О любви к ближнему. Милосердный самарянин
методическая разработка (3 класс) по теме

Чеботарева Елена Алексеевна

Урок православной культуры в 3 классе (4 четверть)
«Доброта и милосердие христианина».

•    Структура (план) урока:
1)    Проверка домашнего задания.
2)    Актуализация знаний.
3)    Новый материал.
А) Просмотр видеоролика.
Б) Словарная работа.
В) Вопросы после просмотра.
Г) Толкование смысла притчи.
4)    Физминутка.
5)    Беседа о милосердии (сопровождается просмотром презентации), вывод правил, чтение стихотворения А.Н.Плещеева «Зимний вечер».
6)    Работа с пословицами.
7)    Итоги урока. Рефлексия.
8)    Домашнее задание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Класс: 3 класс (второй год обучения)
  2. УМК: Л.Л. Шевченко
  3. Учебный предмет: Православная культура
  4. Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей: Л.Л. Шевченко
  5. Тема урока: «Доброта и милосердие христианина»
  6. Цели урока:
  1. Создать условия для формирования понимания терминов: милосердие, доброта, бескорыстие.
  2. Способствовать развитию духовности, нравственности.
  3. Помочь учащимся осознать пути самовоспитания изучаемых качеств.
  1. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
  2. Оборудование урока:

Компьютер, мультимедийное оборудование

Презентация «Милосердие»

Видеоролики «Милосердный самарянин», «Милость мира» А.П.Чайковской литургия св. Иоанна Златоуста

Ларец с пословицами

  1. Структура (план) урока:
  1. Проверка домашнего задания.
  2. Актуализация знаний.
  3. Новый материал.

А) Просмотр видеоролика.

Б) Словарная работа.

В) Вопросы после просмотра.

Г) Толкование смысла притчи.

  1. Физминутка.
  2. Беседа о милосердии (сопровождается просмотром презентации), вывод правил, чтение стихотворения А.Н.Плещеева «Зимний вечер».
  3. Работа с пословицами.
  4. Итоги урока. Рефлексия.
  5. Домашнее задание.
  1. Ход урока:

1. Проверка домашнего задания.

- О чем мы беседовали на прошлом уроке?

- Что нового вы узнали о святых апостолах?

- Кто из святых апостолов бывал на русской земле?

- Есть ли желающие рассказать стихотворение В. Астафьева «Когда позвал Господь и Царь»?

Рассматривание творческих работ, выполненных дома.

2. Актуализация знаний.

- Встречали ли вы в современном мире людей, которые обладают хотя бы одним качеством, присущим святым? (такие люди есть, это наши близкие.)

- Почему вам хорошо с ними?  (Они нас любят…)

- Встречались ли вам злые люди? Их можно любить? (Ответы детей противоречивы)

- Иисус Христос учил учеников любить всех и даже врагов своих. Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О добре, о любви)

3. Новый материал.

Тему этого урока запишем в тетради: «Доброта и милосердие христиан».

Вопросы мы должны сегодня ответить:

- Кого мы называем «ближним»?

- Что обозначают понятия «милосердие, доброта»?

- Как научиться этому?

- В этих вопросах нам поможет разобраться священнослужитель одного из соборов г. Челябинска. Давайте внимательно его послушаем.

Словарная работа.

Притча – нравоучительный рассказ.

Самарянин – житель самарянской земли.

Священник, левит – служители храма.

 Вопросы после просмотра:

-Какой вопрос был задан Христу?

-Как ответил Христос?

-Кто шёл по той же дороге?

-Что сделал каждый из них?

Притча о милосердном самарянине кроме прямого и ясного смысла – о любви ко всякому ближнему,- имеет таинственный смысл.

Толкование смысла притчи.

Человек, идущий из Иерусалима в Иерихон, праотец Адам, а следовательно всё человечество, не устоявшее в добре лишилось рая.

Разбойники – бесовские силы, которые позавидовали человеку и толкнули его на путь греха.

Раны – язвы греховные, обессиливающие нас.

Милосердный самарянин – сам Иисус Христос, который возлил на раны  масло и вино. В народном восприятии со словом «масло» связывается слово «милость» и происходящий от него глагол   «помиловать».

Масло – это слова проповеди о Радости спасения, а вино – строгое предупреждение о наказании для грешников.

Гостиница – Церковь Божья.

Хозяин гостиницы – пастырь, священник.

Масло – милость – миловать

4. Физ. минутка.

- А сейчас мы с вами отдохнем и послушаем музыку П.И. Чайковского, которая называется «Милость мира», она написана для церковной службы.

