Рабочая программа "Проектная деятельность"
рабочая программа (1 класс) по теме
Рабочая программа кружка "Проектная деятельность" реализована при организации внеурочной деятельности (ФГОСА НОО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа г. Лузы
«Утверждаю».
Директор КОГОАУ СОШ г. Лузы
_____________ Пелевин Л. В.
Приказ №_______ от ________
Организация внеурочной деятельности младших школьников
Рабочая программа
кружка "Проектная деятельность"
в 1 классе
подготовила
Сластихина С.В.
учитель начальных классов 1 квалификационной категории.
г. Луза.
2012 г..
Пояснительная записка.
Дети уже по природе своей исследователи. В практике работы с младшими школьниками нередко используются индивидуальные и коллективные игры. Среди них есть такие, которые позволяют активизировать исследовательскую деятельность ребенка, освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Эти игры рассчитаны на учеников начальной школы. Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками рассматривается как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированно на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной проектно- исследовательской деятельностью, которая проводится в кружковой работе. Ведущее место в этом процессе принадлежит методу проектов, который в последние годы стал активнее использоваться в школах.
Направленность программы проектной деятельности по содержанию является научно- познавательной.
Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами проектно- исследовательской деятельности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в формировании активной творческой личности способной к творческому труду, умению ориентироваться в информационном потоке, развивать умения и навыки, личностные качества, необходимые работать в команде, понимать общечеловеческие ценности.
Под проектной деятельностью понимают разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
1) направлены на достижение конкретных целей;
2) включают в себя координированное выполнение взаи-мосвязанных действий;
3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
4) в определенной степени неповторимы и уникальны.
Цель работы.
Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи.
- Формирование позитивной оценки, самоуважения.
- Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относится к людям, сопереживать.
3. Формирование способности к организации деятельности и управление ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков рационально использовать рабочее время;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно применять решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией ( сбор, систематизация, хранение, использование).
Среди важнейших ценностных ориентиров начального образования отмечаются следующие:
· Формирование психологических условий развития общения, кооперации, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников - КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД.
· Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов и способностей, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД.
- формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке) – РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.
· Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей – ЛИЧНОСТНЫЕ УУД.
Очевидно, что получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных дисциплин, с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса, провести оценку полученных результатов, используя только проверочные работы и пятибалльную систему оценки, практически невозможно. Необходим поиск адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов.
Одной из таких форм, мы считаем, является проектная деятельность. Учебная и социальная самостоятельность, компетентность в решении проблем, в принятии решений, ответственность и инициативность могут быть сформированы через проектную деятельность учащихся.
Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащихся проблемы, завершающихся созданием продукта. Особенность проекта в том, что при его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат. В основе такой деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Согласитесь, что обучающиеся в начальных классах, в силу своих возрастных особенностей и отсутствия жизненного опыта не могут самостоятельно выполнять все эти действия для получения конечного результата своей деятельности. Самостоятельности нужно учиться, для осуществления полноценной проектной деятельности в основной школе необходимо подготовить почву. Таким образом, проектная деятельность свое ведущее место занимает в основной школе. В начальной школе могут возникнуть только ее прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных заданий и задач.
Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение результата. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных. Таким образом, в ходе решения проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
· Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
· Целеполагать (ставить и удерживать цели);
· Планировать (составлять план своей деятельности);
· Моделировать (представлять способ действия, выделяя существенное и главное);
· Проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
· Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Порядок действий в работе с проектами.
- Знакомство с темой.
- Выбор подтем ( областей знания).
- Сбор информации.
- Выбор проектов.
- Работа над проектами.
- Презентация проектов.
Проекты отличаются друг от друга
результатом:
- поделки ( игрушки, книги, рисунки, открытки и т.д.)
- мероприятия;
- числом детей;
- индивидуальная деятельность ( получаемый продукт- результат работы одного человека), персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (выставка работ учащихся);
- работа в малых группах ( поделки, коллаж, подготовка конкурсов и викторин и т. д.)
- коллективная деятельность;
- продолжительностью;
- соотношением времени выполнения действий;
Необходимостью привлечения взрослых.
Проектная деятельность в курсе « Окружающии мир» имеет отличительные особенности.
Во- первых, она имеет краеведческую направленность, что определяется спецификой курса;
Во- вторых, в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников;
В- третьих, проектная деятельность должна осуществляться в школе, дома или около дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдаленных объектов, например леса, луга, водоемов и т. п., что связано с обеспечением безопасности обучаемых.
Рабочая программа предполагает выполнение учащимися трехмесячных проектов, в ходе которых реализуются следующие
Цели и задачи:
- систематизировать знания о природе,
- учить распознавать времена года по их признакам;
- помочь запомнить сезонные изменения в природе, жизни людей.
-учить различать фрукты и овощи, узнавать деревья по форме листьев;
-знакомить с наблюдениями за погодой;
- формировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.
Возраст ребят участвующих в реализации программы 6,5- 8 лет.
Программа рассчитана на 1 год.
Расписание занятий кружка строится из расчета 1час в неделю.
Форма занятий: групповая и индивидуальная.
Предметные области: изо, окружающий мир, технология.
Ресурсы.
Оборудование: иллюстрации с осенними пейзажами, натюрморты, книги об осенних явлениях, музыкальные произведения, проигрыватель, магнитофон.
К проекту привлекались родители учащихся, школьный библиотекарь.
Итог: Выставка работ « У природы нет плохой погоды». Коллаж « Чудо дерево».
