Проект воспитательной системы класса "Малая Демократия"
методическая разработка по теме

Горбачева  Ольга  Евгеньевна

Воспитательная система класса "Мадая Демократия" на основе включения учащихся в систему самоуправления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_sistema_klassa_malaya_demokratiya.docx38.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №19 с углубленным  изучением

отдельных  предметов» г.Заволжье  Городецкого района Нижегородской области

Проект

воспитательной системы класса

«Малая Демократия».

Автор: Горбачева Ольга Евгеньевна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Заволжье

I. Психолого-педагогическая характеристика класса.

1.Состав класса:

1.Количество учащихся:  27 человек.

2.История формирования: 1 сентября 2010 года. Дети  поступили  в  школу  из  разных  детских  садов. В сентябре 2011 года класс покинул Ермаков Илья – переехали семьей в другой город. В сентябре 2012 года прибыл из  школы №17 Осенчугов Даниил.

3. Половой состав:

        девочек  10 человек,

        мальчиков 17 человек.

4. Возрастной состав:         8,5 – 9 лет

5. Социальный состав:

        дети рабочих (оба родителя) чел. -

        дети интеллигенции (учителей, врачей, инженеров и т. д.) чел. 1

        дети предпринимателей (хотя бы один родитель) чел. 2

        дети неработающих родителей (оба родителя) чел. -  

полных семей 18

        неполных семей матерей (отцов)-          9

многодетных семей  -

        детей с ослабленным здоровьем (спец. группа )  -  нет

        слабоуспевающих детей (имеют «2» в четвертях) - нет

2. Общая характеристика

1. Работоспособность класса (высокая, средняя, низкая) разноуровневая

2. Успеваемость:

        отличников - 5  чел.

        хорошистов - 16 чел.,         троечников 6  чел.,

        двоечников  -  нет,          второгодников  -  нет.

3. Отношение к общественным делам:

участвуют в подготовке мероприятий (организаторы)  5-7  чел.

активно участвуют в мероприятиях (исполнители)  все;

пассивно участвуют в мероприятиях (зрители) -  очень редко.

уклоняются от участия в мероприятиях  -  никто.

4. Организованность

умеют организовываться для выполнения дел,         не  все  учащиеся умеют подчиняться активу класса,  авторитет  учителя  преобладает  в  решении  некоторых  вопросов.

3. Социально-психологическая характеристика класса

1.Наличие совместной деятельности участие  в конкурсах, акциях,  мероприятиях, совместные  поездки,  походы, занимаются  в  школьных  кружках и секциях  и  вне  школы.  

2. Характер межличностных отношений:

        положительные лидеры - Баранов А., Шарыгина К., Малинин А., Скворцов А.

        отрицательные лидеры  Студенов М., Громов И.

        отверженных – нет.        

микроклимат

- критика и самокритика: ребята  часто  критикуют  поступки  других, а критически  оценить  работу  или  действия  свои  или  коллектива получается  не  всегда.

- проявление взаимной требовательности, взаимопомощи и уважения в коллективе: требовательны к  поступкам  и  поведению  одноклассников, но  оказывают  помощь  и  поддержку  очень  редко.

- проявления агрессивности, частые конфликтные ситуации:часто  возникают  конфликтные  ситуации Громовым И. (проявление  агрессии  во  время  игр, ссор)

3. Сплочённость                 

Уровень сформированности общественного мнения          средний.

Наличие традиций: поздравление  с  Днем рождения, день  семьи, походы, творческий отчет в конце  учебного  года, выполнение  поручений.

Наличие ответственности за удачи и неудачи класса и отдельных учащихся: острее  переживают  неудачи, а вот  достижения  отдельных  учащихся  не  вызывают  гордости.

Наличие органов самоуправления в классе:  Шарыгина Кристина – «Лидер» (староста класса), Горшкова Полина – заместитель  председателя  класса, остальные  распределены  по  коллегиям.

Наличие группировок: ярко-выраженных  группировок нет, ближе  общаются  те  ребята, которые  посещают  курсы, кружки  вместе, а также  рядом  живут.

4. Занятость учащихся во внеурочное время

В школьных секциях и кружках  27 чел.

В секциях Дома спорта  7 чел. (Павленкова К., Малинин А., Громов И., Шкарина Л., Скворцов А., Сидорова М.)

В музыкальной школе         2 (Скворцов А., Шкарина Л.)

