Наша Родина – Россия.Методические разработки.
методическая разработка по теме

Малышко Наталья Борисовна

Наша Родина – Россия.Методические разработки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasha_rodina_-_rossiya.metodicheskie_razrabotki.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект развивающего  занятия по патриотическому воспитанию

Тема: «Наша Родина - Россия»

Программное содержание

Воспитывать в детях чувство любви к Родине: ее природе, людям, святыням.

Формировать у детей представление о Руси Православной.

Воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций русской истории.

Материал к занятию

1. Красивые большие фотографии и репродукции русских пейзажей.

2. Иконы русских святых (в том числе и небесных покровителей воспитанников группы).

3. Икона Всех святых, в земле Российской просиявших.

4. Диск с записью песни Феодосия Савинова «Родина» («Вижу чудное приволье…») и песни на стихотворение А.К. Толстого «Благовест» (музыка протоиерея Игоря Лепешинского и О.Гончарова или А. Широченко).

Подготовка к занятию

Стихи о России и русских святых можно заранее предложить детям для заучивания.

Наша сегодняшняя беседа посвящена дорогой для каждого русского и православного человека теме. А о чем мы будем говорить, попробуйте догадаться сами, послушав стихи.

Виктор Афанасьев

Здесь начинается рай

Путь наш – полями, лесами...

Все наше милое – здесь:

Мы и душой и глазами

Смотрим на все, что тут есть.

– Что же, – нам скажут, – за диво

Сосны да ели, да рожь...

Так ли уж это красиво,

Так ли уж край ваш хорош?

Вместо ответа над рожью

Благовест вдруг пропоет:

– Все здесь святое, все Божье –

Небо, природа, народ!..

В правде стоит, а не в силе

Этот намоленный край;

Дивны просторы России:

Здесь начинается рай.

Поговорим мы с вами, ребята, о нашем родном крае, о нашей Родине. Название нашей страны уже прозвучало в стихотворении. Имя нашей родины, конечно, знаете вы все. Давайте произнесем его хором:

– Россия. Русь.

Ребенок-чтец

Здравствуй, Русь: седые дали,

Плуг и меч, копье и серп.

Край надежды и печали,

Стон дубов и слезы верб...

Все твои озера святы,

Все ручьи твои чисты.

Вкус полыни, запах мяты,

И – кресты, кресты, кресты...

Все тут мило: от березы

До высоких облаков.

То ли росы, то ли слезы

На стогах твоих веков.

Край родной: твои дубравы,

Нивы, села, города –

Память подвигов и славы

Войн, молитв, любви, труда.

Сколько бед прошло над Русью,

Подсчитать я не берусь.

Только низко поклонюсь я

И промолвлю: «Здравствуй, Русь!»

У России, у русской земли есть много своего, особенного, того, что люди называют «русским».

– Подумайте и ответьте, про что можно сказать «русский», «русская»?

Воспитатель слушает ответы детей, отмечает наиболее удачные высказывания, обобщая их, читает стихотворение Евгения Санина.

Романс о России

Русские дороги.

Русские дома.

Русские пороги.

Русская зима.

Русские закаты.

Русский клёв ерша.

Русские солдаты.

Русская душа.

Русские святые.

Русские глаза.

Русские святыни.

Русская слеза.

Русские морозы.

Русские поля.

Храмы и березы:

Русская земля!

Воспитатель включает запись песни на стихи русского поэта Феодосия Савинова «Родина».

Родина

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля.

Это русское раздолье,

Это русская земля!

Вижу горы-исполины,

Вижу реки и моря.

Это русские картины,

Это Родина моя!

Слышу пенье жаворонка,

Слышу трели соловья.

Это русская сторонка,

Это Родина моя!

Подумайте и постарайтесь ответить на вопрос:

– Что такое Родина?

Дети размышляют и предлагают свои ответы. Обобщая детские ответы, воспитатель продолжает разговор.

Ответов на этот вопрос может быть много:

— Родина – это страна, в которой мы родились и живем.

— Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.

— Это земля, на которой жили, трудились наши предки.

— Земля, которую наши предки защищали от врагов.

— Родина – это наш край, город, поселок.

— Родина – это место, где живут близкие и дорогие

— нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.

— Это место, где стоит наш детский сад, наша школа.

— Это место, по которому люди скучают, находясь

— в далеком краю, на чужой стороне.

