«Забота о здоровье школьников – дело каждого учителя начальных классов»
статья по теме
В статье рассказывается о способах укрепления здоровья учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zabota_o_zdorove_shkolnika.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Забота о здоровье школьников – дело каждого учителя начальных классов»
Здоровье – это главный результат воспитания, развитие интеллекта и заложенных в детстве родителями и педагогами сценариев поведения. Понимая это, педагогический коллектив нашей школы уделяет большое внимание проблеме сохранения и укрепления здоровья детей в процессе обучения и воспитания.
Всякий раз, когда я набираю первый класс, выясняю, что есть дети с ослабленным здоровьем, часто болеющие и состоящие на диспансерном учете. Учитывая это и согласно школьной программе «Здоровье», я составила свою «Программу сохранения и укрепления здоровья младших школьников». И уже почти 2 года работаю по ней.
Работа ведется по трем направлениям.
Первое направление включает в себя первичную профилактику – соблюдение и выполнение санитарно – гигиенических норм.
Каждое утро мы начинаем с зарядки, которую я провожу по системе А.Н.Стрельниковой. Эта гимнастика направлена на профилактику и лечение многих заболеваний, в том числе и простудных.
На каждом уроке провожу физкультминутки на релаксацию всех позных мышц, усиление кровообращения. Делаем массаж биологически активных точек. Все эти упражнения дети выполняют на массажных ковриках. С третьего урока провожу упражнения для глаз.
С похолоданием ежедневно выполняем массаж А.А.Уманской, который укрепляет иммунную систему и является надежной защитой от гриппа.
Особое внимание уделяю режиму проветривания и освещенности кабинета.
На прогулках, обязательных для всей начальной школы, дети играют в подвижные игры, дающие им возможность отдохнуть от учебных занятий, снять утомление, развить двигательную активность и формировать добрые взаимоотношения. Спортивно – оздоровительные часы помогают формировать у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Второе направление включает в себя коррекцию уже имеющихся отклонений через систему учебных занятий и внеклассных оздоровительных мероприятий.
Все ученики в течение учебного года посещают занятия лечебной физкультуры 2 раза в неделю, с декабря по март, включительно, получают витамины.
Всю воспитательную работу с детьми я запланировала так, чтобы внеклассные мероприятия способствовали сохранению и укреплению здоровья детей. На классных часах, проводимых раз в месяц, мы не только говорим о здоровом образе жизни, я стараюсь обучить детей нетрадиционным методам оздоровления. Дети узнали о некоторых секретах Су-Джок-терапии, освоили ряд упражнений из системы Тай-Ди.
Очень понравилось детям и родителям спортивно – оздоровительное мероприятие «Путешествие в Страну Здоровья». Дети были активными участниками, мамы, папы, бабушки – зрителями. А в спортивном празднике «Папа, мама, я – спортивная семья» наша команда заняла 1 место. В конце каждой четверти мы проводим праздники для всей параллели, где кроме интеллектуальных, театральных конкурсов обязательно включаем различные эстафеты для двигательной активности и подвижные игры. Проводим дни именинников с веселыми подвижными играми. Всем классом вместе с родителями ходим в лес: осенью на «Арбузник» поиграть на поляне и полюбоваться красотой осеннего леса, а зимой покататься с горы на лыжах и ледянках, погреться у костра. Все эти мероприятия укрепляют здоровье детей и способствуют сплочению коллектива и взаимопонимания между детьми и родителями.
Третье направление – оздоровление образовательной среды. Это создание в классе таких условий, которые прибавят здоровья и детям, и родителям, и классному руководителю.
В кабинете имеется люстра Чижевского, поэтому каждый день дети получают сеансы аэроионотерапии, способствующие оздоровлению.
Исходя из того, что дети в классе ослабленные, я стараюсь строить каждый урок так, чтобы он носил, кроме образовательной, развивающей и воспитательной целей, еще и оздоровительную.
Методы, которые я применяю в своем классе для укрепления здоровья, учащихся отвечают следующим требованиям:
- не нарушают непрерывность учебно-воспитательного процесса;
- сочетают групповые и индивидуальные виды работы;
- не имеют противопоказаний для применения в массовой практике;
- дополняют друг друга;
- в совокупности должны сложиться в единую достаточно универсальную технологию, обеспечивающую повышение адаптивного потенциала ребенка и, как следствие, ощутимое снижение заболеваемости детей в классе.
Особое внимание уделяю подготовке родительских собраний. На них и рассказываю об оздоровительной работе в классе, обучаю родителей всему тому, чему научила детей в плане оздоровления, готовлю беседы о здоровом образе жизни, о путях сохранения и укрепления здоровья. Я уже провела собрания на темы: «Закаливание детей продуктами питания», «Здоровый климат в семье – здоровые дети».
Вся оздоровительная работа, которую я запланировала, одобрена родителями. Они поддерживают меня во всех начинаниях, т.к. видят результаты совместной работы – дети стали реже болеть. Сообща мы стремимся воспитать детей умными и здоровыми.
Для сравнения: в первый класс поступило 6 детей, состоящих на диспансерном учете, их количество не увеличилось;
за период обучения в первом классе болело 13 учеников, что составило – 48% качества здоровья;
за период обучения во втором классе болело 11 учеников, это – 53% качества здоровья;
6 учеников не болели ни разу за 2 года.
27 апреля 2009 г. Крылова Т. Д.
учитель начальных классов
1 категории
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка сценария праздника "Секреты здоровья" .Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии "Талант" №675 Крыловой Т.В.
В данной разработке представлен матеериал по внеклассной работе с учащимися. Цель Праздника -формирование навыков здорового образа жизни учащихся 1 классов. Знакомство с правилами гигиены.В сцен...
Внеклассное мероприятие в 3 классе Тема "Будьте здоровы" Довбня Светлана Александровна, учитель начальных классов
Цель:формирование у учащихся ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.Задачи:Создать условия для:Саморазвития и самореализации личности обучающихся.Фо...
Как помочь неуспевающему школьнику? (рекомендации для учителей начальных классов)
Рекомендации для учителей начальных классов по коррекции учебных навыков...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Приёмы и техники применяемые на каждом уроке в начальных классах"
Организационный момент в начале урока традиционно отводится учителем для наведения дисциплины, привлечения внимания к себе и уроку. Потеря пяти минут порой не дает ожидаемого эффект, а дети...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ВОСПИТАТЕЛЯ ГПД В ВОПРОСАХ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Взаимодействие учителя начальных классов и воспитателя ГПД в вопросах сохранения здоровья младших школьников....
Сохранение и укрепление здоровья школьников: деятельность учителя начальных классов
Ведёхина О.А., учитель начальных классовГБОУ СОШ № 383 Красносельского районаСанкт-ПетербургаСохранение и укрепление здоровья школьников: деятельность учителя начальных классов Здоровьесберегающа...
Взаимодействие воспитателя и учителя начальных классов по социализации школьников с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время вопрос обучения детей с ОВЗ является актуальным, так как ежегодно количество детей с ОВЗ разных категорий, поступающих в общеобразовательные школы, увеличивается. На учителей н...