"Птицы - наши друзья"
классный час (3 класс) по теме

Дронова Надежда Николаевна

 

Классный час – час размышления

3 класс   

 «ПТИЦЫ – наши друзья»

Цель:

1. Закрепление полученных знаний о птицах;

2. Расширение  кругозора и знаний о пернатых своего родного края;

3. Развитие   познавательной активности,   наблюдательности ,

4. Умение  анализировать,  делать выводы;                            

5. Воспитание бережного и заботливого отношения к птицам и всему живому;

Оборудование: 

- иллюстрации с изображением птиц, детские рисунки,

- аудиозапись голосов птиц: книги о птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pticy_-_nashi_druzya.doc953 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Колосковская средняя общеобразовательная  школа»

        

                          Классный час – час размышления

                            3 класс

      «ПТИЦЫ – наши друзья»

                                         Автор: Дронова Надежда Николаевна

                                            учитель начальных классов                

          2012 года

Цель:

                          Закрепление полученных знаний о птицах;

                           расширение  кругозора и знаний о пернатых своего родного края;

                           развитие   познавательной активности,   наблюдательности ,

                           умения  анализировать,  делать выводы;                            

        воспитание бережного и заботливого отношения к птицам и

        всему живому;

        Оборудование:

        Иллюстрации с изображением птиц, детские рисунки,

        аудиозапись голосов птиц: книги о птицах;

1

                         

Содержание классного часа

Организационный момент.

Учитель

Наша школа – это мы,

Взрослые и дети.

И друг другу мы нужны -        

Строить счастье на планете.

Так устроен этот мир,

Он и грустный, и веселый,

И частица всей Земли-

Наша школа.

Дай мне руку, верный друг,

С другом праздник веселее,

Посмотри на мир вокруг -

Вместе мы еще сильнее!

Сегодня мы снова вместе.  Мы спокойны, добры и приветливы. Мы все здоровы.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, если она у вас есть. Забудьте о ней.

По улице шагает весна. Вдохните свежесть и красоту весеннего дня, теплых солнечных лучей и чистоту рек. Возьмите за руки сидящего рядом с вами, ощутите тепло его рук.  Я желаю вам удачного дня.

Объявление  темы.   Постановка проблемного вопроса.

Сегодня  у нас классный час, посвященный нашим друзьям. А кому? Вы сейчас узнаете.

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд  понавьют,  посмотри!

Что за звуки, за песни польются,

День – деньской от зари до зари!

Правильно.  Сегодня мы будем говорить о птицах.  Мы ответим на вопрос  - почему птицы заселили нашу Землю?  Почему они пользуются такой популярностью у людей?

Основная часть классного часа.

Наступила весна, с юга потянулись вереницей перелетные птицы.

(На фоне аудио записи  «голоса птиц» в лесу дети читают стихи)

Любимый край,

Мой край, привольный!

Идешь, идешь под синевой

В лицо целует ветер вольный,

И песни птиц над головой.

. Льются на травы, озимую рожь        

Льются на стадо, бредущее рядом

Слушаешь песню и сам запоешь

Ширь озирая

Взволнованным взглядом.

2

3Теплу и солнцу рады

Березка и сосна,

Домой вернулись птицы        

Домой пришла весна.

Солнце ласково смеется,

Светит ярче,  горячей

И с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей.

Учитель.

Сегодня мы совершаем маленькую экскурсию в мир природы. Мы увидим всего лишь маленький фрагмент огромного мира птиц, который насчитывает до 100 млрд. особей.

Это в 25 раз превышает численность населения земного шара .И постараемся ответить на вопрос: почему птицы заселили нашу планету и пользуются такой популярностью у людей?

Дети.  (рассказывают  о жизни птиц, сопровождая рассказ рисунками) (Приложение №1)

Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.

А кукушка за лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков.

Грач, следуя за плугом, способен уничтожать за день до 400 червей, вредителей растений.

Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых

Ушастая сова способна съесть за день до 10 полевок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов.

Степной орел очень много уничтожает сусликов и мышей.

