Классный час "Опасный огонь"
классный час по теме

конспект внеклассного занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opasnyy_ogon.docx348.82 КБ

Предварительный просмотр:

Веденко Светлана Олеговна

                Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 589 г. Санкт-Петербург

Класс: 3

ТЕМА

Опасный огонь

(внеклассное мероприятие по ОБЖ)

ЦЕЛИ

Главная цель занятия – сформировать у детей чувство опасности огня, привить навыки безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара.

  • закреплять знания, умения, навыки учащихся по данной  теме; активизировать познавательную деятельность учащихся; пробуждать интерес к изучению ОБЖ, используя занимательные задания, интересные сведения.

  • развивать мышление, внимание, память, устную речь на каждом этапе занятия.

  • закреплять представления детей о роли огня в жизни человека: как положительной, так и отрицательной; закреплять правила правильного поведения при пожаре.

ЗАДАЧИ:

  • прививать навыки осторожного обращения с огнём.
  • воспитывать чувство ответственности, навыки безопасного поведения.
  • воспитывать людей, ориентированных на мужество, находчивость, самоотверженность

ОБОРУДОВАНИЕ:телевизор; компьютер; плакаты; рисунки на противопожарную тематику; детские книги:

  • Б. Житков «Пожар в море»,
  • Л.Н. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»,
  • С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»,
  • К.И. Чуковский «Путаница», Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок».

Ход занятия:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Учитель:

Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Наши ушки на макушке, глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем!

  1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ ЗАНЯТИЯ

Учитель:  Сегодня мы вспомним очень важную для всех нас тему. А вот какую тему, попробуйте определить сами. Я вам задаю вопрос, а вы по ходу отвечаете “Это я, это я, это все мои друзья” или “Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья”.

  • Кто задорный и весёлый, верность, правилам храня, бережёт родную школу от огня?
  • Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный сор, а сгорел гараж знакомых и строительный забор?
  • Кто соседской детворе объясняет во дворе,  что игра с огнём недаром завершается пожаром?

Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке, загорелся старый стол, еле сам живой ушёл?
Учитель:  Так о чём мы будем говорить?

Дети:О безопасном обращении с огнём.

  1. ИНСЦЕНИРОВКА ФРАГМЕНТА ИЗ СКАЗКИ  С.Я.МАРШАКА «КОШКИН ДОМ»

Ведущий:Тили-бом! Тили-бом!

На дворе высокий дом,

Ставеньки резные,

Окна расписные,

А на лестнице ковер,

Шитый золотом узор.

По узорному ковру сходит кошка поутру.

У нее, у кошки, на ногах сапожки,

А в ушах сережки,

Платье новое на ней

Стоит тысячу рублей.

Кошка:Ах, какой хороший дом.

Новый, чудненький мой дом.

А кругом - широкий двор,

С четырех сторон забор,

Против дома у ворот

Живет в сторожке мой старый кот.

Ведущий:Век он в дворниках служил,

Подметал дорожки

Перед домом кошки,

У ворот стоял с метлой,

Посторонних гнал долой.

Вот пришли к богатой тетке

Два племянника-сиротки,

Постучали под окном,

Чтобы их пустили в дом.

Котята:Тетя, тетя кошка,

Выгляни в окошко.

Есть хотят котята.

Кошка:Пошли вы, попрошайки!

Небось хотите сливок?

Вот я вас за загривок!

Ведущий:На чудный полюбоваться дом

Пришла коза.

Пришла свинья-соседка

И бедная наседка -

Такая домоседка.

Кошка:Добро пожаловать, друзья,

Я вам сердечно рада.

Ведущий:Гости ели, танцевали,

Как могли все развлекались.

Пришло время уходить.

Все:Какой прекрасный был прием!

Какой чудесный Кошкин дом!

Кошка и кот:Друзья, спасибо, что пришли.

Мы чудно вечер провели.

Ведущий:Пока гостей всех провожали,

А дома перед печкой

Огонь прожег ковер.

