Технологическая карта урока технологии "Кукла Мартиничка" 4 класс
план-конспект урока по технологии (4 класс)

Шпигер Валерия Олеговна

Технологическая карта урока технологии " Кукла Мартиничка" 4 класс.

Цель урока: освоение и применение алгоритма создания куклы «Мартинички» из пряжи.

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Освоение приемов работы с пряжей.
  2. Повторение знаний о работе с пряжей.

Развивающие:

  1. Развитие воображения, творческих способностей;
  2. Развитие мелкой моторики

Воспитательные:

  1. Воспитание интереса к народным традициям и обычаям;
  2. Воспитание интереса к предмету через творческие задания;

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ТЕХНОЛОГИИ

Дата: 08.04.2022 г                                                              Студент: Шпигер Валерия Олеговна

Школа: МАОУ №148                                                        Группа: 34

Класс: 4з                                                                                                                          Учитель: Боярина Людмила Михайловна

Урок: 3                                                                                 Подпись_____

Время: 14:50-15:30                                                             Методист: Чернышева София Анатольевна

Кабинет: 223                                                                       Подпись____

Тема урока «Изготовление народной куклы из пряжи.»

Изделие: «Кукла Мартиничка.»

Тип урока: «Открытия»нового знания

Цель урока: освоение и применение алгоритма создания куклы «Мартинички» из пряжи.

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Освоение приемов работы с пряжей.
  2. Повторение знаний о работе с пряжей.

Развивающие:

  1. Развитие воображения, творческих способностей;
  2. Развитие мелкой моторики

Воспитательные:

  1. Воспитание интереса к народным традициям и обычаям;
  2. Воспитание интереса к предмету через творческие задания;

Оборудование для учителя: презентация, конспект, готовое изделие, раздаточный материал.

Оборудование для ученика: пряжа, ножницы.

 Челябинск, 2022 г

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Слайд

презентации

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Этап к самоопределение к деятельности

1 мин

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Валерия Олеговна и сегодня урок технологии проведу у вас я.

-Первые тихо сядут девочки, а потом ещё тише мальчики.

-Здравствуйте.

Садятся

Р:саморегуляция

II.Актуализация знаний и мотивация

1 мин

- Ребята, какое настроение у вас вызвала данная мелодия?

-Как вы думаете, о чём она?

Вы хотите, чтобы скорее наступила теплая, солнечная весна?

Что происходит в природе с наступлением весны?

-Весеннее, тёплое, радостное.

- О весне

- Конечно!

-Распускаются почки на деревьях, прилетают птицы, всё оживает.

Л: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод.

способность к рассуждению

III Постановка учебной задачи

2 мин

По традиционному русскому календарю март связан с ожиданием весны и ее призывами. Праздники весеннего календаря на всей территории России начинались с обряда закликания весны, самыми главными участниками были детвора и молодежь. Специально для встречи весны пекли птиц из теста – куликов и жаворонков. Для праздников изготавливали кукол, названных в честь первого весеннего месяца.

- Ребята, как можно назвать таких куколок? Подберите однокоренные слова к слову «март».

Чтобы узнать как называется кукла, которую мы сегодня будем делать отгадайте ребус. Каждая буква соответствует номеру.

-Что вы принесли сегодня на урок?

- А теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

Тема нашего урока – «Изготовление куклы «Мартинички» из пряжи»

-Что хотим узнать? Чему научиться?

Цель: изготовить куклу мартиничку для закликания весны

-Мартиничка

-Пряжу

- Изготовление куклы «Мартинички» из пряжи

- Узнать: как делать куклу «Мартиничку» из пряжи.

Научиться делать куклу «Мартиничку»

Л: установление обучающимися связи между целью учебной деятельностью и её мотивом

IV. Открытие нового знания

5-7  мин

Куколок вязали парами: из белых и красных ниток, как думаете почему?

Белые нитки – символ уходящей зимы, а красные – символ весны и жаркого солнца.

Мартинички прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме и во дворе. Радостные, словно весенние птички, эти куклы вестили всем – «Весна… Весна… Скоро весна…Весна Мы ждем тебя… Приходи скорее…»

Сначала куколки изготавливались без обозначения пола, имея только общие признаки человека: голову, руки, туловище.        А уже. 20 в., когда символическое значение заместилось декоративно-художественным восприятием образов, стали делать куколку-девочку и куколку-мальчика. Они различаются так: косы и платья с фартучками у девочек и ноги (штанишки) у мальчиков. Цвета ниток тоже стали намного разнообразнее.

      И конечно, кроме праздничного, притягивающего приход весны, значения эти куколки играли еще и обережную роль. Всё начало марта, вплоть до весеннего равноденствия, считалось неблагоприятным временем жестокого разгула злых сил. Зима уходит, а с ней уходит и их время, вот и злятся злыдни, лютуют, стараются напакостить побольше напоследок. Поэтому роль Мартиничек также в том, чтобы оберечь от злых воздействий на человека и жилище

Видео создания куклы Мартинички

Вот таких кукол мы с вами сегодня будем делать.