В библиотеках города         записаны 17 чел.

Занимаются с репетитором 7 чел. (английский  язык)

Пояснительная записка.

          Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

      Демократической формой организации коллектива детей, обеспечивающей развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения целей  является самоуправление. Самоуправление является не просто необходимым компонентом воспитательной деятельности, но  оно отражает особенности созданной в классе воспитательной системы, а значит может служить основой для её разработки.

Основа самоуправления– это протекание совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детьми другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.Самоуправление тесно связано с такими явлениями в детской среде, как лидерство. От того, кто оказывает влияние на группу ребят, кто выступает в роли организатора, зависит успешность решения многих задач и жизни коллектива класса в целом.

        Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы межличностных взаимоотношениях: может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребёнку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.

  Таким образом, самоуправление в классном коллективе – это действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества по планированию, организации и анализу жизнедеятельности класса.

     Данная программа разработана в соответствиис требованиями:

Закона РФ «Об образовании»;

Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

Устава школы;

На основе комплексной программы воспитания школьников «Мир вокруг нас» МБОУ СОШ №19 с углубленным изучением отдельных предметов, г.Заволжья;

Положении об ученическом самоуправлении.

Ценностно-целевые основы воспитательной системы класса.

Методологическую основу деятельности по созданию воспитательной системы класса «Малая Демократия» составляет концепция системного построения процесса воспитания. Авторами этой концепции являются Караковский В.А., Новикова Л.И. и Селиванова Н.Л..      

Основными принципами данной концепции являются:

  1. личностный подход воспитания, то есть личность – это высшая социальная ценность,
  2. гуманистический подход, то есть уважение отношений между членами коллектива, психологический подход,
  3. средовой подход, то есть использование возможностей внутренней и внешней среды школы,
  4. культурологический подход, то есть опора на культуру и традиции своего народа,
  5. системный подход, то есть исследование и управление деятельности рассматривается как система.

Основные идеи концепции:

- идея сотрудничества:

  1. совместная деятельность детей и взрослых, обеспечивающая творческую позицию каждого на всех этапах коллективной жизнедеятельности;
  2. партнерское отношение субъектов воспитательной системы.

- идея развития:

  1. развитие ученика, его творческой индивидуальности;
  2. развитие личности педагога;
  3. развитие педагогической системы школы в целом.

- идея творчества:

  1. создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов школы к творчеству.

Основной идеей воспитательной системы класса «Малая Демократия»является создание среды сотрудничества, инициирующей и стимулирующей сознательную деятельность учеников,  учителей и родителей.

        Основная   причина   построения воспитательной системы на основе ученического самоуправления – низкая  степень  самостоятельности  класса, ребята  ждут  идеи, поддержки, наставления; вместе с тем сопутствующе  можно  выделить повышение  ответственности  за  полученные  поручения, желание  выполнять  задания других членов  коллектива, повышение активности  в  жизни  коллектива, что требует поддержки и дальнейшего совершенствования.

   Проведя анализ уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (методика М.И.Рожкова), были получены следующие результаты:

1. Низкий уровень вовлеченности учащихся в самоуправленческую деятельность чуть выше;

2. Средний уровень организованности классного коллектива  и ответственности членов коллектива за его дела;

3. Ниже среднего уровня вовлеченность класса в дела общешкольного коллектива и отношения с другими ученическими общностями;

4 Ответственность учащихся за дела общешкольного коллектива на низком уровне.

     Программа воспитательной работы «Малая Демократия» разработана на 4 года и рассчитана для учащихся 1-4 классов.

Цель программы: создание благоприятных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его систему самоуправления и в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность.  

   Задачи:

1. Формировать умения организовывать деятельность и строить взаимоотношения в коллективе на основе сотрудничества.

2. Создать условия  для раскрытия индивидуальных способностей, реализации интересов и потребностей школьников.

3.Удовлетворить потребности ребенка в самостоятельности, общении, самореализации.

Этапы  и сроки реализации воспитательной системы класса:

  1. Подготовительный этап (сентябрь – август 2011года).
  2. Начальныйэтап (сентябрь 2011г. – май 2014 г.).
  3. Основной этап (2014 – 2018уч.год).

Пути реализации программы:

- урочная деятельность;

- внеурочная деятельность;

- организация обучения актива;

- взаимодействие с семьей.