Воспитатель обращает внимание детей на приготовленные к беседе фотографии и репродукции русских пейзажей.

Посмотрите на эти фотографии красивых русских пейзажей, вспомните места нашего края, в которых вам приходилось гулять.

– Что видим мы на русских пейзажах?

На русских пейзажах мы видим поля, холмы, леса, тихие спокойные реки, высокие небеса.

– Есть ли в русском пейзаже что-нибудь пугающее, будоражащее фантазию: шумные водопады, холодные горы, заснеженные скалы, тропические джунгли?

Нет, русская природа исполнена спокойствия и тишины.

– Какие чувства пробуждаются в душе у человека, когда он смотрит на русские долины, леса, реки: тревожно человеку или спокойно; печально или радостно?

Дети размышляют, отвечают на вопросы. Воспитатель обобщает детские ответы.

В душе человека, смотрящего на русские просторы, рождается радость, восторг, благодарность Богу за то, что мы в таких краях живем.

Благочестивые, верующие в Бога мудрые русские люди, говорят, что через русскую природу будто беседует с нами Сам Господь Бог, Творец неба и земли. Много полезных нравственных уроков преподносит Он нам через Свое творение. Нужно только уметь видеть, слышать и подмечать эти наставления.

Вот долина: широкая, зеленеющая летом и взращивающая к осени хлеба.

– Какой добродетели, какому доброму качеству может научить внимательного и думающего человека русская долина?

Смирению, щедрости, открытости, простоте.

– Попробуете объяснить, почему так?

Русская долина открыта ветрам, снегам и солнечным лучам. Она украшена скромным разнотравьем, ее простые ромашки, колокольчики и васильки так дороги нашему сердцу.

Теперь давайте посмотрим на русскую речку: мягко и плавно течет она. Прислушайтесь к тихому плеску воды, посмотрите на тихие изгибы реки.

– Каким же добрым чертам характера может научить нас русская речка?

Нежности, мягкости, гибкости. Она будто подсказывает, что нельзя быть жестокими, грубыми, злыми, резкими. А еще – обидчивыми, помнящими зло, неумеющими прощать. Пусть наши души будут, как речная вода, которая только на малое время возмутится от брошенного в нее камня, а потом снова становится мирной и спокойной. Давайте будем учиться не обижать друг друга, любить и прощать.

Про реки русские немало стихов и песен сложено. Вот стихотворение о реке Оке, на берегах которой стоит много старинных русских городов.

В древнерусской летописи есть старинная песня-слава о Русской земле, в которой поет летописец похвалу Руси:

О светло светлая

И украсно украшенная

Земля Русская!

Многими красотами

Удивлена еси:

Озерами многими,

Реками и кладезьми

Месточестными,

Горами крутыми,

Холмами высокими,

Дубравами частыми,

Полями дивными,

Зверями различными,

Птицами бесчисленными,

Городами великими,

Селами дивными,

Виноградами обительными,

Домами церковными

И князьями грозными,

Боярами честными,

Вельможами многими!

Всего еси исполнена

Земля Русская,

О правоверная

Вера христианская!

На берегах русских рек и озер, среди лесов и в людных городах стоят и украшают русские пейзажи православные храмы. Звон их колоколов много веков оглашал Русскую землю: звал людей на молитву в храм, пробуждал покаянное чувство.

Можно прочитать стихотворение А.К. Толстого "Благовест", если найдется, дать послушать запись песни на эти стихи.

Благовест

(Стихи А.К. Толстого, музыка протоиерея Игоря Лепешинского и О.Гончарова)

Среди дубравы

Блестит крестами

Храм пятиглавый

С колоколами.

Их звон призывный

Через могилы

Гудит так дивно

И так уныло.

Припев:

Молюсь и каюсь я,

И плачу снова,

И отрекаюсь я

От дела злого.

И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает.

К себе он тянет неодолимо,

Зовет и манит

Он в край родимый,

В край благодатный,

Забытый мною,

И непонятной

Томим тоскою.

Припев:

Далеко странствуя,

Мечтой чудесною,

Через пространства я

Лечу небесныя.

И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает.

Сегодня в России восстанавливаются старые, строятся новые храмы.

Евгений Санин

Диво дивное,

чудо чудное:

Пусть для Родины

время трудное, –

Но не сказкою,

не былинами

Белый храм встает

над руинами.

