Внеурочные занятия художественно-эстетического направления по теме: «Недаром помнит вся Россия…»
презентация к уроку (1 класс) по теме

Сапегина Светлана Пименовна
В 2012 году исполняется 200 лет одному из важнейших событий в истории нашей страны – Отечественной войне 1812 года. Победа в ней имела огромное значение для политического, общественного и культурного развития России.В настоящее время изучение истории своего государства стало особенно актуальным. Актуальность данной работы вижу в том, что через знакомство с историческими событиями данного периода вживую постигается история и современность. Стихийно это не происходит, в семье, навряд ли, об этом расскажут, поэтому необходимы специальные усилия, чтобы история не исчезла бесследно. В младшем школьном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt1.docx77.54 КБ
Файл vystuplenie.rar2.16 МБ
Файл kopiya_voyna_1812_goda.rar2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа      п.Бор Афанасьевского района Кировской области

         

Районная конференция

«Духовно-ценностная ориентация как процесс и результат творческой деятельности обучающихся и воспитанников образовательного учреждения»

Номинация:  «Патриотизм»

Внеурочные занятия

 художественно-эстетического направления 

по теме:

«Недаром помнит вся Россия…»

                                    Автор: Сапегина Светлана Пименовна,

                                                           учитель начальных классов МКОУ СОШ п.Бор, высшая категория,

педагогический стаж 19 лет

                                     

                                                                                                  

                                     

 

2012 г.

п. Бор

«Человек без прошлого, не имеет будущего».  

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»

М.Ю.Лермонтов

В 2012 году исполняется 200 лет одному из важнейших событий в истории нашей страны – Отечественной войне 1812 года. Победа в ней имела огромное значение для политического, общественного  и культурного развития России.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 года № 1628-р,  юбилей победы в Отечественной войне 1812 года  будет отмечаться на высоком государственном уровне.

       

        Исходя из «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А., «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию»

        Школьная жизнь, определяющая урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся, позволяет дать очень много полезного в воспитании патриотизма обучающихся. Познание наших исторических корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков, современного поколения и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве

                     Быть патриотом… Что же это значит?

                А это значит Родину любить,

                А это значит честно, бескорыстно

                Отечеству любимому  служить.

                Любить его историю седую,

                Святые лики русских матерей,

                Которые не раз в годину злую

                В бой провожали собственных детей.

          Учить детей гордиться своим родом

        И честь его блюсти и сохранять,

        Быть лучшей частью русского народа,

        Которую не смог никто подмять.

        И если это в сердце утвердится

        Тех, кто за партой нынешней сидит,

        Учитель школьный, можешь ты гордиться-

        Твой век земной не зря тобой  прожит!

        Практика внеурочной патриотической работы с учащимися уже доказала, что уроки патриотизма и гражданственности продолжаются и после звонка.

        Попробуем ответить на вопрос: где больше возможности готовить будущих защитников и патриотов Отечества – на уроке или за его пределами?

        Конечно, урок – важнейшее звено воспитательной работы с учащимися, но если потенциал урока не будет развит и приумножен во внеурочной деятельности с учащимися, то не может быть никакой речи о целостной системе патриотического воспитания в школе.

       В чем же преимущества внеурочной деятельности?

                В том, что она:

  1. во-первых: строго не ограничена временем и пространством (в сравнении с уроком);
  2. во-вторых: содержание воспитательной работы не регламентировано жестко учебными планами, программами, поурочными планами;
  3. в-третьих: располагает большими возможностями для вовлечения школьников в активную деятельность, вне которой невозможно успешное формирование личностных качеств;
  4. -в-четвертых: знания, полученные на уроках, будущий защитник Родины не сможет даже в минимальном объеме их применить, если мы не создадим условия для систематических упражнений в их применении на практике путем вовлечения учащихся в военно-патриотическую деятельность, которая чрезвычайно многогранна.

Именно поэтому данный материал будет рассматриваться во внеурочное время.

В настоящее время изучение истории своего государства стало особенно актуальным.

        Актуальность данной работы вижу в том, что через знакомство с историческими событиями данного периода вживую  постигается  история и современность. Стихийно это не происходит, в семье, навряд ли, об этом расскажут, поэтому необходимы  специальные усилия, чтобы  история не исчезла бесследно.

        В младшем школьном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов  воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И.Пирогов.

Основная цель заключается  в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и школы воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, способную противостоять злу.

        Новизна  работы в том, чтобы через различные методы и приёмы заинтересовать младших школьников данной информацией.

       Практическая значимость данной работы в том, что мы станем хранителями истории своего государства и всем знакомым сможем  рассказать об этом - наших предках, о тех людях с кого мы можем брать пример, на кого мы можем  равняться.

         При разработке данного проекта были использованы мультимедийные технологии.

         Изучаемый материал очень объёмен, поэтому, в зависимости от заинтересованности обучающихся, он распределялся на несколько занятий.

         После ознакомления учащимся было предложено принять участие в викторине, конкурсе рисунков, конкурсе чтецов. В дальнейшем планируется работа над проектом «Создание фигурок участников сражений Отечественной войны 1812 г. (уланы, драгуны, гусары)»

Конспект

«Недаром помнит вся Россия…"

Дидактические цели:

*создать условия для формирования представления об Отечественной войне 1812 года;

*показать общую картину Отечественной войны (кто начал, когда, между какими государствами происходила, характером и итогами войны),

*подробно  познакомить с  Бородинским  сражением.

Развивающие цели:

*расширять понятийный аппарат, социальный опыт учащихся;

*развивать познавательный аппарат, память, мышление.

 Воспитательные цели:

*способствовать воспитанию патриотизма, чувства национальной гордости за  славные дела предков, героическое прошлое нашего народа.

Оборудование урока:

*презентация «Недаром помнит вся Россия…»,

*мультимедиа – доска,

*технологические карты,

*таблички с названиями предметов (история, литература, искусство),

*выставка книг по теме:  «Отечественная война 1812 года»,

*поднос с «Бородинским» хлебом.

                                          Ход урока

Ход урока

1.Организационный момент.

СЛАЙД  1

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы начнём беседу, которая я, думаю, продолжится несколько занятий. Если мы планируем говорить о чём-то долго, значит это интересно!

2.Актуализация  знаний  и  мотивация  к  изучению  темы.

- Сегодня у нас  на  занятии  мы узнаем новые имена и новые исторические личности, новые исторические события.  Хотите  узнать,  какие  это новые  имена? Для этого  I  вариант составляет слова из красных букв, а II  - из синих букв.

СЛАЙД 2

- Какие имена у вас получились?

(Наполеон  и  Кутузов.)

- Молодцы!

СЛАЙД 3

- А чтобы узнать, о каком событии пойдет речь, ответьте на несколько вопросов.

- Что такое война?

- Ребята, «война»  - хорошо это или плохо? Почему?

(Высказывания учащихся)

- Часто ли происходят войны в мире?

(Высказывания детей)

- Какие войны вам известны?

(Японская война, Великая Отечественная война, I мировая война и т.д.)

СЛАЙД

- 1812 год. О чем он вам говорит?

(В  1812 году началась Отечественная война русского народа.)

- Знаете ли вы, кто с кем воевал в этой войне?

(Предположения.)

