Главные вкладки

    Воспитательское занятие на тему: "У меня зазвонил телефон"
    методическая разработка по теме

    Осьминина Ирина Сергеевна

    Познакомить детей с правилами телефонного этикета.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл u_m_zazv_t.docx71.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Современный этикет: У меня зазвонил телефон»

    Цель: познакомить воспитанников  с правилами телефонного этикета; разобрать с учащимися некоторые правила, связанные с разговорами по телефону; обратить внимание на влияние телефонных разговоров на психику человека; предупредить о правовой ответственности за ложные телефонные звонки; напомнить правила пользования телефоном в общественных местах.

    Форма проведения: беседа с элементами игровой драматизации.

    Оборудование: модель телефона, вопросы на доске.

    Подготовка:

    Провести анкету. (См Приложение 1)

    Подготовить двух учеников для сценки “Стон телефона”.

    Подготовить текст, слова: “мама”, “папа”, “Маша”, ширму.

    Подготовить памятки телефонного этикета.

    Подготовить выставку литературы по теме.

    Два телефонных аппарата.

    Использованная литература:

    Материалы Интернет.

    Сгибнева Е.П. Классный час 10 – 11классы. Серия “Сердце отдаю людям”, изд-во “Феникс”, 2005г.

    Современная энциклопедия этикета. Составитель Орлова Л, изд-во АСТ, 2007г.

    Школа этикета. Составитель Лихачева Л.С. Сред.– Урал. кн. изд-во, 1995г.

    Ход   занятия

    1. Вступительное слово воспитателя.

     

    - Ребята, отгадайте загадки.

    Вот так дом, Одно окно.

    Каждый день в окне - кино. (Телевизор.) Здесь говорят,

    А в Москве слышно. (Телефон.)

    Телевизор, компьютер, телефон - все это современная техника, которая перевернула мир. Почти невозможно представить, как люди прошлого обходились без телевизоров, компьютеров и телефонов. Но так ли сильно повлияли достижения прогресса на формы общения людей? И нужно ли нам знать телефонный этикет? Некоторые из вас, возможно, сразу ответят, что нет ничего проще, чем позвонить по телефону. И будут не совсем правы. За границей этикет телефонного разговора разработан до мелочей, например, там представители фирм отвечают бодрым голосом, любезно, четко, проявляя повышенное внимание к звонящему. В числе рекомендаций для фирм присутствует совет нанимать на работу только обаятельных секретарей, которые станут лицом фирмы, так как они первыми связывают ее с внешним миром.

    2. Сценка “ телефонные страдания ”.

    Мы живем в век информационных перегрузок. Скорость обмена информацией заметно возросла с использованием современных средств связи. Но этими замечательными изобретениями мы подчас не по назначению, а иногда нарушая все возможные правила этикета.

    Сценка:

    1.Ой, я бедный телефон,

     Что мне делать, как мне быть,

     От пустых ненужных слов

     Волком хочется завыть!

    2. Создан я для нужных дел,

     Сообщенья передать,

     Но, похоже, мой удел –

     Дать возможность лишь болтать!

    3. Пухнет трубка от тоски,

     Бесконечных “да” и “ну”,

     Как не плавятся мозги,

     Ничего я не пойму…

    4. А использовать меня,

     Не назвавшись самому,

     Эта грубая возня

     Не нужна ведь никому!

    5.Не смешно, а грустно мне

     Злые шутки изрекать,

     И обиднее вдвойне

     О лживых фактах сообщать!

    6. Разговоры ни о чем,

     Я от них с ума схожу!

     Ой! Я бедный телефон,

     Помогите мне, прошу!

    7. Дайте, люди, отдохну,

     Номер мой прошу забыть,

     Хоть минуточку одну

     Умоляю не звонить!

    Многие ли из вас смогут ответить на такие вопросы:

    - Когда звонить по телефону считается неприличным?

    - Есть ли временные границы телефонного звонка?

    - Всегда ли нужны вежливые слова в телефонном разговоре?

    - Когда нельзя обойтись без телефонного звонка?

    (Эти вопросы записать на доске, вернуться к ним в конце классного часа при подведении итогов.)

    Сегодня мы все вместе будем искать правильные ответы на эти и другие вопросы.

    3. История появления телефона.

    Изобрел телефон в 1876 году американский ученый – физик Александр Белл. Первоначально связь с помощью такого телефона поддерживалась на расстояние 250 метров. В 1877-1878 году Эдисон усовершенствовал телефон Белла – повысилась четкость звучания и громкость. Примерно через 100 лет – в 1973 г.

