Урок технологии в 4 классе
план-конспект урока по технологии (4 класс)

Попова Инна Викторовна

Урк по технологии в 4 классе по теме: Работа с конструктором. Конструирование. Изделие  «Самолёт».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx40.53 КБ

Предварительный просмотр:

4  класс  

План – конспект урока технологии  в 4  классе 

Предмет: технология

Тема: Работа с конструктором. Конструирование. Изделие  «Самолёт».

Форма проведения: классно-урочная

 Тип урока: урок изучения нового материала

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля, проблемно-поисковые методы.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

Цели: дать первоначальные знания о самолетостроении (истории создания первого самолета, классификации самолетов);

Познакомить с функциями самолетов ;

Сравнивать конструкции самолета и космической ракеты на основе иллюстраций ;

Совершенствовать умения самостоятельной работы с металлическим конструктором;

Помочь освоить основные понятия самолет, картограф, ракета-носитель, многоступенчатая баллистическая ракета;

Раскрыть содержание профессиональной деятельности людей ( летчик)

Формируемые УУД: контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем  поискового характера.

Планируемые предметные результаты освоения материала: учащиеся научатся объяснять понятия: «самолет», «картограф».

Учащиеся научатся называть профессии: летчик . Объяснять конструктивные особенности самолетов, их назначение в области использования различных видов летательных аппаратов.

Оборудование:

У учителя: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, образец готового изделия, технологическая карта

У учеников: металлический конструктор

Технологическая карта плана – конспекта урока

Урок № 26

Тема: Работа с конструктором. Конструирование.

Изделие: «Самолёт»

Тип: изучение нового материала

Задачи:

▪ познакомить с конструкцией самолета;

▪ привить навыки самостоятельной работы по плану;

▪ создавать модель самолета из деталей металлического конструктора.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

▪ знать понятия «самолет», «космическая ракета», «ракета-носитель»;

▪ уметь конструировать самолет

▪ выполнять задание в соответствии с планом;

▪ прогнозировать оценку выполнения изделия на основе заданных критериев.

▪ проявлять интерес к конструированию летательных моделей;

▪ осознавать собственные достижения при освоении темы

Ход урока

Дидактическая структура урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Оргмомент

Актуализация необходимых знаний

Определение темы урока учащимися

      - Прочитайте народную мудрость «Человек живет век, а его дела - два».

 - Как Вы понимаете эту пословицу?

     -  Человек никогда не стал бы разумным, если бы не наблюдал, не учился, не размышлял, не познавал законы природы,

Человечество  бы не развивалось, если бы опыт, знания не передавал потомкам.

 Отгадайте загадку.

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем. Воздух.

Может ли человек обходиться без воздуха?

-Как человек использует воздух? В том числе летательные аппараты.

Какие аппараты использует человек, чтобы летать?

С давних пор, наблюдая за полетами птиц, люди мечтали подняться в небо, передвигаться по воздуху. Они даже придумали волшебные предметы, которые умели летать.

Какие это предметы? (ступа, ковер-самолет…)

                                                                                                                 

Знаете ли Вы, кто это? (Икар)                                                                  

    – Это мифический герой, который первый поднялся в небо. Легенда гласит, что он прикрепил крылья к телу воском и взлетел. От радости он взлетал все выше и выше. Однако, когда он приблизился к солнцу, воск расплавился, Икар упал и погиб.

Этого мифического персонажа сравнивают с символом человеческого стремления к знаниям.

-Какие аппараты использует человек в современности , чтобы летать? 

Воздушный шар, дирижабль, аэростат, аэроплан.

Люди изобретали летательные аппараты, которые становились все сложнее, надежнее и удобнее.

- Какое же изделие мы сегодня соберём.

 ( Изделие  «Самолет»)

 

• Предлагает объяснить пословицу:

   «Человек живет век, а его дела – два»

• Организует обсуждение того, ка человек использует воздух (идет демонстрация презентации)

• Выясняет, что знают дети о самолетах, обобщает знания.

• Высказывают свое мнение , аргументируют ответ.

• Рассказывают, что знают о том, как человек использует воздух, о видах самолетов, воспроизводят знания, полученные в 3 классе.