Божий храм встает

в волю вольную,

Ах, и песнь поет –

колокольную!..

До небес плывет

песня плавная –

Оживает Русь

Православная!

– А знаете ли вы о том, как Русь стала православной?

Родилась Русь Святая с дивного пророчества, произнесенного одним из двенадцати учеников Христа Спасителя – апостолом Андреем Первозванным. Проповедуя веру христианскую, он дошел до русской реки Днепр, на берегу которой установил крест и воскликнул: «Отныне благодать Божия воссияет на холмах сих. Здесь будет град великий и множество церквей созиждет Бог».

Спустя время, во времена князя Владимира приняли русские люди крещение, приняли христианскую веру, стали возводить храмы Божии, монастыри.

Защищали теперь от врагов русские люди не просто землю свою, но и веру православную. Сам Господь помогал воинам-защитникам. А враги не могли понять: что за таинственная сила хранит Русь?

Евгений Санин

Русская тайна

Голосила набатом звонница,

Надрывались колокола:

На границе – чужая конница,

Вражья сила на Русь пошла!

Бились в поле полки бывалые,

И хоть не было телеграмм,

Знали все, даже дети малые,

Как непросто им было там...

Возвещала победу звонница,

Заливались колокола:

Посрамилась чужая конница,

Вражья сила под лед ушла!

Возвращаясь, полки усталые

Шли за князем не по дворам.

Знали все, даже дети малые,

Что сначала им нужно в храм!

Первым делом, гласят предания,

Богу слава за дар побед,

А потом уже миг свидания:

Радость жен, слезы вдовьих бед.

Русь Святая! Дни горевалые!..

Разве кто погубить нас мог,

Если все, даже дети малые,

Жили так: первым делом – Бог!

Служа Господу Богу и людям, совершали свой подвиг на Святой Руси русские святые: князья и княгини, святители, преподобные и праведные.

– Вы уже знаете, кого называют святыми?

Людей, исполнивших в жизни своей заповеди Божии, стяжавших Дух Святой и увенчанных от Бога венцами святости.

– Вспомните известные вам имена русских святых? Постарайтесь узнать их на иконах.

Дети называют имена русских святых, рассматривают их изображение на иконах.

О многих русских святых сложены стихи.

Дети читают стихи о своих небесных покровителях.

Евгений Санин

Святая равноапостольная княгиня Ольга

Она была такой прекрасной.

Что, красотой ее пленясь,

К ней воспылал любовью страстной

И в жены взял – Великий князь!

Была такою умной Ольга,

Что – хоть историка спроси! –

Из всех княгинь ее лишь только

Прозвали «Мудрой» на Руси!

Она была еще жестока

И проливала кровь за кровь,

Пока Господь

В мгновенье ока

Не дал ей веру и любовь.

Крестившись, Ольга изменилась

И, не творя отныне зла,

По всей Руси добро и милость,

И Слово Божие несла!

Предвидя, что придется внуку,

Крестя, вести нас к Небесам,

Не так мечу, седлу и луку

Его учила, как псалмам!

Владимир не забыл об этом

И Русь – крестил! А Ольгу мы

Сравним с зарей перед рассветом,

С подснежником в конце зимы!

Святой благоверный великий князь Александр Невский

Крестным знаменьем пред битвой

Троекратно осенясь, –

Меч в руке, уста с молитвой, –

Побеждал великий князь!

Закрывали тучи солнце...

Кровь струилась по траве...

Бил он рыцарей-тевтонцев,

Бил он шведов на Неве!

А затем, непобедимый,

Ездил на поклон в Орду,

От земли своей родимой

Отводя собой беду.

Плачь, березовая роща!

Пойте, сосны, песнь свою!..

Было бы погибнуть проще

В самом яростном бою...

Так тянулся год за годом.

И в святую старину

Назван Александр народом

Был страдальцем за страну.

Словно перед главной битвой,

Из последних сил крестясь, –

Крест в руке, уста с молитвой, –

Умирал великий князь...

Кличут вороны со страхом,

Множат эхо по Руси:

Умер Александр монахом,

Принял имя – Алексий!

Сотни лет прошли с той были.

Многие ушли – как дым...

А вот князя не забыли –

Он великим стал святым!

Преподобный Сергий Радонежский

Он призывал к миру русских удельных князей, молился о собирании всех княжеств вокруг Москвы, молился о победе русского оружия в Куликовской битве, благословив на нее святого князя Дмитрия Донского.

