Программа воспитательной работы
рабочая программа по теме

Шведова Светлана Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shvedova.doc468.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 36

ПРОГРАММА

воспитания1-4 класс

Настоящая

Творческая

Семья

Классный руководитель

Шведова Светлана Александровна

Челябинск 2007

Содержание

I

Паспорт программы «Настоящая творческая семья»

Стр.3

II

Пояснительная записка

Стр.5

III

Основные направления работы

Стр.8

IV.

Нормативно-правовые  основы деятельности классного руководителя

Стр.10

V

Программа деятельности классного руководителя

Стр.11

VI

План воспитательной работы на 2009-2010 уч.год

Стр.14

VII

Самоуправление в классном коллективе

Стр.18

VIII

Сотрудничество классного руководителя с семьёй

Стр.20

IX

Индикативные показатели реализации мероприятий программы воспитания

Стр.25

X

Критерии способы изучения эффективности воспитательной программы

Стр.25

Литература

Стр.27

I.        Паспорт программы воспитания «Настоящая творческая семья»

Наименование программы

«Настоящая творческая семья»

Дата принятия решения

Протокол № 3 Методического объединения классных руководителей от 13 ноября 2007 года

Основной разработчик программы

Шведова С.А., классный руководитель, коллектив родителей класса  

Цель программы

Создание условий для саморазвития личности в гармонии с самим собой и окружающим миром

Задачи программы

  • Создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
  • Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для обучающихся.
  • Способствовать формированию ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, развития любознательности, инициативы в учении и познавательной активности.

Основные индикативные показатели по направлениям  программы воспитания

1. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

1. Положительная  динамика снижения количества пропуска уроков по болезни:

2007- 2008 уч.год - до 60 пропусков в год на 1 обучающегося;

2010 до 36 пропусков в год на 1 обучающегося (в соответствии с индикативными показателями областной целевой программы ПНПО на 2009- 2012 гг.)

2. Содействие формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для обучающихся.

3.Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, развития любознательности, инициативы в учении и познавательной активности.

2. Включённость обучающихся класса по программе ученического самоуправления

2007 - 2008 уч.год- создание программы самоуправления с учетом традиций школьного ученического самоуправления «Дело»

2008 - 2009 уч.год- апробация работы классного ученического самоуправления, вовлечение 60% обучающихся

2009 - 2010 уч. год – корректировка программы ученического самоуправления, вовлечение 90% обучающихся

2010 - 2011 уч. год.- совершенствование работы классного ученического самоуправления в соответствии с запросом родителей и обучающихся, вовлечение 100 % обучающихся в работу классного ученического самоуправления

3. Процент обучающихся, вовлечённых в творческую деятельность по годам обучения:

2007- г.- до 25 % обучающихся,2010г.- 100% обучающихся.

4. Участие в конкурсах различных уровней по годам обучения:

2007- 2008  уч.год - участие на школьном уровне;

2008- 2009  уч.год - участие на школьном уровне;

2009- 2010  уч.год.  - участие на районном уровне;

2010-2011 уч.год- -участие на городском, областном, Российском уровнях.

5. Количество победителей и призёров олимпиад, конкурсов и т.д.: 2006- 2007 г- 2 обучающихся, 2010- до 7 обучающихся.

6. Охват обучающихся класса дополнительным образованием 2007.г- 85%  обучающихся, 2011- 100% обучающихся.

Критерии и способы изучения эффективности воспитательной

ПРОГРАММЫ.

  1. Сравнительная таблица результатов обученности  по годам обучения
  2. Сравнительная таблица пропусков уроков по болезни
  3. Диагностическая программа изучения уровней воспитанности младших школьников (1–4 классов)
  4. Программа изучения развития классного коллектива
  5. Изучение удовлетворённостью учащихся школьной жизнью (А.А.Андреева)
  6. Комплексная методика для изучения удовлетворённости родителей жизнедеятельностью ОУ (А.А.Андреева)
  7. Охват обучающихся класса дополнительным образованием.

Сроки и этапы реализации программы

  • 2007- 2008 учебный год (1 класс)- этап знакомства и установления контрольных показателей мониторинга
  • 2008- 2009 учебный год (2 класс) реализация основных мероприятий программы, промежуточное отслеживание результатов
  • 2009- 2010 учебный год (3 класс) реализация основных мероприятий программы, промежуточное отслеживание результатов, корректировка программы на 2010- 2011 учебный год
  • 2010- 2011 учебный год (4 класс) подведение итогов и реализация программы, выполнение основных показателей, составление программы воспитания совместно с классным руководителем старшей школы

Направления реализации программных мероприятий

I.    Я в окружающем мире.

II.   Нравственное самовоспитание.

IV. Самосовершенствование в познавательной и творческой  деятельности.

V.  Саморазвитие в самоуправлении

Основные исполнители программы

  1. Классный руководитель – Шведова С.А.
  2. Ученический коллектив класса.
  3. Родительский коллектив класса.

Ожидаемые результаты реализации программы

В результате реализации программы воспитания класса будут созданы условия для саморазвития личности обучающегося в гармонии с самим собой и окружающим миром через:

1) сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся;

2) реализацию программы ученического самоуправления класса;

3) расширение возможностей в получении дополнительного образования.

Контроль за выполнением программы

  • Родительский комитет класса
  • Администрация МОУ СОШ № 151
  • Методическое объединение классных руководителей МАОУ СОШ № 36
  • Обучающиеся класса

II.        . Пояснительная записка к программе воспитания

Программа воспитания – совокупность взаимосвязанных компонентов (воспитательные цели, люди, их реализующие, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство), составляющая целостную социально-педагогическую структуру класса и выступающая мощным и постоянно действующим фактором воспитания. Признаки гуманистически ориентированной воспитательной системы класса: наличие единой концепции развития классной воспитательной системы, формирование здорового образа жизни, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм воздействия и взаимодействия, обеспечение защитных функций коллектива, разнообразная и многообразная совместная деятельность. Программа воспитания класса строится на  примерах гуманистически ориентированной воспитательной системы  В. Караковского, А. Тубельского и др.

Воспитание – это целенаправленное построение на научных основах, отражающих природу ребёнка и природу развития личности, организованное профессионалом – педагогом, восхождение ребёнка к культуре современного ему общества, вхождение его с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности жить в современном обществе, сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

В программе воспитания «Настоящая творческая семья»  учитываются закономерности воспитания:

  •  Воспитание и обучение – два взаимопроникающих, взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания.
  •  Эффективность воспитания обусловлена активностью ученика, включённостью его в самовоспитание.
  •  Эффективность и результативность воспитания зависят от гармоничной связи всех его структурных элементов, адекватных ребёнку и педагогу, участвующим в воспитательном процессе.
  •  Эффективность воспитания зависит от компетентности всех участников учебно-воспитательного процесса.