Кроме того, многие птицы – овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы и другие птицы склевывают семена и плоды сорняков. Этим самым снижают засоренность полей и лугов.

Многих птиц называют санитарами. Вороны, галки, сороки, коршуны и некоторые другие, питаются на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности.

В перелесках, в разнотравьях просек,

У прозрачных ключевых криниц,

Слышится веселый, звонкий посвист

Снегирей,  малиновок, синиц.

Лишь промчится ветерок- повеса

И сорвет с черемух вешний снег

Звонко отбивая ритмы леса

Дятел барабанит по сосне.        3

За оврагом, на  притихшем клене

В зелени задумчивых ветвей

Самоотреченно  и  влюбленно

Песни распевает соловей.

Здесь рулады, перепевы, свисты

В сказочном сплетенье  голосов

Не берите в лес с собой транзистор,

Слушайте мелодии лесов.

Песня «Зеленый мир»  

Сл. Ю.   Полухина.          Муз. М Парцхаладзе.

Погляди на леса и поля,

Погляди, как прекрасна земля!

Кроны сосен и птиц голоса -

Здесь на каждом шагу чудеса.

Припев:

Даже если объехать целый свет,

На Земле лучше края нет.

Этот Зеленый мир.

Этот волшебный добрый мир -

Он мне навеки мил.

На заре у опушке лесной

Умывается белка росой,

Шепчет сказки задумчивый лес…

В нем немало таиться чудес.

 Учитель 

. Ребята, а как вы думаете,  почему именно сегодня мы так много говорим о жизни наших

пернатых друзей?

1 апреля все люди на земле отмечают Международный день птиц. Начало этому празднику положено в1906 году, когда была подписана Международная  конвенция об охране птиц.

В России День птиц стали праздновать в1926 году по инициативе юных натуралистов.

Птицы населяют все уголки планеты. Они встречаются высоко в горах и  в ледяной  приполяр-

ной пустоте, и  в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов.

   Игра- соревнование «Знатоки птиц»

Дети разделены на две команды.

1команда  «Журавли»                  2команда «Чайка»

1) задание.  Угадай птицу по описанию.

Крупная птица. Длина тела от 45 до  70см.  Оперение плотное, красивого черного цвета- яркого. С металлическим блеском. У нее толстый, слабо изогнутый клюв, сильные лапы.                    

Назвать хищной ее нельзя. Она ест все съедобное: фрукты, зелень, мелких насекомых,         4

Разоряет гнезда мелких птиц. Не брезгует и падалью – словом это всеядная птица.

Маленькая, юркая – самая распространенная птица на земле. Большими стаями летают в садах и огородах. Собирают насекомых. Различают два вида: городской и деревенский.

2)  задание. Инсценировка  отрывков из произведений о жизни птиц.

        (Приложение№2)

  Н.Сладков. «Синица и воробей.»  

В.Зотов. « Воробей. «

3) задание «Полет птиц»

Почти все птицы летают, но летают по- разному.  Красота, скорость полета, зависит от размеров, от размаха и формы крыльев.

Каждая команда изображает полет птиц

1команда        2 команда

аист        утка

ласточка        колибри

4) задание «Знатоки птиц»

а) Перед какой погодой птицы перестают петь?

б) Пингвин-это птица или нет?

в) Какая птица подбрасывает свое яйцо в другие гнезда?

г) Птица – символ мира и чистоты?

а) С прилетом каких птиц мы отсчитываем начало весны?

б) Какая птица самая маленькая?

в) Какая птица выводит птенцов зимой?

г) Какая птица приносит детей в «семью?

Ученик. Рассказ  об аисте.

Аккуратный дом для деток

Из сухих построен веток.

Стой поры над нашей хатой:-

Та- та- та!- летит крылато.        

В Колосково аисты прилетели 26 марта. Сначала прилетел один аист – разведчик, во второй половине дня. А на следующий день прилетел второй.( Приложение №3)

Учитель.

Как вы думаете Почему у нас мало аистов?