На подвиг князя провожая,

Он, волю неба выражая,

Монахов дал ему с собой

На зримый и незримый бой.

Своей молитвой многомощной

Молился Сергий денно-нощно

За наших предков и... за нас, –

Ведь битва длится и сейчас!

Преподобный Серафим Саровский

Он тысячу дней простоял на коленях

И тысячу долгих ночей...

Молитвы его обо всех поколеньях

Попробуй найти горячей!

Среди икон, приготовленных к нашей беседе, есть икона, на которой изображены Все святые, в земле Российской просиявшие. Если внимательно приглядеться, можно увидеть на этой иконе и святую княгиню Ольгу, и князя Владимира, и преподобного Сергия Радонежского, и Серафима Саровского, и русских князей, и епископов, и многих святых русских жен, и святых отроков.

Обращаясь ко Всем святым родной земли, в День их памяти в храмах поют по-славянски молитву-величание:

Ублажаем вас, святии сродницы наши,

землю Русскую добродетельми вашими озарившии

и образ спасения нам светоявленно показавшии.

– Как вы думаете, почему, обращаясь к русским святым, мы называем их нашими сродниками, родственниками?

Мы, люди, живущие сегодня в России, не чужие тем, кто жил на Руси много лет назад. Мы духовные наследники русских святых и поэтому чувствуем близость и родство с ними.

– Почему говорим о том, что русские святые добродетелями своими озарили землю Русскую?

Как будто светом наполнилась Русская земля от добрых дел и молитв ее святых.

– Как понимать слова о том, что русские святые показали нам образ спасения?

Русские святые показали нам пример, как надо жить, чтобы статьблизкими Богу, наследовать Царство Небесное.

– Почему не просто, а «светоявленно» показали этот образ?

Путь доброй и праведной жизни не надо искать даже в дремучем лесу, этот путь везде освещен светом веры и святости.

Завершая наш разговор, молясь русским святым и размышляя о нашей Родине –России, давайте еще раз послушаем стихотворение, с которого начали беседу.

Виктор Афанасьев

Здесь начинается рай

Путь наш – полями, лесами...

Все наше милое – здесь:

Мы и душой и глазами

Смотрим на все, что тут есть.

– Что же, – нам скажут, – за диво

Сосны да ели, да рожь...

Так ли уж это красиво,

Так ли уж край ваш хорош?

Вместо ответа над рожью

Благовест вдруг пропоет:

– Все здесь святое, все Божье –

Небо, природа, народ!..

В правде стоит, а не в силе

Этот намоленный край;

Дивны просторы России:

Здесь начинается рай.

– Как вы думаете, почему поэт говорит о России: здесь начинается рай? Попробуйте вместе со своими воспитанниками самостоятельно поразмышлять над этим и дать ответ на поставленный вопрос.

КВН «Русское народное творчество»

При помощи воспитания каждый конкретный народ продлевает себя в детях, генерирует свой дух, характер, психологию, традиционную культуру, способ жизни.

         Огромная роль в воспитании положительных эмоций должна отводиться народной культуре. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым. В процессе работы ребенок раскрывается, как цветок, а родители начинают интересоваться народной культурой и искусством, видя изменения в своем ребенке.

         Но невозможно воспитывать уважение и гордость к тому, о чем дети не имеют ни малейшего понятия. Следовательно, приобщение детей и родителей к традиционной народной культуре должно осуществлять дошкольное воспитание.

         Всем известно, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности. Поэтому и важна роль дошкольного образования. Дети должны помнить свой детский сад: чувства, эмоции, ощущения, воспоминания, полученные в детском саду пронести через всю жизнь. Представляю итоговое  музыкальное занятие для детей подготовительной к школе группе по теме «Русское народное творчество».

Звучит запись песни «Иван Купала» группа « Волшебники двора» дети входят в зал, останавливаются полукругом.

Ведущий: Добрый день, дорогие участники игры, болельщики и гости. Сегодня мы собрались на праздник находчивости и сообразительности, соревнования и знания.

Ребенок: читает стихотворение

Вижу чудное приволье,

Вижу реки и поля-

Это русское раздолье,

Это русская земля.

Вижу горы и равнины

Вижу реки и моря-

Это русские картины,

Это Родина моя!