• Сообщают известные им сведения о самолетах.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: 

Структурирование знания

Коммуникативные: 

Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Личностные: 

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Личностные: воспитания у школьников сознательного отношения к труду, любви и уважения к людям труда, предоставляется возможность расширить знания о мире профессий

Познавательные: с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в разных источниках

Предметные: расширить знания о профессиях

    Давайте попутешествуем во времени.  

- Всегда ли самолет выглядел таким, как мы привыкли видеть его?

                 

  Дилия рассказывает о первых самолётах. Итак,

Кто в России построил летательный аппарат, который имел все основные детали конструкции современного самолета? 

Почему он не полетел? Предположения детей.

Как зовут первых конструкторов самолёта , который полетел?

           

• Организует просмотр фрагмента «Ракетостроение. Самолет»

• просматривают и обсуждают фрагмент презентации.

.  

Организация познавательной деятельности

Работа с толковым словарем

- А где собирают самолеты?    ( На авиационных заводах)

- А в каких городах строят самолёты?

Под Москвой, В Воронеже, В Нижнем Новгороде, Новосибирске, в Иркутске,

в Казани – Казанский авиационный завод имени С.П.Горбунова  

Завод производит и обслуживает ракетоносец Ту-160, бомбардировщик Ту-22М3, а также различные модификации пассажирского самолёта Ту-214.

Казанский завод - филиал завода имени Туполева. В Москве . Там производят авиационное и аэродромно е оборудование.

Чьи имена носят эти заводы?

 сСветский авиаконструктор туполев.

 Туполев - создал цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1, который отличался высокими лётными данными и считался одним из лучших в мире бомбардировщиков.

 В 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3, с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе,

 после войны реактивный бомбардировщик Ту-16 и первый отечественный реактивный гражданский самолёт - Ту-104.

Ещё каких известных  авиа - конструкторов знаете?

Яковлев, Илюшин и др.

 - Люди каких профессий  работают на аиационных заводах?

(конструкторы, инженеры, рабочие специальности : токари, сборщики,  испытатели)

- Люди каких профессий совершают полеты на самолетах?

 (Летчики)

- Найдите в словарях толкование слова «летчик»  ( находят и зачитывают значение этого слова)

Летчик- специалист, управляющий самолетом, вертолетом. ПИЛОТ

         

• Озвучивает тему и учебную задачу урока

• показывает образец, организует  анализ модели самолета. Просит вспомнить, что такое модель.

• Предлагает самостоятельно познакомиться с планом работы в учебнике на стр. 117 -118.

• Организует оценку работ по 5-балльной шкале согласно критериям: точность выполнения,

• Воспринимают задание

• Раскрывают значение слова «модель» , анализируют образец изделия, сравнивают его с конструкцией реального объекта. Определяют и называют основные детали самолета, материалы и инструменты для его изготовления.

• Самостоятельно составляют технологическую карту, определяют детали и их количество на каждом этапе сборки. Производят поиск информации для ответа на вопросы. Пользуются «Словариком юного технолога», чтобы раскрыть понятие  «Картограф», «Многоступенчатые баллистические ракеты»

Личностные: отзывчиво относиться к одноклассникам и проявлять готовность оказать им посильную помощь; принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним

Регулятивные: совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное

Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов презентации ,выполнения пробных поисковых упражнений

Предметные:

Знать:

простейшие способы достижения прочности конструкций; технику изготовления предложенных образцов изделий

Физминутка

 

          «Самолет»                                                

Руки в стороны — в полет отправляем самолет.

Правое крыло вперед, левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре — полетел наш самолет

 

 Анализ образца.  Планирование работы .                                  

Практическая работа

 Какие виды самолетов вы знаете? ответы детей

 Пожарные, пассажирские, МЧС, грузовые идр.

Зиля рассказывает.

 

С помощью чего летает самолёт? Крылья, двигатель)

 

Работа в группах.

Из каких основных элементов состоит самолет?   (Дети называют  известные им конструкции самолета)

       - для чего самолету нужны эти элементы?  

Крыло

– обеспечивает устойчивость самолёта.

Стабилизатор

-часть самолёта, служащая для передвижения самолёта по аэродрому при взлёте и посадке,для смягчения ударов при посадке

Киль

– поверхность для создания подъёмной силы.

фюзеляж.

Корпус летательного аппарата

Шасси

часть хвостового оперенияю.

Пропеллер

Винт- часть небольших самолётов для большей скорости

Заполняют  технологическую карту.