Еще одно мгновенье -

И легкий огонек

Сосновые поленья окутал, обволок.

Взобрался по обоям,

Вскарабкался на стол

И разлетелся роем

Золотокрылых пчел.

Ведущий:Кошка и Василий

Вдруг заголосили:

Кошка и кот:Пожар! Пожар! Горим! Горим!

Ведущий:С треском, щелканьем и громом

Встал огонь над новым домом.

Озирается кругом,

Машет красным рукавом.

Как увидели грачи

Это пламя с каланчи,

Затрубили, зазвонили:

Все:Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

  1. БЕСЕДА

Учитель: Мы не случайно начали с инсценировки из сказки С.Я.Маршака «Кошкин дом».Вспомните, что случилось с этим замечательным домом?

Дети:Сгорел.

Учитель:Почему? По какой причине?

Дети:Кот Васька недосмотрел, оставил без присмотра огонь.

Учитель:Разгорелся огонек и наделал много беды. Он озорник и любит играть не только в хорошие игры, но и в плохие.(СЛАЙД 2)Какой сначала был огонь?

Дети:Добрый.

Учитель:Огонь издавна почитался людьми. Наши древние предки считали его божеством и поклонялись ему. (СЛАЙД 3)Ведь благодаря огню люди не замерзали зимой, научились готовить пищу. С помощью огня по ночам отпугивали хищников. Сила у друга – огня большая – пребольшая! (СЛАЙД 4)

Ученик:

Знают все - человек без огня

Не живет ни единого дня.

При огне, как при солнце светло!

При огне и зимою тепло!

Посмотрите, ребята, вокруг:

Нам огонь – повседневный друг.

Учитель: Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным и коварным врагом. Может случиться пожар. (СЛАЙД 5)Пожар – это разрушительная сила, приносящая неисчислимые бедствия. (СЛАЙД 6)Вырвавшееся на свободу пламя уничтожает все на своем пути: леса, поля, дома, а иногда и целые деревни.

Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает 1 человек, два получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший – ребенок.

Ученик:

Он всегда бывает разным

Удивительный огонь.

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой

По сухой скользит траве,

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

Учитель:На борьбу с пожарами направляются очень смелые и отважные люди – пожарные. Бросаясь в огонь и дым для спасения людей, имущества, они часто забывают о собственной жизни. (СЛАЙД 6)

Ученик:

Охраняя землю от пожаров,

Край родной от дыма и огня,

Служба есть одна у нас такая-

На посту пожарные всегда!

Они придут на помощь к нам,

Рискуя жизнью, нас спасут –

Такой у них опасный труд!

  1. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ  О ПРАВИЛАХ  ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Учитель:Мы сейчас с вами  побудем пожарными и попробуем потушить Кошкин дом. Для этого нужно выполнить ряд заданий. Справитесь - огонь будет уменьшаться, и буква в слове ПОЖАРубираться.

1 пламя:«Примите вызов»

Учитель: Вы увидели клубы дыма или почувствовали запах гари, что делать? Куда бежать? Кому звонить? Конечно же, в службу спасения! (СЛАЙД 7)Сегодня эта специальная служба – одна из самых мобильных. В центре управления находится пульт, за которым сидит сотрудник, принимающий звонки. Все звонки фиксируются в памяти компьютера, и ведется журнал учета звонков, выезда пожарных расчетов. А кто знает, почему выбрали именно эти цифры? (СЛАЙД 7)

А что надо сообщить дежурному? О чем рассказать?

Ученик:

Если в комнате у вас, слезы катятся из глаз,

Так как дым клубами вьется, и огонь жует палас,

Нужно мужество найти, к телефону подойти,

Постараться вспомнить цифры от нуля до девяти.

Смело трубку в руку взять, “01” суметь набрать.

          И назвать ещё потом – улицу и дом,

И квартиру, где живете, и с каким она замком.

И еще сказать: “Даю – вам фамилию свою,

Также номер телефона, у которого стою”.