ПРОСЛУШИВАНИЕ

- Какой характер у этой музыки?

5. Беседа о милосердии.

- Как вы понимаете слово «милосердие»? (Добрый человек с милым сердцем…)

А вот как объясняет это слово словарь С. И. Ожегова:

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Милосердный человек – это человек, у которого доброе, милующее, отзывающееся на беды других людей, жалеющее, сочувствующее им сердце.

Милосердие – милующее сердце

- А зачем быть милосердным? Какая в этом корысть (выгода)?

Некоторые думают: «Что я получу в ответ на мое доброе дело?». Есть такие «добрые» дети. Например, помог мальчик чужой бабушке донести до дома тяжелую сумку. Это хороший поступок? (Ответы.) Верно, помочь слабому, нищему, больному, инвалиду – это хорошие поступки. Но вот, только когда этот мальчик поставил сумку у двери ее квартиры, он сказал: «Бабушка! Я помог тебе, заплати мне, пожалуйста, 5 рублей!». Хорошо ли это? Что здесь плохого? Почему нельзя так делать?

Помощь, за которую мы не требуем награды, т.е. без выгоды (корысти) называется бескорыстной.

- Какие дела свершает милосердный человек?

ПОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ

- Как научиться этому?

Может быть, мы напишем огромный плакат: «Будьте добрыми!» и все станут добрыми?

Вывод правил

1. Быть первым в добрых делах.

2. Не просить награды, похвалы за добрые дела, делать их бескорыстно.

3. Не допускать при этом  гордыню и высокомерия.

4. Молиться. («Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи, Человеколюбящий!»)

- Часто из-за своей лени, эгоизма, себялюбия мы не успеваем делать добрые дела, а вокруг так много нуждающихся в нашей помощи!

Чтение стихотворения А.Н.Плещеева «Зимний вечер»

6. Работа с пословицами.

- Мудрый русский народ вот как говорил о добре. Каждый из вас возьмёт из ларца знаний пословицу и прочтёт её всем.

  1. Учись доброму – худое на ум не пойдёт.
  2. Доброго чти, а злого не жалей.
  3. Добро помни твёрдо.
  4. За добро плати добром.
  5. Истинное добро всегда просто.
  6. Делать добро спеши.
  7. Жизнь дана на добрые дела.
  8. Милостивому человеку и Бог подаёт.
  9. Добрым путём Бог правит.
  10. Слушайся добрых людей – на путь наведут.

- Как вы понимаете пословицу: «Добра желаешь – добро и делай»

7. Итоги урока. Рефлексия.

Можете ли вы ответить:

- Кого мы называем «ближним»?

- Что обозначают понятия «милосердие, доброта»?

- Как научиться этому?

- Захотелось ли вам сделать доброе дело?

8. Домашнее задание. Учебник с. 103, задания 4, 6.

  1. Список использованной литературы:

1. Л.Л.Шевченко. Православная культура. 2-й год обучения. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга вторая. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.

2. Л.Л. Шевченко. Православная культура (духовно-нравственная культура). 2 год обучения. Методический комплект для учителя в составе: методическое пособие, наглядное пособие, аудиокассета. 2 издания. — М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004-2007.

3. В.И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. Сборник. Эксмо. 640 с. 2009 г

4. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. Под ред. д.ф.н., проф. Н. Ю. Шведовой. Москва. Русский язык. 1984 г  

  1. Самоанализ урока (занятия) и методические рекомендации:

Самоанализ открытого урока по православной культуре в 3 классе (2 год)

Учитель: Чеботарева Елена Алексеевна

МОУ «Призначенская СОШ» Прохоровского района  Белгородской области

УМК: Шевченко Л.Л. «Православная культура»  

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тема урока: Доброта и милосердие христианина

Цели:

  1. Создать условия для формирования понимания терминов: милосердие, доброта, бескорыстие.
  2. Способствовать развитию духовности, нравственности.
  3. Помочь учащимся осознать пути самовоспитания изучаемых качеств.

                              ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ УРОКА.

В структуре урока я реализовывала основной принцип обучения:

ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ

  1. соответствие  потребностям  детей этого возраста в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности,
  2. учёт типологических и индивидуальных особенностей их познавательной деятельности и уровня социализации.

Использовала основные принципы образования, положенные в основу работы с младшими школьниками:

1). Принцип личностно-ориентировочного подхода к ребенку.

-дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания;

- разноуровневость в достижении результативности;

- создание ситуации успеха ребенку, формировании положительной установки к окружающему миру, к процессу обучения.

2). Принцип индивидуального и личностного подхода.