Цель:

Создание условий для саморазвития личности в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Задачи:

  • Организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей в коллективе как модели образа будущей достойной жизни.
  • Создание условий и оказание помощи в поисках ценностей и смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после её окончания.
  • Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения, обретения каждым из них социального статуса в среде сверстников.
  • Создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, обеспечение условий защищённости каждого его члена.
  • Создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.
  • Психолого-педагогическое просвещение учащихся. Обучение их способам делать разумный выбор, приёмам саморегуляции и самовоспитания как важнейшим условиям благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни.

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования и воспитания. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в практике учебно-воспитательного процесса. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированное воспитание, при котором происходят развитие и саморазвитие личностных качеств школьников, становление ученика как личности с учётом индивидуальных особенностей. Воспитательная работа в школе направлена на формирование и развитие личности ребёнка. Цели воспитания являются неотъемлемой частью целей образовательного учреждения.  Воспитательный процесс адаптируется и выстраивается с учётом задач обучения.

Современная школа – ведущий институт воспитания молодого поколения в России. Ее воспитательная функция – одна из основных социальных функций в общественном прогрессе, сохранении культурного наследия, в укреплении связей поколений. Реформирование системы образования предполагает повышение воспитательного потенциала воспитания. От обучения – к учению, от воспитания – к самовоспитанию – вот цель и результат совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учётом особенностей и уровня воспитанности ребёнка, а также условий их жизнедеятельности. Важнейшими средствами воспитания являются создание единого педагогического пространства, воспитательной среды в урочное и внеурочное время, построение целостной системы внеклассной работы, направленной на развитие личности.

Создание Программы воспитания обусловлено требованиями времени, порожденными общественно-исторической ситуацией в стране, в регионе. Новизна этой программы  предполагает формирование нового российского человека – высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, любящего своё Отечество гражданина. Исходя из исследования уровня воспитанности детей, уровня достижения прогностической модели выпускника начальной, основной, средней школы, уровня удовлетворённости учением, воспитанием учащихся, их родителей, социального заказа, выявлены приоритетные направления воспитательной работы:

  • педагогический взгляд на воспитание с позиции общечеловеческой культуры;
  • педагогическое представление о слагаемых воспитательного процесса как освоении, усвоении и присвоении мира подрастающим ребёнком, входящим в этот мир на уровне современной культуры;
  •  определение содержания воспитательного процесса как системы отношений к ценностям достойной жизни достойного человека; как средства проживаемых ценностных отношений человека к миру и с миром;
  •  максимальное расширение поля воспитательного процесса до всей сферы жизнедеятельности ребёнка;
  • ступенчатое разворачивание проблем жизни в ходе развития личности ребёнка как субъекта собственной жизни.

Лейтмотивом программы воспитания выступает отношение к миру: школьник вместе с педагогом познаёт мир, взаимодействует с миром, старается полюбить этот мир. Реальный, конкретный, жестокий, прекрасный, понятный и непостижимый мир, полный проблем, которые вынужден ежеминутно решать человек. И, вступая во взаимодействие с этим всё более познаваемым и осмысливаемым миром, школьник всё более приобретает способность столь же осмысленно и осознанно выстраивать свою жизнь в согласии либо в противоречии с этим миром.

Ключевые ценности, характеризующие достойную человека жизнь, расположили согласно возрастному развитию и осмыслению жизни как таковой:

  1. Сначала – это жизнь Природы с её объективными закономерностями, столь близкой малышу-первокласснику. Ключевая ценность программы «Первоклассник – природа», а конечным результатом завершения программы станет ценностное отношение к природе как дому человечества.
  2. Затем – это жизнь Человека, который является продуктом природы, и одновременно носителем и творцом культуры. Ключевая ценность программы «Младший подросток» – «человек» как феномен мира; конечный результат – признание Человека наивысшей ценностью.
  3. Далее – это жизнь Общества, удивительного феномена объединения людей, способных к жизни в сообществе друг с другом и зависимости друг от друга, однако стремящихся к автономии и независимости. Ключевая ценность программы «Старший подросток – ценность общества», а конечный результат – сформированное уважение к социальной стороне жизни человека, к роли гражданина.
  4. И затем – образ жизни, достойный Человека, как продукт воли, деятельности, творчества самого человека. Ключевая ценность программы «Старшеклассник – жизнь», конечный результат – формирование принципов собственной жизни.
  5. Наконец, заключительный этап школьного воспитания – личностный внутренний мир «Я». Ключевая ценность программы «Выпускник» – жизненная позиция, конечный результат – состоявшийся выбор жизненной позиции.

Воспитательный процесс выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг – ступенька вверх в духовном и физическом становлении. По нашему мнению- это и есть основная ценность программы воспитания «Настоящая творческая семья». Обращение к разным источникам обеспечивает многообразие средств, к которым прибегает человек. Именно средства определяют форму работы с детьми.

Приоритетом работы с классом можно считать  творчество во всех видах деятельности, от учёбы до внеклассных мероприятий.

Выбор программы был обусловлен воспитательной системой МОУ СОШ № 151 и социумом.

Воспитательная система МАОУ СОШ № 36 основывается на идеях гуманизма, педагогики сотрудничества, формирования единого воспитательного пространства. Научным и практическим основанием для программы МОУ являются идеи В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, И.П.Иванова, О.С.Газмана, В.А.Караковского, Н.Е.Щурковой.

        Социум МАОУ СОШ № 36 представляет собой новый, разрастающийся микрорайон с формирующейся инфраструктурой. В непосредственной близости от школы расположены учреждения культуры (Детский досуговый центр «Икар», строится оздоровительно- развлекательный центр), здравоохранения (Филиал ДГП № 8- специализированная поликлиника, две аптеки, стамотологический центр «Стоматологическая практика»), бытового обслуживания- фотосалоны, пакрикмахерские, сапожные мастерские, магазины, ЖРЭУ. Микрорайон, с одной стороны- достаточно стабильный, с другой стороны- активно застраивающийся в настоящее время.

Ожидаемые результаты реализации программы воспитания « Настоящая творческая семья»:

В результате реализации программы воспитания класса будут созданы условия для саморазвития личности обучающегося в гармонии с самим собой и окружающим миром через:

1) сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся;

2) реализацию программы ученического самоуправления класса;

3) расширение возможностей в получении дополнительного образования.

  1. Основные направления работы

Раздел

Цели

Направления воспитательной работы

Формы работы

Предполагаемый результат деятельности.

Я в окружающем мире.

Раскрывает социальную функцию человека и его взаимодействие с окружающей средой, формирование отношения к цивилизации, Родине, семье, к собственной судьбе.

Мы с тобой уже с рожденья… Изучается история, обычаи, традиции родного края.

Кто я? Моя родословная.

Изучается история своего рода по рассказам бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек. Семейный альбом.

Я и природа. Любимые животные моей семьи. Живые цветы в моём доме. Моя улица, мой дом. Будем жить в ладу с природой. У природы нет плохой погоды. Природный календарь. Народные приметы. 

-Классные часы

-Праздники.

-Уроки улыбки, доброты.