Работа в  группах.

Изделие

Самолёт

Материалы

Детали металлического  конструктора

Инструменты

Отвёртка, гаечный ключ

Приёмы, способы   выполнения

Соединение деталей, завинчиваие, отвинчивание

Подвижные соединения

Шасси, винт

Прядок  сборки

Фюзеляж

 киль

 крыло

стабилизатор

винт

 шасси

Определим, какие детали конструктора нам понадобятся.

Работа в группах .

Детали самолёта

Детали конструктора

Корпус –фюзеляж

Крыло

Стабилизатор

Киль

Шасси

Винт

Как можно изменить изделие?

Вместо колесных шасси могут устанавливать -поплавки, лыжи, гусеницы. (для посадки на снег, на воду, на труднопроходимую  местность)

-Снизу фюзеляжа сделать второе крыло,

- Спереди винт убрать, сделать на крыльях.(двухвинтовый самолёт)

Дать название, ЗАК, МАК, НАЗ

Для чего предназначен .

Что учтем при оценивании?

Познавательные: с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в прзентации,

Коммуникативные:

•        учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосно¬вать,

•        слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;

•        уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совмест¬ном решении проблемы (задачи);

уважительно относиться к позиции других, пытаться договари¬ваться

Предметные:

Уметь:

•        конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническимусловиям;

•        изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

•        выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции Регулятивные: осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций, вносить необходимые конструктивные доработки;

Рефлексия.

Подведение итогов

Д.З.

Выставка работ. Защита работ.

Самооценка.

Правильное соединение деталей ( в том числе подвижные узлы)

Изменения  в конструкции

Защита работы

Оригинальность названия

Итоговая отметка

Дополнительные творческие задания: сконструировать модель самолета-будущего.

• Спрашивает, что нового узнали, чему научились, как можно использовать полученные знания.

• Организует уборку рабочих мест

• Отвечают на вопросы, рассказывают, где можно применить полученные знания и умения.

• Убирают рабочее местоПрезентуют свою работу. Фотографируют для папки «Мои достижения»

Регулятивные: осуществлять итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки; оценивать выполненную  работу по предложенным учителем критериям

Л.: самооценка, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии 2 класс. Тема урока: Работа с картоном. «Изготовление плоских ёлочных игрушек, украшенных аппликацией».

Цели урока:1.            Закрепить первоначальные знания учащихся о форме, , познакомить с разнообразными  способами.2....

Презентация к уроку технологии 1 класс "Работа с бумагой. Коллаж "Дикие животные". Проектная деятельность на уроке технологии.

Презентация знакомит детей с понятием "Проект", с этапами работы над проектом, с видами коллажа. В процессе практической работы рекомендую просмотр электронного приложения к учебнику "Технология 1 кла...

Конспект урока. Технология. 1 класс. Тема урока: «Одежда, ткань, нитки»

Тема урока: «Одежда, ткань, нитки» Тип урока: открытие новых знаний.Цели урока: познакомить с назначением одежды, с видами ниток, с видами ткани; раскрыть содержание понятий «ткань», выкройкаПлан...

Урок технологии 1 класс «Технология» Е.А. Лутцева. Тема: О выборе материала. Нужна ли нам бумага и картон.

Урок технологии 1 класс "Технология" Е.А.Лутцева. Тема: "О выборе материала. Нужна ли бумага и картон"...

Технологическая карта урока технологии 3 класс Тема: «Одежда для карнавала. Изготовление карнавального костюма для девочек и мальчиков с использованием одной технологии.»

Цели деятельности учителя:  изготовить эскиз карнавального костюма в технике коллажа Планируемые результатыПредметные:-знать: познакомятся с понятиями «карнавал», &la...

Конспект урока технологии 2 класс " Технология выполнения строчки косых стежков. Изделие- чехол для телефона"

Цели деятельности учителя: изготовление модели чехла для телефона из фетра с помощью строчки косых стежков, закрепление навыка создания выкройки.Планируемые результатыПредметные:Знать: этапы выполнени...

Технологическая карту урока технологии - 1 класс "Обрывная аппликация" (УМК "Технология" Е.А.Лутцева)

Тема урока: «Обрывная аппликация»Изделие : «Открытка ко дню матери»  Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: совершенствование умений работ навыков &laq...