- Все ли вы знаете об этой войне? Хотите ли вы узнать больше об Отечественной войне  1812 года?

(Да.)

3. Формулирование темы и целей занятия.

- Чем мы будем сегодня заниматься на занятии?

(Узнаем больше об Отечественной войне 1812 года.)

- Какова тема нашего занятия?

(Отечественная  война 1812 года).

- Страны-участники этой  войны  Франция, Россия.

СЛАЙД  

4. Изучение  нового  материала.

- Иногда, вы слышите от взрослых такое выражение «наполеоновские  планы».  Знаете  ли вы, что оно означает?

(Это такие большие, грандиозные планы, которые иногда невозможно выполнить.)

- Правильно. А кто такой Наполеон?

( Француз. Солдат.  И т.д.)

    Поиск и формулирование темы урока.                                                                                  

 Есть исторические события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века.  И, каждое новое поколение становится сильнее духом, потому что узнает, от какого крепкого корня ведет род. О таком историческом  событии начала 19 века появятся строки на доске. Вспомните, кто автор этих строк и продолжите их.  

  Почему же так дорог и памятен нам воспетый поэтом день?   Каких знаний вам не хватает, чтобы глубоко понять эти строки и воочию представить события тех далеких лет?

 Приблизить к нам далекое прошлое, сделать его зримым помогут нам история, литература и искусство.  

 Рассчитываю на  вашу активную творческую работу на занятиях.

СЛАЙД  А сейчас посмотрите  на карту.

СЛАЙД  6

- В  начале XIX века полумиллионная армия Наполеона завоевала почти всю Европу.  Желтым цветом показаны страны, которые контролировал Наполеон. Какие это страны?

(Австрийская империя, королевство Испания, Итальянское королевство  и  т.д.)

- Что вы можете рассказать о Наполеоне?

В конце XVIII века в Европе постоянно шли войны. В это время во Франции взял власть в свои руки талантливый полководец Наполеон Бонапарт. Захватив почти все европейские столицы, Наполеон мечтал о Москве.

О том, насколько опасной была эта угроза для нашей страны, мы поймём, если узнаем, кто такой Наполеон Бонапарт. Его военную биографию исследовал наш историк. Послушаем его сообщение.

      - Да, Наполеон был очень грозным противником. Он был умён, хитёр и талантлив как военачальник.

Сообщение 1  о Наполеоне   (Приложение 1)

СЛАЙД 7

- Ребята!Когда началась Отечественная война?

( Отечественная война началась 24 июня 1812  года)

  Слайд.   

 

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 года, освободительная война России против наполеоновской агрессии. Вторжение войск Наполеона было вызвано обострением русско-французских экономических и политических противоречий, фактическим отказом России от Континентальной блокады.

Слайд 3

Вторжение наполеоновской армии в Россию.

Российский император Александр I  в переговорах с Наполеоном не шёл ему навстречу. И в 1812 году французская армия вторглась в Россию.

Начало войны.     Слайд    

С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке. Первыми переправились несколько сапёров в челноке.

Они пристали и высадились на русский брег без препятствий, к их удивлению. Там – мир; война – с их стороны; всё спокойно в этой чуждой стране, которая была представлена им такой угрожающей.

Удар французов был настолько силён, что русские войска не смогли сдержать натиск противника. Русская армия начала отступление. Французы во главе с Наполеоном теснили нашу армию в сторону Москвы. Для Наполеона было делом чести войти в российскую столицу. Позади  вражеское войско оставляло сожжённые деревни и сёла, разграбленные города.

 Так Наполеон дошёл до Смоленска, последнего крупного города на пути к Москве.

Смоленское сражение.          Слайд    

В начале августа под Смоленском произошло крупное сражение, ставшее одной из героических страниц в истории России. Несмотря на то, что город удержать не удалось французы потеряли под его стенами около 20 тысяч своих солдат. После того, как русские войска и население покинули Смоленск, противнику достались лишь обугленные руины города.

Ни продовольствия, ни фуража, на которые рассчитывал Наполеон, захватить здесь та и не удалось. Русская армия была не только сохранена, но и убедилась в том, что  «непобедимого» противника вполне можно успешно бить.

В течение всего 4 августа Смоленск отчаянно защищал 30-тысячный корпус Раевского, сдерживая 180 тыс французов. В ночь на 5 августа его сменил корпус генерала Дохтурова, который был встречен ураганным огнем 300 орудий вражеской артиллерии. Смоленск, охваченный пламенем, штурмовали войска под командованием доблестных наполеоновских маршалов Нея, Даву, Мюрата. Силы были слишком неравны. Дохтуров получил приказ взорвать пороховые склады, поджечь мосты и присоединиться к отступающей армии. Вместе с русскими солдатами город покинули и смоляне. 6 августа Наполеон вошел в горящий Смоленск, путь на Москву был открыт, но русская армия снова сумела ускользнуть от него.

И Смоленск французам удалось захватить.          

Кутузов – главнокомандующий.            Слайд  

Александр был в отчаянии. Нужно было срочно искать полководца, который сможет дать отпор грозному противнику. И такой человек был.

8 августа Александр по решению Чрезвычайного комитета подписал указ о назначении Кутузова главнокомандующим русской армией, несмотря на то, что император явно не симпатизировал лучшему ученику Суворова, но «должен был остановить свой выбор на том, на кого указывал общий глас». Он никогда не был любимцем царя. Александр не мог простить ему поражения под Аустерлицем, самостоятельности, а самое главное – популярности в народе. Тем не менее, царь был вынужден уступить мнению общества. Подписав указ о назначении Кутузова главнокомандующим, он произнес «Я должен был остановить выбор на том, кого наметил голос народа. Я умываю руки». Главнокомандующим русскими войсками был назначен Михаил Илларионович Кутузов.

Кутузов прибыл в армию в местечко Царево-Займище 17 августа. Его приезд был встречен ликованием. Солдаты говорили: «Приехал Кутузов бить французов». Оценив обстановку, он приказал войскам отступать в сторону Можайска.    

То что именно Кутузов был достоин этого назначения нам докажут историки, исследовавшие военную биографию М. И. Кутузова.

Сообщение 2 (приложение №2)

        - Ум М. И. Кутузова, его чувство предвидения, талант полководца очень помогли русской армии в борьбе с Наполеоном.

Посмотрите на экран так выглядели русские и французские солдаты и  кавалеристы Слайды

Бородинская битва.             Слайд

После назначения Кутузова главнокомандующим он выбрал место для генерального сражения.  

Крупнейшее сражение войны началось 26 августа 1812 года в половине шестого утра в 125 км западнее Москвы. Французы стремились прорваться через центр русских войск, обойти их левый фланг и освободить себе путь на Москву. Упорное сопротивление русских солдат сделало это невозможным.

Кутузов решил дать генеральное сражение, чтобы не допустить французов к Москве. 22 августа русская армия подошла к селу Бородино в 12 км от Можайска. Бородинское поле представляло собой холмистую равнину протяженностью до 8 км. Главнокомандующий докладывал царю, что позиция при Бородине выгодная, за исключением левого фланга, который следовало спешно укрепить.

- И вот нашли большое поле… Кто  продолжит отрывок  из  стихотворения М.Ю.Лермонтова  «Бородино»

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки-

Французы тут как тут .)

