Урок технологии в 4 классе по теме "Новогодние традиции".
план-конспект урока по технологии (4 класс)

Конспект урока технологии и презентация к нему по теме "Новогодние традиции" 4 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология. 4 класс.

Тема. Новогодние традиции.

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с новогодними обычаями и традициями разных народов; способствовать формированию умений комбинировать бумажные материалы при изготовлении новогодних игрушек с объемными слоеными деталями из креповой бумаги; совершенствовать умения работать по алгоритму

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся с историей новогодних традиций России и других стран; научатся различать главных героев новогодних праздников разных стран; комбинировать бумажные материалы; использовать ранее освоенные знания и умения при изготовлении новогодних открыток с объемными слоеными деталями из бумаги

Метапредметные: познавательные – использовать полученные знания и умения по обработке бумаги; наблюдать и сравнивать конструктивные особенности изделий, технологии их изготовления, свойства изучаемых материалов, способы их обработки, способы соединения разных материалов; открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения, исследования (способ получения объемной формы из креповой бумаги, изготовление призм, пирамид); регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; коммуникативные – помогать друг другу в совместной работе

Личностные: опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного учителем или собственного замысла; понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей различного труда.

Образовательные ресурсы: учебник; чертежные инструменты, картон, бусинки, цветная бумага, клей, ножницы.

Ход урока

– Отгадайте загадку, и вы узнаете тему урока:

Вьюга по двору гуляет, в доме елочка сверкает.

Дети водят хоровод. Что за праздник?

– Тема урока «Новогодние традиции».

Определите цели урока.

Приветствуют учителя. Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку.

Отгадывают загадку:

– Новый год.

– Сегодня на уроке мы…

II. Открытие нового знания, способа действия, приемов работы с инструментами, приспособлениями, материалами

– Новый год – самый любимый и долгожданный семейный праздник. Традиция праздновать Новый год с елкой появилась в России при Петре I. В 1699 году он издал указ, которым ввел новое летоисчисление – от Рождества Христова, а Новый год повелел праздновать с 1 января. С 1 по 7 число жгли на улицах костры, плясали вокруг них, приказывая солнцу согревать землю. Новый обычай прижился быстро.

– Рассмотрите репродукции картин русских художников. Расскажите, что делали наши предки на Новый год и Рождество. Какие традиции сохранились сегодня, что изменилось? Как в старину встречали новый год коренные жители нашего края? А как встречают в наши дни? Каких новогодних гостей вы еще знаете? Как празднуется Новый год в разных странах?

– Чем похожи и чем различаются новогодние традиции разных народов? Отгадайте загадки, и вы узнаете, как наряжают елку на Новый год: •  Хоть не шишки, не иголки, а висят на ветках елки. (Елочные игрушки.)

•  Круглый, словно мячик, светит, как фонарик,

Только он не скачет – очень хрупкий… (шарик).

•  Льется он с макушки, намочить не может,

Трогает игрушки новогодний… (дождик).

•  Высоко висят на ветке, будто яркие конфетки,

Очень громкие игрушки, разноцветные… (хлопушки).

•  Есть у елочки макушка, там – красавица-игрушка.

Наверху она всегда, пятикрылая… (звезда).

•  Искры с палочки летят врассыпную, как хотят.

(Бенгальский огонь.)

•  Он на бале-маскараде над толпой летает,

Всё вокруг веселья ради в кольца заплетает. (Серпантин.)

•  В январе, на праздник важный,

Дождь идет цветной, бумажный. (Конфетти.)

•  На нитку шарики собрали и в украшение связали. Теперь блестят они на елке сквозь изумрудные иголки. (Бусы.)

III. Презентация.

IV.Практическая (самостоятельная) работа обучающихся.

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Текущий инструктаж

– Выполните работу Рассмотрите части открытки.

– Какие инструменты вам понадобятся?

– Подберите материалы.

– Изготовьте открытку.

V. Рефлексивно-оценочный этап. Уборка рабочих мест

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке? Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

– Какое задание понравилось больше всего?

– Что вызвало затруднение? Какое изделие вы выполняли на уроке? Какими материалами и инструментами вы пользовались в работе?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Сравнивают работы, анализируют и оценивают свою работу, обосновывают оценку.

На примере нескольких работ, совместно с учителем выявляют ошибки и устанавливают их причины.

Делают вывод о значимости, сложности и трудоемкости процесса.

Отвечают на поставленные вопросы.

Осуществляют самооценку и взаимооценку.