    Мартин Купер, прогуливаясь по центру Манхеттена, делал многократные звонки по сотовому телефону. Все его звонки были адресованы конкурентам, которых Купер информировал о созданном телефоне, вызывая немалое удивление происходящим. Через 10 лет 1миллион абонентов пользовались услугами сотовой связи, хотя стоимость портативного телефона составляла 3.995 долларов. 1990 год – число абонентов составляет 11 миллионов; 2007 – 2,15 млрд!

    4. Значение телефона. (перечисляют ребята)

    (Быстрая связь, нет необходимости лично встречаться, независимость от места нахождения и т.п.)

    5. Телефонный этикет.

    - Но перед тем как мы наберем телефонный номер, следует подумать: заслуживает ли дело, ради которого мы собираемся звонить, того, чтобы кого-либо беспокоить? И еще, запомним раз и навсегда, никогда не следует начинать телефонный разговор словами: «Это кто говорит?» У каждого, кто снимает телефонную трубку и слышит такой вопрос, сразу возникает желание ответить что-то неприятное и бросить трубку. Вопрос: «Кто это говорит?», когда сам звонящий не представляется, звучит по-хамски и поэтому вызывает, как правило, отрицательную реакцию. Кому бы мы ни звонили, сначала требуется поздороваться и назвать себя.

    Какие правила вы уже узнали?

    - Подумать, есть ли необходимость звонить;

    - Следует представиться;

    - Не нужно забывать о словах вежливости.

    - Но в каких ситуациях вежливые слова неуместны и представляться не надо? При обращении к телефонисткам, при получении справки - в этих случаях нужна четкая информация. Долгие подходы (например: «не будете ли вы так любезны сообщить?», «не откажите ли вы мне в одной маленькой просьбе?») только оттягивают время от получения ответа. Конечно, без «пожалуйста» и «спасибо» здесь не обойтись. Телефонный разговор - это особый род общения, где есть свои правила. Попробуем разобраться в них. 

     

    Умеем ли мы общаться

    Сценка – экспромт. Дубль 1: “ Почему обиделась мама?”

    Маша: Алло, Катя, это ты?

    Мама: Нет, это не Катя. А кто ее спрашивает?

    Маша: Да, так, знакомая. А где Катя?

    Мама: Ее нет дома. Что ей передать?

    Маша: Вот коза, обещала меня подождать, а сама куда-то слиняла!

    Мама: Простите, я с вами в таком духе не могу дальше разговаривать.

    Обсуждение ошибок: ( Маша не представилась, обращается на ты, недопустимые высказывания, либо передать просьбу, либо сообщить когда перезвонит).

    Сценка – экспромт. Дубль 2: “Исправляем ошибки”

    Маша: Здравствуйте, вас беспокоит Катина одноклассница Маша.

    Мама: Здравствуйте, Слушаю вас.

    Маша: Можно пригласить Катю к телефону?

    Мама: Ее нет дома. Что ей передать?

    Маша: Мы договаривались с ней о встрече, скажите какое время мне удобнее перезвонить, чтобы застать ее дома?

    Мама: Перезвоните часа через два. Я передам, что вы звонили.

    Маша: Спасибо, я обязательно перезвону. Всего доброго.

    6. Когда телефоном пользоваться нельзя и почему.

    При работе электронной техники (компьютеры, ЭКГ и т.д.)

    Во время урока, в кинотеатре, на спектакле.

    При разговоре с другим человеком, если таковой не предполагает использование телефона.

    За рулем транспортного средства.

    7. Вред от телефона.

    Современная болезнь – телефономания – постоянное напряжение нервной системы из-за ожидания звонка сокращает жизнь человека на 3 – 4 года.

    Снижение слуха – у телефонисток 6-ти часовой рабочий день.

    Злые шутки, мерзкие розыгрыши – безобразие и хулиганство.

    ДТП, сейчас штрафы предусмотрены во многих странах. Англия ДТП во время разговора – уголовная ответственность до 2,5 лет.