- Хотите  узнать  численность  войск  армий?

Армия Наполеона- 135 000 солдат и 580 орудий.

СЛАЙД

- Армия  Кутузова- 120 000 солдат и 640 орудий.

СЛАЙД  

  Крупнейшее сражение состоялось 26 августа 1812 года на широком и просторном поле у села Бородина. Это было очень страшное сражение. Горы трупов людей и  лошадей в несколько слоёв устилали овраги. Мужеству русских не было предела.  Ужасная была  картина, где находилась деревня Семеновское. Там сражение кипело как в котле. И после  ожесточенных боёв французы отступили, но не считали себя побеждёнными. Бородинское сражение не выиграл никто.

   Рассмотрим условные обозначения на карте. 

- Вот план  Бородинского  сражения.  Красным  цветом  показаны  русские  войска,  синим  -  французские.

СЛАЙД

- Вот  эпизоды  Бородинского  сражения. Фрагмент панорамы   «Бородинская битва»  с музыкой Прокофьева  «Мертвое поле»

 Из воспоминаний француза Ложье: «Решительно ни на одном поле сражения я не видел до сих пор такого ужасного зрелища.Куда ни посмотришь, везде трупы людей или лошадей, умирающие, стонущие и плачущие  раненые, лужи крови, кучи покинутого оружия…»

Наполеон впоследствии писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали в нем достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

Кутузов в донесении царю писал: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости русских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно».

В этом бою было убито несколько генералов с обеих сторон. Наши взяли в плен трех французских генералов, а французы только одного русского, который скончался от ран. Простых солдат мало кто считал.

В течении нескольких дней после битвы уцелевшие крестьяне из окрестных деревень рыли огромные ямы и сваливали туда трупы убитых. Поэтому и сейчас Бородинское поле - это одна большая братская могила.

М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Бородино». Приложение 3.  

Чем  закончилось  это  сражение?

(Русские  не  разбили врага,  но и  не отступили.  Наполеон  не  выиграл   битву)

- Французы понесли огромные потери в Бородинском сражении- 60 000 убитыми. Однако потери русских тоже были велики - свыше 40 000 убитыми.

Военный совет в Филях.             Слайд  

- В Бородинской битве русские войска понесли огромные потери. Была уничтожена половина армии. Французы тоже не досчитались многих тысяч солдат и офицеров, но у Наполеона ещё оставались резервные войска. Кутузов понимал, что, продолжая сопротивляться французам, он может потерять всю армию.

Михаил Илларионович собрал всех генералов в деревне Фили на совет.

О том, какое решение приняли на этом совете, и что произошло потом, нам расскажут наши историки.

Сообщение 3 и 4 историка  (приложение 4)  

Рассказы сопровождаются слайдами

Ранним утром 1 сентября русская армия расположилась у подмосковной деревни Фили. Местность оказалась чрезвычайно неблагоприятной. «В случае неудачи вся армия была бы уничтожена до последнего человека», — писал впоследствии Барклай де Толли. Вечером того же дня в избе крестьянина Фролова в Филях собрался военный совет во главе с Кутузовым, на котором было принято решение не давать сражения и отступить, пройдя Москву, по Рязанской дороге. С потерей Москвы оказывалась непотерянной Россия. Кутузов: «Меня на пост командующего выдвинул сам народ, и, когда он провожал меня к армии, никто не молил меня о мире, а просили едино лишь о победе над вами… Меня бы прокляло потомство, подай я даже слабый повод к примирению с врагом, и таково мнение не только официального Санкт- Петербурга, но и всего простонародья российского.. …Я не склонен придавать нашей беседе ни военного, ни политического характера. Все подобные разговоры  мы станем вести, когда ни одного чужеземца с оружием в руках не обнаружится  на нашей священной русской земле…»

 В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» говорится, что когда начался военный совет, хозяева избы Савостьяновы, которые постарше вышли в сени. А шестилетняя Малаша осталась.

Повезло же девчонке! Но и вы не в обиде. Попробуем озвучить картину А. Д. Кившенко.   Это был важный спор.

Опережающее задание. (Мальчики инсценируют отрывок из пьесы Е.П. Карпова «Пожар Москвы».

Беннигсен (посмотрев на Кутузова, говорит громко, уверенно)

   -  Итак, я позволю себе, господа, предложить вопрос: выгоднее ли сразиться под стенами священной Москвы или оставить ее неприятелю.

Кутузов (быстро поднимает голову и резко прерывает Беннигсена).

  - Участь не только армии, Москвы, но и всей России зависит от решения сего вопроса

Кутузов (спокойнее).

  - Позиция наша на Воробьевых горах крайне невыгодна. Многие дивизии разобщены непроходимыми оврагами, вся армия будет уничтожена до последнего человека, а оборона Москвы невозможна!

Ермолов.  

  - Но Москва будет разграблена! Я бы атаковал неприятеля.

Беннигсен (с пафосом).

  - Подумали ли о стыде: оставить неприятелю древнюю священную столицу без единого выстрела?

Кутузов (глубоко взволнованный).

  - Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва, вся Россия будет потеряна! С потерей Москвы не потеряна еще Россия! Посему я намерен отступать по Рязанской дороге.

Ермолов.

  - Царь Александр требует дать новое сражение 1 сентября.

Кутузов.

  - Знаю, вся ответственность обрушится на мою седую голову, но я жертвую собою для блага Отечества. Приказываю отступать!  

Пожар Москвы                  слайд

Русская армия по приказу своего главнокомандующего, покинув Москву, направилась на юго-восток по Рязанской дороге. Но под прикрытием арьергарда она скрытно повернула на Калужскую дорогу и стала укрепленным лагерем юго-западнее Москвы на берегу Нары в районе села Тарутино. Этот фланговый марш-маневр русской армии позволил закрыть для французов богатые продовольствием и фуражом южные районы Центральной России, защитить оружейные брянские и тульские заводы, поставил под угрозу коммуникации Наполеона, который в этой ситуации не решился идти на Петербург. В результате Тарутинского марш-маневра русская армия получила передышку, чтобы накопить сил. Стратегическая обстановка изменилась в пользу русских.

На следующий день, 2 сентября, русские войска оставили Москву. “Глубокая печаль была на лицах воинов, и казалось, что каждый из них питал в сердце мщение за обиду, как бы лично ему причиненную”. (М.И. Кутузов). Вместе с армией население покидало город. Русская армия отступала по Рязанской дороге, а затем перешла на Калужскую дорогу и 21 сентября остановилась на берегу

Нары, в селе Тарутине. А в это время Наполеон подошел к Москве и остановился на Поклонной горе в ожидании депутатов от москвичей. Но как здесь не вспомнить известные строки А.С. Пушкина:

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.

 - Да, во всех завоёванных городах Наполеона встречали с почестями, преподносили ключи от города. Такого же приёма Наполеон ждал и от московских жителей. Московская депутация с ключами от города не пришла. Город был практически пуст. В различных частях города вспыхнули пожары. А вместо ключей Наполеон получил пустой город и страшные пожары в нём.