Исполняется песня «Русская сторонка» муз.Е.Филиповой сл.В.Бредисса

Ведущий: Есть веселая игра,

Называется она….

Дети: КВН

Ведущий:

Шутки, смех, вопрос, ответ-

Знает ту игру весь свет!

Дети: КВН!

Ведущий: тема нашего КВН « Русское народное творчество».

Что ж, пора нам начинать.

Я хочу вам пожелать:  

Чтобы дружными вы были,  

Чтоб смеялись, не грустили,

Чтобы не было печали  

На вопросы отвечали.

И чтоб конечно, наше жюри вам ставило только высокие оценки. И раз мы заговорили о жюри, то пора представить, кто будет судить игру: (представление жюри).

Ведущий: А теперь встречаем наши команды…Звучит фонограмма «Мы начинаем КВН»

(дети строятся в две шеренги, друг напротив друга, говорят по очереди свое название, свой девиз и кто капитан команды)

1 команда «Славяне»

Девиз: Мы веселые ребята!

         Мы нигде не пропадем.

         На вопросы все ответим,

         И с танцуем и споем!

2 команда «Россы»

Девиз: Мы отвечаем дружно,

         И в том сомненья нет,

         Сегодня будет дружба

         Владычицей  побед!

После представления команд в зал вбегает Петрушка

Петрушка: Ой, как много здесь ребят!

                   На меня они глядят!

                   Эй, ребята добрый день!

                   Здравствуйте, люди добрые!

Дети здороваются

Петрушка: Вы шепните мне на ушко,

                   Как зовут меня?

Дети: Петрушка

Петрушка: Это верно, я – Петрушка,

                   Развеселая игрушка!

                   Я принес для затей

                   Со всех волостей!

Ведущий: Это очень замечательно, твои затеи, как раз нам сейчас пригодятся.

Петрушка: Ну тогда пожалуй начинаем.

                   У меня к вам есть вопрос,

                   Кто пословиц знает воз?

Ведущий: Вот это и будет нашим первым конкурсом.

Обе команды строятся в две шеренги напротив друг друга. Одна команда начинает пословицу, другая должна продолжить. Побеждает та команда, которая не ошибается.

Волков бояться – в лес не ходить.

Всякое дело – мастера боится.

Делу время – потехе час.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Не хвались началом –хвались концом.

У ленивого Федорки – всегда отговорки.

Человек без друзей – что дерево без корней.

Семь раз отрежь – один раз отмерь.

Лениться да гулять – добра не видать.

Ведущий: Вот видишь Петрушка, сколько пословиц знают ребята.

Петрушка: Молодцы! А у меня есть для вас следующая затея.

         Говорят – частушки вроде

         В наши дни уже не в моде?

Да и дело разве в моде,

Если любят их в народе?

Ведущий: Объявляется конкурс на самые веселые частушки.

1 команда.

Все вместе поют: Шире, улица, раздайся,

                            Мы с ребятами идем

                            И веселые частушки

                            От души сейчас споем!

Уж я так устроена-

Петь, плясать настроена.

Один день не попляшу,-

На другой с ума сойду!

А я пойду с гармошечкой

Под Олино окошечко

Поглядим, гармошечка,

Откроет ли окошечко.

Меня судят на мосту,

Что ленивая расту.

Я на это не гляжу –

Пойду на печке полежу!

Эх, пятка – носок,

Расковыривай песок!

Уж я так попляшу,

Вам всю избу распашу!

Ой, пол, провались!

Потолок обвались!

На доске остануся,

С частушкой не расстануся!

Все вместе поют: Мы всегда, везде такие-

                            Утром, вечером и днем.

                            Потому что мы частушки

                            Развеселые поем!

2 команда.

Все вместе поют: Говорят, что без частушки

                            Нету жизни, ни какой.

                            Мы частушки – хохотушки

                            Пропоем со всей душой.

Вы послушайте, ребята,

Нескладуху буду петь

«На дубу свинья посеется,

В бане парится медведь»

Сидит ежик на сосне-

Новая рубашечка,

На головке сапожок,

На ноге фуражечка.

Запрягу я кошку в дрожки,

А котенка в тарантас.

И поеду по деревне

Всем ребятам на показ.

Между небом и землей

Поросенок рылся.

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

Чепуха, чепуха,

Это просто враки!

Съел Петрушка петуха,

А сказал – собаки!