Игра «Примите вызов» - сообщить о пожаре по телефону (назвать фамилию, домашний адрес, вернуться на место и передать другому).

Учитель:

Если где-то задымится,
Если где-то загорится,
По тревоге как один
Позвоним мы «01».
Мы ближайшему району
Сообщим по телефону -
Где горит и что горит
И кто об этом говорит!

2 пламя:«Загадки»

Учитель:О пожарах, о бедах, которые приносит огонь, написано много книг, в том числе и детских. Из каких произведений взяты следующие строки?

« Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит,

« Эй, пожарные, бегите!

Помогите! Помогите!»

Дети:  К. Чуковский  « Путаница».(СЛАЙД 8)

Учитель:« И вдруг заголосили: « Пожар! Горим! Горим!»

С треском, щелканьем и громом

Встал огонь над новым домом.

Озирается кругом, машет красным рукавом».

Дети:  С. Маршак  « Кошкин дом».(СЛАЙД 9)

Учитель:

« Что за дым над головой?

Что за гром над мостовой?

Дом пылает за углом.

Что за мрак стоит кругом?

Ставит лестницы команда,

От огня спасает дом…»

Дети:   С. Михалков  « Дядя Степа».(СЛАЙД 10)

Учитель:

«Много столпилось

Людей на панели,

Люди в тревоге

Под крышу смотрели:

Там из окошка

Сквозь огненный дым

Руки ребенок

Протягивал к ним».

 Дети:   С. Маршак « Рассказ о неизвестном герое».(СЛАЙД 11)

Учитель:

«Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами и блинами,
И сушеными грибами».

Дети:  К. Чуковский  «Путаница».(СЛАЙД 12)


Учитель:

«Бежит курица с ведром,
А за нею во весь дух
с помелом бежит петух.
Поросенок- с решетом
и козел – с фонарем».


Дети:С. Маршак «Кошкин дом».(СЛАЙД 13)

Учитель:

«Спички лучшая игрушка
Для скучающих детей.
Папин галстук, мамин паспорт-
Вот и маленький костер».


Дети:Г.Остер «Вредные советы».(СЛАЙД 14)

Учитель:

«Весь чердак уже в огне,
Бьются голуби в окне,
Он окошко открывает.
Из окошка вылетают
восемнадцать голубей,
А за ними – воробей».


Дети:С. Михалков «Дядя Степа».(СЛАЙД 15)

Учитель:

«Заклубился дым угарный,
Гарью комната полна.
На руках Кузьма – пожарный
вынес Лену из окна».


Дети:  С. Маршак  «Пожар».(СЛАЙД 16)

Учитель: Молодцы, ребята. Еще один язычок пламени потушили.

3 пламя:«Угадай-ка»

Учитель:На доске вывешены картинки с нарисованными на них предметами по теме «Что может стать причиной пожара», лицевой стороной к стенду. На обратной стороне нарисованы ноты разного цвета. Вы называете цвет ноты, и я загадываю загадку про тот предмет, который нарисован на картинке с нотой названного цвета. Отгадываете загадку, и картинка переворачивается лицевой стороной для проверки ответа.(СЛАЙД 17)


Красная нота:
Не простая я игрушка-
Огоньком набито брюшко.
Если дернешь за шнурок,
То получится хлопок.

Дети:Хлопушка.

Голубая нота:
То взад, то вперед
Бродит – ходит пароход.
А за ним такая гладь-
Ни морщинки не видать.
Остановишь – горе,
Продырявит море

Дети:Утюг.

Коричневая нота:
Дом-стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется-
Ярким пламенем зажжется.


Дети:Лампочка.

Зеленая нота:
Дремлют в домике своём
Дремлют ночью,
Дремлют днем,
Пока мы их не возьмем,
О коробку не потрем.
Вот тогда они опасны,
Знают это все прекрасно.


Дети:Спички.

Розовая нота:
Взрослый дяденька идет,
Палочку во рту несет
Край той палочки горит,
Огонечек там дымит.


Дети:Сигарета, непотушенный окурок.