-Экологические акции.

-Операции.

-Викторины.

-Экскурсии.

-Выставки рисунков.

-Проведение весной и осенью дней здоровья.

-Практикумы

-Задание самому себе.

-Творческие работы  (рисунки, рассказы и т. д.).

Умение школьников видеть прекрасное в окружающей действительности, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников и композиторов. Занятие детей одним из видов искусства в факультативах и кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности, участие в конкурсах, выставках.

Нравственное самовоспитание

Помогает детям понять и освоить духовное богатство России, человека, науки, культуры, понять и включиться в семейные отношения, общение с другими людьми, понять секреты жизненного успеха и преобразование личности на основе общечеловеческих ценностей.

«Мой дом, мои родные, близкие». Изучаются семейные отношения. Изучаются отношения в классе между девочками и мальчиками.

Моя Родина. Приобщение к русской национальной культуре. Изучается история  города Челябинска. Изучается история своей малой родины.

-Классные часы.  

-Игра-путешествие.

-Фольклорные праздники.

-Беседы.

-Праздники.

-КТД .

-Творческие работы

Убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите своего Отечества.

Самосовершенствование в познавательной
и творческой деятельности

Объясняет значение знаний и творчества в преуспевании человека, в его конкурентоспособности, включает школьников в процесс самообразования, обучает культуре познания и профессиональному самоопределению.

Моя школа, мои друзья. Зачем ты пришёл в школу? Кем ты хочешь стать? Как нужно работать на уроке, во время самоподготовки? Выполнение ортопедического режима дня.

Мои увлечения. Учить все школьные предметы, а не те, которые нравятся. Уметь слышать и слушать. Выражать свое «Я» на уроке, после уроков и в творческих объединениях.

Я и природа. Будем жить в ладу с природой. У природы нет плохой погоды. Природный календарь. Народные приметы. 

-Классные часы.

-Уроки этикета.

-Классные часы.

-Игры .

-Клуб -Почемучки».

-Кружки предметные и творческие.

-Практикумы.

-Устные журналы.

-Экскурсии.

-Упражнения.

-Выставки.

-Библиотечные уроки.

-Задания самому себе.

-Творческие работы

Гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности  человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность. Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплина.

Саморазвитие в самоуправлении

Формирует общественную направленность личности, включает в самодеятельность, определяет коллектив как воспитывающую и защищающую среду, обучает азбуке демократии и политической культуры, предлагает социальные пробы.   

Я – ученик. Правила поведения школьника. Одноклассники. Правила проживания в школе.

Мои поручения. Самоуправление в классе, в школе. Моё любимое дело в классе. Работа классного актива.

Мои друзья. Отношения с одноклассниками, с родственниками, друзья вне школы. Мой самый любимый друг.

-Классные часы.

-Уроки доброты и вежливости.

-Праздники

-Ролевые игры по методике Н. Е. Щурковой; уроки  этикета, проигрывание жизненных ситуаций.

-Участие в органах самоуправления класса.

-Участие в органах самоуправления класса.

Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение дорожить временем, совершенствовать и применять свои знания. Выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей. Умение пользоваться правами ученика.

Результативность программы заключается в уровне достижения каждым школьником прогностической модели выпускника разных ступеней обучения.

Модель выпускника начальной школы

Главная задача воспитательной деятельности в начальной ступени: формирование культуры общения младших школьников с товарищами, родителями, учителями, взрослыми, ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине, в театре, развитие способности соотносить культурные социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, художественной, духовной, общественной; развитие интереса к народному творчеству и его традициям, усвоение понятий «красивое», «уродливое», «безобразное», «природа», «гигиена», «атмосфера», «добро», «зло», «правдивость», «честность», «ответственность», «отзывчивость»,  «вежливость», «исполнительность», «трусость», «смелость».

Ведущими качествами личности ученика начальной школы выступают: любовь к Родине, к отчему краю, дому, где вырос; способность к сотрудничеству, милосердие к больным, престарелым, желание помогать в своем доме родителям; умение себя обслуживать, самостоятельность, честность; бережливость; умение беречь народное добро, школьное имущество; организованность; должно быть развито чувство гордости за свою Отчизну, умение преодолевать неуверенность, страх; не вредить окружающей среде; готовность охранять и защищать природу.

Ключевые компетенции выпускника начальной школы:

1.        Ценностно-смысловая

Компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами выпускника, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция должна обеспечить механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности, обеспечить реализацию ключевых целей обучения – определение индивидуальной образовательной траектории.

2.        Общекультурная компетенция

Круг вопросов, определяющихся образовательными стандартами и школьными программами данной ступени, по отношению к которым учащийся должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. К приоритетным вопросам относятся вопросы национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияния на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например владение эффективными способами организации свободного времени.

3.        Учебно-познавательная компетенция.

Совокупность компетенций выпускника первой ступени обучения в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, По отношению к изучаемым объектам, обозначенным в стандартах и школьных программах, выпускник начальной школы овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование научных методов познания.

4.        Информационная компетенция.

При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), должны быть сформированы умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности выпускника I ступени обучения по отношению к информации, содержащейся в соответствующих уровню обучения учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5.        Коммуникативная компетенция.

Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Выпускник  I ступени обучения  должен владеть навыками устной и письменной коммуникации: уметь слушать, выбрать способ общения  в соответствии с особенностями партнеров по коммуникации, быть толерантным, уметь предотвращать и /или конструктивно разрешать возникающие межличностные конфликты; должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

6.        Социально-трудовая компетенция.

Означает владение знаниями в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области будущего профессионального самоопределения. В данную компетенцию входит владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений; овладение необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7.        Компетенция личностного самосовершенствования.

Направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях; непрерывное самопознание, развитие необходимых современному человеку личностных качеств, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Соблюдение правил личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, экологическая культура. Сформированный комплекс качеств, связанный с основами безопасной жизнедеятельности личности.

  1. Нормативно-правовые основы деятельности классного руководителя.  

Список документов, определяющих нормативно-правовые основы деятельности классного руководителя

•  Конвенция о правах ребенка (принята 44 сессией Генеральной Ассамблеи ООН, ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 г.),

•  Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.),

•  Закон РФ «Об образовании»,

•  Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,

•  Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»,

•  Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ,

•  Национальная доктрина образования в Российской Федерации,

•  Федеральная программа развития образования,

•  Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года,

•  Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на период до 2010 года»,

•  Приказ Минобрнауки России «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений» от 03.02.2006 г. № 21,

•  Приказ Минобрнауки России от 03.02.2006 г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»,

•  Письмо Минобразования РФ от 15.12.2002 г. №30-51-914/16 «Методические рекомендации о реализации Государственного стандарта о минимальном объеме социальных услуг по воспитанию детей в учреждениях общего образования»,

•  Письмо Минобразования РФ от 21.06.2001 г. № 480/30-16 «Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях»,

•  Письмо Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования РФ от 11.06.2002 г. № 30-51-433/16 «Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях»,

•  Письмо Минобразования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях»,

•  Письмо Минобразования РФ от 11.02.2000 г. №. 101/28-16 «О расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях»,

•  Письмо Минобразования РФ от 22.07.2002 г. № 30-51-547/16 «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях»,

•  Письмо Минобразования РФ от 15.10.2003 г. № 24-51-218/13-28-51-793/16 «Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности»,

•  Письмо МОиН Челябинской области от 14.03.2006 г. № 04-1140 «Об организации деятельности классных руководителей в общеобразовательных учреждениях».

