Особенности организации внеурочной деятельности.
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Белая Людмила Сергеевна

 

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих  интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать  ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

 

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязанность ее организации, это ресур , позволяющий школе достичь нового качества образования.  Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности.

Какие особенности организации внеурочной деятельности должны учитываться ?Об этом я и хочу Вам рассказать в своем выступлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_organizatsii_vneurochnoy_deyat-ti.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на городском семинаре по теме «Особенности организации внеурочной деятельности».

Белая Людмила Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ№24».

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих  интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать  ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязанность ее организации, это ресур , позволяющий школе достичь нового качества образования.  Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности.

Какие особенности организации внеурочной деятельности должны учитываться ?

  1. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным  учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. Они являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.

  1. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации , объем внеурочной деятельности.

  1. План внеурочной деятельности включается отдельным разделом в основную образовательную программу.

  1. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.

  1. Комплектование групп допускается как из одного класса, так и из учеников параллели классов, учитывая запросы участников образовательного учреждения на основе заявлений от родителей.

Наполняемость групп устанавливается от 6 человек.

 

  1.    Расписание занятий внеурочной деятельности  составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся (утверждается директором);

  1.  Продолжительность одного занятия в 1 классе-35 минут, со 2 класса-40-45 минут,  количество часов всех занятий  ( по всем направлениям ) внеурочной деятельности  в 1 классе должно составлять 330 часов за учебный год, со 2класса -340часов;

  1. Интенсивность проведения занятий определяется в соответствии с основной образовательной программой  школы;

      9. Темы занятий и учет посещения их учащимися фиксируются в журнале. Журнал заводится на один класс или на параллель классов.

     10. При комплектовании групп необходимо учитывать :

-каждый учащийся посещает не менее 3х разных направлений  (духовно - нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно - оздоровительное);

-обязательным каждый год является спортивно - оздоровительное направление;

     

  В настоящее время в образовательных учреждениях существуют 4 модели организации  внеурочной деятельности:

1модель - характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом, связи с общественной жизнью тоже ситуациативны  и обрывочны. Вся внеурочная и внеклассная деятельность зависит от имеющихся кадров и материальных  возможностей. К  сожалению,  пока что это во многих школах наиболее распространенная модель .  Но даже и такой вариант имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости и определению спектра их внеурочных интересов.

2 модель  - отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур воспитательной системы, хотя единая система в полной мере не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные  формы работы,  сходные по профилю кружки, секции, студии.

3 модель – организации внеурочной деятельности может быть построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательного учреждения с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования или учреждениями культуры - центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем. Такое сотрудничество должно  осуществляться на регулярной основе. Разрабатывается совместная программа деятельности, которая во многом определяет содержание внеурочной деятельности в данной школе.

4 модель – предполагает глубокую интеграцию основного и дополнительного образования детей. Определение содержания их деятельности и способов ее организации строится на основе единых концептуаоьных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом. Это образовательное учреждение  самостоятельно решает вопросы формирования и накопляемости  групп, продолжительности занятий, их количество в неделю, определяется приказом образовательного учреждения с учетом требований Базисного учебного  плана. Механизмы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования определяется самостоятельно, создается банк рабочих программ (типовые, авторские).

С какими трудностями встречаются педагоги сегодня при внедрении программ внеурочной деятельности:

-недостаточно возможностей для привлечения специалистов дополнительного образования;

- кадровое обеспечение;

-организация горячего питания после уроков;

-организация режимных моментов (выведение отдельного звонка);

-режим урочной и внеурочной деятельности первоклассников;

-дефицит программ, адекватных задачам и возрасту первоклассника;

-недостаточное материально-техническое обеспечение;

- отсутствие понимания у части педагогов взаимосвязи между результатом и формами проведения внеурочной деятельности;

- подмена внеклассной, внешкольной  воспитательной работы внеурочной деятельностью;

- не всегда участниками внеурочной деятельности становится весь коллектив школы;

- разработка краевых или муниципальных критериев оценки эффективности внеурочной деятельности и всей воспитательной работы ОУ;

-интеграция урочной, внеурочной  и внеклассной работы;

- перегрузка обучающихся.

         

                                        Рекомендации:

- в штате ОУ или учреждения дополнительного образования детей предусмотреть ставку для куратора детской организации (педагога-организатора, старшего вожатого и др.);

- определить в ОУ отдельное помещение для внеурочной работы;

- создать необходимые условия для проведения занятий по интересам, различным сборам, встречам и др.;

- предусмотреть совместные акции. Проекты в плане учебно-воспитательной работы всего ОУ;

- систематическое повышение квалификации и переподготовка кадров;

- вся работа определяется должностными инструкциями,  приказом по ОУ (что должен и на что имеет право);

- обязательные диагностики эффективности внеурочной деятельности;

- нормативное обеспечение внеурочной деятельности

(должностные инструкции для зам. директора по вн. Работе, педагога- организатора, кл. руководителя, педагога доп. Образования, воспитателя группы продленного дня).

 Ну и самое главное, не забывать про особенности маленького человечка.

       Становится  ясным, что педагог – профессионал видит результаты своей работы  прежде эффектов. Ничто не отменяет для  него  необходимости добиваться воспитательного результата, в чем я и желаю вам успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения

Представленный материал из опыта работы ГБОУ СОШ №139 по организации внеурочной деятельности. Данный материал был представлен на районном и городском семинаре....

Особенности организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

Доклад об организации внеурочной деятельности в начальных классах в соответствии с требованиями ФГОС...

Особенности организации внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования в МОУ Урлукская СОШ

Цель внеурочной деятельности: создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей, культурных обычаев и тра...

Особенности организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения.

    В новых ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, ...

Презентация "Особенности организации внеурочной деятельности при работе с детьми с повышенной мотивацией "

Презентация содержит в себе основные понятия работы с одарёнными детьми.Содержит множество иллюстраций....

"Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО"

"Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО"...