Синяя нота:
Вьется, извивается,
К небу устремляется.
Без рук, без ног к небу ползет.


Дети:Дым от костра.

4 пламя:«Игровые ситуации» (разыгрывают и показывают старшеклассники).

Ученик:

Подожгли мальчишки пух,

А огонь – то не потух.

Тополиный пух горит,

Пламя по двору бежит…

Чья – то вспыхнула машина –

Очень страшная картина!(СЛАЙД 18)

Все: Надо помнить, надо знать:

Пух опасно поджигать!

Ученик:

Огонь и дым со всех сторон,

Нам срочно нужен телефон,

Простые цифры набирай

И адрес точный называй.(СЛАЙД 19)

Все: Примчится на помощьпожарный расчет

И Дашу с собачкойгеройски спасет.

Ученик:

Мишке любимому девочка Мила

Погладить штанишки однажды решила.

Утюг незаметно от мамы включила

И вскоре о нем совершенно забыла.

Нагрелся утюг, загорелись штанишки…

Пожар уничтожил игрушки и книжки.(СЛАЙД 20)

Все: Помните, дети: пожары бывают,

Когда про включенный утюг забывают!

Ученик:

Мы в лесу костер зажгли,

Посидели и пошли.

А огонь не затушили.

« Сам погаснет»,- мы решили.

Ветром пламя разметало,

И вокруг, как в печке, стало.

До небес огонь поднялся

И за нами вслед погнался.(СЛАЙД 21)

Все: Гибнет лес, пропали звери –

Всех несчастий не измерить!

Ученик:

Свечи елку украшают –

Огоньки на ней мигают.

Вдруг схватился огонек

За серебряный флажок.

Разом вспыхнули иголки,

Пять минут – и нету ёлки.(СЛАЙД 22)

Все: А ведь всех предупреждали,

Чтоб свечей - не зажигали!

Ученик:

В зажигалке или в спичке –

Огонечек – невеличка.

Просит: « Поиграй со мной,

Я ведь робкий и ручной».

Но плохая он игрушка:

Подожжет диван, подушку,

Книжки, стол, ковер, обои

И большой пожар устроит.

Что запомнить мы должны?(СЛАЙД 23)

Все: Спички детям не нужны!

Ученик:

Предложил однажды Рома

Фейерверк устроить дома

Из двенадцати ракет,

Пока папы с мамой нет.

Рома взял ракеты в руки,

Я поджег четыре штуки.

Не пришлось повеселиться –

Оба мы лежим в больнице.

Обожгли носы и щеки.(СЛАЙД 24)

Все: С фейерверком шутки плохи.

Ученик:

У костра играли дети.

Куртка вспыхнула на Пете.

Заметался он с испугу,

Но помог Никита другу:

Петю на бок повалил

И водой его облил…

Забросать землей пришлось,

Чтобы пламя унялось.(СЛАЙД 25)

Все: В горящей одежде бежать запрещается –

От ветра сильнее огонь разгорается!

Ученик: Жарко вспыхнула квартира,

Плачет маленькая Ира.

Ваня – старший брат – кричит:

«Убегаем, дом горит!»

Ире боязно бежать:

«Лучше спрячусь под кровать».

А Иван – не оробел

И сестру спасти успел.

Теперь малышка точно знает.(СЛАЙД 26)

Все: С пожаром в прятки не играют.

Ученик: Скучно маму ждать с работы,

очень хочется компоту.

В кухню Юленька вошла,

Под кастрюлей газ зажгла.

Час прошел – кипит кастрюля,

Испугалась наша Юля.

Мало сделалось воды,

Так недолго до беды.(СЛАЙД 27)

Все: Сам к плите не прикасайся,лучше взрослых дожидайся.

Учитель:А сейчас задание для вас ребята. Попробуйте ответить на вопросы.Назовите первичные средства пожаротушения.

Дети:Вода, песок, огнетушитель.

Учитель:  От чего происходят пожары?