До слёз русским людям было жаль свою столицу, но они предпочли сжечь все богатства Москвы, а не отдать жестокому завоевателю. Пожары бушевали целую неделю, со 2 по 9 сентября. Три четверти построек в огне. Из 9151 дома сгорело 6496. Полностью выгорели Китай-город, Замоскворечье, Немецкая слобода, Воздвиженка, Знаменка, Пречистенка, Тверская. Среди погибших памятников истории и культуры – Гостиный двор, Московский университет, в огне погибла рукопись “Слова о полку Игореве”. Убытки от пожара исчислялись суммой около 250 миллионов рублей. Тушить огонь было нечем, приспособления для тушения пожаров были вывезены московским губернатором графом Ф.В. Растопчиным. По одной из версий, московский генерал-губернатор граф Ростопчин накануне вступления Наполеона создавал специальные команды для поджогов (после войны в своих мемуарах отверг все обвинения в поджогах). Было немало случаев, когда москвичи поджигали дома, занятые французами. Но большинство возгораний произошло по вине самих французов, бурно отмечавших победу вокруг больших костров. В опустевшем городе стали хозяйничать наполеоновские солдаты.

Из воспоминаний Наполеона о московском пожаре: «Я был готов ко всему, кроме этого. Одно это было не предусмотрено: кто бы подумал, что народ может сжечь свою столицу?»

5 сентября пожар принимает чудовищные масштабы. Император Франции перебрался из Кремля в роскошный Петровский дворец, расположенный в предместье Москвы. Послушайте, что пишет об этом А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин».

Москва… как много в этом звуке (слайд 15)

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!

                     ***

Вот, окружён своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоённый,

Москвы коленопреклонённой

С ключами старого кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружён,

Глядел на грозный пламень он.

Пожары уничтожили две трети (6,5 тыс) городских домов. Наполеон пытался бороться с пожарами, учредив 11 сентября военно-полевой суд, который выносил смертные приговоры. Но все было тщетно. Сгорели Торговые ряды, Гостиный двор, Китай-город, Замоскворечье.

Партизанское движение.      Слайд

- После московского пожара в Отечественной войне 1812 года произошёл крутой перелом. На борьбу с Наполеоном поднялся весь русский народ. Кутузов говорил: «Партизаны мои наводили страх и ужас на неприятеля…»
Партизанские отряды действовали в сложных условиях. На первых порах встречалось много трудностей. Даже жители сел и деревень сначала с большим недоверием относились к партизанам, часто принимая их за солдат противника. Нередко гусарам приходилось переодеваться в мужицкие кафтаны и отращивать бороды.
Чаще всего партизанские отряды устраивали засады и нападали на транспорт противника в пути, захватывали курьеров, освобождали русских пленных
Партизанские отряды не стояли на одном месте, они постоянно находились в движении, причем никто, кроме командира, заранее не знал, когда и куда направится отряд. Действия партизан были внезапны и стремительны. Налететь, как снег на голову, и быстро скрыться стало основным правилом партизан.
Чаще всего партизанские отряды устраивали засады и нападали на транспорт противника в пути, захватывали курьеров, освобождали русских пленных

   О партизанских офицерах писал поэт-декабрист К. Рылеев «Партизаны».

«В лесу дремучем на поляне,
Отряд наездников сидит,
Окрестность вся в седом тумане
Кругом осенний ветр шумит.
Вкушает враг беспечный сон:
Но мы не спим, мы надзираем,
И вдруг на стан со всех сторон
Как снег внезапный налетаем.
В одно мгновение враг разбит
Врасплох, застигнут удальцами».

Возглавил партизанское движение полковник Д.Давыдов, получивший на это согласие  М.Кутузова еще до Бородинского сражения.

Вместе с армейскими партизанскими отрядами стали действовать стихийно возникающие крестьянские отряды.. Герасим Курин, крестьянин из села Вохна, со своим отрядом в 5 тыс человек только за неделю нанес поражение в районе своего села кавалерийским эскадронам неприятеля. Бежавший из плена драгун Ермолай Четвертаков, организовав отряд (около 4 тыс крестьян), отчаянно бил французов в районе Гжатска. На его счету было несколько сот уничтоженных наполеоновских солдат. Гусар Федор Потапов, по прозвищу Самусь, с помощью различных знаков своевременно извещал крестьян, что предпринять. В Сычевском уезде действовал преимущественно женский отряд под командованием старостихи Василисы Кожиной из хутора Горшкова. Крестьянка Прасковья из деревни Соколово Смоленской губернии одна оборонялась вилами от шести французов, троих убила.

Изгнание французской армии.             Слайд  

Французская армия в Москве начала голодать. Солдатам приходилось есть конину. Попытки Наполеона заключить мир с Россией не увенчались успехом, и он решил, что настало время уходить из Москвы. Но как и куда?
Французский император понимал, что сразу отойти на запад нельзя, так как в тыл ему тут же ударит окрепшая русская армия. Возможен полный разгром.

7 октября Наполеон выступил из Москвы и двинулся на Калугу.
Поэтому Наполеон принял решение обойти стороной Тарутинский лагерь по Старой Калужской дороге,  стремительно атаковать русскую армию, отбросить её, а затем овладеть запасами провианта в Калуге и уничтожить оружейные заводы в Туле. После этого Наполеон рассчитывал отойти к Смоленску, расположиться там на зимние квартиры, а весной следующего года продолжить войну. Цель движения Наполеона не была достигнута, и французский полководец, не решившись на новое лобовое столкновение, принял  рёшение перейти на уже разоренную Старую смоленскую дорогу и продолжить по ней свое отступление. Кутузов же с основными силами стал двигаться параллельно проселочными дорогами и угрозой возможного обхода ускорил темп отступления наполеоновских корпусом. В тоже время русские военачальники из-за быстро меняющейся обстановки не успевали извлекать дивиденды из максимально выгодной, но скоротечной ситуации, и смогли лишь нанести ощутимые удары по противнику под Вязьмой и Красным.

 Ключевым пунктом стал г. Малоярославец.
12октября – сражение под Малоярославцем.
8 раз город переход из рук в руки. Этот бой стал поворотным в ходе войны: Кутузов заслонил Калужскую дорогу и заставил Наполеона двигаться по разоренной Смоленской дороге.
Колоны неприятеля двигались в беспорядке. Пехота, кавалерия, артиллерия, обоз - все смешалось, что сделало французов более уязвимым для армии и отрядов партизан.

Тарутинский маневр.             Слайд

Действия русской армии в 1812 после оставления Москвы и сражение с французами 6 (18) октября. По решению военного совета в Филях русская армия оставила Москву и совершила фланговый марш-маневр, перейдя у Боровского перевоза с рязанской дороги на старую калужскую. Несколько казачьих полков, оставленных на рязанской дороге, успешно имитировали отступление целой армии, и французы на несколько дней потеряли из виду главные силы М. И. Кутузова. Русские же войска, достигнув Подольска, продолжили отступление и остановились в «неприступной позиции» у села Тарутино в 80 км от Москвы.