(В нашей местности мало болот, а аисты любят лягушек)

Игра (физкультминутка ) (Приложение №4)

Дети выходят на середину зала, ведущий называет птиц. Если птица относится к отряду зимующих, дети приседают, если птица относится к отряду перелетных, то дети стоят и машут руками.

Ласточка, скворец, грач, жаворонок, голубь сорока, стриж, синица, клест, дятел, соловей, воробей, кукушка, ворона, лебедь, жаворонок, трясогуска

5

Задание  болельщикам  «В мастерской художника»

Ребята, наступили теплые дни. И если вы наблюдательны, то обязательно слышали высоко в небе крики перелетных птиц, которые являются сородичами нашего домашнего гуся. Дикие гуси в нашем крае не живут. Они только пролетают нашу местность. Ваша задача - ответить на вопрос:

а) Где гнездятся гуси?        

б) В каком направлении они летят?

г) Как они летят? Как выстраивают свою стаю?

По одному человеку (болельщику)  в «Мастерской художника» запечатлеть при помощи аппликации перелет гусей.

(Приложение5)

Учитель.

Ребята, давайте поговорим о тех птицах, которые всегда живут рядом с нами: в наших лесах, садах  и  огородах. Вспомним, как трудно им было зимой. И я очень рада, что вы не остались в стороне и вместе со всеми учащимися нашей школы  сделали кормушки и помогли птицам пережить холодную зиму. Сейчас мы послушаем небольшое сочинение Грецова Владимира  о том,  как он помогал птицам зимой.

Рассказ ученика о необычной кормушке для синиц.

Наступили холода. Мы с дядей Витей сделали кормушку для птиц и повесили в саду. Самыми первыми прилетели воробьи.  А вот для синиц мы прикрепили к веточке несоленый кусок  сала. Синица сало теребит, кромсает, рвет, а  воробьишке замерзший, твердый,  как камень, кусок не по силам. Подолбит, подолбит его воробышек, да и примется клевать зерно.  

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут пташки отыскать

Ни зернышка, ни крошки.

И вот летают все слабей

Ворона, галка, воробей…

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенья птицы ждут от вас!

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам  великое!»

  Песня                 «Воробьиная песенка»

 Слова П. Синявского.                   Музыка З. Компанейца

Мне не нужно ни игрушек,

Ни цветных карандашей,

Потому что у кормушки

Поселился воробей.

Чтобы слушался получше

Этот хитрый озорник,

Я решил на всякий случай        6

Птичий выучить язык.

Припев.

Чирик, чик – чик, чирик, чик – чик.

Всем нужны  друзья.

Чирик, чик – чик, чирик, чик – чик.

Даже воробьям.

Интересная работа -

Дрессировка воробья,-

Сколько вкусных бутербродов

Искрошил в кормушку я!

Но зато в районе нашем

Удивляется народ -

Воробей вприсядку пляшет.

Бьет в ладоши и поет.

Припев.

Оттого, что эту птицу я в обиду не даю

Стали кошки  относиться с уваженьем  к воробью.

Я готов, как говорится, поручиться за него

Что теперь он не боится никого и ничего.

Конкурс капитанов.

а) Весной за пахарем ходят, а под зиму с криком уходят.                

б)     Он серенький на вид, но пеньем знаменит.                                                                        

в) Маленький мальчишка в сером армячишке, по дворам шныряет, крохи собирает.

г) Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.

Задание знатокам природы

Назвать сказки, где героями являются птицы.

(Андерсен «Дикие лебеди», «Дюймовочка»,  «Снежная королева», «Гадкий утенок»

Э.Успенский «Приключение в Простоквашине»)

  Народная игра.  «Хитрая  ворона».

При помощи выбирается «хитрая ворона», а остальные «воробушки»

Кладется на пол обруч – это гнездо вороны» «Воробьи»  летают вокруг гнезда и подразнивают «ворону»

«Карр, карр воровка – плутовка!

Высунь нос ты из гнезда,

Не догнать нас никогда!»