Формы организации деятельности по реализации  программы воспитания:

-Уроки; занятия;

- Кружки, секции;

- Экскурсии;

- Беседы;

- Игры,  Конкурсы;

-Праздники, концерты;

 - Соревнования;

- Встречи с интересными людьми;

- Проекты;

- Акции;

- Олимпиады;

- Дискуссии, дебаты.

 - Тренинги;

      -  Анкетирование;

      - Деловые и ролевые игры.

Ожидаемые результаты:

         1. Сформировать модель выпускника начальной школы и наряду с основной системой ценностей (здоровье, нравственность, толеранстность, патриотизм) развить в нем чувства коллективизма, способность к сотрудничеству.

       2. Развивать индивидуальные  способности учащихся, стремление к саморазвитию, самовыражению личности на основе колективно-творческой деятельности.

       3. Создать сплоченный детский коллектив с атмосферой дружбы, взаимопонимания и сотрудничества, психологического комфорта.

МЕХАНИЗМ

построения и функционирования воспитательной системы.

Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе «Малая Демократия» является коллективно - творческая деятельность. Отличительными чертами КТД  является возможность  каждого воспитанника выступить в роли лидера, организатора и исполнителя.

Воспитательная система класса проходит в своем развитии несколько стадий: I – проектирование; II – становление; III – стабильное функционирование; IV – завершение функционирования или корренное обновление.  На основе их учета составлены этапы развития воспитательной системы класса «Малая Демократия» и ее место в общешкольной системе воспитания «Мир вокруг нас».

   Самоуправление  в  нашем  классе  носит  название «Малая Демократия».  На  протяжении  4 лет дети  путешествуют по городу «Малая Демократия»: сначала  знакомятся  с  поручениями, затем  учатся  работать  в  парах, в  группах, в  команде.  Воспитательная система  класса направлена на реализацию четырех уровней:

Первый уровень – «Я – ученик, мы - одноклассники»

Второй уровень – «Все в актив!»        

Третий уровень – «Думаем вместе, планируем вместе, решаем вместе».

Четвертый уровень - «Кто не с нами - тот будет с нами».

1 класс – «Я - ученик, мы - одноклассники». Ученики приобретают опыт новой социальной роли – ученик.  В этот период происходит изучение личностных качеств учащихся, готовности к обучению и адаптации учащихся к учебной деятельности. Начинается работа с пока еще неорганизованной группой детей, определяется положение каждого ребенка в детском сообществе на основе проведения социометрии.

2 класс – «Все в  актив!» Ученики класса приобретают опыт взаимодействия в микрогруппе, в коллективе. В этот период важно создать благоприятные условия для самореализации, саморазвития личности всех участников образовательного процесса, способной к индивидуальной интеллектуальной и творческой деятельности.

3 класс – «Думаем вместе, планируем вместе, решаем вместе». Учащиеся приобретают опыт  самостоятельности: сами планируют и анализируют творческие дела, проводимые в классе и в школе. Для этого организуются советы дела, творческие группы. Класс активно участвует в общешкольных и классных  мероприятиях, трудовых и творческих делах.    

4 класс – «Кто не с нами - тот будет с нами». Ребята приобретают опыт лидерства в хороших делах. Актив класса придумывает интересные дела, ищет формы их осуществления, распределяет обязанности по организации коллективно-творческого дела, подводит итоги. В течение года каждый из детей может выполнять разнообразные поручения.

Воспитательная система имеет несколько направлений, которые соответствуют направлениям  программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени общего начального образования, действующей в нашей школе:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. (гражданстко-патриотическое воспитание)

2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания.(нравственное воспитание)

3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

4.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Направление работы

Формы

организации

Примеры мероприятий

Здоровьесберегающее

Спортивные  мероприятия

Классные  часы

кружки

«Мама, папа,я – спортивная семья», День здоровья, Зарничка, походы

Цикл  занятий «Путешествие  в  страну Здоровячков», «Я и мое  здоровье»

Футбол, лыжи, легкая атлетика

Патриотическое

Экскурсии

Общешкольные  мероприятия

Классные  часы

В мезей школы, в музей города, по улицам  города

Военно-патриотическая викторина

Государственные  символы России, А.Невский, великая Екатерина, о ВОВ,

Встреча с ветеранами и участниками афганской и чеченской воин

Духовно-нравтсвенное

кружки

Художественное  чтение, акварель, радио FM

Научно-познавательное

Викторины

Эрудит

Тематические  классные  часы

По ПДД, ППБ

Игра

«Великие  математики», Машина  времени и т.д.