    8. “Телефонный этикет”

    Памятка «Телефонный этикет»

    1. На телефонный звонок отвечайте сразу.
    2. Не забывайте здороваться по телефону и лишь затем обращайтесь с просьбой.
    3. Позвонивший обязан себя назвать.
    4. Не звоните до 9 часов утра или после 22 часов (кроме случаев срочного сообщения или если вашего звонка ждут).
    5. Если во время разговора телефон отключился, перезванивает тот, кто звонил.
    6. Частные разговоры не ведите в присутствии других лиц.
    7. Не звоните без крайней необходимости на работу по личному делу.
    8. На работе говорите по телефону кратко.
    9. Если звонивший ошибся номером, отвечайте вежливо – вполне возможно в ошибке виновата техника.
    10. Если вам в гостях необходимо позвонить, спросите разрешения у хозяев и помните – хозяину дома при этом совсем не обязательно вас покидать.
    11. Пользуйтесь при телефонном разговоре чудодейственными словами: «извините»,  «пожалуйста»,  «спасибо».
    12. Не обременяйте друзей или родственников своими неприятностями, жалобами, огорчениями, не обсуждайте в течение часа очередную покупку и т.д. –  разговор должен быть кратким, спокойным и вежливым.
    13. Даже если  вы обижены и очень разгневаны, воздержитесь от криков и угроз по телефону. Постарайтесь вести себя корректно.
    14. Отключайте телефон в тех местах, где этого требуют правила этикета.

    9. Викторина.

    На поставленный вопрос предлагается несколько вариантов ответов. Вы должны найти верный (правильные ответы отмечены знаком *).

    1. В какое время удобно звонить?

    а) После 7 утра до 11 вечера по будням,

    б)* После 8 утра до 10 вечера.

    в) Если выходной, то не важно - кто-нибудь все равно есть дома.

    2. Кто должен перезвонить, если телефон внезапно отключился?

    а) Неважно.

    б) Тот, кому звонили,

     в)* Тот, кто звонил.

    3. Вам хочется поговорить с подругой (другом) по душам. В какое время лучше позвонить?

    а) Попозже, лучше всего в полночь, чтобы взрослые не подслушивали.

    б) Можно звонить в любое время.

    в)* Звонить не надо, лучше встретиться.

    4. Сколько гудков надо прослушать, прежде чем вешать трубку?

    а) 15 гудков, чтобы знать наверняка, что дома никого нет.

    б) 4 гудков хватит вполне,

    в)* 5-7 гудков.

    5. Можно ли давать номер телефона без разрешения владельца?

    а) Да, что в этом особенного.

    б) Только в том случае, если люди знакомы друг с другом,

    в)* Нет.

    6. Можно ли поблагодарить за дорогой подарок или добрую услугу по телефону?

    а) Да, главное поблагодарить.

    б) Не обязательно, можно поблагодарить при следующей встрече.

    в)* Нет. Надо не откладывая нанести визит и поблагодарить лично.

    7.Вы разговариваете по телефону, а в это время вам позвонили в дверь. Что делать?

    а) Попрошу собеседника подождать некоторое время у телефона, пока я разберусь с посетителем.

    б) Открою дверь и вернусь к разговору по телефону.

    в)* Извинюсь перед собеседником и скажу, что перезвоню попозже.

    8. Кто-либо по ошибке набрал ваш номер. Что вы сделаете?

    а) Просто положу трубку.

    б) Посоветую точнее набирать номер,

     в)* Отвечу: «К сожалению, вы ошиблись».

    9. Вы сняли трубку, а к телефону попросили подойти младшую (старшую) сестру (брата). Как вы поступите?

    а) Сначала спрошу, кто звонит.

    б) Молча положу трубку у аппарата и позову.

    в)* Скажу: «Подождите, пожалуйста, сейчас позову».

    10. По телевизору идет ваш любимый сериал, а друг позвонил, чтобы поговорить. Как вы поступите?

    а) Поговорю немного, слушая не особенно внимательно, следя за действием на экране.

    б) Скажу честно: «Позвони, пожалуйста, попозже, сейчас я смотрю телевизор».

    в)* Скажу так: «Извини, сейчас не могу с тобой разговаривать. Позвоню позже. Во сколько лучше перезвонить?»

    11. Кто первым заканчивает разговор?

    а) Тот, кому больше нечего сказать.

    б) Тот, кто не хочет больше разговаривать.

    в)* Тот, кто позвонил (этикет также определяет, что первым заканчивает разговор женщина в разговоре с мужчиной и старший в разговоре с младшим).

    12. Вам очень хочется выговориться, вы звоните другу и...

    а) После приветствия вы начинаете рассказывать о своих проблемах.

    б) Сначала спросите: «Я тебе не помешал?» Если нет - начнете разговор.

    в)* Спрошу, можно ли поговорить сейчас или лучше позвонить попозже.

    13. Вы узнали, что ваш приятель не сдал экзамен. Что вы сделаете?

    а) Позвоню сразу и утешу.

    б)* Подожду, пока он сам позвонит. Если он заговорит о неудаче, посочувствую.

    в) Позвоню сам, и если он не вспомнит о неудаче, то промолчу. *

    14. У вас мобильный телефон. Где он будет помехой?