  1. Программа деятельности классного руководителя

Анализ воспитательной работы за 2008-2009 учебный год

В классе обучалось 28 учеников: 14 девочек и 14 мальчиков.

         В 2008-2009 учебном году основной целью воспитательной работы являлось личностно-ориентированное воспитание, направленное на раскрытие, развитие и реализацию интеллектуально-духовных качеств личности учащихся.

            Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи воспитательной деятельности:

- Создание оптимальных условий для развития каждого ученика на основе знания его индивидуальных способностей и потребностей.

- Воспитывать человека гуманного, сочетающего в себе любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту, способность к сопереживанию;

- Воспитание гражданских и нравственных качеств, развитие творческого мышления, необходимого для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире;

- Физическое совершенствование, укрепление здоровья и санитарно-гигиеническая культура.

В первую очередь вдумчиво и скрупулёзно изучила семьи моих учеников, их социальный состав - на начало 2008-2010 учебного года

№ п/п

Статус семьи

2008-2009уч.г.

2009-2010 уч.г.

1.

Неполные семьи

10 %

11 %

2.

Многодетные семьи

0%

0%

3.

Малообеспеченные семьи

19 %

21% 

В ходе изучения социального состава семей было выявлено

- увеличение числа неполных семей в классе;

-  рост количества малоимущих семей.

Социальный статус семей

№п/п

Статус семьи

2008-2009уч.г.

2009-2010 уч.г.

1.

Рабочие

18,1 %

15,1 %

2.

Служащие

14,5 %

15,1 %

3.

Домохозяйки

5,4 %

0 %

4.

Предприниматели

34,5 %

35,8 %

5.

Пенсионеры

1,8%

1,8%

6.

Другие категории

25,4%

32,2%

 

        

Уровень образования родителей

 

№п/п

Образование

2008-2009уч.г.

2009-2010 уч.г.

1.

Имеют  высшее образование

72,7 %

71,7 %

2.

Среднее специальное

20 %

20,7 %

3.

Среднее техническое

7,3 %

7.6 %

         Каждый ученик класса был активно включен в воспитательный процесс. Удалось вовлечь всех детей  во внеклассную работу школы и класса. Были использованы разнообразные формы воспитания: классные часы, коллективные воспитательные мероприятия, праздники, классные собрания, индивидуальные консультации, индивидуальная  помощь и другие.   Такие встречи, часы общения очень нравятся детям.       

Участие ребят в различных мероприятиях развивает в моих воспитанниках инициативу и творчество, формирует организаторские и самоуправленческие навыки.

Стало традицией большинство мероприятий проводить совместно с родителями. Такие встречи, часы общения очень нравятся детям. В прошедшем учебном году были организованы и проведены внеклассные мероприятия с привлечением родителей: конкурс поделок «Чудеса осеннего леса», осенняя ярмарка (традиционное мероприятие класса), новогодний праздник,   помощь в организации экскурсионных поездок, поездки  в театры.

Особенно удались и запомнились: Папа, мама, я – дружная семья», «Моя родословная» и др.

В целом между ребятами сложились товарищеские отношения. Они дружат между собой, помогают друг другу. Навыки взаимоотношений между одноклассниками, культуры поведения в общественных местах, формировались во время классных часов:

        Всё это позволило постепенно повышать уровень воспитанности класса, развить в школьниках навыки общения, нравственный облик коллектива.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся осуществлялось посредством следующих мероприятий:

- профилактика и оздоровление– физкультурная разминка во время учебного процесса для активации работы головного мозга и релаксации органов зрения, обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики, горячее питание, физкультурно-оздоровительная работа;

- образовательный процесс – использование здоровьесберегающих образовательных технологий;

- информационно—консультативная работа – лекции школьной медсестры, классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни: спортивные соревнования, работа спортивных секций.

        Уровень посещаемости родительских собраний высокий.

Воспитательная деятельность осуществлялась в тесном сотрудничестве со школьной библиотекой, где в течение года проводились мероприятия, посвященные бережной сохранности учебников, часы общения, конкурсы, викторины.

Количество учащихся, занятых в системе дополнительного образования – 100 %

10 обучающихся класса посещали хоровую студию – хочется отметить участие ребят во всех школьных концертах, в том числе подготовку поздравления ветеранов.

В значительной степени удалось решить поставленные задачи. Основные направления деятельности планирую оставить прежними, но с внесением небольших корректив с целью устранения недостатков:

-не полностью реализованы возможности школьников в учебной деятельности;

-доброжелательные отношения между учащимися в классе не всегда выражаются в действенной помощи друг другу.

- в поведении некоторых учащихся наблюдаются факты невоспитанности и бестактности, межличностные отношения не всегда отличаются доброжелательностью и взаимопомощью 

На основе тех проблем, которые выделились в процессе работы, можно сформулировать цели и задачи на будущий учебный год.

Цель: Создание оптимальных условий для развития каждого ученика на основе знания его индивидуальных способностей и потребностей.

Задачи:

- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья школьников, формирования культуры здорового образа жизни, безопасного поведения и самодисциплины в окружающем социуме;

- Формирование убеждений, ценностных ориентаций, мотивации поведения школьников через индивидуализацию использования активных форм и методов воспитательно-профилактической работы;

- Развитие лидерских качеств младших школьников и потребности к участию в созидательной деятельности, самоуправлении в детском коллективе и общественных организациях;

- Стимулирование учебно-познавательной деятельности одаренных учащихся с целью развития их интеллектуального и творческого потенциала.

Характеристика классного ученического коллектива.

В 3 «Б» классе обучается 28 учащихся, из них – 14 мальчиков и 14 девочек. Данный состав существует с 1 сентября 2008 года. Все ученики класса имеют разные способности, разный уровень работоспособности и воспитанности.

В 17 семьях по двое детей, 11 семей имеют единственного ребенка.

У классного коллектива высокий уровень сплоченности: обучающиеся способны брать на себя ответственность, участвовать в принятии решения, учатся регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в жизнедеятельности класса.

В классе ярко выделяется группа детей, которые стремятся быть во всем лидерами: Гроо Владимир, Зорина Анастасия, Токарева Валерия: в учебе, в играх, в работе, в подготовке любого задания, мероприятия.