Все вместе поют: Мы частушек много знаем

                            Под разлив гармошечки,

                            У нас куплетов в голове,

                            Как в мешке картошечки.

Ведущий: Ну, что я думаю, наши ребята тебя удивили?

Петрушка: Ох, и весело у вас,

                   Ноги сами рвутся в пляс! (приплясывает)

Ведущий: предоставляет слово жюри

Петрушка: А теперь внимание!

                   Вас ждут соревнования!

                   Кто здесь быстрый?

                   Кто здесь ловкий?

                   Покажи свою сноровку!

Ведущий: Следующий конкурс называется «Убери лишнее». Необходимо из предложенных предметов быта выбрать только те, которыми пользовались в старину. От каждой команды выберите по 4 участника, которые будут выполнять это задание.

Петрушка: Ой, что-то я притомился,

                   Хорошо б чайку попить,

                   О том, о сем поговорить.

                   Только, где бы чашку взять,

                   Чтоб чаечек наливать.

Ребенок: (любой команды) Мы можем гжель вам предложить

                                               Чашку с блюдцем подарить.

                                               Снежно-белая посуда,

                                               Вся цветами расцвела.

                                               Голубыми, синими,

                                               Нежными, красивыми.

Ведущий: Раз пообещали Петрушке в подарок чашку с блюдцем, то выполняйте свое обещание. Часть детей команды выполняют аппликацию «Гжель», остальные исполняют песню «Ложки деревенские» муз. и сл. З.Я.Роот.

Петрушка: Вот, спасибо, угодили, чаем вкусным напоили.

Ведущий: А сейчас конкурс капитанов. Капитаны должны провести русскую народную игру с командой соперников.

1 команда- игра «У дедушки Трифона»

2 команда- игра «Идет коза по лесу»

Ведущий: предоставляет слово жюри

Петрушка: Вы нам пели, и играли

                   Станцевать вам не пора ли?

                   Приглашаю всех сейчас

                   На веселый перепляс.

                   Пусть никто не устоит,

                   Хоть не много подробит!

Ведущий: Вот и пришло время для конкурса «Домашнее задание». Каждая команда приготовила танец.

1 команда.

А кадриль как заиграет,

Всех танцоров увлекает.

Раз, два, три, четыре –

Круг поуже, круг пошире!

На носочек и на пятку,

Веселей пляши в присядку!

Вправо-влево повернись,

Веселее улыбнись!

Танец «Кадриль»

2 команда.

Мы танцев русских много знаем,

Их мы любим танцевать,

Но на КВНе нашем

«Хоровод» хотим вам показать!

«Хоровод»

Петрушка: Да, на Руси уж так идет,

                   Что талантливый народ.

                   Сам себе и жнец, и певец,

                   И на дудочке игрец.

                   И блоху он подкует,

                   Дом добротный возведет.

                   Утварь всю по дому справит,

                   Чашей полной дом тот станет.

Ведущий: Вот и подошел к концу наш КВН. Кто бы не оказался впереди, с уверенностью могу сказать: сегодня победила дружба, смекалка и находчивость. Жюри подводит итоги.

Ведущий: Очень часто за событиями

                   И за сутолокой дней,

                   Стороны своей не помним,

                   Забываем мы о ней.

                   Хоть и более привычны

                   Нам полеты на Луну,

                   Не забывайте русские обычаи,

                   Ценить умейте старину!

Петрушка: А сейчас закончилась игра,

                   До свиданья детвора!

Интегрированное занятие по художественно – эстетическому воспитанию детей:

«Люблю берёзку русскую”

Задачи:  расширить представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и детском изобразительном творчестве; воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края; расширять и пополнять словарный запас детей.

Ход занятия

1.Загадка

Клейкие почки,

Зелённые листочки

С белой корой

Стоит под горой

                                                                          (Берёза)

2.Показать иллюстрации с изображением берёз.

   

    Рассмотреть, полюбоваться красавицей берёзкой

   

    Как в любое время года мы можем узнать берёзу?

                                            (белый ствол только у берёзы)

    Какие у берёзы веточки? Какие листочки? (летом, осенью)?

3.Предложить детям прочитать стихи о берёзе.

    Берёза красива в любое время года. Послушайте стихи и

    скажите, в какое время года автор изобразил берёзу?