Но сначала давайте составим план работы.

Только у меня проблема, план перемешался. Сможете его восстановить в парах?

Давайте проверим

-Белый символ зимы, а красный солнца.

Восстанавливают план

П: осуществлять поиск и выделений необходимой информации

Р: планировать свои действия с соответствии задачей

V. Первичное закрепление во внешней речи

 1-2 мин

Мы восстановили план, давайте его рассмотрим. (параллельно учитель показывает этапы плана)

Как мы изготавливаем тело куклы?

 А как изготавливаем руки кукле?

Можно оставить ручки кулачками, а можно сделать ручки-кисточки, поэтому потом кулачки нужно разрезать и подстричь.

 Как мы будем оформлять голову кукле?

Как скрепляем руки и туловище?

На груди и спине при этом обязательно формируется обережный крест.

Для мальчика нижнюю часть делим на две части и снизу перевязываем.

Разрезаем юбочку и ровняем, так же можно сделать с ногами у мальчика, получатся ноги- кисточки.

-Давайте посмотрим критерии оценивания:

  1. Правильность
  2. Самостоятельность
  3. Законченность
  4. Аккуратность  

 

- Наматываем моток ниток на картон по длинной стороне.Под верхний край пропускаем нить и крепко завязываем на три узла.

- Наматываем нитки на картонный шаблон по ширине.

Снимаем с шаблона, крепко перевязываем с обоих концов.

- Отступаем немного вниз от узла и обвязываем ниткой.

- Пучок ниток ниже шеи делим пополам, вкладываем туда ручки.

Крепко перевязываем грудь и талию куклы.

К: строить речевые высказывания

Р: планируют свое действие с задачей

Физминутка

 1 мин

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до пяти. Одновременно разжимая и сгибая пальцев рук

Выполняю упражнение

Л: развитие снятия напряже-я

VI.Самостоятельная  работа с самопроверкой

25-30 мин

-Вот мы и отдохнули. И для начала работы мы приготовим нужные материалы и инструменты.

-Что понадобится для работы?

-Но прежде, чем приступить к работе, мы вспомним с вами технику безопасности.

-Посмотрите на слайд хлопните, если вы согласны с правилом, если нет, то топните?

  1. Передавать ножницы только в закрытом виде кольцами вперёд
  2. Отвлекайтесь во время работы
  3. Экономно расходуйте материалы
  4. Оставлять ножницы в раскрытом виде
  5. Соблюдай чистоту на рабочем месте

-Правильно, молодцы

-Давайте же приступать к творчеству и создавать наши маленькие полезные шедевры!

-Не забывайте про технику безопасности работы с ножницами!

-Желаю всем успехов!

Критерии оценивания будут на слайде.

Пряжа и ножницы.

Хлопают и топают

-хлопают

-топают

-хлопают

-топают

-хлопают

Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: планирование учебного сотрудничества со свертниками

VII.Включение в систему знаний

1-2 мин

И так, время на выполнение работы подошло к концу.

-Давайте, вспомним тему нашего урока?

-Какую цель мы перед собой ставили?

-Достигли ли мы цели?

Если кто-то не достиг, может подойти ко мне после урока, я помогу.

Молодцы, ребята. Вы отлично поработали на уроке.

- изготовление куклы «Мартинички» из пряжи.

- Узнать, как делать куклу и выполнить изделие.

- да

К: умение полно и ясно выражать свои мысли

VIII.

Рефлексия деятельности (по продукту)

1 мин

-Ребята, у вас на парте лежат листочки с критериями оценивания, подпишите их и отдайте соседу по парте, вам нужно оценить работу соседа. Если критерий соответствует изделию то ставим +, а если нет то -. После того как оценили отдайте обратно соседу.

Для того, чтобы призвать тёплую, солнечную весну давайте повесим ваши куклы на наше импровизированное дерево.

-Спасибо вам, за урок

Взаимооценивание

Р: осуществление итогового контроля

Уборка рабочих мест

Перемена

Контроль за уборкой рабочих мест.

Организация контроля за уборкой рабочих мест.

-До свидания, ребята!

Уборка рабочих мест

Самоконтроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку

Решение задач на движение в противоположных направлениях....

Технологическая карта урока математики. 2 класс. Программа УМК «Школа России». Тема урока: «Решение задач».

   Технологическая карта урока математики, 2 класс.  Программа УМК  «Школа России».        Тема урока: «Решение задач»....

Технологическая карта урока ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)...

Технологическая карта урока математики 1 класс УМК «Гармония» Тема урока. Состав числа 5. Преобразование графической модели в символическую.

В данном материале представлена технологичческая карта урока математики 1 класс, УМК "Гармония". Тема состав числа 5.Преобразование графической модели в символическую....

Технологическая карта урока для 3 класса. Сочинение по сюжетным картинкам с использованием ТРКМ

Технологическая карта по русскому языку для 3 класса помогает провести урок написания сочинения по сюжетным картинкам с использованием теории развития критического мышления....

Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"

На уроке у карты Великобритании дети знакомятся с открытиями, сделанными британскими учеными в разное время...