Переправа через Березину.          Слайд

Путь разгромленной армии Наполеона лежал к Борисову, к реке Березине. Из-за нерасторопности армии Чичагова Наполеону удалось 14 ноября прорваться к Березине. Организовав ложную переправу, он отвлек внимание русских и начал переправу у села Студенки. Благодаря самоотверженности французских понтонеров было построено три моста. Первым переправился корпус маршала Удино. Русские егеря, неся огромные потери, пытались сдержать рвущихся к границе французов, которые сумели оттеснить русские части и организовать переправу. 16 ноября к переправе подошли войска Чичагова и Витгенштейна и успешно атаковали охранявшую мосты дивизию Виктора. Наполеон, бросив артиллерию, раненых, обозы, начал спешно отходить на Вильно. 14-16 ноября переход через Березину. Наполеон стремился с остатками своей армии первым достигнуть берегов Березины, за которой начиналась литовская земля. Для этого Наполеон бросил все, что мешало быстрому движению  его армии – обоз, артиллерию.

У берегов Березины разгорелись бои.

Кутузов ждал северную и южную группы войск, чтобы окружить Наполеона, но те запаздывали.

Пользуясь этим, Наполеону удалось переправиться через реку с небольшим отрядом, бросив основные войска. Это был конец  «Великой армии».

Бегство Наполеона.      Слайд

26 ноября Наполеон, сдав в Сморгони командование Мюрату, бросил погибающую армию и бежал в Париж. 28 ноября русские войска без сопротивления овладели Вильно. 14-15 декабря Ней попытался, организовав оборону города, оказать сопротивление, но был уничтожен. Из его солдат только 200 человекам удалось перейти Неман, где они сразу рассеялись. В Вильковишки пришли только двое: генерал Жерар и сам маршал. Русские войска подошли к тому месту, откуда началась Отечественная война.

Когда Наполеон  прибыл во  Францию  и  его  спросили про армию, он сказал: « Армии больше нет».

25 декабря было объявлено об окончании Отечественной войны.

В настоящее время  в честь войны 1812 года построен  храм  Христа Спасителя   и памятник героям на  Бородинском поле.

Победа русской армии в этой войне избавила страну от захватчиков и освободила страны Европы. Поход завершился триумфальным въездом русских войск в Париж.

Манифест об окончании Отечественной войны 1812 года.     Слайд  

В декабре 1812 года Кутузов докладывал царю: « Война окончилась за полным истреблением противника». Вот  что  было  сказано  об  окончании  войны  в  приказе  фельдмаршала М.И.Кутузова: «…каждый  из  вас  есть  спаситель  Отечества»? Ребята,  как  вы  понимаете  слова  Кутузова

(Это  все  кто  участвовал  в  войне: ополченцы,  военачальники,  солдаты,  народ.)

- Правильно!  Как  вы  думаете,  мог  ли  Кутузов  один командовать  армией или  же  у  него  были  помощники?

(Были  помощники.)

- Правильно! Русской армией командовали опытные военачальники: Петр Иванович Багратион, Барклай де Толли, Николай Николаевич Раевский, Николай Алексеевич Тучков и другие.

СЛАЙД  

- Но прежде всего,  главный герой - это простой солдат и народ. С первых дней войны развернулось партизанское движение. Крестьяне прятали припасы, угоняли скот и сами уходили в леса.

  25 декабря в городе Вильно царь Александр 1 издал Манифест об изгнании врага из России и окончании Отечественной войны.

Въезд русской армии в Париж.                            Слайд

Отечественная война завершилась полным разгромом Великой армии, начался заграничный поход. Но Кутузову не суждено было вступить в Париж вместе с русскими войсками. Он скончался 16 апреля 1813 года в небольшом силезском городке Бунцлау. А русская армия, прошагав всю Европу,  18 марта 1814 года победоносно вступила в столицу Франции.

Нашествие «двунадесяти языков» на Россию было успешно отражено. Со стороны России война носила справедливы, освободительный, подлинно народный характер. Свой вклад в победу, на ряду с русскими, внесли белорусы, украинцы, татары, башкиры, грузины и представители многих других народов. Победа в Отечественной войне привела к усилению освободительной борьбы жителей покоренных Наполеоном европейских стран.

Великие личности.     Герои Отечественной войны 1812 года.    Слайд  

      Я считаю, что было бы несправедливо не назвать героев той войны.  Согласитесь, ребята, перечислить всех героев невозможно сегодня на уроке. Рассмотрите  портреты некоторых героев той войны. (Васильчиков Илларион Васильевич, Волконский Сергей Григорьевич, Голицын Дмитрий Владимирович, Раевский Николай Николаевич, Ермолов Алексей Петрович, Дурова Надежда Андреевна)

        Памятники героям Отечественной войны 1812 года.

В 2012 году исполнится 200 лет событиям Отечественной войны 1812 года. В нашей стране бережно хранят память о той войне. Об этом свидетельствуют памятники.

Обратите внимание на один из них. Это Казанский собор в Санкт - Петербурге.

Слайд

Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных  побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены почетные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов.

Слайд

Александр 1 повелел в честь победы русского народа  в Отечественной войне построить в Москве церковь во имя Спасителя Христа.

Храм Христа Спасителя был построен в конце 19 века на народные деньги, собранные по всей России. СЛАЙД  

- В честь выдающегося русского полководца Михаила Илларионовича Голенищева- Кутузова- Смоленского в 1942 году во время Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов был учрежден Орден Кутузова.

СЛАЙД  

- В память об Отечественной войне  1812 года народ увековечил имена героев.  В Москве есть Кутузовский проспект, памятники М. И. Кутузову, П. И. Багратиону, Барклаю де Толли. 

Рассказ учителя. За героизм  и мужество воины были награждены медалями: «Медаль 1812г», «За любовь к Отечеству 1812», «За веру и Отечество земскому войску».

В Великую Отечественную войну 1941-45г орден Кутузова стал наградой военачальников, которые по-кутузовски били врага. В ХХ веке был учреждён «Орден Кутузова» трех степеней.

Слайд

 Им награждаются только старшие офицеры за выдающиеся победы в войне.

В честь этого величайшего исторического события воздвигнуто много памятников.

И золото ордена, и бронза памятников, и каждый камень Триумфальной арки без слов говорят тебе: помни!

Музей - панорама « Бородинская битва»            слайд

К столетнему юбилею Бородинской битвы создал панораму русский художник Франц Алексеевич Рубо.

Обычно в художественных музеях и галереях в одном зале развешано несколько картин. А панорама одна занимает весь специально для нее построенный круглый зал.   Холст Бородинской панорамы расписан масляными красками и тянется по кругу на 115 метров.  На нем 3000 фигур.

Сама панорама ярко освещена, но зрители смотрят на нее из темноты.

И еще одна особенность панорамы, у нее есть «передний план». На полу перед холстом навалены бревна, колья, тускло поблескивают пушечные ядра и колеса разбитых пушек.

От смотровой площадки до панорамы всего 13 метров, но кажется, что фигуры на холсте отодвинулись вглубь, как бы ожили.

Показ сопровождает чтением отрывка из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».

Музей под открытым небом.      Слайд

На месте сражения в наши дни расположился Бородинский музей, в экспозиции которого представлены подлинное вооружение и форма наших и наполеоновских войск. Впечатляет двухместная коляска, принадлежавшая Кутузову. Честно говоря, наши предки, даже будь ты главнокомандующим, путешествовали с минимальным комфортом. В одном из залов находится настоящая походная кровать Наполеона, захваченная партизанами Д. Давыдова в одном из смелых рейдов по тылам противника.

