Внеклассное мероприятие
классный час (4 класс) на тему

Епифанова Ольга Владимировна

" Покормите птиц зимой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pokormite_ptic_zimoy.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Покормите птиц зимой

Цели: создать атмосферу доброжелательности, веселья; обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитывать бережное к ним отношение; выявить познавательные интересы детей и развивать их творческие способности.

Оборудование: рисунки детей о птицах; кормушки , которые дети сделали вместе с родителями; книги о птицах; грамзапись «Голоса птиц»; иллюстрации птиц. Плакат                      с надписью « Птицы – наши друзья».

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня мы с вами поговорим о птицах и поиграем. А начнем мы наше мероприятие с загадки.

- О каком времени года эта загадка?

Кто поляны белит белым,

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины

Разукрасил все витрины?  ( зима)

-Давайте поговорим об этом времени года.

- Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)

- Как изменилась природа с наступлением зимы?  (Стало холодно, дует холодный ветер, идет снег, снежная крупа, дни стали короче, вода в реках и прудах замерзла).

- Какие изменения произошли с растениями?    (Растения  стоят без листьев, трава пожухла и покрылась снегом.

-Снег защищает землю от мороза и только хвойные деревья стоят зеленые.

- А есть ли сейчас плоды и семена на деревьях, кустарниках и травах?

 ( есть, но очень мало).

- Можно ли увидеть зимой насекомых?   ( нет)

- Действительно, насекомые спрятались в укромные места, плодов на деревьях мало и нашим друзьям стало холодно и голодно. А вот каким друзьям,  вы догадаетесь отгадав загадку:  Снится ночью пауку, чудо – юдо на суку,

                Длинный клюю и два крыла…

                Прилетит – плохи дела.

                А кого паук боится?

                Угадали? Это …     ( птица).

-Птицы – дети воздуха.

- Птицы могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.

- Птицы – наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов от вредителей.

- Птицы – это тайна и красота, без них нам не обойтись.

- Скажите, все птицы с наступлением холодов могут найти себе необходимый корм?

- Действительно, многим птицам приходится очень трудно и им приходится покидать родные места, улетая в теплые края.

- А как мы называем тех птиц, которые улетают от нас?  (Перелетные)

Игра для детей « Гуси – гуси».

Гуси , гуси!     Га-га-га!

Есть хотите?   Да-да-да!

Поищите же тогда!

Мы искали, мы в воду ныряли, но ничего не достали.

Трава полегает, вода замерзает, холода наступают.

Что же делать вам, гуси?

Улетать за синие моря, за высокие горы, в теплые края.

Ну, летите же тогда!

-С наступлением холодов птицы собираются в большие стаи  и улетают в теплые края, где они зимуют до следующего года. У многих птиц здесь остаются их гнезда, в которых они вывели своих птенцов и  к ним они вернутся весной.

К.Кулиев « Не разоряйте птичьего гнезда».

Не разоряйте птичьего гнезда,

Так счастлива в своем жилище птица!

Она в гнезде спокойнее тогда,

Когда над рощею буря злится.

Храните дерево от топора –

Оно высокое и вековое,

Дает нам тень, когда стоит жара,

Оно чарует все живое.

Не разоряйте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без дома.

- А как мы называем птиц, которые не улетают от нас, а остаются с нами?  (зимующие)

- Правильно, сегодня мы будем говорить о зимующих птицах.

- Каких зимующих птиц  вы знаете?

- Да, это воробьи, вороны, сороки, синицы, дятлы, снегири, клесты, зяблики, свиристели.

- Эти птицы всю зиму проводят вместе   с нами, стараются порадовать нас и удивить своей красотой и необычными звуками. Но этим птицам тоже зимой приходится очень трудно и мы должны их подкармливать, т.е. вешать кормушки и насыпать туда корм.

- Смотрите, а вот и первая птица прилетела к нашей кормушке.

-Узнайте ее, отгадав загадку:

                                                  Зимой на ветке яблоки!

                                                  Скорей их собери!

                                                  И вдруг вспорхнули яблоки,

                                                  Ведь это …      (снегири)

-Снегири очень красивы в своих ярко – красных нарядах. Они птицы солидные, не суетятся и не торопятся, снегири еще и рыцари. Самцы, как бы не были голодны , всегда уступают лучшие гроздья самке. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. И делает это по команде вожака: тот слегка приподнимет крылышки, покажет всем белое пятнышко у себя на пояснице. Это команда : « В полет». Летает снегирь легко и красиво. Снегири держатся обычно небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку, отломить почку, а затем снова сесть неподвижно на некоторое время.

- А вот еще одна птица прилетела к нашей кормушке,  отгадайте и ее:

                                     Спинкою зеленовата,

                                     Животиком желтовата,

                                     Черненькая шапочка

                                     И полоска шарфика.     ( Синица)

Все синицы птицы лесные. А прилетают синицы ближе к жилью человека не от хорошей жизни: трудно им, голодно в лесу зимой, и поэтому летят туда, где легче прожить, прокормиться. В это время синицы становятся всеядными птицами т.е. едят крошки хлеба, крупу, кусочки сала и мясо. И все-таки очень много птиц гибнет зимой: из 10 синиц до весны доживет всего1 -2. Гибнут не от холода, а от голода. Голодная синица не переносит даже слабых морозов.

