Организация внеурочной деятельности
статья (1 класс)

Скажутина Елена Константиновна

В статье представлены различные формы организации внеурочной деятельности и помещен материал из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_gotovono1.doc707 КБ

Предварительный просмотр:

Марзуева Елена Константиновна,

                                                              МОБУ СОШ №17 г.Таганрога

                                           учитель начальных классов

Организация внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющие все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации (Д.В.Григорьев, П.В.Степанов, Центр теории воспитания ИТИП РАО).

Внеурочная деятельность, согласно государственному образовательному стандарту второго поколения (ФГОС-2) становится неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводится 10 часов на организацию данной деятельности по направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

         Таким образом, внеурочная деятельность в школе способна решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:

  1. выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;
  2. улучшить условия для развития ребенка;
  3. обеспечить каждому ученику “ситуацию успеха”;
  4. содействовать самореализации личности ребенка и педагога.
  5. обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  6. способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
  7. оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  8.  учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся               Конечно, далеко не все школы способны сегодня решать эти задачи. Но наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс, эффективность которого в обеспечении современного качества образования не безгранична, особенно в рамках классно-урочной системы. Внеурочная деятельность объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка

Многие учителя понимают, что между знаниями, которые даются в школе, и теми, что нужны учащимся в жизни, пока имеется большой разрыв.

Для детей важно, чтобы их образование было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.

Актуальность проблемы состоит в том, чтобы правильно организовать пространство дополнительного образования учащихся начальной школы.

Организовать – значит упорядочить, установить определённый порядок.             Важно установить, какие аспекты, компоненты дополнительного образования требуется упорядочить, чтобы внеурочная деятельность была организована.

При организации дополнительного образования в своей школе мы провели анализ по следующим направлениям.

1.Проанализировали цели и задачи своей школы.

2. Выявили (при помощи анкетирования) запросы детей и родителей на дополнительные образовательные услуги.

3. Провели педсовет школы, на котором каждый член коллектива школы (учителя начальной школы, учителя средней и старшей школы, библиотекарь, психолог и др.) могли определиться с выбором одного из направлений, в котором он является специалистом.

4.. Изучили дополнительные образовательные услуги, предлагаемые ближайшими учреждениями дополнительного образования.

5. Изучили основные нормативные документы по организации внеурочной деятельности детей (законы, приказы, инструкции, распоряжения).

В результате была составлена модель  внеурочной деятельности  в  школе.

Учащимся начальной школы были предоставлены возможности широкого спектра занятий, направленных на их разностороннее развитие в различных формах организации, таких как кружок, клуб, секция.

    1)  Кружок   «Я   исследователь»  способствует   формированию   экологической культуры, базируется   на   идеях   гуманистической   педагогики, на   новых   технологиях развития экологического сознания. Основная цель – воспитание гуманного ,творческого, социально-активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества. Одна из задач работы кружка – это формирование у школьников знания основ экологии, использование полученных знаний об экологии, воспитание чувства бережного отношения к природе. Положительным   результатом   является   приобретение   знаний   о   принятых  нормах отношения к природе, овладение основными экологическими терминами.

  2)  Творческая   лаборатория   «Волшебный   мир   оригами» развивает  пространственное   воображение, память,    творческие   и   исследовательские  способности, чертежные   навыки, мелкую   мускулатуру   кистей   рук, концентрацию  внимания, уверенность   в   своих   силах   и   способностях; знакомит   с   основными  геометрическими   понятиями, улучшает   способность   следовать   устным   инструкциям  ,расширяет коммуникативные способности; воспитывает личность ,как члена общества с  его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами. Основной целью является всесторонне интеллектуальное и эстетическое развитие  младших   школьников, развитие   их   творческих   способностей, логического  мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

  3) Клуб «Мир вокруг нас». Актуальностью программы является использование  технологий   деятельностного   типа, методов   проектно-исследовательской  деятельности. Особенностью   программы   является   формирование   умения   учиться самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Цель программы - формирование информационной грамотности учащихся на основе  самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания. Задачи   программы - формирование   системы   интеллектуальных,  общеучебных   и специальных   знаний, умений   и   навыков; развитие   личности   школьника; воспитание  коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

 4) Кружок «В здоровом теле - здоровый дух» входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное  развитие личности. Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

5) Образовательной областью  программы Клуба  «Затейник»  является искусство. Новизна программы заключается в том, что здесь интегрируются предметы художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. Программа направлена на развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умение видеть и творить прекрасное.
    В основе программы лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла. Все эти предметы направлены на развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное. Каждый ребенок одарен природной способностью творить, теми или иными наклонностями.
     Данная программа направлена на развитие техники и логики речи, развитие артикуляции, практическое овладение словесным действием, развитие музыкальных и артистических способностей, а также приобщение к миру искусства. Итогом деятельности учащихся является воспитание у ребят активного восприятия искусства,  участие их в постановке спектаклей.

Реализация данной модели  внеурочной деятельности  предусматривает:

- приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение  школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах  поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

- формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

- приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

    В процессе реализации  выбранной модели произойдет:

  1. внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
  2. улучшение психологической и социальной комфортности в  едином  воспитательном пространстве;
  3. укрепление здоровья воспитанников;
  4. развитие творческой активности каждого ребёнка;
  5. укрепление связи между семьёй и школой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации внеурочной деятельности «Узнаем сами» (проектная деятельность)

Программа  курса «Узнаем сами » предназначена для обучающихся во 2 классе начальной школе, интересующихся исследовательско...

Проектная деятельность как форма организации внеурочной деятельности учащихся

Рассказывается как организовать  проектную деятельность учащихся...

Статья: «Проектная деятельность как инновационный подход к организации внеурочной деятельности в начальной школе»

В статье рассматриваются две модели вовлечения учащихся начальной школы в проектную деятельность посредством  внеурочных занятий....

Проектная деятельность как форма организации внеурочной деятельности

Демократические преобразования в обществе, динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность и другие явления рыночной экономики на первое место ставят индивидуальность и неординарность личн...

Методическая копилка по ВПД 2 Организация внеурочной деятельности и общения учащихся. МДК 02.02. Основы организации внеурочной работы в области научнопознавательной деятельности

1. Направления, виды и формы внеурочной деятельности2. Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности обучающихся по научно-познавательному (общеинтеллектуальному)  направл...