  1. Среди захваченных пушек, знамен и барабанов имеются карикатуры на

наполеоновскую армию, которые распространялись для поднятия боевого духа среди простых солдат. Одна из них на такую тему: Французские солдаты зашли в избу к бабке, у которой за печкой стояла коза. Она стучала копытами и когда французы спросили бабку, что это у нее там, она ответила: коза! А солдатам показалось, что бабка сказала : казак. Надо сказать, что казаков неприятель боялся как огня, поэтому солдаты в панике выскочили из избы и помчались наутек. Этот случай и изображал рисунок.

  1. А казаков французы боялись еще и по той простой причине, что чубатые всадники во время своих набегов пленных не брали. Не имели такой благородной привычки. И это замечательно действовало на французов. А в самом деле - пришли воевать - давайте воевать по-взрослому!
  2. По всей территории Бородинского поля стоят монументы с орлами на вершине в память о том, где какой полк сражался. Самый большой памятник на месте батареи Раевского. Там же находится могила П.А. Багратиона. Шевардинский редут, Багратионовы флеши - эти слова хорошо известны всем, кто интересуется историей своей страны и навсегда останутся памятником героизма и самоотверженности русского народа.

Память потомков.           Слайд  

Стихотворение читает муза литературы.

Сохранить для потомков память о славном прошлом помогли и ученые историки, и писатели, и поэты, и художники.

В честь великого сражения осталась еще одна память – популярный и в наше время вкусный ржаной хлеб - бородинский. Лакомясь этим ароматным хлебом,  вспомните добрым словом русских  воинов, защитивших Отечество от армии Наполеона.

26 августа (8 сентября) - это День воинской славы. Им стал день Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией Наполеона в ходе Отечественной войны 1812 года.

Вы наверное хотите узнать, а что же случилось с Наполеоном и Кутузовым?

Последние годы Наполеон провёл на острове Святой Елены пленником англичан. В 1819 году сильно заболел. 5 мая1821 года после тяжёлой и продолжительной болезни Наполеон Бонапарт скончался.

М. И. Кутузов ушёл из жизни гораздо раньше Наполеона. Весной 1813 года генерал – фельдмаршал простудился и заболел. 28 апреля 1813 года его не стало.

Закончить я хочу словами Наполеона. Я надеюсь, что вы поймёте почему.

Слайд  

 «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

- Как вы понимаете его слова?

- Понравился ли вам урок?

Составьте восклицательное предложение со словом слава.

Итог.

- А  чтобы  узнать,  все  ли  вы  поняли.  Я  предлагаю  вам  тест.  Работаем  в  парах.  Если  вы  готовы -  беретесь  за  руки  и поднимаете  их  вверх.

СЛАЙД  

1.Во Франции в XVIII  веке власть  захватил полководец:

а)    Багратион,

б)    Наполеон,

в)      Барклай- де- Толли.

СЛАЙД

2.Французская армия вторглась в Россию:

а)    1 сентября 1812 года,

б)    14 ноября 1812 года,

в)      24  июня 1812 года.

СЛАЙД  

3.Главнокомандующим русской армии был назначен:

а)    М. И. Кутузов,

б)    А. В. Суворов,

в)      Ф. Ф. Ушаков.

СЛАЙД

4.Бородинская битва произошла:

а)    26декабря 1812 года,

б)    26 ноября 1812 года,

в)      26 августа 1812 года.

СЛАЙД  

5.Какое решение принял М. И. Кутузов после сражения:

а)    оставить Москву,

б)    дать еще одно сражение под Москвой,

в)    признать Наполеона победителем.

СЛАЙД  

6.Война  1812  года  называется  Отечественной,  потому  что

а) главное  сражение  произошло  под  Москвой

б) на  войну  поднялся  весь  народ

в) вторжение  Наполеона  принесло  России  огромное  бедствие

СЛАЙД

7. Когда  закончилась  Отечественная  война  1812  года?

а) 14  декабря  1812  года

б)  14  декабря  1813  года

в) 14  декабря  1814  года

СЛАЙД  

8. Чем  закончилась  Отечественная  война  1812  года?

а) победой  России

б)  победой  Франции

в) ничьей

Мы должны уметь задавать вопросы по услышанному и увиденному, попробуем это сделать. Кто сможет задать вопросы?

(Например - В каком году была война?

Какие две страны участвовали в войне?

Кто первый начал войну?

Какие знаменитые полководцы участвовали в войне?

Где было страшное сражение?

Кто  его выиграл?

В какой деревне Кутузов собирал генералов?

Что там было решено?

Правильно ли поступил Кутузов?

Что русские сделали с Москвой?

 Кто выиграл войну?)

Рефлексия.

- Какие  открытия  вы  сделали  сегодня?

СЛАЙД

- Какие чувства вызвали  у вас  события  1812  года?

СЛАЙД

- Какой  вывод  вы  сделали  для  себя?

СЛАЙД

- Теперь  вы  можете  сказать  какие  это  «наполеоновские  планы»?  У  вас  могут  возникнуть  такие  планы?  Может,  вы  поделитесь  со  мной?

Интересно…..

Поучительно….

Я сделал для себя открытия…..

Скучно….

Приложение 1

          Французский полководец Наполеон Бонапарт - человек необычной судьбы. Сын бедного дворянина Наполеон Буонапарте (Бонапарт) родился 15 августа 1769 года в Аяччо, в семье адвоката Карло Буонапарте, принадлежавшей к старинному роду.

Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем консулом (правителем) Франции, а в 1804 г.  Наполеона провозгласили  императором. Его работоспособность была феноменальной: на сон ему требовалось не более 4-5 часов в сутки. Он много читал. Ему ещё не исполнилось 28 лет, а он уже одержал много военных побед в Италии и Австрии. В 29 лет он был уже политической фигурой, имевшей немалый вес. Его популярность была огромна.

      В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир.

Россию он видел в числе своих союзников и много раз делал попытки договориться с царём Александром I о поддержке русской армии в захвате европейских государств. Однако в важнейшем для Наполеона вопросе об отношении России к Австрии Александр I проявил упорство. Он совершенно не был расположен помогать Наполеону усмирять Австрию. Во время встречи Наполеона и Александра дискуссия по австрийской проблеме проходила в напряженной обстановке. Не добившись уступок, Наполеон закричал, бросил свою треуголку на пол, стал топтать ее ногами. Александр I, сохраняя спокойствие, заявил ему: "Вы человек горячий, я же упрям: гнев на меня не действует. Давайте беседовать, рассуждать, иначе я уеду" - и направился к выходу. Наполеону пришлось его удержать и успокоиться. Дискуссия возобновилась в более умеренном, даже дружественном тоне.

         Чтобы завоевать расположение русского царя, Наполеон решил развестись со своей женой Жозефиной и хотел жениться на одной из русских великих княжон. Речь шла об Анне, которой едва исполнилось 14 лет. Александр через некоторое время ответил вежливым отказом.

    «Через 3 года я  буду господином всего мира ...Остается Россия, но я раздавлю ее»,-  заявил Наполеон перед вторжением в Россию.

      В поход на Россию он взял 600 человек из подвластных ему народов. «Я иду в Москву, говорил он, и в одно или два сражения все кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира!»

       На самом деле все предвещало французам несомненный успех: громадность сил, гений полководца, его удача и непобедимость. В русском народе имя Наполеона распространяло какой-то таинственный страх.                          