                                 Очень трудно прокормиться

                                 Юрким, маленьким синицам.

                                 Ты зимой суровою

                                 Сделай им столовую.

-Посмотрите, какую сценку приготовили ребята: « Воробей и  Синица».

-Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие?

- Ружьё!

- Нет, не угадала.

- Пушка!

- Опять не угадала.

- Какое же тогда, Воробей?

- Рогатка! Из пушки по воробьям не стреляют, а вот из рогатки только успевай отскакивай. Я- то стреляный воробей.

                                      В серой шубке перьевой

                                      И в морозы он герой

                                      Скачет на снегу, резвится

                                      Не орёл, но всё же птица.

- Давайте споем песенку про воробья « Все нужны друзья»  и  порадуем его:

           Сколько вкусных бутербродов искрошил в кормушку я,

           Очень трудная работа – дрессировка воробья,

           Но зато в районе нашем удивляется народ –

           Воробей вприсядку пляшет, звонко песенки поет.

                                                            Чирик – чик – чик, чирик – чик – чик

                                                            Всем нужны друзья.

                                                           Чирик – чик – чик, чирик – чик –чик

                                                           Даже воробьям.

           С ним мы делимся обедом, как положено друзьям.

           Расчирикался он об этом всем знакомым воробьям.

           Я им крошек дам послаще, и недели не пройдёт,

             Все увидят настоящий воробьиный хоровод.

                                                           Чирик –чик - чик, чирик – чик – чик

                                                           Всем нужны друзья.

                                                          Чирик – чик –чик, чирик – чик чик

                                                          Даже воробьям.

- А вон новый гость.

                           Вот новость: у клестов

                           Появилось пять птенцов!

                          А метель метет, метет,

                           А отец себе поёт:

                          Что нам холод, что нам снег,

                          Что деньки студеные.

                          Ребятишки у меня

                          Очень закаленные!

-Клестов ещё называют « северными попугайчиками». Они искусно лазают по деревьям, цепляясь за ветки лапками  и кривыми клювами. Для клестов зима тоже трудное время года. Питаются клесты семенами хвойных деревьев, а зимой их много.

- А это что за птица?

                                    Он в своей лесной палате

                                    Носит чёрненький халатик.

                                    Он деревья лечит:

                                    Постучит и легче.   ( Дятел)

- К нашей кормушке прилетели разные дятлы и каждый расскажет о себе.

« Я самый крупный дятел и обитаю в основном в хвойных лесах .Встречаюсь нечасто, но каждая встреча запоминается надолго. Ещё издали можно услышать мой громкий крик –   « кли – кли – кли, , который издаю на лету. А сейчас усядусь на дерево и приступлю к поискам насекомых. Если вы проходите мимо дерева и увидите большую  черную птицу, а только светлый клюв и красная шапочка на голове , то это я – черный дятел « желна».

« А я встречаюсь в лесах смешанных и лиственных, в садах и парках. Ловко обследую щели на коре деревьев, долблю кору – достаю много личинки, жуков. Причем обычно не стволы обыскиваю, а более тонкие ветви: мне маленькому, так удобнее. Быстрый, ловкий, то и дело перелетаю с одного дерева на другое, так что непросто за мной наблюдать.

Я большой пестрый дятел, чуть больше скворца. Меня называют « доктором  леса». Своим крепким клювом я долблю кору дерева, достаю личинки и жуков. Делаю много дупл для себя и других птиц.

Возле нашей кормушки собралось много пернатых друзей и давай мы  поиграем с ними:

« Какая птица как поет?»

- Кто стрекочет?    ( сорока)   

-А что делает воробей?   ( чирикает)

- Какие звуки издает ворона?  ( каркает)

- Ухает кто?   ( филин)

- А какие звуки издает дятел?  (стучит, кли-кли-кли ) 

А сейчас продолжите пословицу:

- Слово не воробей …                                 ( вылетит не поймаешь).

-Где птица не летает …                               ( свое гнездо знает) .

-Птицу узнаешь в полете, а …                    ( человека в работе) .

Сегодня мы встретились у нашей кормушки с разными птицами и много узнали о зимующих. Посмотрите на рисунки на нашей выставке и узнайте еще каких зимующих птиц можно встретить в наших местах. С наступлением холодов птицам трудно добывать себе корм, поэтому мы всегда должны помнить об этом  насыпать корм в кормушки.              

Чтение стихотворения « Подкормите птиц зимой».

Подкормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайкой на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

А. Яшин.

 _ Давайте не забывать о зимующих птицах и помогать им выживать в холодное время года. Покормим наших пернатых друзей семенами и семечками.

( Дети насыпают в кормушки корм и вешают их на ветках возле школы).

                               

                                             

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.

Цели занятия:1.    Познакомить детей с правилами дорожного движения.2.    Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Внеклассное мероприятие "Прощание с Начальной школой" 4класс. Конспект мероприятия.

Внеурочная деятельность . Конспект "Прощание с Начальной школой"...

"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....