  1. своеобразность и неповторимость общих законов психического и духовного развития  каждого ребенка,
  2. осознание  своего "Я",  объективность самооценивания,  максимальный  учёт индивидуальных особенностей ребенка.

3). Принцип гуманистичности.

  1. ребенок – активный субъект  совместной деятельности с педагогом, основанного на сотрудничестве, на взаимном уважении.

В общении с детьми соблюдала следующие представления о правах ребёнка:  

  1. Я могу учиться, исследовать, делать открытие сам;
  2. Я имею право голоса при принятии решений;
  3. Меня нужно принимать таким, какой я есть – Ребёнок;

В основе урока заложена единая современная концепция начального образования, связанная с гуманизацией процесса обучения:

-максимальный учёт психологических особенностей и возможностей младшего школьника;

-создание благополучного интеллектуального и эмоционального фона обучения, обеспечение высокого уровня психического и личностного развития школьников;

-обеспечение интеграции различных предметов в начальном обучении, цель которой - формирование учебной деятельности школьника;

-построение дифференцированного учебного процесса, что даёт возможность учесть и своевременно скорректировать трудности в обучении.

                            Рассмотрим структуру этого урока.

В начале урока была сделана установка на  эмоциональный настрой детей, знакомство с гостями урока.

1. Этап повторения ранее изученного материала. Проверка домашнего задания была проведена в форме живой беседы, проверки выполнения творческих работ (рисунки) и чтение желающими наизусть стихотворения  В. Астафьева «Когда позвал Господь и Царь». Это активизировало познавательный интерес детей. Дети показали хороший уровень знаний.

2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся. Свой урок я строила, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся, использовала частично-поисковый метод. Старалась ставить такие вопросы (проблемы), где у учащихся возникала необходимость обосновывать свою точку зрения, т.е. использовался принцип обоснованного ответа.

 3. Этап знакомства с новым материалом. На этом этапе я старалась подать материал на уровне восприятия, осмысления и запоминания, используя  различные формы работы. Основной формой работы на данном этапе стал просмотр видеоролика, в котором священнослужитель читает притчу о милосердном самарянине и дает ее толкование на доступном детям языке. Словарная работа раскрыла или уточнила смысл слов притча, самарянин, левит. Далее перед детьми была поставлена проблема «Кто же такой ближний?», которая раскрывалась путём доказательного решения. На этом  этапе я познакомила детей с таинственным смыслом толкования этой притчи.

4. Физкультминутка. Была подготовлена с учетом физиологических особенностей детей, оказывала эмоциональный настрой, дисциплинировала учащихся, соответствовала теме урока. Дети отдохнули и прослушали музыку П.И. Чайковского «Милость мира», сопровождаемую просмотром видеоряда икон по данной теме.

5.   Этап усвоения новых знаний и способов действий  происходил на уровне применения знаний в новой ситуации.

- Беседа о милосердии.  Раскрытие темы путём доказательного решения стимулировала самостоятельность учащихся в их высказываниях. Просмотр презентации вызвал живой интерес к теме беседы.

- Работая с толковым словарем, учащиеся учились анализировать, сравнивать несколько трактовок слова «милосердие» и находить общее, главное в этом понятии, развивали свои познавательные интересы.

- Обсуждение поступка мальчика. Стимулирование к активному выражению собственного мнения, формирование умения доказывать его.

На этом этапе, я стремилась  показать радость и ценность нового знания. Использовала задания для коллективного поиска решений – вывод правил милосердия.

6.Этап первичной проверки новых знаний. Толкование смысла русских пословиц о милосердии и добре. На этом этапе я стремилась подвести ребёнка к открытию, зафиксировать эффект новизны и важности открытия. Создала условия для проявления способностей ребенка. Реализовала права учащихся на творчество и на ошибку.

7. Этап подведения итога урока. Рефлексия

Проверка и оценка знаний учащихся по теме позволила с помощью предлагаемых вопросов выявить типичные пробелы. Использовала возможность для развития нравственных чувств.

          Рефлексия отражает психологический аспект урока, т. е. побуждает учащихся к активному усвоению знаний, удовлетворение любознательности. На вопрос «Захотелось ли вам сделать доброе дело?» все дети не только ответили утвердительно, но и привели примеры таких дел.

  1. Задание на дом. Домашнее задание носит творческий характер.

На основании вышеизложенного,  я сделала вывод, что тема урока была раскрыта, поставленные цели достигнуты. Самостоятельно подготовила презентации по теме. Урок я старалась вести таким образом, чтобы мои ученики были активными участниками учебного процесса. Считаю, что мне это удалось.

