Рабочая программа
рабочая программа (1 класс) по теме

Бондина Наталия Николаевна

Рабочая программа кружка "Если хочешь быть здоров" для учащихся 1Б класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esli_khochesh_byt_zdorov.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»

   «Согласовано»                                                                                                                  «Утверждаю»

зам. директора по УВР                                                                    Директор МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик»                                            

МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик»                                        ______________________     /Л.Н. Промкина/        

______________ /Е.Г. Иноземцева/                                                 приказ №_______ от «_____»_________ 2013г.                            

«_______» _____________ 2013г.                                                

Рабочая программа

кружка  «Если хочешь быть здоров»

                       для учащихся  1  класса

                        на 2013 – 2014 учебный год

                                                                                                                                    Составитель:

                                                                                                                                                                            Бондина Н.Н.,  учитель  начальных классов  

                                                                                                                                                                     второй  квалификационной категории

                                                          п. Красный Текстильщик, 2013 г.

                                                          Пояснительная записка.

              Одним из основных  направлений  спортивно-оздоровительного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в соответствии с ФГОС начального образования  является воспитание  и обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства.          

            В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.

Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.

Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.

         Цели программы:

  • Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
  • Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

        Задачи:

  1. Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
  2. Профилактика вредных привычек.
  3. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
  4. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
  5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
  6. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Основные направления реализации программы:

–    организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);

– организация и проведение динамических прогулок  и игр на свежем воздухе в любое время года;

– активное использование спортивных площадок города (футбольная, баскетбольная, волейбольная, хоккейная коробка)  в рамках работы программы

– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

– организация питания учащихся;

–  проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,

– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

– организация и проведение профилактической работы с родителями;

– организация встреч родителей с медицинскими работниками;

– организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся.

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.

Формы организации внеурочную деятельности по спортивно-оздоровительному направлению.

Место проведения

Время проведения

Форма организации.

Школа

Первая половина учебного дня

Утренняя зарядка,                                           физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен,                 уроки физкультуры.

Школа

Вторая половина учебного дня

Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники, спортивные кружки подвижных, народных оздоровительных игр и пр.  

Семья

Вторая половина учебного дня.                 Выходные.

Прогулки, совместно со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность.

Учреждения дополнительного образования.

Вторая половина учебного дня.                 Выходные.

                                                                               Детские спортивные секции и школы.

Школьные оздоровительные лагеря.

Каникулы.

Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой  работы лагеря.

Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников.     Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры. Рекомендуется регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления в каждой возрастной группе.

Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы.

Формы и методы воспитания культуры здоровья младших школьников.

Методы

Формы

Методы формирования сознания.

- Классные часы, их проведение и тематика в соответствии с планом воспитательной работы;                                                                                         - Беседы и диспуты с классом или индивидуально; читательские конференции;                                                                                                             - Мини-лекции как самостоятельная работа, продолжительность которых не более 10 – 15 мин.;

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.

- Педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намёков;                                           - Приучение и упражнение, содействующее формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни;                                                            - Регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях;                                                                          - Тренинги для изменения негативных внутренних установок обучающихся (в том числе и к наркотизации), формирование опыта позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру в целом;                                                             - Круглый стол – данную форму можно применить для формирования чётких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни.

Методы стимулирования  поведения и деятельности.

- Поощрения в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почётных прав, награждение;                                                                                      - Наказание состоит в лишении или ограничении определённых прав, в выражении морального порицания, осуждения.

Метод проектов.

-  Исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе);                                                                                                 - Творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.

                       

                              Календарно-тематическое планирование.

  Планирование составлялось из расчета 1 час в неделю.   70%  содержания планирования направлено на активную  двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе.  Остальное время  распределено на всевозможные  тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и  внеклассных мероприятий на формирование здорового образа жизни.    

Форма работы

Тема беседы

Количество часов

      Дата проведения

1.

Родительское собрание.