В классном коллективе есть гиперактивные обучающиеся – Владельщиков Леонид, Нургатин Руслан, но их активность не влияет на стабильность классного микроклимата и качество обученности, так как дети умеют выполнять единые требования коллектива. Неустойчивое и неорганизованное восприятие лишь у нескольких ребят класса. Живое любопытство к восприятию окружающего мира у всех. Яркая эмоциональность выделяется у Гроо Владимира, Загребальной Татьяны, Стручкова Александра. Внимание преобладает пока непроизвольное, недостаточно устойчивое. Очень ранимы Короткова Светлана, Спицына Юлия.

В коллективе у обучающихся высокий уровень коммуникативных компетенций: умение говорить, слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе, сформированность первичных навыков саморегуляции.

Классный коллектив достаточно яркий и перспективный. Об этом можно судить по творческим делам, в которых участвовали дети: городской фестиваль «Хрустальная капель» (хор, хореография), интеллектуальные конкурсы «ЭМУ», «Русский медвежонок», «Проба пера».

В классе есть ребята, у которых есть интересное дело вне школы. Школа искусств – 8 чел.

Спортивные секции – 10 чел.

Кружки в школе, детских клубах – 27 чел.

Дополнит. занятия по школьным дисциплинам – 11 чел. (английский язык)

Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей. В них созданы необходимые условия для выполнения домашних учебных заданий. Родители заинтересованы школьной жизнью ребёнка.

Большую помощь в работе с классом оказывал родительский актив. За последние два года число родителей, вовлеченных в жизнь класса, постоянно увеличивается. Результатом работы можно считать участие родителей в подготовке к внеклассным и внешкольным мероприятиям. Активная внеурочная деятельность положительно повлияла на воспитанность школьников, повысила их интерес к учению и школе.

VI.         План воспитательной работы

Календарное планирование воспитательной работы  3 «Б» класса на 1  полугодие  2009- 2010 учебного года.

2009- 10 год посвящён  празднованию 65-летия Победы в ВОВ

Сентябрь

Предмет деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Примечание

Задачи:

  1. Изучение коллектива учащихся.
  2. Воспитывать у учащихся осознания ответственного отношения к учению и поведению.
  3. Выборы актива классного самоуправления

Линейка 22 сентября  Тема «Стартовая»

Коллективно-творческие дела

Работа над проектом «Внимание! Дети.»

Защита проекта

КТД «Выборы актива классного самоуправления»

Тематические классные часы

День Знаний.

День Солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября)

Мы с тобой уже с рождения (история малой родины)

Выборы актива классного самоуправления

Представление работы в классном ученическом самоуправлении ( защита поручения)

Индивидуальная работа с учащимися

Сбор необходимой документации на горячее питание

Беседа «Моё право на обучение. Как я им пользуюсь»

Участие в конкурсе «Познание и творчество», «Шаг в будущее»

Задание самому себе  «Мои обязанности в доме».

Работа с родителями

Родительское собрание№1

«Организация и планирование работы КРК на текущий учебный год»

Сбор информации

о родителях учащихся класса для оформления журнала и соц. карты класса.

Общешкольная  родительская конференция.

Родительское собрание №2 

Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка

Изучение коллектива и личности

Тестирование на предмет изучения лидерских качеств учащихся.

Корректировка социального паспорта класса.

Определение воспитанности (тестирование)

Анализ результатов и предоставление данных Заместителю директора по ВР

Октябрь

Предмет деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Примечание

Задачи:

  1. Формирование представлений о классном кол-ве с целью разработки воспитательной программы.
  2. Формирование навыков культуры поведения и взаимоотношений в коллективе.
  3. Привлечь и объединить усилия школы, родителей, общественности для повышения эффективности воспитательного процесса, для совместного решения задач, поставленных в работе с ученическим коллективом.

Линейка 20 октября «Самоуправленческая»

Коллективно-творческие дела

День ученического самоуправления. Праздник «День Учителя»

Акция «Чистая дорога в школу»

Подготовка и проведение игровой викторины для 1 класса «К истокам русской старины

Тематические классные часы

История края в лицах. Наши прадеды и деды приближали День Победы

(К Дню пожилого человека)

Урок доброты

Выполнение режима в школе и дома

Классное собрание

Итоги 1 четверти

Индивидуальная работа с учащимися

Практикум.

Нарисовать портрет знаменитого соотечественника

Участие в конкурсе «Шаг в будущее»

Задание самому себе.

Разработать правила «Как помочь птицам и животным»

Творческие работы.

Рассказы о домашних животных

Работа с родителями

Индивидуальная работа «Безопасная дорога в школу моего ребёнка»

Консультации для родителей (предварительные итоги 1 четверти)

Заседание родительского комитета

Подготовка к родительскому собранию.

Родительское собрание №3 

Воображение и его роль в жизни ребёнка.

Изучение коллектива и личности

Наблюдение (референтные группы)

Наблюдение (референтные группы)

Анализ анкет «Интересы учащихся»

Анкетирование «Твое свободное время»

Акция «Чистая дорога в школу»

Акция-марафон «За здоровый образ жизни»

Ноябрь

Предмет деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Примечание

Задачи:

  1. Способствовать сплочению коллектива.
  2. Воспитывать эстетическое восприятие прекрасного в природе, во взаимоотношениях людей.
  3. Способствовать созданию условий для развития познавательных способностей учащихся.

Коллективные творческие дела

КТД «Праздники светские и государственные»

КТД « Минута славы»

(классный конкурс)

Тематические классные часы

Классный час

«Самый молодой праздник- День Народного единства»

День рождения Деда Мороза (история и традиции праздника)

Классный час «Я выбираю здоровый образ жизни»

Индивидуальная работа с учащимися

Беседа «Моя семья»

Беседа «Тепло отчего дома»

Задание самому себе.

Составить родословное древо

Работа с родителями

Участие в классном часе с выступлением «Праздники моего детства»

Участие в КТД

Участие в КТД

Изучение коллектива и личности

Инд. беседы по выявлению мотивов учения и уровня ответственности к учению

Инд. беседы по выявлению мотивов учения и уровня ответственности к учению

Анализ результатов бесед, корректировка плана работы с классом

Акция «Защита» (жестокое обращение в семье)

Декабрь

Предмет деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Примечание

Задачи:

1.Расширение спектра КТД.

2.Способствовать творческой самореализации каждого ученика.

Линейка 8 декабря

Коллективно-творческие дела

Месячник «Береги себя».

Участие в школьном конкурсе «Минута славы»

КТД «Новогодний водевиль» (для 1 классов)

КТД «Новогодний водевиль» (для 1 классов)

Тематические классные часы

День Героев Отечества

День конституции Российской Федерации. Мои права и обязанности

Классный час «Я сам творец своего здоровья и благополучия»

Классное собрание

Итоги за четверть и полугодие.

Индивидуальная работа с учащимися

Беседа «Моё свободное время»

Задание самому себе.

Разработать безопасный маршрут в школу.

Практикум.

Нарисовать самое интересное в школе и классе.