         Захватив многочисленные европейские города, Бонапарт в июне 1812 года двинулся на Россию. Но недолго пришлось торжествовать французской армии. Уже зимой 1812 года Наполеону пришлось отступить. Он уехал в Париж, бросив свою армию в крайне бедственном положении.

         В октябре 1815 года английский фрегат "Нортумберленд" привез Наполеона к скалистому острову, на 300 метров поднимавшемуся над морем, - к острову Святой Елены. Там находился военный гарнизон, и проживало несколько семей бывших заключенных. Здесь Наполеон останется жить как государственный узник, здесь он будет терзаться, ссориться, размышлять о прошлом, пока не умрет в вынужденном бездействии 5 мая 1821 года в возрасте 51 года. Согласно его завещанию, саркофаг с его останками был помещен в часовне парижского Дворца Инвалидов.

  Приложение № 2

Военная биография М. И. Кутузова.

2 историк:

Михаил Кутузов (Голенищев-Кутузов) родился в дворянской семье, имевшей родовые корни на новгородской земле. Его отец, военный инженер оказал большое влияние на образование и воспитание сына. С детства Кутузов был одарен крепким сложением, соединяя пытливость, предприимчивость и резвость с задумчивостью и добрым сердцем. Военное образование получил в артиллерийско-инженерной школе, которую окончил в 1759 г. в числе лучших, был оставлен при школе преподавателем. В 1761 г. произведен в первый офицерский чин (прапорщика) и по собственной просьбе направлен командиром роты в Астраханский пехотный полк. Отлично знал 5 языков (немецкий, французский, польский, шведский и турецкий).

В период решающих событий русско-турецкой войны он принял участие в сражениях, составивших гордость русского оружия, командовал батальоном гренадер. За сражения произведен в майоры, а впоследствии пожалован чином подполковника.

В 1774 г. в бою с крымчаками близ Алушты он со знаменем в руке вел за собой солдат в бой, при преследовании противника был тяжело ранен: пуля вошла ниже левого виска и вышла у правого глаза. Михаил Илларионович был удостоен ордена святого Георгия 4-й степени и отправлен Екатериной II для лечения за границу.

В 1776 г., по возвращении в Россию, Кутузов был послан императрицей в Крым помогать Суворову, обеспечивавшему там порядок. Завоевал его доверие выполнением ответственных заданий; по представлению Суворова получил чин полковника, а затем и бригадира. В 1787 г. удостоен ордена святого Владимира 2-й степени.

Во время отражения вылазки турок, был вторично тяжело ранен (пуля попала в щеку и вышла в затылок). Когда он выздоровел, врач, его лечивший, заметил: "Видимо, провидение сохраняет этого человека для чего-то необыкновенного, потому что он исцелился от двух ран, из коих каждая была смертельна".

В ноябре 1790 г. Кутузов присоединился к войскам Суворова, осаждавшим Измаил. "Генерал Кутузов шел у меня на левом крыле, - говорил Суворов, - но был моей правою рукою". Кутузов в числе первых ворвался в крепость. За Измаил он был произведен в чин генерал - поручика и награжден орденом святого Георгия 3-й степени, а за дальнейшие заслуги - орденом святого Георгия 2-й степени и орденом святого Андрея Первозванного.

  Не раз его жизнь находилась в опасности, от одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя.

 «Видно, говорил доктор,- Бог бережет голову Кутузова на что-нибудь необыкновенное, если он остался жив после двух таких опасных ран».

 Военная философия Кутузова выражена им в простой, но емкой формуле: «Лучше быть слишком осторожным, нежели оплошным и обманутым».

Соединение огромного жизненного опыта с редкостной интуицией, расчета-с даром предвидения не может не изумлять.

С тактикой и искусством Наполеона Кутузов был знаком на деле. «Старый лис Севера»-  сказал о Кутузове Наполеон.

Одни из главных черт Кутузова-человека и военачальника были осторожность и хитрость.

В грозном 1812 году он принял командование на себя. Кутузову  было 67 лет, но он был бодр и активен.

Известна фраза, которую он сказал, отправляясь в августе 1812 года в действующую армию, в  ответ на неосторожный вопрос племянника: «Неужели, дядюшка, вы думаете разбить Наполеона?» «Разбить! Нет…» - произнес тогда Михаил Илларионович. - « Но обмануть - да, рассчитываю!»

Приложение 3.

М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Бородино»

                    Слайд

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали…

…И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

       Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

       Французы тут как тут…

И только небо засветилось,

Всё шумно вдруг зашевелилось,

       Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рождён был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Да жаль его: сражён булатом,

       Он спит в земле сырой.

и молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! Не Москва ль за нами?

       Умрёмте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

       Мы в бородинский бой…

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

       В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

       Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

       Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась – как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

       Слились в протяжный вой…

               ***

Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

       И до конца стоять…

Вот затрещали барабаны –

И отступили бусурманы.

Тогда считать мы стали раны,

       Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

       Богатыри – не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

       Не отдали б Москвы! (слайд)

Приложение 4

3 историк:

         После Бородинского сражения Кутузов собрал всех военачальников в деревне Фили в крестьянской избе на совет. Совет должен был решить давать ли ещё одно сражение Наполеону или отступить на Москву. Кутузов понимал, что Силы противника ещё велики, да ещё в распоряжении Наполеона были резервные войска, не участвовавшие в Бородинской битве. Если дать ещё один бой, то можно потерять армию. Кутузов сказал: “Доколе будет существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, до тех пор сохраним надежду благополучно довершить войну, но когда уничтожится армия, погибнут Москва и Россия”. Кутузов приказал оставить Москву, объяснив это так: «… Наполеон — как бурный поток, который мы еще не можем остановить. Москва будет губкой, которая его всосет”.

Вернувшись вечером к себе в избу на ночлег, Кутузов не спал. Несколько раз за эту ночь слышали, что он плачет.

Наполеон был безмерно счастлив, что войдёт в Москву. Ни Милан, ни Венеция, ни Александрия и Каир, ни Яффа, ни Вена, ни Берлин, ни Лиссабон, ни Мадрид, ни Варшава, ни Амстердам, ни Рим, ни Антверпен — ни одна столица, куда входили победителями его войска, не имела в его глазах и в глазах его армии такого огромного политического значения, как эта древняя русская Москва, соединительное звено Европы и Азии, ключ к мировому владычеству. В Москве император ждал просьбы смирившегося Александра о мире, армия ждала теплых квартир, изобильного провианта, всех удобств и всех наслаждений.

Наполеон ждал депутацию московских властей, которая вручит ему ключи от города. Но никакой депутации не являлось.  Вдруг совсем невероятная новость распространилась сначала в гвардии, а потом в свите и дошла немедленно до Наполеона: никакой депутации от жителей не будет, потому что никаких жителей в Москве нет. Москва покинута всем своим населением. Это известие показалось Наполеону настолько диким, настолько невозможным, что он в первую минуту просто не поверил ему.

 Поселился Наполеон в Кремле. Ночью он проснулся от яркого света, ворвавшегося в окна. Офицеры его свиты, проснувшись в Кремле по той же причине, думали спросонок, что это уже наступил день. Император подошел к одному окну, к другому; он глядел в окна, выходящие на разные стороны, и всюду было одно и то же: нестерпимо яркий свет, огромные вихри пламени, улицы, превратившиеся в огненные реки, дворцы, большие дома, горящие огромными кострами. Страшная буря раздувала пожар и гнала пламя прямо на Кремль, завывание ветра было так сильно, что порой перебивало и заглушало треск рушащихся зданий и вой бушующего пламени.

