Главные вкладки

    Воспитательная система класса "Кто есть Я"
    методическая разработка по теме

     

    Ведущий замысел воспитательной системы заключается в создании в классном коллективе благоприятной нравственной и психологической атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к самовыражению, проявлению и развитию индивидуальных и коллективных творческих способностей, овладению умениями и навыками самонаблюдения, самоанализа и самооценивания.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Концепция воспитательной системы класса

    «Кто есть Я»

    Осмалова И.В., учитель начальных классов,

    школа № 4, п. Чернянка,  Белгородская область

    Ценностное основание воспитательной системы.

            Воспитательная система класса строится на основе воспитательной системы школы социально-культурного развития личности учащихся в соответствии с Программой работы школьного ученического самоуправления и ведется по 8 направлениям: «Человек», «Семья», «Отечество», «Труд», «Знания», «Культура», «Земля», «Мир».

            Ведущий замысел воспитательной системы заключается в создании в классном коллективе благоприятной нравственной и психологической атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к самовыражению, проявлению и развитию индивидуальных и коллективных творческих способностей, овладению умениями и навыками самонаблюдения, самоанализа и самооценивания.

            Главный целевой ориентир -  содействие становлению и проявлению индивидуальности младшего школьника как разносторонней и творческой личности, выявлению и развитию добрых наклонностей в процессе живой практической деятельности, воспитанию личностных качеств.

            Достижение цели возможно, если будут решены следующие задачи:

                  1) способствовать созданию в классном коллективе условий для                                            интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения                           школьников;

                  2) содействовать развитию субъектности ребёнка, внимательно и бережно                            относясь к любым проявлениям его индивидуальности;

                  3) поддерживать и обеспечивать становление личности младшего школьника,                            его творческие устремления и действия;

                  4) способствовать сплочению классного коллектива.

            Путь к достижению цели осуществляется посредством принятия таких ценностей:

                  * образованность                        * свобода

                  * воспитанность                                * оптимизм

                  * требовательность                        * человеколюбие

                  * любознательность                        * сотворчество

            Важную роль играют и правила построения жизнедеятельности в классном коллективе:

                  1. Ученье – свет, а неученье – тьма.

                      2. Жизнь дана на добрые дела.

                  3. Каков мастер, такова и работа.

                  4. Веселье делу не помеха.

                  5. Один за всех и все за одного.

                  6. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

                  7. В здоровом теле – здоровый дух.

                  8. В дружбе взрослых и детей – сила класса и семей.

            1

    Осмалова И.В. Концепция воспитательной системы класса «Кто есть Я»

    Участники воспитательной системы класса: педагог, ученики.

    Помощники: родители, учителя, работающие в классе, руководители кружков, старшая пионервожатая, завуч по воспитательной работе, школьная социальная служба и общественность.

    Основные элементы системы

    Деятельность педагога

    Деятельность учащихся

    Цели

    Пробудить интерес ребенка к самому себе, вселяя уверенность, целеустремленность, создавая приятный настрой, повышая ответственность

    Проявить себя, добиться успеха. Оценить себя и других.

    Методы и формы

    Благодарности-поощрения с учетом индивидуальности учащихся. Соревнование.

    1 класс – призы в конвертах,

    2 – 4 класс – в дневнике благодарности-поощрения учителем совместно с Советом класса

    (страницы дневника «Заметки классного руководителя»)

    Тактика исполнения

    Организовать деятельность учащихся, которая была бы направлена на реальное осуществление рефлексии, самооценки. Педагогические ситуации строить на материале имеющегося у детей жизненного опыта с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.

    Выполнять поручения, требующие самонаблюдения, самоанализа, самооценки. Результаты деятельности за определенный промежуток времени обсуждать.

    Правила (девиз вида деятельности)

    1. Помоги ребенку быть самим собой!

    2. Заинтересуй детей в участии!

    3. Одобряй положительные качества учащихся!

    1. Познай себя – это интересно!

    2. Сотвори себя – это необходимо!

    3. Утверди себя – это возможно!

    4. Прояви себя – это реально!

    5. Убеди родителей – это важно!

    Виды деятельности

    Ключевые дела класса, семейные праздники, концерты, акции и тематические месячники, трудовые десанты и дежурство, конкурсы, проекты, спортивные соревнования, поручения в классном коллективе, досуг классного коллектива совместно с родителями.

            

    Ориентиры

    Главный целевой ориентир воспитательной системы класса.

