Воспитательная работа в классе
статья на тему

 В данном материале помещен опыт воспитательной работы с детьим и родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs.doc220.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная работа

в классе

 

Т.В.Поршнева

Учитель начальных классов МБОУ Тогучинского района Новосибирской области Горновской НОШ

«Умение предвидеть – это, прежде всего, умение оглянуться на пройденный         путь, обозреть его, увидеть в нем истоки сегодняшних успехов и недостатков».

                         В.А.Сухомлинский.

        В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств, положительных черт личности.      Податливость и внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, авторитет учителя являются благоприятными предпосылками для формирования высоконравственной личности.

       Переосмысливая свой педагогический опыт, на первое место в воспитательной работе  ставлю развитие личности ученика как индивидуальности, создание единого образовательного пространства, позволяющего всесторонне обучать, воспитывать и развивать ребенка, являющегося центральной фигурой воспитательного процесса.

    В связи с этим определила цели и задачи воспитательной работы:

Цель:  

 формирование социально- активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность.

Задачи:

1) создание оптимальных условий для развития каждого ребенка на основе       знания его индивидуальных способностей и потребностей;

2) воспитывать человека гуманного, сочетающего в себе любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту, способность к   сопереживанию;

3) воспитание гражданских и нравственных качеств, развитие творческого мышления, необходимого для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире;

4)  сохранение психо-физического здоровья детей посредством создания условий для комфортного пребывания каждого ученика в школьном коллективе.

           

           Для реализации данных задач использую следующие типы форм воспитательной работы:

                  Типы форм

      Формы работы

     мероприятия

Беседы, игры, дискуссии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия.

     дела

Трудовой десант, рейды, ярмарки, концерты, коллективные дела.

     игры

Деловые, сюжетно-ролевые, спортивные, познавательные.

      Исходя из цели и задач, в нашей школе организована такая воспитательная среда, которая предоставляет каждому ребенку возможность выбора различных видов занятий и творческой деятельности, соответствующих личным потребностям, что дает возможность расширять свой кругозор, углублять знания, формировать индивидуальность, умение творчески подходить к любой жизненной задаче, развивать художественный вкус.  Для наибольшего развития творческих способностей учащихся в школе работают 11 кружков охватывающих различные виды деятельности: интеллектуальную, познавательную, трудовую, художественную, физкультурно-оздоровительную, творческую. На основе выявленных интересов посредством анкетирования (прил. №   ), беседы с родителями,  помогаю детям определиться в выборе внеурочной деятельности.

   

        

Привожу таблицу занятости ребят моего класса в кружках, факультативах и спортивных секциях.

Название кружков

   1 класс

   2 класс

   3 класс

  4 класс

«Рукодельница»

    1

    1

     2

    1

Художественное слово

    2

    2  

     1

    1

Информатика

    -

    1

     4

    4

Кукольный

    2

    2

     1

    1

Аппликация

    3

    1

     -

    -

«Игрушечка»

     -

    1

     1

    1

«Домисолька»

    1

    3

     3

    3

Цветоводство

    1

    1

     -

Природа родного края

    2

    1

     2

    2

Лечебная физкультура

    2

    2

     2

    1

Мини-футбол

    -

    2

     1

    2

Танцевальный

    2

    2

     1

    2

Лепка

    1

    -

     -

   Для реализации поставленных мною воспитательных задач определила уровень воспитанности учащихся. За основу брала следующие критерии: внешний вид ( одежда, прическа), речь( культура речи, словарный запас), общение со взрослыми( друг с другом), отношение к поручениям учителя, отношение к школьному имуществу. Оценка каждого критерия от 0 до 3 баллов. Уровень воспитанности определяла делением общей суммы баллов на количество учащихся. Результаты получились следующие:

  2 класс

  3 класс

  4 класс

  2,5

  2,5

  2,6

                               

 

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».