 Таким образом, воробьи стараются выманить ворону из « гнезда». Но ворону не зря прозвали в народе «хитрой»: едва прозвучат последние слова дразнилки, она не выходя из круга хватает зазевавшего дразнилку. Выигрывает тот,  кто спасся от «вороны» и не попался в ее  «гнездо»     

Учитель

Ребята, мы помогали птицам зимой. Скажите, а сейчас наша помощь им нужна?

(Мы должно им построить домики – скворечники)

Ведь у них сейчас ответственное время. Они ремонтируют свои гнезда  и готовятся к появлению птенцов. Поэтому, посещая лес, будьте очень внимательными.

Правила поведения в лесу

Нельзя громко кричать!

Включать громко музыку! 

Не брать в руки выпавших птенцов!        7

Не бросать камнями в птиц!        

Не стрелять из рогаток!

Ходить в лесу только по тропинкам         

Не бросать мусор!

Не разорять в лесу гнезда!

Подведение итогов. Выявление лучших знатоков природы

Ребята, вот и подходит к концу наш классный час. Мы должны ответить на вопрос, поставленный вначале классного часа и порассуждать: почему птицы заселили нашу планету и пользуются такой популярностью у людей?

(Птицы живые существа,  они как и  люди, а на Земле есть все условия для жизни:  воздух,

вода, пища.) Птиц на Земле много – около 9 тысяч видов. Большинство птиц приносят человеку большую пользу, уничтожая вредных насекомых и личинок. А другие просто украшают нашу чудесную Родину. Мы привыкли к соседству птиц, Привыкли видеть и слышать их чудесное пение.

Инсценировка.   «Сказка на новый лад»   Г.А. Фадеева.

  (Приложение№6)

Рефлексия.

Продолжи предложения Когда наступит весна.  Я……

(варианты - посажу дерево

        сделаю скворечник

        не буду рвать первоцветы

        наведу порядок около своего дома

         приму участие в субботнике по наведению порядка на улицах села)

 «Песенка про чибиса»  Музыка  М.Иорданского.   Слова А.Пришельца

У дороги чибис, у дороги чибис,

Он кричит,  волнуется чудак

А скажите чьи вы, а скажите чьи вы,

И зачем, зачем идете вы сюда?

Не кричи крылатый, не тревожься зря ты

Не войдем мы в твой зеленый сад

 Видишь мы ребята, мы друзья пернатых  

Мы твоих, твоих не тронем чибисят

Небо голубое, лес стоит стеною

Здесь тропу любую выбирай

По степным широтам, через речку бродом

Это наш родной, родной любимый край.

8

                                                                                                                   Приложение №1.

Литература.

 Бианки В. Лесная газета. – Ленинград: Детская литература 1990

Шинкевич Н.  Каждой птице по странице: Минск. Красная звезда. 1989.

Елизарова Е. М.  Знакомые незнакомцы: Волгоград. Учитель, 2007.

Фатеева Г.А. Экологические сказки: Волгоград. Учитель, 2005.

Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе: Волгоград. Учитель 2007.

Грехова Л.И. В союзе с природой: Москва – Ставрополь. Сервисшкола, 2003.

        Приложение №,2,3

                                                                                                                             

                                                                                                                Приложение №,4,5

                                                                                                                             Приложение№6,7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Птицы - наши друзья.

Презентацию можно показать детям в 1 классе на уроке, на внеклассном мероприятии для ознакомления с птицами родного края, их повадками, питанием, местах проживания....

Презентация "Птицы - наши друзья"

Каждый год в нашей школе проходит неделя экологии. В этом году наш класс представлял презентацию "Птицы наши друзья"....

конспект устного журнала "Птицы - наши друзья"

Данное мероприятия проводится для учащихся начальной школы. Детей ждут разнообразные конкурсы, кроссворды. В ходе мероприятия дети знакомятся с птицами, узнают, как им помочь зимой....

Внеклассное мероприятие "Птицы - наши друзья"

Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, занятий кружков экологической направленности с обучающимися начальных классов. Главная ме...

Птицы - наши друзья

Методическая разработка...

«Птицы – наши друзья!» (перелетные птицы)

При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...

«Птицы – наши друзья!» (Зимующие птицы)

При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...