Беседа «Мы коллектив» (Участие каждого ученика в КТД)

Работа с родителями

Подготовка  к участию в школьном конкурсе «Минута славы»

Участие в школьном конкурсе «Минута славы»

Подготовка к Новогоднему празднику

Новогодний праздник

Изучение коллектива и личности

Посещение кружков, секций - контроль

Посещение кружков, секций - контроль

Анализ достижений в кружках и секциях

Планирование свободного времени в зимние каникулы

Месячник «Береги себя»

Январь

2010 год- год УЧИТЕЛЯ

Предмет деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Примечание

Задачи:

  1. Способствовать повышению ответственности родителей за отношение детей к своей основной обязанности – учебе.
  2. Способствовать формированию сознательного отношения учащихся к укреплению здоровья как необходимому условию подготовки к труду.
  3. Способствовать выявлению у учащихся интереса к самоопределению в мире профессий.

Линейка 26 января

Коллективно-творческие дела

Конкурс «Самый классный классный руководитель»

Тематические классные часы

Напиши мне письмо… (письмо ветерану)

День воинской славы России. День снятия блокады города Ленинграда

Индивидуальная работа с учащимися

Участие в  конкурсе «Самый классный классный руководитель»

(Каждому ученику- свою роль)

 

Работа с родителями

Подготовка к родительскому собранию

Родительское собрание № 4 

Трудовое участие ребёнка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств.

Изучение коллектива и личности

Анкетирование.  Моё отношение к ветеранам. Подготовка проекта

Анализ анкетирования, корректировка плана воспитательной работы

Февраль

Предмет деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Примечание

Задачи:

1.Способствовать воспитанию основ гражданского и патриотического воспитания.

2. Способствовать творческой самореализации каждого ученика.

Коллективно-творческие дела

Подготовка к КТД «Сам себе спасатель»

Подготовка к КТД «Сам себе спасатель»

КТД «Сам себе спасатель»

В кругу ветеранов ВОВ

Тематические классные часы

Я сам творец своего образа жизни

Конкурс «Самый популярный ученик недели (ко дню Святого Валентина)

В кругу ветеранов ВОВ

Классный час «Защищать Отечество- это почетно»

Индивидуальная работа с учащимися

Подготовка к участию в интеллектуальных конкурсах

Подготовка к участию в интеллектуальных конкурсах

Задание самому себе.

Поговорить с дедушкой о жизни.

Практикум.

Сделать поделку в подарок ветерану.

Работа с родителями

Подготовка к КТД «Сам себе спасатель»

Подготовка к КТД «Сам себе спасатель»

Участие в КТД «Сам себе спасатель»

Участие в проведении классного часа «Защищать Отечество- это почетно»

Изучение коллектива и личности

Свободное время- благо или … (индивидуальные беседы)

Свободное время- благо или … (индивидуальные беседы)

Индивидуальные беседы по результатам участия в КТД

Индивидуальные беседы по результатам участия в КТД

Акция «Сам себе спасатель»

Рыцарский турнир «Джентльмен дня»

Участие в конкурсе «Золотое руно»

Март

Предмет деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Примечание

Задачи:

1.Способствовать воспитанию этических норм учащихся, внутренней культуры.

2. Способствовать созданию условий для развития познавательных способностей учащихся.

Линейка- 16 марта

Коллективно-творческие дела

Конкурсно-развлекательная программа «В честь прекрасных дам»

Подготовка к КТД «Правила дороги каникул не знают»

КТД «Правила дороги каникул не знают»

Тематические классные часы

Классный час«Как поднять настроение маме»

Правила ГАИ твои и мои

Моя безопасность в моих руках

Индивидуальная работа с учащимися

Работа классного ученического самоуправления

Участие в конкурсе «Кенгуру»

Планирование весенних каникул

Работа с родителями

Подготовка родительского собрания

Анкетирование (по подготовке родительского собрания)

Родительское собрание № 5

Синдром приобретённого имунодифицита (СПИД- реальность или миф?)

Изучение коллектива и личности

Анкетирование «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»

Анкетирование (по подготовке родительского собрания)

Участие в родительском собрании (степень участия)

Конкурс «А ну-ка, девушки», «Мисс очарование»

Акция по ПДД «Правила дороги каникул не знают»

Апрель

Предмет деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Примечание

Задачи:

1.Способствовать правильному пониманию учащимися сущности труда, добросовестного отношения к его выполнению, бережного отношения к общественной собственности.

2. .Способствовать воспитанию основ гражданского и патриотического воспитания.

Линейка 06 апреля. Тема:  «Экологическая»

Коллективно-творческие дела

Месячник профилактической работы «Мы -  за здоровый город»

Здоровый образ жизни

Экспедиция «Отечество»

(выбор темы пректа)

Экспедиция «Отечество»

(выбор темы пректа)

Тематические классные часы

Книга - мой друг, советчик

Чередование творческих поручений

Мини- конференция «Письма к сыну»(по книге В.А.Сухомлинского)

Челябинск- здоровый город

Индивидуальная работа с учащимися

Подготовка к участию в школьной научно- практической конференции

Подготовка к участию в школьной научно- практической конференции

Подготовка к участию в школьной научно- практической конференции

Участие в школьной научно- практической конференции

Работа с родителями

Подготовка к участию в школьной научно- практической конференции

Подготовка к участию в школьной научно- практической конференции

Участие в Мини- конференция «Письма к сыну»(по книге В.А.Сухомлинского)

Участие в школьной научно- практической конференции

Изучение коллектива и личности

Наблюдение «Уровень развития самоуправления в ученическом коллективе»

Анализ «Уровень развития самоуправления в ученическом коллективе»

Степень участия в проектной деятельности

Степень участия в проектной деятельности

Акция «За здоровый образ жизни»(всероссийский день Здоровья)

Месячник «Челябинск - здоровый город»

Участие в школьной научно- практической конференции

Май

Предмет деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Примечание

Задачи:

1.Способствовать воспитанию уважения к истории Отечества, родного города и его людям.

2. Способствовать формированию сознательного отношения учащихся к укреплению здоровья как необходимому условию подготовки к труду.

Коллективно-творческие дела

КТД «День Памяти»

КТД  «Память»

Тематические классные часы

Классный час «О войнах»

Отголоски войны в моей семье

«Чего в других не любишь, того и сам не делай»

Классное собрание «Итоги года».

Индивидуальная работа с учащимися

Степень участия в работе классного ученического самоуправления

Степень участия в работе классного ученического самоуправления

Анализ работы классного ученического самоуправления

Анализ работы классного ученического самоуправления

Работа с родителями

Индивидуальные консультации

Индивидуальные консультации

Подготовка родительского собрания

Родительское собрание №6

«Итоги года. Планы на лето»

Изучение коллектива и личности

Диагностика сформированности классного коллектива

Определение воспитанности

Составление списков занятости детей в летний период

Составление характеристики класса

Мероприятия по празднованию 65-летия Победы в ВОВ

VII.        Самоуправление в классном коллективе

Цель классного самоуправления - организация жизнедеятельности коллектива, результатом которой должны стать желание и умение каждого ученика заниматься самовоспитанием.