И.Брандт

      Семья - персональная среда жизни и развития ребенка. Качество этой среды определяется рядом параметров, которые зависят от образовательного уровня родителей, их участия в жизни общества, имущественными характеристиками и занятостью на работе, условий проживания и особенностями образа жизни, структурой. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, окажется, что решающую роль в его эффективности решает семья.

     Современные семьи развиваются  в условиях новой и противоречивой общественной ситуации. Наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это изменение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Проблемы семьи волнуют и самих детей. На одном из классных часов я задала вопрос: « Чего бы вам хотелось больше всего добиться в жизни?»- 14 ребят из 24 ответили: « Иметь хорошую семью и детей». Опираясь на свой   педагогический опыт я сделала вывод, что среди идеалов, на которые хотелось бы быть похожими, на первом месте для ребенка остаются родители.

       Семья и школа- это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную и творческую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники. Исходя из этого, поставила следующие задачи работы с родителями:

                      1.Создать доверительные отношения между учителем и родителями  посредством  участия их в классных и школьных мероприятиях.

                      2.Вооружить семью педагогическими знаниями и умениями для достижения воспитательных целей.

     

          Реализовать эти цели  возможно только на основе согласованных действий с родителями.  Чтобы глубже узнать родителей, исследовала внутрисемейные межличностные отношения в семьях ( приложение № 4) и их влияние на успеваемость.              

    Обработав данные обследования семей и результаты проведенного психологом школы в 1-ом классе рисуночного теста « Моя семья»  выделила шесть типов семейного воспитания в моем классе                       ( приложение № 1 ).

Приложение № 1

«Противоречивое воспитание»

(6 семей)

«Повышенная моральная ответственность

(3 семьи)

«Безнадзорность

(2 семьи)

«Гипоопека»

(2 семьи)

«Гиперопека»

(4 семьи)

«Крепкая семья»

(7 семей)

Типы семейных отношений

Этот анализ подтвердил «тревожность» внутрисемейных отношений в 17-ти  семьях из 24-х, что, естественно влияло на успеваемость, так как 7 ребят из благополучных семей чувствуют себя комфортно и учатся на «4» и «5», а остальные 5 «хорошистов» характеризуются частой сменой настроения, в результате чего могут получить оценку ниже той, на которую имеют возможность учиться.

            Обратила внимание на материальное благосостояние, так как  оно является  залогом успеха и будущего семьи. В некоторых семьях родителям приходится подрабатывать, чтобы поправить семейный бюджет, тем самым не оставляя времени на общение и школьные проблемы ребенка ( тип «гипоопека»). В бедных семьях безысходность, неудовлетворенность жизнью, частые конфликты влияют на психику ребенка. В таких семьях преобладают типы «противоречивое воспитание» и «безнадзорность».

Результаты исследования материального благополучия семей оказались следующими:

       Чаще всего качество успеваемости выше в полных семьях. В моем классе полных семей-15, неполных-9.

         

       Уровень образованности родителей.


 С учетом полученных результатов составила план работы классного руководителя по направлениям:

  1. работа с родителями (прил. № 2  )
  2. работа с учащимися  (прил. № 3  )

Приложение № 2

Работа с родителями

Повышение психолого- педагогических

знаний

Вовлечение в учебно- воспитательный процесс

Вовлечение в управление школой

Лекции

Конференции

Открытые уроки

Внеклассные мероприятия

Индивидуальные консультации

Родительские собрания

Организация кружков, секции

Совместные творческие дела

Работа с неблагополучными семьями и детьми

Родительский патруль

Совет школы

Классный родительский комитет

 

     

                                                                       

