно с вами работать! Думаю, после сегодняшнего урока вы сможете порадовать своих друзей и близких вот такими весенними сувенирами.

Информационные ресурсы:

  1. http://muzofon.com/search
  2. http://ejka.ru/blog/schitalki
  3. Шадурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла: Учебно-методическое пособие.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

                                                    Самоанализ урока.

1.Внешние связи урока :

Тема урока  « Народная кукла « Мартиничка» частично новая для учащихся, тк.  они уже работали по теме . предыдущие уроки были посвящены  блоку «Истории  игрушки», в том числе и народной игрушке.соответствует требованием ФГОС.

Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса:

В 4 б классе обучается 30 учащихся.Он сформирован с первого класса.в классе выделяется группа сильных учеников –их 6.По уровню обученности –класс средний, но есть учащиеся со слабой развитой волевой сферой, их 7. Они учатся на «3». Остальные учащиеся характеризуются средним темпом выполнения работы.

 Развивающей целью стало познакомить детей с историей возникновения народной куклы « Мартинички». Воспитывающая цель направлена на формирование навыков самостоятельной работы, юбучающая цель направлена на изготовление куклы талисмана . достижения результата. )

3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока

 Общая организация урока

1. Было пять этапов урока:

-организационный -1 мин.

-изучение нового материала-10 мин.

-практическая работа-28 мин.

-рефлексия 5 мин.

-подведение итога-1 мин.

Все этапы были распределены и шли в определенной последовательности.

2.Организация познавательной деятельности на уроке была выражена в групповой и  индивидуальной работах.

3. Подведение итога урока прошло успешно..

II. Содержание урока

Содержание и структура урока  была подчинена триединой цели урока и содействовала достижению конечного результата урока. Каждый предшевствующий момент урока был связан с последующим, продолжал и дополнял его.Используемые методы и приемы способствовали достижению цели урока.Осуществлению развивающего аспекта триединой цели урока способствовали все этапы : умение сопосталять. Анализировать, логически мыслить, рефлексировать свою деятельность, которые развивались при выполнении заданий.

Задачи воспитания коллекттива, гуманного отношения друг к другу осуществлялись через создание дружеской и творческой атмосферы урока, доброжелательные отношения учителя и учеников.

4.Функциональный анализ урока:

Считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели , поставленные на уроке достигнуты.

5.Оценка конечного результата урока

Учащиеся получили представление о народной кукле « мартиничка», об обрядах, связанных с ней, научились изготавливать народную куклу из ниток. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская работа «Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре»

Тема:«Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре» Цель исследования:Пробудить интерес детей к русской народной  культуре.Задачи исследования:Познакомит...

Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...

Сказки народные и литературные. В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

Муниципальное  бюджетное  образовательное учреждение «Средняя  общеобразовательная  школа №2»Шелеховского района  Иркутской области...

Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».

Литературное чтение.Тема: Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».Цели:Продолжить работу по ознакомлению учащихся с устным народным творчеством на примере данного произвед...

Статья "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ"

Данная статья определяет ориентиры в нравственно - патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры....

Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»

Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...