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах

Это платье золотое

                                   У берёзы на плечах.      (Е.Трутнева)

                                                                             (Осенью)

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

                                 Точно серебром             (С.Есенин)

                                                                (Зимой)

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зелёные серёжки,

                        И горят серебряные росы.    (С.Есенин)

                                                                  (Летом)

4.Наша красавица берёзка может предсказывать погоду.

    Послушайте приметы: Если из берёзы весной течёт много

    сока – к дождливому лету. Если осенью листья берёз начнут

    желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть

    снизу – поздняя. Берёза перед ольхой лист распустит – лето

    будет сухое, ольха перед берёзой – мокрое.

5.Мы много нового узнали о берёзке. А сейчас я предлагаю

    выполнить аппликацию “Берёзка”. Работаем в подгруппах.

                                 1 группа – “Берёзка летом”

                                 2 группа – “Берёзка осенью”

                                 3 группа – “Берёзка зимой”

                                 4 группа – “Берёзка весной”

   Дети выполняют задание.

  Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

 Выставка работ. (можно выполнить 1 вид аппликации)

  В заключении занятия – хоровод “Берёзка”

Посмотри берёзка

Мы к тебе идём

Яркие платочки

Мы тебе несём         

Дети идут по кругу

Припев:

Золотые листики

Золотом горят

Кружатся с платочками

Хоровод  ребят         

Кружатся на месте

Девочки к берёзке

Ближе подойдут

Яркими платочками

Весело взмахнут         

Идут в центр круга, назад

Припев:

Разошлись ребятки

И пошли гулять

Про берёзку песню

Нежно напевать         

Идут в разных направлениях, гуляя

Припев:

Литературно-музыкальное развлечение "Что мы Родиной зовём?"

Ведущий: - Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы собрались здесь

на праздник, посвящённый нашей стране, праздникам и

традициям её народа.

Ребёнок 1: - Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Ребёнок 2: - Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Ребёнок 3: - Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём.

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

Ведущий: - Дети, скажите, как называется страна, в которой мы живём?

Дети: - Россия!

/Звучит гимн России/

Ведущий: - Наша страна имеет свой гимн, государственные символы: герб,

флаг, имеет свой главный город - столицу. Ребята, расскажите,

что вы знаете об этом.

Ребёнок 4 (герб в руке): - У России величавой

На гербе орёл двуглавый.

Чтоб на запад, на восток,

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он - России дух свободный.

 Ребёнок 5 (флажок в руке): - Флаг России благороден.

Белый цвет - берёзка.

Синий - неба цвет.

Красная полоска -

солнечный рассвет.

Ребёнок 6: - Столица России - Москва.

Москва - это красная площадь.

Москва - это башни Кремля.

Москва - это сердце России,

Которое любит тебя.

/Песня "Край родной"/

Ведущий: - Ребята, Россия славится своей богатой историей, своими

городами, ремёслами, народными умельцами.

/Дидактическая игра "Назови города России"/

/Дидактическая игра "Назови русские праздники"/

/Дидактическая игра "Сложи картинку" (по русским ремёслам)/

Ведущий: - Города старинные мастерами славятся,

Улицы кузнечные, улицы гончарные,

Площади торговые, праздничные ярмарки:

Матрёшки, пряники, самовары,

Ложки, игрушки, разные безделушки.

Ведущий: - И по сей день ярмарки славятся своими народными умельцами,

промыслами, весельем и задором.

Выходят дети-коробейники и рассказывают о своих промыслах.

Ребёнок 7: - Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах,

На столе у нас живут,

Всех матрёшками зовут.

Ребёнок 8: - Вот посуда глиняная,

А вот и деревянная,

Для любой хозяйки

Всегда она желанная.

 Ребёнок 9: - А у меня - игрушки забавные:

Барыни важные из Дымково,

Лошадки деревянные - Богородские,

Свистульки звонкие - Филимоновские.

Ребёнок 10.Игрушки эти сделаны

Из глины да из дерева.

Мастера их вылепили,

Мастера их вырезали.

В каждую вложили сердце,

Свою душу выразили.

Ребёнок 11: - Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку гжельскую

Легко перенесла.

Ребёнок 12: - Букеты сказочных цветов

Глядят на нас с подносов звонких

И шёлк волшебных лепестков

И трепет трав в сиянье тонком.

Ребёнок 13: - А вот платки нарядные,

Из Павлово, Иваново.