Диагностическое

Аналитико-диагностическая  деятельность

«Уровень воспитанности», «Я и самоуправление», «Уровень  развития  ученического  самоуправления» Социометрия, «Социально-психологиченскаясамоаттестация  коллектива»

Школьное  самоуправление

Школьная  конференция

Актив школы

Конкурсы

Акции

Актив  класса

Председатель  класса

«Лучший  класс», «Лучший  ученик»,

Альбом  класса, «Детство  без  границ»

«Защитим  ель», «Линия  жизни»

Основу организации классного самоуправления составляет игра – путешествие по улицам  города «Малая Демократия».

Структура самоуправления « Малая Демократия».

Мер Города

Коллегия

образования

Коллегия культуры

Коллегия

спорта

Коллегия

труда

Коллегия

правопорядка

Староста

Коллегия печати и информации

Лидер  класса и  его  заместитель  тесно  взаимодействуют  с  органами  школьного  самоуправления,  координируют  деятельность секторов, отчитываются  по  результатам  деятельности  класса.

Функции секторов

Сектор образования

Отвечает за создание условий для повышения мотивации учебной деятельности школьников через: проведение интеллектуального марафона, дня самоуправления, предметных неделей, проверку дневников и учебников и т. п.

Сектор культуры

Отвечает за подготовку и организацию внеурочной деятельности учащихся через: проведение вечеров отдыха, праздников, фестивалей; интеллектуальных игр; театральных постановок и т. п.

Сектор спорта

Отвечает за подготовку и организацию спортивно-массовой работы через: проведение спортивных соревнований; участие в общегородских спортивных мероприятиях; сбор информации о спортивных достижениях учащихся .

Трудовой сектор

Отвечает за организацию деятельности по благоустройству школы через: уборку помещений школы в конце четверти; проведение субботников.

Сектор по правопорядку

Отвечает за организацию дежурства и порядка в школе через: распределение классов для дежурства по школе; ознакомление учащихся школы с правилами безопасного поведения (разработка «Памяток») помощь администрации в обеспечении порядка по школе

Сектор информации

Отвечает за организацию информационного поля школы через: оформление стендов; формирования имиджа школы; выпуск школьных и классных газет оформление альбомов «Наши достижения», «Книга почета»

Изучение эффективности воспитательной системы класса.

Результативность воспитательной системы класса можно отследить по следующим направлениям:

  1. активное участие учащихся в акциях класса;
  2. выявление новых неформальных лидеров;
  3. заинтересованность каждого ребенка в развитие классного коллектива;
  4. лучшее взаимопонимание родителя и ребенка, ребёнка и учителя;
  5. личные успехи учащихся;
  6. активизация  деятельности учащихся класса.

Для определения результативности выбранной воспитательной системы класса целесообразно использовать следующие методики, представленные в таблице:

Предмет диагностики

Методы исследования

Сроки проведения

1

Состояние межличностных отношений в классе.

Социометрия

Октябрь

(1 класс)

2

Уровень развития самоуправления в ученическом коллективе

М.И. Рожков «Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе»

Февраль

3

Уровень эталонности общности

Р.С. Немов «Социально-психологическаясамоаттестация коллектива»

Апрель

Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества, использовать ее при планировании и организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект воспитательной системы класса

При создании воспитательной программы дополнительного образования детей «Кукольный театр» учитывались психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраст...

Проект воспитательной системы для начальной школы (1-4 кл.) по программе «Маленькие радости большого семейного счастья»

Проект воспитательной системы для начальной школы (1-4 кл.) по программе «Маленькие радости большого семейного счастья» на 2011-2015 уч.год.        Цели и задачи:Пр...

Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея

Опыт создания модели воспитательной системы класса в  практике воспитателя начальной школы.  Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы  выбрана ко...

Развитие воспитательной системы образовательной организации через реализацию социально-значимых проектов.

На сегодняшний день школа обязана создать, такую воспитательную среду для обучающихся, которая обеспечит возможность духовно-нравственного становления  каждого ребенка и готовность к его жизненно...

МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЕКТЕ «МОЁ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ ЭКОМИР»

МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЕКТЕ «МОЁ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ ЭКОМИР»...