Ребёнок пришёл в школу.  Составление безопасного маршрута следования от дома до школы.

1

2.

Беседа, экскурсия по школе и прилегающей к ней территории.

«Поведение в школе», ознакомление с опасными  местами в здании школы и вокруг него.

1

3.

Беседа

«Твой  новый режим дня»

1

Подвижные игры на свежем воздухе.

4.

Подвижные игры на свежем воздухе.

1

Экскурсия в осенний лес.

«Красота осенней природы».

5.

Подвижные игры на свежем воздухе.

1

Динамическая прогулка.

«В гости к берёзкам».

6.

Внеклассное  мероприятие

«Волшебница Гигиена»

1

7.

Просмотр и обсуждение фрагмента  обучающего фильма.

«Уроки осторожности».

1

8.

Знакомство с настольными играми.

Шашки, шахматы

1

9.

Подвижные игры на свежем воздухе.

1

Беседа

«Сменная обувь. Зачем она?»

10

Конкурс

Подарки осени

1

11

Беседа

«Осторожно – тонкий лёд!»

1

12

Родительское собрание.

Проблемы школьной адаптации

Инструктаж по ТБ  во время каникул.

1

Подвижные игры и упражнения со скакалками.

13

Беседа

«Учимся не болеть»

1

Настольные игры.

Шашки, шахматы

14

Инструктаж по ТБ

«Осторожно – гололёд!»

1

15

Внеклассное мероприятие  

«Советы Айболита»

1

16

Подвижные игры на свежем воздухе.

Строим снежную крепость

1

Инструктаж по ТБ

«Осторожно – Мороз!»

17

Подвижные игры на свежем воздухе.

Катание на санках. Игра в снежки.

1

Беседа

«Польза и вред воды»

 18

Украшение школьного двора к празднику.

Лепка и оформление  снежных фигур.

1

19

Спортивные соревнования

Эстафета на санках.

1

20

Беседа

«Грипп и другие инфекции как  с ними бороться»

1

21

Праздник

В гостях у Мойдодыра

1

22

Беседа

«Наступает весна. Как ваше здоровье?»

1

23

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

1

24

Практическая работа

Несчастные случаи. Первая помощь

1

25

Беседа

«Правильное питание – залог здоровья»

1

26

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

1

27

Беседа

Сон – лучшее

лекарство

1

28

Гимнастика для глаз

Глаза главные помощники

1

29

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

Эстафеты

1

30

Спортивные соревнования

Папа, мама, я – спортивная семья

1

31

Экскурсия в берёзовую рощу.

Наблюдения за весенними изменениями в природе. Подвижные игры.

1

32

Беседа

«Впереди лето – возможности для отдыха в летнее время»

1

33

Родительское собрание

«Детский отдых в летнее время »

1

34

Итоговое занятие

Подведение итогов.

1

                     

Результатом практической деятельности по программе «Если хочешь быть здоров» можно считать следующее:

  • Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.
  • Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.
  • Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, района.
  • Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.
  • Классный руководитель  координирует проектную работу учащихся, направленную сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на  классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.
  • Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.
  • Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.
  • 90% учащихся класса заняты во внеурочной деятельности дополнительного образования.

Предполагаемый результат:

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

Литература

  •  ФГОС  Примерные программы начального образования. – «Просвещение»,  Москва,  2009.        
  • ФГОС  Планируемые результаты начального общего  образования. – «Просвещение»,  Москва.  2009.        
  • Электронный журнал «Учительская»  ИРО-РТ , июль 2009.        
  • DVD  «Уроки тётушки Совы»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2009.
  • DVD  «Азбука безопасности на дороге»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2009.
  • «Воспитательная работа в начальной школе» - С.В.  Кульневич, Т.П. Лакоценина,  ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.                        
  • «Как себя вести» - В.Волина . «Дидактика плюс2, Санкт-Петербург 2004.
  • «365 уроков безопасности» Л.Логинова айрис Пресс. Москва. 2000.
  • «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги,  Москва. 2003.
  • «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...