Воспитательная система класса "Кто есть Я"
методическая разработка по теме

 

Ведущий замысел воспитательной системы заключается в создании в классном коллективе благоприятной нравственной и психологической атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к самовыражению, проявлению и развитию индивидуальных и коллективных творческих способностей, овладению умениями и навыками самонаблюдения, самоанализа и самооценивания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Концепция воспитательной системы класса

«Кто есть Я»

Осмалова И.В., учитель начальных классов,

школа № 4, п. Чернянка,  Белгородская область

Ценностное основание воспитательной системы.

        Воспитательная система класса строится на основе воспитательной системы школы социально-культурного развития личности учащихся в соответствии с Программой работы школьного ученического самоуправления и ведется по 8 направлениям: «Человек», «Семья», «Отечество», «Труд», «Знания», «Культура», «Земля», «Мир».

        Ведущий замысел воспитательной системы заключается в создании в классном коллективе благоприятной нравственной и психологической атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к самовыражению, проявлению и развитию индивидуальных и коллективных творческих способностей, овладению умениями и навыками самонаблюдения, самоанализа и самооценивания.

        Главный целевой ориентир -  содействие становлению и проявлению индивидуальности младшего школьника как разносторонней и творческой личности, выявлению и развитию добрых наклонностей в процессе живой практической деятельности, воспитанию личностных качеств.

        Достижение цели возможно, если будут решены следующие задачи:

              1) способствовать созданию в классном коллективе условий для                                            интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения                           школьников;

              2) содействовать развитию субъектности ребёнка, внимательно и бережно                            относясь к любым проявлениям его индивидуальности;

              3) поддерживать и обеспечивать становление личности младшего школьника,                            его творческие устремления и действия;

              4) способствовать сплочению классного коллектива.

        Путь к достижению цели осуществляется посредством принятия таких ценностей:

              * образованность                        * свобода

              * воспитанность                                * оптимизм

              * требовательность                        * человеколюбие

              * любознательность                        * сотворчество

        Важную роль играют и правила построения жизнедеятельности в классном коллективе:

              1. Ученье – свет, а неученье – тьма.

                  2. Жизнь дана на добрые дела.

              3. Каков мастер, такова и работа.

              4. Веселье делу не помеха.

              5. Один за всех и все за одного.

              6. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

              7. В здоровом теле – здоровый дух.

              8. В дружбе взрослых и детей – сила класса и семей.

        1

Осмалова И.В. Концепция воспитательной системы класса «Кто есть Я»

Участники воспитательной системы класса: педагог, ученики.

Помощники: родители, учителя, работающие в классе, руководители кружков, старшая пионервожатая, завуч по воспитательной работе, школьная социальная служба и общественность.

Основные элементы системы

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Цели

Пробудить интерес ребенка к самому себе, вселяя уверенность, целеустремленность, создавая приятный настрой, повышая ответственность

Проявить себя, добиться успеха. Оценить себя и других.

Методы и формы

Благодарности-поощрения с учетом индивидуальности учащихся. Соревнование.

1 класс – призы в конвертах,

2 – 4 класс – в дневнике благодарности-поощрения учителем совместно с Советом класса

(страницы дневника «Заметки классного руководителя»)

Тактика исполнения

Организовать деятельность учащихся, которая была бы направлена на реальное осуществление рефлексии, самооценки. Педагогические ситуации строить на материале имеющегося у детей жизненного опыта с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.

Выполнять поручения, требующие самонаблюдения, самоанализа, самооценки. Результаты деятельности за определенный промежуток времени обсуждать.

Правила (девиз вида деятельности)

1. Помоги ребенку быть самим собой!

2. Заинтересуй детей в участии!

3. Одобряй положительные качества учащихся!

1. Познай себя – это интересно!

2. Сотвори себя – это необходимо!

3. Утверди себя – это возможно!

4. Прояви себя – это реально!

5. Убеди родителей – это важно!

Виды деятельности

Ключевые дела класса, семейные праздники, концерты, акции и тематические месячники, трудовые десанты и дежурство, конкурсы, проекты, спортивные соревнования, поручения в классном коллективе, досуг классного коллектива совместно с родителями.

        

Ориентиры

Главный целевой ориентир воспитательной системы класса.

Жизненный опыт (поступки, поведение, мысли, чувства);

знания, умения, навыки;

качества личности:

- отношение к себе

- любознательность

- отношение к школе

- прилежание

- эстетический вкус

- отношение к природе

Традиции

Участие в районных и общешкольных

мероприятиях:

- День Учителя                            - День Матери

- «Веков связующая нить»         - «Подарок другу»

- «Посылка солдату»                   - День птиц

- Мастерская Деда Мороза         - День здоровья

- «Чистодвор» и др.;

в традиционных делах класса:

- День именинника                      - «Минута славы»

- Экскурсии и походы                 - «Мое поручение»                        

- Праздник-самоотчет «Кто есть Я»

- «Семь цветов радуги или личность-коллектив»                          

- Концерты, утренники, дискотеки; конкурсы, акции;

в сотрудничестве с родителями:

- «Папа, мама, я – дружная семья»

- «Пока все дома»                         - «Я и моя семья»

Темп

Темп избирается в соответствии с планом работы.

1 раз в месяц промежуточное подведение итога, обсуждение на классных часах.

Итоговый классный час в конце года «Семь цветов радуги или личность-коллектив».

Праздник-самоотчет «Кто есть Я» в конце года.

Результат

Степень достижения цели. Оценка полученных результатов в соответствии с критериями эффективности воспитательной системы. Выявление более активных учащихся, достойных занять место в школьном стенде «Гордость школы».

Праздник-самоотчет «Кто есть Я» (добросовестное отношение к делам, проявляя высокие нравственные качества – трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помощь другим...)

Получение номинаций в итоговой церемонии награждения:

«Знайка»,            «Эрудит»,

«Умелые руки», «Непоседа»  «Олимпионик»,  «Обаяние»,

«Веселая нотка»,

«Верный друг»,

«Скромность»...

Осмалова И.В. Концепция воспитательной системы класса «Кто есть Я»

Критерии и способы изучения

эффективности воспитательной системы

(в основном в таблице представлены диагностические методики

 психолога и педагога Н. И. Дереклеевой)

Критерии

Сроки изучения

Диагностическая методика

Развитость познавательного потенциала ребенка

Октябрь, апрель

- Анализ успеваемости

- «Настроение», «Ранжирование»

- Тесты

Развитие личностных качеств учащихся

Сентябрь - апрель

- «Мой портрет в интерьере»,

«10 моих Я», «Звезда», «Самореклама», «Сказки»,

«Что у меня на сердце»

- Анкетирование

- Педагогическое наблюдение

Креативность личности

Январь

- Тестирование

- Педагогическое наблюдение

Защищенность и комфортность ребёнка в классе

Ноябрь

- «Лесная школа»

- «Проективная методика»

- Анкетирование

- Педагогическое наблюдение

Сформированность классного коллектива

Март

- «Мультфильм о нашем классе», «Аукцион»

Воспитанность учащихся

Февраль, май

- «Проективная методика»

- Методика С. М. Петровой «Пословицы»

- Анкетирование (сводный лист уровня воспитанности)

- Педагогическое наблюдение

Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе

- Сочинения

- Методика А. А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»

- Анкетирование для родителей

4

Осмалова И.В. Концепция воспитательной системы класса «Кто есть Я»

6. Библиографический список

1) Бухтинова Н.С. Концепция воспитательной системы класса – журнал «Классный руководитель» №4, 2006

2) Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 1-4 классы – М.: «Вако», 2003.

3) Концепция и программа реализации концепции воспитательной системы социально-культурного развития личности учащихся муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 п. Чернянка Белгородской обл.»

4) Михайлова Л.В. Воспитательная система класса «Зажги свою звезду» - журнал «Классный руководитель» №4, 2006    

5) Подласый И.П. Методы и формы воспитания. Методы стимулирования – М.: «Владос», 2000.

6) Степанов Е.Н. 4-я лекция «Воспитательная система класса» - журнал «Классный руководитель» №4, 2006

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель воспитательной системы класса

Структура модели воспитательной системы класса...

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Воспитательная система класса

Воспитательный  процесс - серьезный кропотливый труд.  В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...

«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса».

Цель:  Поиск путей совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов...

Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея

Опыт создания модели воспитательной системы класса в  практике воспитателя начальной школы.  Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы  выбрана ко...