      В работе с родителями важную роль играют родительские собрания, поэтому я тщательно продумываю их тематику (прил. № 3  ), стараясь затронуть актуальные вопросы . Классные собрания провожу четыре-пять раз в год. На них обсуждаем задачи учебно - воспитательной работы класса, планируем мероприятия, подводим итоги, намечаем пути решения проблем. Виды собраний беру различные ( родители совместно с детьми, отдельно для отцов ( конференция отцов), для матерей ( конференция матерей), только родители). На собраниях обязательно подчеркиваю достижения детей, их успехи, знакомлю с результатами диагностики (прил. №5), провожу тесты с родителями, практикумы для выработки педагогических умении по воспитанию детей. Вместе с родителями намечаем дальнейшую работу по сплочению детского коллектива и вовлечения родителей в учебно- воспитательный процесс. Несмотря на занятость родителей,  находятся энтузиасты, способные уделить внимание школе и детям нашего класса. Так Замятина Светлана Анатольевна организовала танцевальную студию; Козлова Елена Владимировна нашла возможность собрать  девочек  в клуб «Хозяюшка», чем оказала огромную помощь в воспитании будущих матерей и хозяек дома; Куценко Валерий Валерьевич ежегодно организовывает конкурс «Мама, папа и я- спортивная семья», Маличенко Наталья Александровна руководит классным родительским комитетом, где планирует и проводит всю совместную работу по установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей в классе, помогает работать с трудными детьми и неблагополучными семьями.

С целью ознакомления родителей с программами обучения, методикой преподавания, требованиями учителя, приглашаю их на открытые уроки Родители моего класса частые гости на внеклассных мероприятиях, что позволяет им лучше узнать своих детей.

   Ежегодно в апреле наша школа проводит «День открытых дверей», на который приглашаются не только родители учеников, но и родители будущих первоклассников. По окончанию всех мероприятий в этот день гости школы оставляют свои отзывы и пожелания.

Приложение № 3

Тематика родительских собраний

 

             1 класс:   1. Ваш ребенок пришел в школу.

                              2. Роль семьи в формировании личности ребенка.

                              3. Из чего складывается трудолюбие.

                              4. Семейные традиции и досуг в семье.

               

                         

             2 класс:    1. В семье ребенок с речевыми проблемами.

                              2. Эмоциональная жизнь ребенка в раннем возрасте.

                              3. Интеллектуальные возможности ребенка.

                              4. Поведенческие особенности детей младшего школьного

                                  Возраста.

                 

              3 класс:   1. Развитие эмоционально- волевой сферы ребенка.

                              2. Воспитание привычек.

                              3. Взаимоотношения в коллективе - как избежать

                                  конфликтов.

                              4. Физическое и духовно- нравственное развитие детей.

                     

           4 класс:   1. Гармония общения - залог психического здоровья ре-

                              бенка.

                             2. Что нам ждать от школы.

               3. Роль семьи в эстетическом воспитании ребенка.

               4. Здоровье ребенка – важное условие успехов в школе.

                            Приложение № 4

                                 Исследования внутрисемейных межличностных отношений.

1.Общие сведения о родителях:

 Мать: Ф.И.О. ________________________________________________________

Возраст _______________ Образование __________________________________

Увлечения, интересы__________________________________________________

Отец: Ф.И.О. ________________________________________________________

Возраст _______________ Образование __________________________________

Увлечения, интересы _______________________________________________________

2. Другие члены семьи, проживающие с ребенком в данный момент:

Бабушка _________________________________________ Возраст ____________

Увлечения, интересы _______________________________________________________

Дедушка _________________________________________ Возраст ___________

Увлечения, интересы _______________________________________________________

Другие взрослые __________________________________ Возраст ____________

Братья, сестры ____________________________________ Возраст ___________

Член семьи, преимущественно выполняющий воспитательную функцию ______

В п.п. 3 -13 из предложенных вариантов ответов выбрать нужные:

3. Жилищно-бытовые условия.

Отдельная квартира или комната, наличие у ребенка своей комнаты или уголка в общей комнате, своей кровати.

4. Особенности взаимоотношений между взрослыми членами семьи.

А) Гармоничные отношения;

Б) Конфликтные отношения;

В) Изменчивые, противоречивые отношения;

Г) Автономность каждого члена семьи

5. Особенности отношения взрослых членов семьи к ребенку.

