Рабочая программа "Проектная деятельность"
рабочая программа (1 класс) по теме

Рабочая программа кружка "Проектная деятельность" реализована при организации внеурочной деятельности (ФГОСА НОО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektirovanie_pervoklashek.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа г. Лузы

                                                                                                                                                                                          «Утверждаю».

                                                                                                                                                                                          Директор  КОГОАУ СОШ г. Лузы

_____________ Пелевин Л. В.

                                                                                                                                                                                     Приказ №_______ от ________  

 

Организация внеурочной деятельности младших школьников

Рабочая программа

кружка "Проектная деятельность"

в 1  классе

                                                                                                                                                                                                        подготовила

Сластихина  С.В.

учитель начальных классов                                                                                                                                                                                1 квалификационной  категории.

г. Луза.

2012 г..

Пояснительная записка.

     Дети уже по природе своей исследователи. В практике работы с младшими школьниками нередко используются индивидуальные и коллективные игры. Среди них есть такие, которые позволяют активизировать исследовательскую деятельность ребенка, освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Эти игры рассчитаны на учеников начальной школы. Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками рассматривается как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированно на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной проектно- исследовательской деятельностью, которая проводится в кружковой работе. Ведущее место в этом процессе принадлежит методу проектов, который в последние годы стал активнее использоваться в школах.    

     Направленность программы проектной деятельности по содержанию является научно- познавательной.

     Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами проектно- исследовательской деятельности.

     Актуальность программы обусловлена потребностью общества в формировании активной творческой личности способной к творческому труду, умению ориентироваться в информационном потоке, развивать умения и навыки, личностные качества, необходимые работать в команде, понимать общечеловеческие ценности.

     Под проектной деятельностью понимают разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

1) направлены на достижение конкретных целей;

2) включают в себя координированное выполнение взаи-мосвязанных   действий;

3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

4) в определенной степени неповторимы и уникальны.

Цель работы.

     Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи.

  1. Формирование позитивной оценки, самоуважения.
  2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

- способности доброжелательно и чутко относится к людям, сопереживать.

3. Формирование способности к организации деятельности и управление ею:

- воспитание целеустремленности и настойчивости;

- формирование навыков рационально использовать рабочее время;

- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- формирование умения самостоятельно и совместно применять решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией ( сбор, систематизация, хранение, использование).

       Среди важнейших ценностных ориентиров начального образования отмечаются следующие:

 ·         Формирование психологических условий развития общения, кооперации, сотрудничества на основе:

- доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников - КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД.

·         Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов и способностей, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества -  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД.

- формирование способности к организации  своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке) – РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.

·         Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей – ЛИЧНОСТНЫЕ УУД.  

         Очевидно, что получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных дисциплин, с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса, провести оценку полученных результатов, используя только проверочные работы и пятибалльную систему оценки, практически невозможно. Необходим поиск адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов.

Одной из таких форм, мы считаем, является проектная деятельность. Учебная и социальная самостоятельность, компетентность в решении проблем, в принятии решений, ответственность и инициативность могут быть сформированы через проектную деятельность учащихся.

       Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащихся проблемы, завершающихся созданием продукта. Особенность проекта в том, что при его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат. В основе такой деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Согласитесь, что обучающиеся в начальных классах, в силу своих возрастных особенностей и отсутствия жизненного опыта не могут самостоятельно  выполнять все эти действия для получения конечного результата своей деятельности. Самостоятельности нужно учиться, для осуществления полноценной проектной деятельности в основной школе необходимо подготовить  почву. Таким образом, проектная деятельность свое ведущее место занимает в основной школе. В начальной школе могут возникнуть только ее прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных заданий и задач.

    Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение результата. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам  предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных. Таким образом, в ходе решения проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

·         Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

·         Целеполагать (ставить и удерживать цели);

·         Планировать (составлять план своей деятельности);

·         Моделировать (представлять способ действия, выделяя существенное и главное);

·         Проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

·         Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Порядок действий в работе с проектами.

  1. Знакомство с темой.
  2. Выбор подтем ( областей знания).
  3. Сбор информации.
  4. Выбор проектов.
  5. Работа над проектами.
  6. Презентация проектов.

     Проекты отличаются друг от друга

результатом:

- поделки ( игрушки, книги, рисунки, открытки и т.д.)

- мероприятия;

- числом детей;

- индивидуальная деятельность ( получаемый продукт- результат работы одного человека), персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (выставка работ учащихся);

- работа в малых группах ( поделки, коллаж, подготовка конкурсов и викторин и т. д.)

- коллективная деятельность;

- продолжительностью;

- соотношением времени выполнения действий;

 Необходимостью привлечения взрослых.

     Проектная деятельность в курсе « Окружающии мир» имеет отличительные особенности.

     Во- первых, она имеет краеведческую направленность, что определяется спецификой курса;

     Во- вторых, в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников;

     В- третьих, проектная деятельность должна осуществляться в школе, дома или около дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдаленных объектов, например леса, луга, водоемов и т. п., что связано с обеспечением безопасности обучаемых.

     Рабочая программа предполагает выполнение учащимися трехмесячных проектов, в ходе которых реализуются следующие

          Цели и задачи:

- систематизировать знания о природе,

- учить распознавать времена года по их признакам;

- помочь запомнить сезонные изменения в природе, жизни людей.

-учить различать фрукты и овощи, узнавать деревья по форме листьев;

-знакомить с наблюдениями за погодой;

- формировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

Возраст ребят участвующих в реализации программы 6,5- 8 лет.

Программа рассчитана на 1 год.

Расписание занятий кружка строится из расчета 1час в неделю.

