Урок развития речи
учебно-методический материал по теме

Волкова Наталья Александровна

 

 

Урок развития речи

 для детей с умеренной умственной  отсталостью.

Седьмой год обучения

 

Тема: «Овощи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казённое учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида г.Усть-Илимска

        

Урок развития речи

 для детей с умеренной умственной  отсталостью.

Седьмой год обучения

Тема: «Овощи»

                                                                                                                        Учитель I категории

                                                                                                      Специальной коррекционной

                                                                                                     (общеобразовательной) школы

                                                                          г. Усть-Илимска

                                                                   Волкова Н.А.

                                      Тема урока: «Овощи».

Цель: 

1. Образовательные:

расширить и уточнить представления детей об овощах;

закрепление умений согласовывать существительные и прилагательные;

формирование обобщенного понятия «овощи»;

2. Коррекционные:

коррекция восприятия на основе упражнений в распознавании овощей по описанию;

коррекция зрительного восприятия;

3. Здоровьесберегающие:

закрепление навыка правильной посадки;

развитие мелкой моторики кисти;

формирование правильного отношения к своему здоровью;

формирование навыков правильного питания.

4. Воспитательные:

воспитание мотивации к учению;

воспитание коммуникативной культуры учащихся;

Ход урока развития речи

1.Психологический настрой.

- Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости, чтобы посмотреть, как вы умеете работать . ( изображения детей в костюмах)

Учитель достает из сундучка загадки и  загадывает их.

Загадки:

Летом в огороде

Свежий и зеленый,

А зимою в бочке

Крепкий и соленый. (Огурец)

Он никогда и никого

Не обижал на свете.

Чего же плачут от него

И взрослые, и дети? (Лук)

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (Помидор)

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали

Не одну нашли, а десять. (Картофель)

\Круглое румяное,

С дерева достану я.

На тарелку положу.

Кушай, мамочка, скажу. (Яблоко)

Про меня вы знаете загадки –

Сто одежек надеваю я.

В огороде в них сижу на грядке.

Щи и борщ не сваришь без меня. (Капуста)

Растет краса – зеленая коса,

В земле вся рыжая сидит,

Когда жуешь ее, хрустит. (Морковь)

Хоть я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы? Я … (Свекла)

Он бывает, дети, разный –

Желтый, зеленый и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй!

Угадали? Это … (Перец)

- А теперь посмотрите внимательно и найдите на доске лишний предмет.

- Почему яблоко лишнее?

- Потому, что это фрукт.

- Где растут фрукты?

- На дереве.

- Скажите, как одним словом назвать оставшуюся группу предметов?

- Это овощи.

- О чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

- Об овощах.

2.Сообщение темы урока.

Тема нашего урока - «Овощи».

(На доску прикрепляется табличка с надписью «овощи»).

- Ребята, а где растут овощи?

- В огороде на грядке.

- Давайте составим предложение о том, где растут овощи.

(На доске деформированное предложение. Ученик выходит и расставляет карточки в нужном порядке).

растут        Овощи        в       на      огороде      грядке.

Овощи растут в огороде на грядке.

- А когда поспевают овощи?

- Когда собирают урожай овощей?

- Давайте составим еще одно предложение.

летом       Урожай       и       овощей      осенью.       Собирают

Урожай овощей собирают летом и осенью.

3.Физ. минутка.

Вот и свеклу мы собрали,

И лучок с гряды сорвали,

Выдернули всю морковку,

Срезали капусту ловко.

И в корзине от земли

Вам в подарок принесли.

4.Работа по теме.

- Ребята, а вы знаете, что разные овощи нужно убирать по-разному?

Одни овощи срывают, другие срезают, третьи выдергивают, а четвертые выкапывают.

(На доске появляются слова-действия).

СРЕЗАЮТ     СРЫВАЮТ      ВЫДЕРГИВАЮТ       ВЫКАПЫВАЮТ

- Прикрепите картинки с изображением овощей, разделив их на 4 столбика.

(Каждый ученик выходит и выполняет задание).

СРЕЗАЮТ      СРЫВАЮТ      ВЫДЕРГИВАЮТ       ВЫКАПЫВАЮТ

                               помидор                   свекла                            картофель

   капуста                огурец                   морковь    

                                 перец                        лук

- Молодцы! Справились с заданием. Знаете, как собирают овощи!

Но вы должны знать, что прежде чем порезать овощи в суп, салат или сделать из них сок, их нужно тщательно помыть щеткой в проточной воде!

Иначе, с вами случится то же, что случилось с героями стихотворения.

                                       ГРЯЗНЫЕ ОВОЩИ

Съели всю капусту зайчики на грядке. 
А потом морковку. Было все в порядке.
Кабачок погрызли, очень-очень вкусный
Было зайцам весело, а теперь им грустно.
А теперь у зайцев животы болят.
Овощи немытые съели – говорят.
Расскажи, что может быть,
Если овощи не мыть?

- Посмотрите, ребята, какую корзину с овощами вам принесли в подарок!

(Выставляется корзина с настоящими овощами).

- Одни овощи растут в земле, у них мы едим «корешки», другие овощи растут на земле, у них едят «вершки». Как в сказке «Вершки и корешки», в которой глупый медведь не знал, что у какого овоща едят и остался голодным.

- А сейчас мы с вами поиграем и посмотрим, не останетесь ли вы голодными.

(На парте стоят 2 пустые корзины с надписями «вершки» и «корешки». В них

дети складывают овощи из большой корзины).

- Молодцы, голодными не останетесь!

5.Минутка-релаксация.

Наклоните вниз головку,

Вправо поверните ловко,

Влево медленно верните

И на парту опустите.

Нам минутки тишины

Очень иногда нужны.

6. Закрепление.

- Сейчас я раздам каждому из вас конверт с изображением овоща, картинка в нем разрезана. Вам надо быстро ее собрать, найти такой же овощ в нашей корзине и рассказать ребятам о нем так, чтобы все догадались, о каком овоще вы говорите.

(На доске выставляются опорные схемы, по которым ученик будет рассказывать о своем овоще. Все дети закрывают глаза, а один ученик выходит, берет из корзины свой овощ, прячет его за спину. Все открывают глаза и слушают рассказ товарища о его овоще, стараясь отгадать).

Примерный рассказ по опорным схемам.

- Это овощ. Он растет в огороде на грядке. Его срывают. Он круглый красный гладкий твердый. Из него можно приготовить салат, его кладут в суп, делают сок. Что это за овощ?

- Это помидор.

Несколько учеников рассказывают о своем овоще.

7.Итог. 

- Молодцы, ребята. Вы очень хорошо работали на уроке. Рассказали нам, что вы знаете об овощах. А знаете вы о них очень много.

Чтобы быть здоровым, умным и красивым

Нужно кушать много разных витаминов!

8.Домашнее задание. 

Дома вы раскрасите картинку с изображением овоща и подготовите рассказ-загадку о нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""

Подробный конспект урока с электронной презентацией....

Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах

Содержание :  I.    Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III.  Обучение диалогиче...

Урок : «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».

На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени...

Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи

В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....

Урок развития речи на тему "Значение речи в жизни человека"

Задачи: Понимать значение речи как средства общения,  передачи и усвоения информации, воздействия на мысли, чувства и поведение людей, организации и планирования деятельности....

Исследование состояния связной речи глухих детей на уроках развития речи.

Проведён содержательный анализ теоретической и методической литературы по исследуемому вопросу, самостоятельно проведено исследование с помощью подобранных методик.Актуальность обусловлена неоьходимос...