    а) В парикмахерской.

    б) В транспорте,

     в)* На концерте.

    15. Вы не хотите разговаривать с очень навязчивым человеком.

    Что вы скажете?

    а)* Что кто-то позвонил в дверь.

    б)* Что срочно должны позвонить родители.

    в)* Что у вас гости и кто-то срочно нуждается в вашей помощи. В последнем вопросе все варианты верны. Вы спросите: этично ли это? Может быть, лучше резко сказать всю правду? В жизни нельзя обойтись без таких ухищрений. Мы иногда не говорим правды, потому что не хотим быть невежливыми. Иногда мы не можем сказать прямо: «Я просто не хочу с тобой разговаривать». Кстати, люди деликатные быстро понимают, в чем дело, и не станут навязываться.

    10. Физкультминутка.

    Игра «Отгадай, чей голосок».

    Все играющие образуют круг. (Игру можно проводить и стоя за партами. Вместо движения по кругу - ходьба на месте.) Один из игроков становится в середине круга (или около доски) и закрывает глаза. Учитель указывает на того, кто будет петь или говорить: «Скок, скок, скок».

    Все участники игры идут по кругу вправо и поют: «Мы составили все круг, повернемся разом вдруг!» На эти слова все поворачиваются на 360° и продолжают далее: «А как скажем - скок, скок, скок - отгадай, чей голосок».

    Стоящий в центре с закрытыми глазами открывает их и должен угадать, кто сказал слова «скок, скок, скок», или показывает направление, откуда услышал голос. Узнанный игрок идет в середину, а водящий в круг. Если водящий не отгадывает, он продолжает стоять в середине круга.

    5. Практическая часть.

    - В заключение давайте потренируемся в получении необходимой информации по телефону.

    (Детьми разыгрываются предложенные ситуации. Использовать игрушечный телефон.)

    Например, вы хотите узнать о режиме работы библиотеки:

    - Здравствуйте. Это библиотека имени Некрасова? Скажите, пожалуйста, как вы работаете?

    Или вам необходимо позвонить родителям на работу:

    - Здравствуйте. Будьте добры, пригласите, пожалуйста, Елену Ивановну.

    - Чтобы получить по телефону полную информацию, к телефонному общению необходимо подготовиться: необходимо заранее записать все вопросы, которые потребуется задать. Поэтому около телефона положите ручку и блокнот, чтобы было удобнее работать с полученной информацией.

    6. Подведение итогов.

    Подведем итоги нашей беседы: тема нашего разговора актуальна, надеюсь, полезна и, вероятно, поможет задуматься, посмотреть на себя со стороны, исправить некоторые ошибки в своем поведении и общении с друзьями, родными, знакомыми дома и в школе.

    - Дополните фразу «Теперь я знаю, что...»

    (Учащиеся по «цепочке» дополняют предложенную фразу.)

    Дополнительный материал для воспитателя. 

    Сотовые телефоны

    Существует проблема воздействия излучения, исходящего от мобильных телефонов, на здоровье школьника. По данным заведующего лабораторией электромагнитных полей Саратовского государственного университета Александра Сомова, который проводит исследования на тему безопасности мобильных телефонов, дети начинают пользоваться сотовой связью уже с 8 лет. Отметим, некоторые исследователи утверждают, что частое использование мобильного телефона может стать причиной рака, однако экспериментальных данных, полученных в России, подтверждающих или опровергающих подобное утверждение, до сих пор в нашей стране представлено не было.

    Известно, что излучение от мобильных телефонов действительно оказывает биологическое воздействие на мозг человека, но пока не представлены научно обоснованные доказательства его негативности. Тем не менее, специалисты предостерегают родителей и учителей и рекомендуют не разрешать детям чрезмерно часто пользоваться сотовыми телефонами. Согласно исследованиям, проведенным в шведском Каролинском институте, крупнейшем в Европе биомедицинском центре, присуждающем Нобелевские премии по медицине и физиологии, пользование мобильным телефоном в течение 10 и более лет почти удваивает риск возникновения акустической невромы - опухолевидного разрастания ткани слухового нерва, причем именно той стороны головы, к которой обычно прижимается телефон. Эксперты рекомендуют ограничивать использование мобильных телефонов в целях предосторожности.