Главные целевые ориентиры классного самоуправления:

1.Содействие развитию ребенка. Участие школьников в работе самоуправления помогает сформировать у себя и своих товарищей такие качества человека, как самостоятельность, активность, ответственность, дисциплинированность и многие другие.

2. Организация эффективного функционирования учебной группы. Без самоуправления вряд ли возможно успешное выполнение возложенных на классное сообщество функций, начиная от обеспечения дисциплины и порядка в классе и завершая созданием условий для самовоспитания каждого обучающегося.

3.Формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека. Самоуправление позволяет ребенку расширить пространство для проявления своей активности.Для достижения этих целей необходимо соблюдение следующих принципов в организации ученического самоуправления:

  1. Деятельное наполнение работы органов самоуправления.
  2. Социальная значимость деятельности самоуправления.
  3. Соответствие содержательного и организационно-структурного компонентов самоуправления уровню развития классного коллектива.
  4. Добровольность и выборность органов самоуправления.
  5. Инициатива, самодеятельность и творчество детей.

  1. Гласность и актуальность принимаемых решений, коллегиальность их разработки.
  2. Сочетание деятельности постоянных и выборных органов самоуправления, последовательность и систематичность их работы.
  3. Взаимодействие всех органов самоуправления.
  4. Сотрудничество детей и взрослых при подготовке, принятии и выполнении решений.

Формы и методы организации самоуправления:

собрание классного коллектива;

проведение коллективных творческих дел (КТД);

театрализация, вносящая в опыт подростков разнообразные социальные сюжеты из жизни;

состязательность в разных сферах воспитательной деятельности.

Результат самоуправления – достигнутая цель.

Структура органов классного ученического самоуправления.

1 класс

(отдельные сменные поручения)

  • Ответственный за дежурство по школе
  • Ответственный за дежурство по классу
  • Ответственный за внешний вид
  • Ответственный за вторую обувь
  • Ответственный за заявку в столовую
  • Ответственный за порядок на парте (по ряду) и др.

2 класс

Поручения в группе (по рядам) – взаимозаменяемость

3, 4 класс

Поручения в группах - 5-6 чел. (к 4 классу, возможно, по желанию)

  • председатель каждой группы – актив класса
  • название группы, девиз ( по желанию)
  • название отряда – на активе
  • распределение поручений по подготовке КТД

 

VIII        .        Сотрудничество классного руководителя с семьей

Цель: Развитие делового сотрудничества семьи и школы, как способ воспитания  социально- активной личности школьников.

Задачи:

  1. Формирование активной педагогической позиции родителей
  2. Вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями
  3. Привлечение родителей к воспитательной работе с детьми в школе

Направления и содержание работы

Сроки выполнения

Ответственный

I. Психолого-педагогическая диагностика семей учащихся

1

Изучение семей учащихся класса с цель выявления:

а) социальной категории семьи (полная, неполная, благополучная неблагополучная);

б) жилищно-бытовых условий для содержания  и воспитания ребёнка;

в) материальная обеспеченность семьи;

г) особенности микроклимата семьи;

д) возможности семьи по воспитанию своих детей и детей класса;

е) стиль жизни, её уклад, традиции, духовные ценности.

сентябрь

Кл руководитель,

социальный педагог

2

Проведение классных родительских собраний: анкетирование, тестирование, беседы, наблюдения

 В течение года

Кл руководитель,

Зам директора по УВР, социальный педагог

3

Накопление материала и оформление классных социальных паспортов

 В течение года

Кл. руководитель

II. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей

1

Организация работы педагогического всеобуча

В течение года

Кл. руководитель,

Зам.директора по УВР

2

Проведение классных родительских собраний

1 раз в четверть

Кл. руководитель

3

Проведение индивидуальных тематических бесед и консультаций

По мере необходимости

Кл руководитель

4

Проведение педагогических консилиумов

По мере необходимости

Администрация школы,

Кл руководитель

III.Участие родителей в воспитательной работе с учащимися

1

Привлечение родителей к подготовке и проведению КТД:

- тематические кл часы;

- Смотры, конкурсы;

- поездки в театр, цирк, музей

Походов, экскурсий по родному краю.

В течение года

Кл. руководитель, родительский комитет класса

2

Оказание помощи в проведении традиционных общешкольных мероприятий:

- День знаний

- День учителя

- День матери

- Новый год

- Дни здоровья

- Спортивные соревнования

В течение года

Организаторы

3

Установление индивидуального шефства над «трудными» детьми

постоянно

Родительский комитет класса

IV.Участие родителей в управлении школой

1

Привлечение родителей к работе в общешкольном родительском комитете

постоянно

Администрация школы,

кл руководитель

2

Оказание помощи школе в проведении текущего ремонта и подготовке школы к новому учебному году

Май-август

Кл. руководитель

3

Оказание помощи в оформлении классной комнаты

По мере необходимости

Кл руководитель

V.Социальная защита семьи.

1

Оказание помощи малообеспеченным и многодетным семьям:

- постановка детей на дотационное  питание в школе

2

Оказание социально- психологической помощи семьям,

оказавшимся  в сложной ситуации: беседы, консультации.

постоянно

 Социальный педагог, школьный психолог.

Кл руководитель.

Родительский комитет

VI.Организация педагогического лектория. 3 класс

1

Агрессия, её причины и последствия.

1 четверть

Кл руководитель

2

Поощрение и наказание детей в семье

2 четверть

Кл руководитель

Родительский комитет

3

Трудные взрослые (Воспитание школьников№2,  1998г., стр. 31)

3 четверть

Кл руководитель

4

Поиск ключа к здоровью ребенка.

4 четверть

Классный руководитель

Формы работы с родителями

Тематика родительских собраний

1 класс

№ п\п

Тема собрания

Сроки

Форма

1.

Взаимодействие и взаимопонимание школы и семьи. Нам жить вместе.

Август

Педагогическая конференция

2.

Трудности адаптации первоклассников к школе.

Сентябрь

Круглый стол

3.

Телевизор в жизни семьи и первоклассника.

Октябрь

Дискуссия

4.

«Как прекрасен этот мир!»

Декабрь

Семейный совет

5.

Режим дня в жизни младшего школьника.

Январь

Педагогическая конференция

6.

Родителям о внимании и внимательности.

Апрель

Лекция

7

Перелистывая страницы учебного года.

Май

Творческий вечер

2 класс

№ п\п

Тема собрания

Сроки

Форма

1.

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности школьников. Первые уроки школьной отметки.

Сентябрь

Лекция

2.

Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.

Октябрь

Дискуссия

3.

Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка.

Декабрь

Конференция

4.

Способности ребенка – как их распознать и развить.

Март

Педагогическая конференция

5.

Воспитание трудолюбия в семье. Как воспитать себе помощника.