4 историк:

          Наполеон, очень бледный, но, уже взяв себя в руки после первого страшного волнения при внезапном пробуждении, молча смотрел в окно дворца на горящую Москву. “Это они сами поджигают. Что за люди! Это скифы!”, — воскликнул он. Затем добавил: “Какая решимость! Варвары! Какое страшное зрелище!”
        Еще накануне, войдя впервые во дворец, он сказал, обращаясь к свите: “Итак, наконец, я в Москве, в древнем дворце царей, в Кремле!” Он знал значение Кремля в русской истории и не хотел покидать его, только сутки, да и то неполные, пожив в нем. Но рассуждать было нельзя: пожар с каждой минутой грозил объять дворец и отрезать все выходы. Стало светать, а положение все ухудшалось, уже дышать становилось трудно от гари и дыма, отовсюду проникавших во дворец. “Это превосходит всякое вероятие, — сказал
Наполеон — Это война на истребление, это ужасная тактика, которая не имеет прецедентов в истории цивилизации... Сжигать собственные города!.. Этим людям внушает демон! Какая свирепая решимость! Какой народ! Какой народ!”
Император и его свита вынуждены были покинуть Кремль и поселиться в Петровском замке за городом. Еще двое суток, 17-го и 18-го, бушевал пожар, уничтоживший около трех четвертей города.
Наполеон все время был в самом мрачном состоянии духа. “Это предвещает нам большие несчастья”, — сказал он, глядя на развалины и дымящийся мусор, в который обратились самые богатые части города. Император ясно понял, что теперь заключить мир с Александром будет еще труднее, чем было до сих пор. Он еще не знал тогда, что мир с Россией для него не только труден, но невозможен, и что война, которую он считал со взятием Москвы оконченной, для русского народа, после гибели Москвы только еще начинается.
Обращаясь к Наполеону, поэт Байрон писал: “Вот башни полудикие Москвы перед тобой в венцах из злата горят на солнце... Но увы! то солнце твоего заката!”
         Наполеон не сразу оценил все результаты этой катастрофы, не предугадал далеких еще пока последствий своего кровавого нашествия на Россию, не предвидел, что пылающая Москва подожжет всю порабощенную и раздавленную им Европу.
         Свита и части армии, которые вышли во время пожара к Петровскому дворцу, целыми часами глядели на пылавшую Москву. “Это было устрашающее зрелище, — говорит очевидец-француз, — этот пылающий город. Ночью видна была линия огня, больше чем в милю длиною. Казалось, это — вулкан со многими кратерами. В течение трех дней, пока продолжался пожар, мы оставались в Петровском дворце. На четвертый день мы вернулись в город и увидели там только развалины и пепел”.
         После Бородина и гибели столицы стремление уничтожить захватчиков сделалось всенародным в полном смысле слова. Ставка
Наполеона на устрашение России была бита.

Список литературы

  1. Книга М. Ю. Лермонтова «Бородино»
  2. БСЭ  «Советская энциклопедия» 1971 г.
  3. П.Н. Зырянов «История России» Москва «Просвещение» 1994 г.
  4. В.О. Пунский, А.Я. Юдовская «Новая история» Москва «Просвещение» 1994 г.
  5. Детская энциклопедия  Москва «Просвещение» 1967 г.

                           



Подписи к слайдам:

«Человек без прошлого, не имеет будущего».  
Сапегина Светлана Пименовна, учитель начальных классов МКОУ СОШ п.Бор
*
«Недаром помнит вся Россия про день Бородина!» М.Ю.Лермонтов
*
В 2012 году исполняется 200 лет одному из важнейших событий в истории нашей страны – Отечественной войне 1812 года. Победа в ней имела огромное значение для политического, общественного и культурного развития России.
*
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 года № 1628-р, юбилей победы в Отечественной войне 1812 года будет отмечаться на высоком государственном уровне.
*
Быть патриотом… Что же это значит?А это значит Родину любить,А это значит честно, бескорыстноОтечеству любимому служить.Любить его историю седую,Святые лики русских матерей,Которые не раз в годину злуюВ бой провожали собственных детей.
*
Актуальность данной работы вижу в том, что через знакомство с историческими событиями данного периода вживую постигается история и современность. Стихийно это не происходит, в семье, навряд ли, об этом расскажут, поэтому необходимы специальные усилия, чтобы история не исчезла бесследно.
*
Основная цель заключается в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и школы воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, способную противостоять злу.
*
Новизна работы в том, чтобы через различные методы и приёмы заинтересовать младших школьников данной информацией.
*
Практическая значимость данной работы в том, что мы станем хранителями истории своего государства и всем знакомым сможем рассказать об этом - наших предках, о тех людях с кого мы можем брать пример, на кого мы можем равняться.
*
Есть исторические события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. И, каждое новое поколение становится сильнее духом, потому что узнает, от какого крепкого корня ведет род. О таком историческом событии начала 19 века появятся строки на доске.
*
Почему же так дорог и памятен нам воспетый поэтом день? Каких знаний вам не хватает, чтобы глубоко понять эти строки и воочию представить события тех далеких лет?
*
При разработке данного проекта были использованы мультимедийные технологии.
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
Известна фраза, которую он сказал, отправляясь в августе 1812 года в действующую армию, в ответ на неосторожный вопрос племянника: «Неужели, дядюшка, вы думаете разбить Наполеона?» «Разбить! Нет…» - произнес тогда Михаил Илларионович. - « Но обмануть - да, рассчитываю!» 
*
*
*
Приглашаем к сотрудничеству ssp200773@mail.ru
*

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы по теме "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

Презентация содержит 8 контрольных вопросов к уроку мужества, посвященному 200- летию Бородинскому сражению. Учащимся предстоит выбирать из трех вариантов ответа: Кутузов, Бородино, Наполеон....

Конспект занятия по внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) по теме:"Пейзаж родной земли и гармония жилья с природой"

Материал занятия направлен на формирование у учащихся знаний о том, как  строилась русская изба, какое значение имела эта постройка для жизни человека. В конспекте занятия использовано авторская ...

план-конспект занятия по внеурочной деятельности, художественно-эстетическое направление вокально-хоровой кружок «Аккорд» Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложка

Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложкаТип урока: Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель: научить простейшим элементам игры на деревянных ложках.Образовател...

Классный час по теме «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» (1сентября - урок окружающего мира в 4 классе, посвященный 205-й годовщине Бородинского сражения в ходе Отечественной войны 1812 года)

Классный час по теме:«Недаром помнит вся Россия про день Бородина»(1сентября - урок окружающего мира в 4 классе, посвященный 205-й годовщине Бородинского сражения в ходе Отечественной войн...

Внеурочное занятие по социальному направлению на тему: «Я среди других».

Социальное направление внеурочной деятельности нацелено на развитие у учащихся коммуникативных умений, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов, творческого мы...

Конспект внеурочного занятия Художественно-эстетического направления

В настоящем материале представлен конмпект внеурочного занятия, разработанный для кружка учеников третьего класса....