Дети:  Небрежность, детская шалость согнем, неисправность электропроводки, захламление чердаков, подвалов.

Учитель: Почему горящий бензин нельзя тушить водой?

Дети:Бензин легче воды, поэтому бензин поднимается наверх, а вода опускается вниз.

Учитель:Почему в жилых помещениях дверь открывается от себя?

Дети:Потому, что при пожаре не создается скопление людей, позволяет сразу выбегать наружу.

Учитель:Можно ли выбивать стекла в квартире во время пожара?

Дети: Нет нельзя, кислород усилит горение.

Учитель: Почему номер пожарной охраны 01?

Дети: 0 и 1 первая и последняя цифра на диске телефона. Этот номер легко набрать и в темноте, и в дыму.

Учитель: Молодцы! Потушили пламя.

5 пламя:Игра «Не играй с огнем»

Учитель:Вам нужно собрать картинку, как пазл и объяснить правило к этой картинке.


Нельзя играть спичками дома!

Не играй с электричеством!

Нельзя оставлять непогашенные костры!

Учитель: Потушили Кошкин дом!С кем стали жить кошка и кот Васька?

Дети:  С сиротами-котятами и новыми друзьями.

Выходят артисты.

Кошка: Спасибо, ребята! Спасибо, котята! Спасибо за то, что помогли справиться с огнем. Теперь я крепко буду помнить, что шутить с огнём нельзя!

  1.  ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Ученик 1:

Без огня на свете плохо:

Ни согреться, ни сварить.

В общем, без огня, наверное,

Человеку не прожить.

Дом огонь нам освещает,

Металл плавить помогает,

С ним уютней и теплей.

Огонек, свети скорей.

Ученик 2:

Говорим: «Огонь наш друг!»

Но врагом он станет вдруг,

Если мы о нем забудем.

Отомстит он сразу людям.

Пожалеете о том,

Вы в сражении с огнем.

Ученик 3:

Спички не тронь, в спичках - огонь!

Чтобы в наш дом не пришла беда,

Будь осторожен всегда!

Ученик 4:

Чтоб не стал твоим врагом,

Будь осторожен с утюгом.

Ученик 5:

Не суши белье над газом:

Все сгорит единым разом.

Ученик 6:

Если сделан из бумаги

Самодельный абажур,

С точки зрения пожарных

Он опасен чересчур.

Ученик 7:

Когда без присмотра

Оставлена печь,

Один уголек полный дом

Может сжечь.

Ученик 8:

Возле дома и сарая

Разжигать костер не смей:

Может быть беда большая

Для построек и людей.

Ученик 9:

Костер вы бросили в лесу -

И вот несчастье на носу.

Ученик 10:

Ты о пожаре услыхал -

Скорей об этом дай сигнал.

Пусть помнит каждый гражданин:

Пожарный номер 01.

Ученик 11:

Спать ложитесь - проверяйте:

Не включен ли ваш утюг,

Чтоб беды не стало вдруг.

Все:

Крепко помните друзья,

Что с огнем шутить нельзя.

Легче, чем пожар тушить,

Нам его предупредить.

Список использованной литературы:

  1. Интернет ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Огонь-друг или враг?"

Классный час проводился во 2 классе в виде ролевой игры "Час суда"....

Классный час "Огонь – наш друг или враг?"

Классный час "Огонь – наш друг или враг?"Цель:закрепить правила пожарной безопасности, изученные ранее, умение соблюдать их;довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного о...

Классный час "Огонь-мой друг, огонь-мой враг!"

Классный час по противопожарной безопасности "Огонь- мой друг, огонь - мой враг!"...

Классный час "Огонь друг - огонь враг".

Овладение этой  величайшей стихийной силой природы позволило человеку обеспечить себя светом и теплом....

Классный час "Огонь - друг, огонь - враг"

Классный час "Огонь - друг, огонь - враг"...

Классный час "Огонь- друг, огонь- враг"

Цели: • познакомить детей с правилами пожарной безопасности; • научить соблюдать их; • довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём; • отр...