Результат: в ходе проекта у детей сложился четкий образ осени, как времени года, узнали приметы осени, народные приметы, выучили названия месяцев, поговорки, у детей активизировалась познавательная активность, интерес к природе, желание наблюдать за ее изменениями, создали свои первые творческие работы, существенно пополнили словарный запас.
Трехмесячный проект для первоклассников « Что такое осень».
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Тема | Содержание |
1. | Вводное занятие. ПТБ. Игра « Снежный ком». | Знакомство происходит в игре « Снежный ком». Знакомство с программой кружка. С инструкцией по охране труда. | |
2. | Знакомство с книгами, в которых рассказывается об осенних изменениях в природе. | Знакомство с библиотекой. Выбор книг по теме. | |
3. | Чтение стихотворений, рассказов об осени. Конкурс загадок. Подбор пословиц и поговорок к каждому месяцу. | ||
4. | Знакомство с народными названиями осенних месяцев. Сентябрь - листопадник. | Картины с изображением природы, игра « Когда это бывает?» Сочинение историй об осенних листьях. | |
5. | Экскурсия в природу. | Основные признаки осени. Сбор осенних листьев для букетов и гербарий. | |
6. | Викторина « От какого дерева лист?» | Определение листьев по форме и цвету. | |
7. | Аппликации из осенних листьев. Рисование осенних деревьев. | ||
8. | Октябрь - грязник. | Рассказ о характерных признаках октября. Поиско- исследовательская деятельность ( описание фруктов и овощей). Рисование тучки с капельками словами. | |
9. | Разноцветный привет. | Творческая работа «Подарки ноябрю.» | |
10. | Выставка детских работ « У природы нет плохой погоды». | ||
11. | Коллаж « Чудо - дерево». Трехмесячный проект для первоклассников « Зимушка - зима». | ||
12. | Экскурсия в природу. | Кратковременное исследование. Выявить основные признаки зимы. Краткие сообщения. | |
13. | Знакомство с книгами, в которых рассказывается о зимних изменениях в природе. | Чтение рассказов о зиме. Подбор пословиц и поговорок. | |
14. | Рисование зимних деревьев. | ||
15. | Мини сообщения « Кто как готовится к зиме». | Работа в группах. | |
16. | Тайны живой природы. | Создание книжки «Животные леса». | |
17. | Зимние праздники. | ||
18. | Подготовка к новогоднему празднику. | Разучивание песен, подбор стихотворений. | |
19. | Конкурс стихов. | ||
20. | Фабрика Деда Мороза. | Конструирование новогодних игрушек. | |
21. | Устный журнал « Зимушка- зима». | ||
22. | Новогодний балл. Трехмесячный проект « Поведай, весна, чем красна, чем богата». | Театрализованное представление. | |
23. | Экскурсия в природу.
| Выявить основные признаки наступления весны. Краткие сообщения. | |
24. | Как выбирает дорогу весенний ручей. | Кратковременное исследование. | |
25. | Народные весенние праздники. | Разучивание игр, закличек, преданий, традиций. | |
26. | Сообщение о попугае. | Сбор и обработка информации. Подготовка сообщения. | |
27. | Макет космического корабля- проект. | Для создания проекта используются самые разнообразные материалы (бумага, картон, упаковки из- под различных продуктов). | |
28. | Коллективное исследование - игра « Наш город в будущем». | Деление на микрогруппы. Создание игрового поля. | |
29. | Конкурс интеллектуалов. Развитие творческих способностей учащихся. | Закончить рисунок. Превращение линий в интересное, необычное изображение. Оценить оригинальность. | |
30. | Создание альбома « Времена года». | ||
31. | |||
32. | |||
33. | Итоговое занятие. Выставка детских работ. | ||
34. |
Литература:
1.Сельцер Р. Активный и самостоятельный процесс учебы //Инновационная деятельность в образовании: Международный междисциплинарный научно-практический журнал - 1994. - N 3. - С.65-75
2.Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике. - Новгород, 1994. 3.Ксезнова Г.Ю. Перспективные школьные технологии.
4.Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) - Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995 - 176 с. 5.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
6.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
7.Конышева Н.М. О проблеме проектной деятельности школьников на уроках практического труда. // Начальная школа, 2004, №2, 35-39c.
8.Организация учебной деятельности: проблемы и перспективы. Доклады Всероссийской конференции. Набутова И.В. Развитие возможности работы над групповыми проектами 25-26./ Набережные Челны, 1997. 144с.
9.Проектирование в образовании. М.: 1994. 10.Пилипенко К.В.. Психологические аспекты проектирования предметного мира.// Вопросы психологии, 1988, №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/13/picture-966-1392300611.jpg)
рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) "Что? Где? Когда?"
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) разработана на основе ФГОС нового поколения....
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/10/picture-18302.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...
Рабочая программа деятельности классного коллектива воспитанников 14-16 лет
Программа работы классного руководителя с учащимися 9 класса по направлениям программы "Содружество", принятой в школе....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа - наш дом. Калейдоскоп проектов". (Проектная деятельность)
Конечно, как и у всех рабочих программ, данная программа имеет свои серьезные цели. В данной аннотации я хотела бы раскрыть цель, которую мы ставим перед детьми. "Посмотрите н...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/05/picture-172709-1357377645.jpg)
Рабочая программа "Проектная деятельность" в рамках ФГОС. Реализация компонента внеурочной деятельности.
Программа " Работа над проектами" предназначена для реализации компонента внеурочной деятельности Федеральных государственных стандартов в школе 1 ступени. Программа проектной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/18/picture-347712-1384761145.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....