Организует уборку рабочих мест всеми обучающимися

Проводят уборку своих рабочих мест и помещения мастерской


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Лицей № 15» Г.Мытищи. 4 «Г» КЛАСС. Автор: Евсенёва Е.Г. Технология. «НОВОГОДНИЕ ТРАДИЦИИ».

Слайд 2

В каждой стране есть любимые праздники, сказки, песни, игры. Но есть и такие праздники, которые отмечают во всех странах мира. Какие это праздники?

Слайд 3

Новый год празднуют во всех странах мира и везде по-особому. Сейчас мы отправимся в новогоднее путешествие по разным странам и посмотрим, где и как празднуют Новый год.

Слайд 4

Р О С С И Я - Кто приходит к российским детям в Новый год с подарками? Российский Дед Мороз – это дедушка с большой белой бородой, с усами, с заснеженными бровями, в нарядной красной шубе, в красной шапке с посохом в руках и мешком с подарками.

Слайд 5

А где живет Дедушка Мороз? Живёт Дед Мороз в красивом деревянном тереме в городе Великий Устюг.

Слайд 6

К нам в гости Дед Мороз приходит со своей внучкой Снегурочкой.

Слайд 7

Новый год, к которому мы так привыкли, совсем молодой праздник. Оказывается, празднование нового года зимой в русские традиции ввёл Пётр I в 1700 году. Тогда же начали наряжать ёлку. Однако, обычай выделять из всех деревьев ёлку и украшать на праздник именно её родился у жителей Германии. Она олицетворяла бессмертие, вечную молодость, смелость, верность, долголетие и достоинство. Даже её шишки были символом огня жизни и восстановления здоровья.

Слайд 8

Тогда ёлка ещё не была новогодней — она называлась рождественской и украшалась лакомствами, игрушками, предназначенными в подарок гостям, и свечами, а макушку её увенчивала восьмиконечная рождественская звезда — серебряная или золотая. А вслед за ёлкой появились Дед Мороз и Снегурочка.

Слайд 9

АМЕРИКА, КАНАДА, АНГЛИЯ И ДРУГИЕ Есть у Деда Мороза старший брат – Санта Клаус. Санта Клаус не всегда был таким, каким мы его знаем сегодня. В далёкие времена человека, который разносил подарки звали Святым Николаем. Он родился в богатой семье, но рано остался без родителей. Николай вырос в монастыре и стал священником. Он раздавал свои богатства всем нуждающимся в виде подарков, которые он опускал через камин или кидал их через окно. Позже Николай стал епископом, и его шапка, длинное красное одеяние, остались в памяти. После его смерти он был провозглашён Святым. Образ Святого Николая связан со щедростью и добротой.

Слайд 10

ФИНЛЯНДИЯ Деда мороза в Финляндии зовут Йоулупукки. Раньше Йоулупукки ходил по домам с рогами на голове и в тулупе мехом наружу. В одной руке у него мешок с подарками, в другой — пучок розог. В Финляндии плохим детям в Рождество подарки не полагаются. Он живёт со своей старухой Муори и с гномами в Лапландии. Нынешний Йоулупукки похож на Санта Клауса, ездит в санях на олене, которого зовут Петтери-красная морда, и входит в дом через дверь, а не в трубу. Финский дед Мороз очень стар. Так стар, что не помнит сколько ему лет. Но он не отстаёт от технического прогресса — у него есть мобильник красного цвета. В Финляндии дед Мороз приносит детям подарки лично, иногда в сопровождении гнома-помощника.

Слайд 11

ФРАНЦИЯ Во Франции Деда Мороза зовут Пэр Ноэль. Он одет во всё белое и почему-то очень боится холода. Подарки он оставляет возле камина или печки.

Слайд 12

ИТАЛИЯ К итальянским детям вместо Деда Мороза прилетает Бефана — маленькая старушка-ведьма, с большими выступающими вперёд зубами и крючковатым носом, одетая в остроконечную шляпу, длинный плащ и дырявые шерстяные чулки . Бефана — разборчивая фея: послушным и добрым детям она приносит шоколад, а маленьким шалунишкам - крошечные чёрные угольки. С мешочком, наполненным шоколадом и угольками, она передвигается с крыши на крышу пешком, на метле или на лошади. Итальянцы считают, что Новый год нужно встретить, освободившись от всего старого, плохого, печального, накопившегося в минувший год. Частенько они выбрасывают лишнее прямо из окон.

Слайд 13

ЯПОНИЯ В Японии в новогоднюю ночь звонят колокола. Они ударяют ровно 108 раз. В это время все дети заняты рисованием. Каждый рисует то, что хотел бы получить в подарок. Этот рисунок ребёнок должен положить под подушку и уснуть, как только колокол ударит последний, 108-й раз.