    Жизненный опыт (поступки, поведение, мысли, чувства);

    знания, умения, навыки;

    качества личности:

    - отношение к себе

    - любознательность

    - отношение к школе

    - прилежание

    - эстетический вкус

    - отношение к природе

    Традиции

    Участие в районных и общешкольных

    мероприятиях:

    - День Учителя                            - День Матери

    - «Веков связующая нить»         - «Подарок другу»

    - «Посылка солдату»                   - День птиц

    - Мастерская Деда Мороза         - День здоровья

    - «Чистодвор» и др.;

    в традиционных делах класса:

    - День именинника                      - «Минута славы»

    - Экскурсии и походы                 - «Мое поручение»                        

    - Праздник-самоотчет «Кто есть Я»

    - «Семь цветов радуги или личность-коллектив»                          

    - Концерты, утренники, дискотеки; конкурсы, акции;

    в сотрудничестве с родителями:

    - «Папа, мама, я – дружная семья»

    - «Пока все дома»                         - «Я и моя семья»

    Темп

    Темп избирается в соответствии с планом работы.

    1 раз в месяц промежуточное подведение итога, обсуждение на классных часах.

    Итоговый классный час в конце года «Семь цветов радуги или личность-коллектив».

    Праздник-самоотчет «Кто есть Я» в конце года.

    Результат

    Степень достижения цели. Оценка полученных результатов в соответствии с критериями эффективности воспитательной системы. Выявление более активных учащихся, достойных занять место в школьном стенде «Гордость школы».

    Праздник-самоотчет «Кто есть Я» (добросовестное отношение к делам, проявляя высокие нравственные качества – трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помощь другим...)

    Получение номинаций в итоговой церемонии награждения:

    «Знайка»,            «Эрудит»,

    «Умелые руки», «Непоседа»  «Олимпионик»,  «Обаяние»,

    «Веселая нотка»,

    «Верный друг»,

    «Скромность»...

    Осмалова И.В. Концепция воспитательной системы класса «Кто есть Я»

    Критерии и способы изучения

    эффективности воспитательной системы

    (в основном в таблице представлены диагностические методики

     психолога и педагога Н. И. Дереклеевой)

    Критерии

    Сроки изучения

    Диагностическая методика

    Развитость познавательного потенциала ребенка

    Октябрь, апрель

    - Анализ успеваемости

    - «Настроение», «Ранжирование»

    - Тесты

    Развитие личностных качеств учащихся

    Сентябрь - апрель

    - «Мой портрет в интерьере»,

    «10 моих Я», «Звезда», «Самореклама», «Сказки»,

    «Что у меня на сердце»

    - Анкетирование

    - Педагогическое наблюдение

    Креативность личности

    Январь

    - Тестирование

    - Педагогическое наблюдение

    Защищенность и комфортность ребёнка в классе

    Ноябрь

    - «Лесная школа»

    - «Проективная методика»

    - Анкетирование

    - Педагогическое наблюдение

    Сформированность классного коллектива

    Март

    - «Мультфильм о нашем классе», «Аукцион»

    Воспитанность учащихся

    Февраль, май

    - «Проективная методика»

    - Методика С. М. Петровой «Пословицы»

    - Анкетирование (сводный лист уровня воспитанности)

    - Педагогическое наблюдение

    Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе

    - Сочинения

    - Методика А. А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»

    - Анкетирование для родителей

    4

    Осмалова И.В. Концепция воспитательной системы класса «Кто есть Я»

    6. Библиографический список

    1) Бухтинова Н.С. Концепция воспитательной системы класса – журнал «Классный руководитель» №4, 2006

    2) Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 1-4 классы – М.: «Вако», 2003.

    3) Концепция и программа реализации концепции воспитательной системы социально-культурного развития личности учащихся муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 п. Чернянка Белгородской обл.»

    4) Михайлова Л.В. Воспитательная система класса «Зажги свою звезду» - журнал «Классный руководитель» №4, 2006    

    5) Подласый И.П. Методы и формы воспитания. Методы стимулирования – М.: «Владос», 2000.

    6) Степанов Е.Н. 4-я лекция «Воспитательная система класса» - журнал «Классный руководитель» №4, 2006

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Модель воспитательной системы класса

    Структура модели воспитательной системы класса...

    Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

    Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

    Воспитательная система класса

    Воспитательный  процесс - серьезный кропотливый труд.  В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...

    «Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса».

    Цель:  Поиск путей совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов...

    Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея

    Опыт создания модели воспитательной системы класса в  практике воспитателя начальной школы.  Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы  выбрана ко...