  1. Приложения к уроку:

Притча о милосердном самарянине

Один еврей, законник, желая оправдать себя, (так как евреи считали "ближними своими" только евреев, а всех остальных презирали), спросил Иисуса Христа: "а кто мой ближний?"

Чтобы научить людей считать своим ближним всякого другого человека, кто бы он ни был, из какого бы народа ни происходил и какой бы веры ни был, а также, чтобы мы были сострадательны и милосердны ко всем людям, оказывая им посильную помощь в их нужде и несчастье, Иисус Христос ответил ему притчею.

"Один еврей шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

Случайно тою дорогою шел еврейский священник. Он посмотрел на несчастного и прошел мимо.

Также и левит (еврейский церковный служитель) был на том месте; подошел, посмотрел и прошел мимо.

Затем, по той же дороге ехал самарянин. (Евреи презирали самарян так, что не садились с ними вместе за стол, даже старались не разговаривать с ними). Самарянин, увидев израненного еврея, сжалился над ним. Он подошел к нему, перевязал ему раны, возливая на них масло и вино. Потом посадил его на своего осла, привез в гостиницу и там заботился о нем. А на другой день, отъезжая, он дал хозяину гостиницы два динария (динарий - римская серебряная монета) и сказал: "позаботься о нем и, если издержишь больше этого, то я, когда возвращусь, отдам тебе".

После этого Иисус Христос спросил законника: "как думаешь ты, кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?"

Законник ответил: "оказавший ему милость, (то есть самарянин)".

Тогда Иисус Христос сказал ему: "иди, и ты поступай так же".

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Луки, гл. 10, 29-37.

*** 

Притча о милосердном самарянине, кроме прямого и ясного смысла - о любви ко всякому ближнему, - имеет еще, как учат святые отцы, и другой иносказательный, глубокий и таинственный смысл.

Человек, идущий из Иерусалима в Иерихон, есть никто иной, как наш праотец Адам, а в лице его и все человечество. Не устояв в добре, лишившись райского блаженства, Адам и Ева вынуждены были покинуть "Иерусалим небесный" (рай) и удалиться на землю, где их сейчас же встретили бедствия и всевозможные невзгоды. Разбойники - это силы бесовские, которые позавидовали невинному состоянию человека и толкнули его на путь греха, лишив наших прародителей верности заповеди Божией (райской жизни). Раны - это язвы греховные, обессиливающие нас. Священник и левит, это закон, данный нам чрез Моисея и священство в лице Аарона, которые сами по себе не могли спасти человека. Под образом же милосердного самарянина следует разуметь Самого Иисуса Христа, Который для исцеления наших немощей, под видом масла и вина, дал нам новозаветный закон и благодать. Гостиница - это Церковь Божия, где есть все необходимое для нашего лечения, а гостинник - это пастыри и учители церковные, которым Господь поручил заботу о пасомых. Утренний выход самарянина - это явление Иисуса Христа после воскресения, и Его вознесете, а два динария, данные гостиннику, - это Божественное Откровение, сохраняемое посредством Писания и Священного Предания. Наконец, обещание самарянина на обратном пути зайти опять в гостиницу для окончательного расчета, есть указание на второе пришествие Иисуса Христа на землю, когда Он "воздаст каждому по делам его" (Матф. 16, 27).

Батюшка на уроке православной культуры


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с притчей "Добрый самарянин" при изучении курса "ОРКСЭ"

Конспект  разработан для курса ОРКСЭ для урока по теме "Добро и зло" в разных модулях. Материал также можно использовать на классных часах, диспутах, внеклассных мероприятиях....

Классный час "Научимся быть добрыми и милосердными..."

Несложный   интересный  материал  дает  возможность  дать  детям   понятие  о  милосердии,  поговорить  об  отношениях  между лю...

Забытая война. "Милосердные сёстры Августейшей семьи".

Сестры милосердия… Белые голубки… Так называли женщин, посвящавших себя очень тяжелому, но прекрасному делу – служению в те минуты, когда к человеку приходит беда – болезнь....

Конспект урока по литературному чтению, 4 класс, УМК "Перспектива" "Притча о милосердном самарянине"

Тема: Притча «Милосердный самарянин»Предмет: литературное чтениеТип урока: формирование первоначального представления предметных навыков, овладения предметными умениями.Технология: РКМЦели...

Урок ОРКСЭ в 4 классе (модуль «Основы православной культуры») БЕСЕДА О ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ

Цель: на основе Священного Писания, святоотеческого наследия, жития святых воспитывать у детей любовь к ближнему, формировать у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению,...