Слайд 14

БОЛГАРИЯ Дед Мороз в Болгарии приходит в вывернутой бараньей шкуре, украшенной стручками красного перца. С последним ударом часов все целуются. В новогодний пирог кладут монеты, бутоны роз. Тот, кто найдет в пироге монету, будет богатым, а кто откусит кусочек пирога с бутоном розы, будет счастливым.

Слайд 15

В разных странах Деды Морозы выглядят по-разному. Разными могут быть традиции встречи Нового года, но главное то, что у всех людей на Земле принято прощать друг другу обиды, желать добра и здоровья. У многих народов есть традиция наряжать ёлку, дарить подарки, веселиться.

Слайд 16

Обычай дарить новогодние презенты пришел к нам из Древнего Рима. Говорят, что первыми подарками были ветви лавра, которые предвещали счастье и удачу в наступающем году. “Желаю тебе благоприятного и счастливого Нового года”, – писали римляне на подарках.

Слайд 17

А традиция дарить открытки пришла к нам из Англии. Первая новогодняя открытка была напечатана в 1843 году в Лондоне. Отправил поздравление англичанин Генри Коул с наступающим новым годом. Позднее именно он обратился к своему другу Джону Герсли с просьбой нарисовать новогоднюю открытку. С этого эскиза в Лондоне была напечатана первая партия, состоящая из тысячи экземпляров новогодних открыток.

Слайд 18

По одной из версий, первым создал русскую новогоднюю открытку художник Николай Каразин, и произошло это в 1901 году. По другой версии, это случилось только в 1912 году, и отцом русской новогодней открытки был библиотекарь Петербургской академии художеств Фёдор Беренштам.

Слайд 19

После революции кончилась светская жизнь новогодней открытки — она стала символом политического строя. Любые напоминания о Рождестве запрещались. Под страхом уголовного преследования из домов исчезали новогодние ёлки, не было новогодних открыток, а при возобновлении новогодней традиции почти на всех открытках рисовались кремлевские звёзды.

Слайд 20

Новогодняя открытка была средством пропаганды во время освоения космоса. Дед Мороз не ехал на тройке, а летел на самолёте или космической ракете.

Слайд 21

Но особую агитационную роль новогодняя поздравительная открытка сыграла во время Великой Отечественной войны.

Слайд 22

После военных лишений новогодние открытки вошли в жизнь непривычной красотой.

Слайд 23

Что бы ни было изображено на новогодней открытке, у человека, взявшего её в руки, рождается ощущение праздника, детства и чуда.

Слайд 24

Пишите открытки вашим друзьям, родственникам и учителям ! Ведь получать поздравительные послания так приятно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии 2 класс. Тема урока: Работа с картоном. «Изготовление плоских ёлочных игрушек, украшенных аппликацией».

Цели урока:1.            Закрепить первоначальные знания учащихся о форме, , познакомить с разнообразными  способами.2....

Презентация к уроку технологии 1 класс "Работа с бумагой. Коллаж "Дикие животные". Проектная деятельность на уроке технологии.

Презентация знакомит детей с понятием "Проект", с этапами работы над проектом, с видами коллажа. В процессе практической работы рекомендую просмотр электронного приложения к учебнику "Технология 1 кла...

Урок технологии 1 класс «Технология» Е.А. Лутцева. Тема: О выборе материала. Нужна ли нам бумага и картон.

Урок технологии 1 класс "Технология" Е.А.Лутцева. Тема: "О выборе материала. Нужна ли бумага и картон"...

Урок кубановедения 4 класс "Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани"

На уроке учащиеся знакомятся с традициями и культурой разных народов, населяющих Кубань....

Технологическая карта урока технологии 3 класс Тема: «Одежда для карнавала. Изготовление карнавального костюма для девочек и мальчиков с использованием одной технологии.»

Цели деятельности учителя:  изготовить эскиз карнавального костюма в технике коллажа Планируемые результатыПредметные:-знать: познакомятся с понятиями «карнавал», &la...

Конспект урока технологии 2 класс " Технология выполнения строчки косых стежков. Изделие- чехол для телефона"

Цели деятельности учителя: изготовление модели чехла для телефона из фетра с помощью строчки косых стежков, закрепление навыка создания выкройки.Планируемые результатыПредметные:Знать: этапы выполнени...

Технологическая карту урока технологии - 1 класс "Обрывная аппликация" (УМК "Технология" Е.А.Лутцева)

Тема урока: «Обрывная аппликация»Изделие : «Открытка ко дню матери»  Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: совершенствование умений работ навыков &laq...