Подходите, покупайте,

Своих любимых наряжайте.

/Хоровод "Мы на луг ходили" (музыка - А.Филиппенко, слова - Т.Волгиной)/

Ведущий: - Славится русская земля и посиделками весёлыми, и прибаутками

острыми, и частушками-нескладушками.

/Дети поют частушки/

Частушки:  Вы послушайте, ребята,

Небылицу вам спою:

Вместо кренделя-баранки

Проглотил мужик дугу.

 Сидит ёжик на сосне -

Новая рубашка,

На головке сапожок,

На ноге фуражка.

На вокзале в новом зале

Кот лежит без головы.

Пока голову искали,

Ноги встали и пошли.

 Как по речке, по Казанке

Воробей плывёт на палке,

Сел на доску тонкую,

Развёл гармошку звонкую.

 Небылицы вам пропели

Хорошо ли, плохо ли.

Просим, чтобы нам за это

Дружно вы похлопали.

Ведущий: - Богата Россия и скороговорками, и сказками, и пословицами.

Трудовой народ был остёр на язычок, умел научить уму-разуму

молодёжь.

/Дети рассказывают пословицы/

Пословицы:  Много снега - много хлеба. Много воды - много травы.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Судят не по словам, а по делам.

Почёт и труд рядом живут.

Труд человека кормит, а лень портит.

Кто не работает, тот не ест.

Делу - время, потехе - час.

Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

Друзья познаются в беде.

Нет друга, так ищи, а найдёшь, так береги.

Без труда не вынешь и рыбки из пруда.

Новых друзей наживай, а старых не забывай.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

При солнышке тепло, при матери добро.

Вся семья вместе, и душа на месте.

Сделал дело, гуляй смело.

Ведущий: - Умели на Руси работать, умели и играть.

/Русская народная игра "Заря-заряница"/

Ведущий: - Вы, ребята, молодцы, повеселились и поиграли от души.

Да, богата наша страна традициями, праздниками, великими

людьми, событиями. Вам ещё многое предстоит узнать о России.

Если долго, долго, долго

В самолёте нам лететь,

Если долго, долго, долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы:

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Ребёнок 14: - На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь,

И даже улицы родной

Мы не найдём на карте той.

Но мы всегда на ней найдём

Свою страну - наш общий дом.

Ведущий: - Дорогие гости, дорогие ребята, на Руси есть очень важный

обычай: на ярмарках, праздниках угощаться чаем, сладостями,

пряниками. Этот обычай жив и по сей день.

/Входит Самовар/

Ребёнок 15:  - Самовар гудит, пыхтит.

Он гудит не уставая

Двести лет уже подряд.

Самовар - душа живая -

Друг веселью, сказке брат.

Приглашаю вас друзья,

Угощу всех чаем я.

/Дети уходят пить чай/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по ОРКСЭ "Наша Родина Россия"

Вводный урок по теме "Наша Родина -Россия" проводится в четвертом классе одновременно для всех учащихся,занимающихся по разным модулям....

разработка урока по по основам религиозных культур и светской этики. Модуль светская этика.4класс.Тема Россия-наша Родина

Урок основы светской этики в 4 классе.Тема : Россия-Родина мояЦели: закрепить знания детей  о понятии Россия - наша Родина, о символике России.Задачи: Воспитывать патриотическое отношение к...

Разработка мероприятия "Наша Родина - Россия "

Методическая разработка для меропрития патриотической направленности  , учитывая возрастные особенности учащихся начальной школы....

Разработка Урока Окружающего мира в 1 классе на тему: "Москва-столица нашей Родины" (ПНШ)

Данный урок разработан для учебника "Окружающий мир" УМК Перспективная начальная школа. Содержит презентацию для интерактивной доски....

Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ "Россия - наша Родина"

Цель урока: Формировать  первоначальные знания и представления о культурных традициях; Познакомить с понятием «мировое дерево»;Задачи: Способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма,...

Разработка урока " Родной край на карте нашей Родины"

Предлагаю вашему вниманию конспект урока "Родной край на карте нашей Родины"...

Методическая разработка к внеурочному занятию для 1 класса по теме: "Наша Родина. Главный город нашей страны".

Цель – познакомить с достопримечательностями Москвы.Задачи.Воспитательные:·       воспитывать патриотические чувства, интерес к своей стране;·...