дружелюбное

враждебное

чуткое

равнодушное

доверительное

не доверительное

эмоционально близкое

эмоционально отвергающее

заботливое

гипер- или гипоопекающее

разумное удовлетворение потребностей ребенка

потворствование, удовлетворение всех прихотей ребенка

разумно требовательное

чрезмерно или недостаточно

требовательное

вера в ребенка

неверие в силы ребенка или его идеализация

6. Приоритеты семьи в воспитании ребенка.

здоровье и физическое развитие, развитие нравственных качеств, умственных, художественных способностей, раннее обучение ребенка

7. Особенности воспитательных воздействий.

  1. участие всех взрослых в воспитании, согласованность воспитательных воздействий;  
  2. непоследовательность, несогласованность воспитания, наличие конфликтов по поводу воспитания;
  3. отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия.

8. Преобладающие приемы воспитательного воздействия на ребенка.

напоминание

ситуация свободного выбора

понимание

просьба

поручение

сочувствие

совет

разъяснение

контроль

намек

инструктаж

поощрение

порицание

убеждение

наказание

распоряжение

рассказ

осуждение

требование-установка

беседа

нотация

предостережение

увещевание

указание

запрещение

внушение

запрет

угроза

пример взрослого

окрик

приказ

пример сверстника

оценка

приказ-альтернатива

соревнование

9. Организация совместных форм деятельности в семье.

А) участие ребенка в семейных делах;

Б) эпизодическое привлечение ребенка к семейным делам;

В) изоляция ребенка от семейных дел и забот.

10. Участие родителей в детских видах деятельности (в игре, рисовании, лепке, конструировании, чтении художественной литературы  и др.).

А) систематическое;    Б) эпизодическое;     В) отсутствие участия.

11. Позиция взрослых членов семьи при организации совместных форм деятельности с ребенком.

А) партнерская позиция, «на равных, вместе»;

Б) позиция руководителя, «над ребенком»;

В) пассивная позиция, «рядом, но не вместе».

12. Видение родителями положительных и отрицательных сторон своего воспитательного воздействия на ребенка.

13. Наличие психолого-педагогических знаний, практических умений родителей.

  1.  достаточность знаний и умений;  
  2.  ограниченность знаний и умений;  
  3.  отсутствие знаний и умений.

 

Приложение № 5

Удовлетворенность учащихся школьной жизнью

Ход проведения. Учащимся предлагается прослушать утверждения и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

               4 – совершенно согласен;

               3 – согласен;

               2 – трудно сказать;

               1 – не согласен;

               0 – совершенно не согласен.

1.Я утром иду в школу с радостью.-

2.В школе у меня обычно хорошее настроение.-

3.В нашем классе хороший классный руководитель.-

4.К нашим учителям можно обратиться за советом и помощью.-

5.В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.-

6.Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.-

7.У меня есть любимые школьные предметы.-

8.На каникулах я скучаю по школе.-

Обработав данные теста, получила следующие результаты:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной работы. 1 класс.

Анализ воспитательной работы. 1 класс....

Воспитательная работа План воспитательной работы 3 класс

План воспитательной работы в 3 классе на  20011-2012 учебный год ...

Программа воспитательной работы с классом с родителями "Академия любящих родителей" (1- 4 классы)

Программа воспитательной работы  с классом с родителями  "Академия любящих родителей" (1- 4 классы)...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Средства, формы и способы воспитательной работы с классом. (из опыта работы) Ермилова Н.Н., классный руководитель 4в класса

   Как сформировать портрет выпускника начальной школы? Какие средства, формы и способы применить, чтобы организовать деятельность классного коллектива?  Применение акт...

Отчет классного руководителя 0-А класса по итогам организации воспитательной работы в классе за 2016 – 2017 учебный год

Анализ и результаты воспитательной работы, проведенной в нулевом (подготовительном классе)...

2.4)План воспитательной работы 1 класс. Работа по выявлению и развитию способн

2.4)План воспитательной работы 1 класс. Работа по выявлению и развитию способн...