    Британское правительство, учитывая результаты, предоставленные Великобританией, Данией, Финляндией, Норвегией и Швецией (страны, где мобильные телефоны появились раньше остальных), рекомендовало использовать мобильные телефоны детям до 16 лет только для очень важных звонков, т. к. их нервная система пока еще находится в стадии развития. Недавно по этой проблеме высказался Главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. По его словам, «в данном случае есть определенная обоснованная тревога, т. к. излучение, которое происходит в результате использования мобильных телефонов, имеет определенное вредное воздействие». Основываясь на результатах исследований, специалисты британской Национальной коллегии по радиологической защите сообщили, что серьезной опасности для здоровья от использования мобильных телефонов не выявлено. Тем не менее ученые не советуют пользоваться ими слишком часто. Особенно это касается детей, которым рекомендуется использовать модели с низким показателем удельной мощности излучения или вместо звонков отправлять SMS-сообщения. Не исключено, что мобильные телефоны могут вызвать доброкачественные опухоли, когнитивные расстройства и даже влиять на структуру ДНК.

    Правила пользования сотовыми телефонами

    1. Общие правила.

    1.1. Сотовый телефон является личной собственностью учащегося и сотрудника школы.

    1.2. Администрация не несет ответственности за личные вещи учащихся и сотрудников школы.

    2. На занятиях.

    2.1. Во время урока звуковой сигнал сотового телефона необходимо отключить.

    2.2. Учащимся во время урока запрещается пользоваться сотовым телефоном.

    2.3. Во время урока педагог не имеет права брать на хранение сотовые телефоны учащихся и не несет ответственности за их сохранность.

    3. На переменах, до и после окончания занятий.

    3.1. В целях сохранности:

    - не оставлять сотовый телефон без присмотра;

    - ни под каким предлогом не передавать сотовый телефон в чужие руки.

    Почему телефон занят?

    По телефону день-деньской

    Нельзя к нам дозвониться!

    Живет народ у нас такой –

    Ответственные лица:

    Живут у нас три школьника

    Да первоклассник Коленька.

    Придут домой ученики –

    И начинаются звонки –

    Звонки без передышки.

    А кто звонит? Ученики,

    Такие же мальчишки.

    - Андрей, что задано, скажи?

    Ах, повторяем падежи?

    Все снова, по порядку?

    Ну ладно, трубку подержи,

    Я поищу тетрадку.

    Не замолкают голоса,

    Взывает в трубке кто-то:

    - А по ботанике леса,

    Луга или болото?..

    Звонят, звонят ученики...

    У них пустые дневники.

    У нас звонки, звонки, звонки..

    А первоклассник Колечка

    Звонит Смирновой Галочке

    Сказать, что пишет палочки

    И не устал нисколечко.

    А. Барто

    Приложение 1

    Анкета  к воспитательскому занятию  «У меня зазвонил телефон».

    1. Наличие телефона –                  есть,     нет.

    2. Беру с собой в школу –              всегда,  иногда,    нет.

    3. Нужен, чтоб знать время –        всегда,  иногда,    нет.

    4. На уроке отключаю –                 всегда,  иногда,    нет.

    5. Отключаю звук –                        всегда,  иногда,    нет.

    6. Достаю, когда скучно –             всегда,  иногда,    нет.

    8. На уроке читаю SMS –              всегда,  иногда,    нет.

    9. На уроке пишу SMS –                всегда,  иногда,    нет.

    10.У меня забирали телефон –      всегда,  иногда,    нет.

                       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по обучению грамоте по теме: «К. И. Чуковский «У меня зазвонил телефон», «Путаница», 1 класс

      ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28 г. СызраниКОНСПЕКТ УРОКА  по теме: «К. И. Чуковский «У меня зазвонил телефон», «Путаница».Класс: 1Предмет: урок обучения грамот...

    «У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН». Обучающий урок-практикум по телефонному этикету.

    «У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН».  Обучающий урок-практикум по телефонному этикету....

    План-конспект урока ОРКСЭ (ОСЭ) на тему "У меня зазвонил телефон".4 класс.

    План конспект урока по новому предмету ОРКСЭ (ОСЭ)в 4 классе  на тему "У меня зазвонил телефон",презентация .Я второй год веду уроки ОРКСЭ в 4 классе. Моим учащимся особенно  понравились уро...

    Классный час на тему "У меня зазвонил телефон"

    Классный час на тему "У меня зазвонил телефон"...

    Урок литературного чтения в первом классе по теме "Инсценирование стихотворений. К.И.Чуковский «У меня зазвонил телефон», «Путаница».

    Цели  урока:Образовательные:познакомить с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, учить понимать юмор прочитанных произведе...

    Конспект занятия в подготовительной группе детского сада "У меня зазвонил телефон"

    Конспект занятия, посвященного развитию у детей навыков социализации и общения по телефону...