Форма занятий: групповая и индивидуальная.

Предметные области: изо, окружающий мир, технология.

Ресурсы.

Оборудование: иллюстрации с осенними пейзажами, натюрморты, книги об осенних явлениях, музыкальные произведения, проигрыватель, магнитофон.

К проекту привлекались родители учащихся, школьный библиотекарь.

Итог: Выставка работ « У природы нет плохой погоды». Коллаж « Чудо дерево».

Результат: в ходе проекта у детей сложился четкий образ осени, как времени года, узнали приметы осени, народные приметы, выучили названия месяцев, поговорки, у детей активизировалась познавательная активность, интерес к природе, желание наблюдать за ее изменениями, создали свои первые творческие работы, существенно пополнили словарный запас.

Трехмесячный проект для первоклассников « Что такое осень».

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Дата

Тема

Содержание

1.

Вводное занятие. ПТБ.   Игра « Снежный ком».

Знакомство происходит в игре « Снежный ком».           Знакомство с программой кружка. С инструкцией по охране труда.

2.

Знакомство с книгами, в которых рассказывается об осенних изменениях в природе.

Знакомство с библиотекой. Выбор книг по теме.

3.

Чтение стихотворений, рассказов об осени. Конкурс загадок. Подбор пословиц и поговорок к каждому месяцу.

4.

Знакомство с народными названиями осенних месяцев. Сентябрь - листопадник.

Картины с изображением природы, игра « Когда это бывает?» Сочинение историй об осенних листьях.

5.

Экскурсия в природу.

Основные признаки осени. Сбор осенних листьев для букетов и гербарий.

6.

Викторина « От какого дерева лист?»

Определение листьев по форме и цвету.

7.

Аппликации из осенних листьев. Рисование осенних деревьев.

8.

Октябрь - грязник.

Рассказ о характерных признаках октября. Поиско- исследовательская деятельность ( описание фруктов и овощей). Рисование тучки с капельками словами.

9.

Разноцветный привет.

Творческая работа  «Подарки ноябрю.»

10.

Выставка детских работ « У природы нет плохой погоды».

11.

Коллаж « Чудо - дерево».


Трехмесячный проект для первоклассников « Зимушка - зима».

12.

Экскурсия в природу.

Кратковременное исследование. Выявить основные  признаки зимы. Краткие сообщения.

13.

Знакомство с книгами, в которых рассказывается о зимних изменениях в природе.

Чтение рассказов о зиме. Подбор пословиц и поговорок.

14.

Рисование зимних деревьев.

15.

Мини сообщения « Кто как готовится к зиме».

Работа в группах.

16.

Тайны живой природы.

Создание книжки «Животные леса».

17.

Зимние праздники.

18.

Подготовка к новогоднему празднику.

Разучивание песен, подбор стихотворений.

19.

Конкурс стихов.

20.

Фабрика Деда Мороза.

Конструирование новогодних игрушек.

21.

Устный журнал « Зимушка- зима».

22.

Новогодний балл.



Трехмесячный проект « Поведай, весна, чем красна, чем богата».

Театрализованное представление.



23.

Экскурсия в природу.

        

Выявить основные признаки наступления весны. Краткие сообщения.

24.

Как выбирает дорогу весенний ручей.

Кратковременное исследование.

25.

Народные весенние праздники.

Разучивание игр, закличек, преданий, традиций.

26.

Сообщение о попугае.

Сбор и обработка информации. Подготовка сообщения.

27.

Макет космического корабля- проект.

Для  создания проекта используются самые разнообразные материалы  (бумага, картон, упаковки из- под различных продуктов).

28.

Коллективное исследование - игра « Наш город в будущем».

Деление на микрогруппы. Создание игрового поля.

29.

Конкурс интеллектуалов. Развитие творческих способностей учащихся.

Закончить рисунок. Превращение линий в интересное, необычное изображение. Оценить оригинальность.

30.

Создание альбома « Времена года».

31.

32.

33.

Итоговое занятие. Выставка детских работ.

34.

Литература:

1.Сельцер Р. Активный и самостоятельный процесс учебы //Инновационная деятельность в образовании: Международный междисциплинарный научно-практический журнал - 1994. - N 3. - С.65-75

2.Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике. - Новгород, 1994. 3.Ксезнова Г.Ю. Перспективные школьные технологии.

4.Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) - Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995 - 176 с. 5.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.

6.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

7.Конышева Н.М. О проблеме проектной деятельности школьников на уроках практического труда. // Начальная школа, 2004, №2, 35-39c.

8.Организация учебной деятельности: проблемы и перспективы. Доклады Всероссийской конференции. Набутова И.В. Развитие возможности работы над групповыми проектами 25-26./ Набережные Челны, 1997. 144с.

9.Проектирование в образовании. М.: 1994. 10.Пилипенко К.В.. Психологические аспекты проектирования предметного мира.// Вопросы психологии, 1988, №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) "Что? Где? Когда?"

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) разработана на основе ФГОС нового поколения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

Рабочая программа деятельности классного коллектива воспитанников 14-16 лет

Программа работы классного руководителя с учащимися 9 класса по направлениям программы "Содружество", принятой в школе....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа - наш дом. Калейдоскоп проектов". (Проектная деятельность)

Конечно, как и у всех рабочих программ, данная программа имеет свои серьезные цели. В данной аннотации я хотела бы раскрыть цель, которую мы ставим перед детьми.   "Посмотрите н...

Рабочая программа "Проектная деятельность" в рамках ФГОС. Реализация компонента внеурочной деятельности.

Программа  " Работа над проектами" предназначена для реализации компонента внеурочной деятельности Федеральных государственных стандартов в школе 1 ступени.  Программа проектной деятельности...

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....