«Забота о здоровье школьников – дело каждого учителя начальных классов»
статья по теме

В статье рассказывается о способах укрепления здоровья учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zabota_o_zdorove_shkolnika.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

           «Забота о здоровье школьников – дело каждого                                    учителя начальных классов»                                                                                  

                                                                                                               

       Здоровье – это главный результат воспитания, развитие интеллекта и заложенных в детстве родителями и педагогами сценариев поведения. Понимая это, педагогический коллектив нашей школы уделяет большое внимание проблеме сохранения и укрепления здоровья детей в процессе обучения и воспитания.

       Всякий раз, когда я набираю первый класс, выясняю, что есть дети с ослабленным здоровьем, часто болеющие и состоящие на диспансерном учете. Учитывая это и согласно школьной программе «Здоровье», я составила свою «Программу сохранения и укрепления здоровья младших школьников». И уже почти 2 года работаю по ней.

      Работа ведется по трем направлениям.

      Первое направление включает в себя первичную профилактику – соблюдение и выполнение санитарно – гигиенических норм.

      Каждое утро мы начинаем с зарядки, которую я провожу по системе А.Н.Стрельниковой. Эта гимнастика направлена на профилактику и лечение многих заболеваний, в том числе и простудных.

     На каждом уроке провожу физкультминутки на релаксацию всех позных мышц, усиление кровообращения. Делаем массаж биологически активных точек. Все эти упражнения дети выполняют на массажных ковриках. С третьего урока провожу упражнения для глаз.

     С похолоданием ежедневно выполняем массаж А.А.Уманской, который укрепляет иммунную систему и является надежной защитой от гриппа.

     Особое внимание уделяю режиму проветривания и освещенности кабинета.

     На прогулках, обязательных для всей начальной школы, дети играют в подвижные игры, дающие им возможность отдохнуть от учебных занятий, снять утомление, развить двигательную активность и формировать добрые взаимоотношения. Спортивно – оздоровительные часы помогают формировать у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

    Второе направление включает в себя коррекцию уже имеющихся отклонений через систему учебных занятий и внеклассных оздоровительных мероприятий.

     Все ученики в течение учебного года посещают занятия лечебной физкультуры 2 раза в неделю, с декабря по март, включительно, получают витамины.

     Всю воспитательную работу с детьми я запланировала так, чтобы внеклассные мероприятия способствовали сохранению и укреплению здоровья детей. На классных часах, проводимых раз в месяц, мы не только говорим о здоровом образе жизни, я стараюсь обучить детей нетрадиционным методам оздоровления. Дети узнали о некоторых секретах Су-Джок-терапии, освоили ряд упражнений из системы Тай-Ди.

      Очень понравилось детям и родителям спортивно – оздоровительное мероприятие «Путешествие в Страну Здоровья». Дети были активными участниками, мамы, папы, бабушки – зрителями. А в спортивном празднике «Папа, мама, я – спортивная семья» наша команда заняла 1 место. В конце каждой четверти мы проводим праздники для всей параллели, где кроме интеллектуальных, театральных конкурсов обязательно включаем различные эстафеты для двигательной активности и подвижные игры.  Проводим дни именинников с веселыми подвижными играми. Всем классом вместе с родителями ходим в лес: осенью на «Арбузник» поиграть на поляне и полюбоваться  красотой осеннего леса, а зимой покататься с горы на лыжах и ледянках, погреться у костра. Все эти мероприятия укрепляют здоровье детей и способствуют сплочению коллектива и взаимопонимания между детьми и родителями.

       Третье направление – оздоровление образовательной среды. Это создание в классе таких условий, которые прибавят здоровья и детям, и родителям, и классному руководителю.

       В кабинете имеется люстра Чижевского, поэтому каждый день дети получают сеансы аэроионотерапии, способствующие оздоровлению.

       Исходя из того, что дети в классе ослабленные, я стараюсь строить каждый урок так, чтобы он носил, кроме образовательной, развивающей и воспитательной целей, еще и оздоровительную.

       Методы, которые я применяю в своем классе для укрепления здоровья, учащихся отвечают следующим требованиям:

     - не нарушают непрерывность учебно-воспитательного процесса;

     - сочетают групповые и индивидуальные виды работы;

     - не имеют противопоказаний для применения в массовой практике;

     - дополняют друг друга;

     - в совокупности должны сложиться в единую достаточно универсальную технологию, обеспечивающую повышение адаптивного потенциала ребенка и, как следствие, ощутимое снижение заболеваемости детей в классе.

        Особое внимание уделяю подготовке родительских собраний. На них и рассказываю об оздоровительной работе в классе, обучаю родителей всему тому, чему научила детей в плане оздоровления, готовлю беседы о здоровом образе жизни, о путях сохранения и укрепления здоровья. Я уже провела собрания на темы: «Закаливание детей продуктами питания», «Здоровый климат в семье – здоровые дети».

      Вся оздоровительная работа, которую я запланировала, одобрена родителями. Они поддерживают меня во всех начинаниях, т.к. видят результаты совместной работы – дети стали реже болеть. Сообща мы стремимся воспитать детей умными и здоровыми.

    Для сравнения: в первый класс поступило 6 детей, состоящих на диспансерном учете, их количество не увеличилось;

     за период обучения в первом классе болело 13 учеников, что составило – 48% качества здоровья;

     за период обучения во втором классе болело 11 учеников, это – 53% качества здоровья;

     6 учеников не болели ни разу за 2 года.

27 апреля 2009 г.                                                   Крылова Т. Д.

                                                                                учитель  начальных классов          

         1 категории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария праздника "Секреты здоровья" .Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии "Талант" №675 Крыловой Т.В.

В данной разработке представлен матеериал по внеклассной работе  с учащимися. Цель Праздника -формирование навыков здорового образа жизни учащихся 1 классов. Знакомство с правилами гигиены.В сцен...

Внеклассное мероприятие в 3 классе Тема "Будьте здоровы" Довбня Светлана Александровна, учитель начальных классов

Цель:формирование у учащихся ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.Задачи:Создать условия для:Саморазвития и самореализации личности обучающихся.Фо...

Как помочь неуспевающему школьнику? (рекомендации для учителей начальных классов)

Рекомендации для учителей начальных классов по коррекции учебных навыков...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Приёмы и техники применяемые на каждом уроке в начальных классах"

Организационный момент в начале урока традиционно отводится учителем для наведения дисциплины, привлечения внимания к себе и уроку. Потеря пяти минут порой не дает  ожидаемого эффект, а дети...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ВОСПИТАТЕЛЯ ГПД В ВОПРОСАХ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Взаимодействие учителя начальных классов и воспитателя ГПД в вопросах сохранения здоровья младших школьников....

Сохранение и укрепление здоровья школьников: деятельность учителя начальных классов

Ведёхина О.А., учитель начальных классовГБОУ СОШ № 383 Красносельского районаСанкт-ПетербургаСохранение и укрепление здоровья школьников: деятельность учителя начальных классов Здоровьесберегающа...

Взаимодействие воспитателя и учителя начальных классов по социализации школьников с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время вопрос обучения детей с ОВЗ является актуальным, так как ежегодно количество детей с ОВЗ разных категорий, поступающих в общеобразовательные школы, увеличивается. На учителей н...