Май

Круглый стол

3 класс

№ п\п

Тема собрания

Сроки

Форма

1.

Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка

Сентябрь

Круглый стол

2.

Воображение  и его роль в жизни ребёнка

Октябрь

Педагогическая конференция

3.

Трудовое участие ребёнка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств

Декабрь

Лекция

4.

Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребёнка

Февраль

Дискуссия

5.

Синдром приобретенного имунодифицита (СПИД- реальность или миф?

Март

Круглый стол

6.

Итоги года. Планы на лето

Май

Педагогическая конференция

4 класс

№ п\п

Тема собрания

Сроки

Форма

1.

Роль семьи и школы в формировании у ребенка интереса к учению.

Сентябрь

Педагогическая конференция

2.

Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника.

Ноябрь

Лекция

3.

Предупреждения переутомления. Полноценное питание и сон.

Декабрь

Круглый стол

4.

Как воспитать настоящего человека.

Февраль

Дискуссия

5.

О любви к живому.

Март

Обмен мнениями по теме собрания

6.

Развитие познавательного интереса у школьников в семье.

Апрель

Круглый стол

7.

Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим: «До новой встречи!»

Май

Творческий вечер

Тематика педагогического лектория для родителей.

Классы

Темы (в скобках указан рекомендуемый источник информации для проведения лекции)

1 -е кл.

  1. Психологические особенности первоклассника.
  2. Развитие речи и общения детей (Классный руководитель №1, 1999г.)
  3. Как организовать помощь в выполнении домашних заданий.

2-е кл.

1 Влияние здорового образа жизни родителей на развитие и воспитание ребенка.

2.В воспитании мелочей не бывает (Воспитание школьников№1, 1998 г. стр. 30)

3. Культура учебного труда и организация свободного времени.

3-е  и

4-е кл.

  1. Трудные взрослые (Воспитание школьников№2,  1998г., стр. 31)
  2. Поиск ключа к здоровью ребенка.
  3. Дети и психологическая установка родителей.

Темы для совместного обсуждения и просвещения родителей младших школьников.

  • Физиологические особенности младших школьников.
  • Психология младшего школьника.
  • Основы построения общения с младшим школьником.
  • Особенности адаптации ребенка к школе.
  • Значение режима дня в жизни школьника.
  • Игра и игрушка в жизни младшего школьника.
  • Как научить ребенка учиться?
  • Что делать, если ребенок говорит «Не хочу!».
  • Как бороться с ленью?
  • Средства массовой информации в жизни ребенка и его семьи.
  • Традиции и обычаи семьи в воспитании нравственности.
  • Книга в жизни семьи и ребенка.
  • Взаимоотношения взрослых в семье – пример подражания для маленьких.
  • Праздники в доме.
  • Какими им быть?
  • Радости и горести материнства и отцовства.
  • Что надо знать о половом созревании детей.
  • Как предотвратить проблемы в воспитании собственных детей.
  • Компьютер – друг или враг моему ребенку?
  • Взаимоотношения родителей с младшими и старшими детьми в семье.
  • Дружба в жизни старших и младших членов семьи.
  • Взаимоотношения детей с друзьями и приятелями.
  • Как воспитать в ребенке ответственность за свои слова и поступки?
  • Права и обязанности ребенка в семье.
  • Здоровье ребенка – основа успешности в учении.
  • Спортивные традиции нашей семьи.
  • Если ребенок одинок…
  • Связь поколений и ее значение в воспитании детей.
  • Школьный учебник. Как с ним работать дома?
  • Как научить ребенка выполнять домашнее задание самостоятельно?
  • Если ребенок успевает слабо…
  • Конфликты в семье и искусство их преодоления.
  • Страхи ребенка. Что за этим стоит?


IX.         Индикативные показатели реализации мероприятий программы воспитания   «Настоящая творческая семья»

Индикативные показатели

Единица

измерения

2007- 2008

2008-2009

2009-2010

2010- 2011

Посещаемость учебных занятий

%

100

100

100

100

Посещаемость занятий хореографии

процент

85% %

90 %

100%

100%

Участие в школьных олимпиадах

достижения

-

-

Призовое место

Призовое место

Участие во Международном конкурсе- игре языкознание для всех «Русский медвежонок»

достижения

-

участие

Призовое место

(по школе)

участие

Участие в Международном  конкурсе «Кенгуру»

достижения

-

участие

Призовое место

(по школе)

участие

Участие во Всероссийском конкурсе «Познание и творчество»

достижения

-

Свидетельство лауреата

Свидетельство лауреата

Свидетельство лауреата

Участие в конкурсе «Шаг в будущее»

достижения

-

-

участие

участие

Участие в конкурсе «Интеллектуалы XXI века»

достижения

-

-

Призовое место

Призовое место

Участие в конкурсе « Проба пера»

достижения

-

Призовое место

Призовое место

Призовое место

Повышение количества обучающихся, усвоивших программу обучения начальной школы (по годам обучения) на «4» и «5»

процент

Предварительный результат

65%

75%

85%

X.        Критерии и способы изучения эффективности воспитательной

программы.

Мониторинговая карта воспитательной системы .

№ п/п

Компоненты  

мониторинга

Совокупность показателей

Методика измерения

1.

Интеллектуальная развитость

1.Освоенность образовательной программы, развитость познавательных интересов, способность к проведению научного поиска

Анализ  итоговой  успеваемости (по годам обучения)

2.

Пропуски занятий

Пропуски занятий по болезни

Анализ пропусков по болезни

3.

Изучение воспитанности младших школьников

Сформированность показателей воспитанности

Диагностическая программа изучения уровней воспитанности младших школьников (1–4 классов)

4.

Изучение развития классного коллектива

Степень сплочённости коллектива

Программа изучения развития классного коллектива

5.

Изучение удовлетворенности  учащихся школьной жизнью.

1.Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе

Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»

6.

Удовлетворенность родителей  жизнедеятельностью классного сообщества

1.Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей

Методика Е.Н.Степанова для выявления уровня удовлетворенности родителей работой ОУ

7.

Организация свободного времени учащихся.

1.Количество учащихся, занятых в системе дополнительного образования

Анкетирование.

Литература

  1.  Воспитательная система школы, проблемы управления. // Директор школы. – 1997. – №6.
  2. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации /Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003
  3. Завуч. Журналы за 1995–2003 гг.
  4. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.
  5. Караковский В. А. Стать человеком. – М., 1993
  6. Классный руководитель. Журналы за 1997–2000 гг.
  7. Кочетов А. И. Как любить детей? – М., 1990
  8. Пидкасистый П. И. Педагогика. – М., 1995
  9. Подласый И. П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996
  10. Сластенин В. А. Педагогика. – М.: Школа-Пресс, 1997
  11. Шмаков С. Н. Уроки детского досуга. – М., 1993
  12. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. – М., 1997
  13. Щуркова Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"

Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе  программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...

Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"

Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...

программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)

Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «МЫ В БУДУЩЕЕ» 4а класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы - будущее» является   воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлени...