Рабочая программа для 1 класса "Культура здоровья" (ФГОС)
рабочая программа (1 класс) на тему

Грушина Наталья Евгеньевна

Рабочая программа факультативного курса «Культура здоровья» разработана на основе образовательной программы «Культура здоровья» для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений Ульяновской области  и рекомендована Министерством образования Ульяновской области в 2011 г.

Данная программа будет реализована в 1 классах, 1 час в неделю, 30 часов в год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapisa.docx27 КБ
Файл kultura_zdorovya._rabochaya_programma.docx41.63 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа факультативного курса «Культура здоровья» разработана на основе образовательной программы «Культура здоровья» для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений Ульяновской области  и рекомендована Министерством образования Ульяновской области в 2011 г.

Данная программа будет реализована в 1 классах, 1 час в неделю, 30 часов в год.
     

    Цель программы «Обучение культуре здоровья»:
сформировать у учащихся знания, умения и навыки (компетентности), которые помогут им осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья и личного благополучия в течение всей жизни.

          Задачи, обеспечивающие достижение цели:
- формирование знаний о физическом, психическом, социальном благополучии человека;

- обучение ребенка самопознанию;

- обучение безопасности и профилактике несчастных случаев;

-обучение гигиеническим правилам и предупреждению инфекционных заболеваний;

- обучение здоровому питанию;

- формирование физической культуры личности;

- обучение навыкам семейной жизни, половое воспитание.

 Рабочая программа состоит из пяти  разделов:

Здоровье, здоровый образ жизни; обучение самопознанию; межличностное общение; обучение безопасности и профилактика несчастных случаев; обучение навыкам семейной жизни, половое воспитание.

Данные разделы раскрывают три взаимосвязанных компонента здоровья: физическое, психоэмоциональное и социальное здоровье.
Программа основана на овладении учащимися жизненными умениями и навыками по сохранению и укреплению собственного здоровья.
Важным компонентом реализации программы является использование интерактивных методов обучения, которые позволяют создать положительную мотивацию и вызвать интерес к изучаемым материалам.

           К основным методам активного вовлечения учащихся в процесс формирования умений и навыков относятся: дискуссия, «мозговой штурм», демонстрации и практические действия под руководством учителя, ролевые игры, работа в малых группах, образовательные игры и моделирование ситуаций, изучение отдельных случаев, рассказывание историй, дебаты, проектный метод, аудио - визуальные методы подачи материала.
           Принципы реализации программы:

Наряду с общедидактическими принципами обучения при реализации программы, необходимо следовать также следующим принципам: превентивности (обучение той или иной теме проводится раньше того возраста, на который приходятся риски, способные оказать негативное воздействие на личность); принцип спиралевидного учебного плана (темы программы рассматриваются, постепенно разворачиваясь и усложняясь); принцип гендерного подхода (работа в группах, состоящих из лиц разного пола); принцип системности (необходимо рассматривать вопросы здоровья с биологической, психической и социальной точек зрения).

     Оценка достижений учащихся может быть осуществлена: в начале процесса обучения (предварительная оценка); во время учебного процесса (текущая оценка); по окончании изучения определенного раздела программы (этапная оценка); в конце процесса обучения (итоговая оценка). Для 1 класса недопустимо выставление отметок, поэтому оценка носит словесный характер. Оценивать достижения учащихся могут: сам ученик (самооценка); товарищи в классе; учитель.                                                                        

Программа будет реализовываться через систему внеклассной работы в рамках внеурочной деятельности в 1 классе. Реализация программы позволит сформировать знания, умения и навыки учащихся, которые помогут им осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья и личного благополучия в течение всей жизни.

Тематический план.

Раздел программы

Количество часов

1

Здоровье, здоровый образ жизни

6

2

Обучение самопознанию

6

3

Межличностное общение

6

4

Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев

8

5

Обучение навыкам семейной жизни. Половое воспитание.

4

Итого:

30

  ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате реализации программы учащиеся должны знать и уметь:

Здоровье, здоровый образ жизни

Знать:
Что такое здоровье, факторы, негативно влияющие на здоровье человека. Способы сохранения и укрепления собственного здоровья. Значение хорошего здоровья для общества и личного благополучия, ответственность за собственное здоровье.

Об основных пищевых веществах, значение для здоровья полноценного питания.

Двигательный режим как фактор здорового образа жизни. Значение движений для организма. Самоконтроль во время занятий физическими упражнениями. Утомление и переутомление.

Основные гигиенические правила.


Уметь:
Соблюдать правила режима питания. Иметь навык обработки продуктов перед употреблением, хранения продуктов питания. Организовывать питание в течение дня. Пользоваться столовыми приборами.


Быть опрятно одетым. Регулярно выполнять гигиенические процедуры. Поддерживать в чистоте предметы своего ежедневного обихода. Подобрать гигиенические средства ухода за телом полостью рта.

Иметь стереотип мытья рук перед приемом пищи. Использовать пассивную защиту при общении с больным человеком. Иметь навык регулярного прохождения медицинских осмотров.


Подбирать режим дня и следовать ему. Использовать разнообразные виды двигательной деятельности. Распознавать признаки утомления. Переключаться на разные виды деятельности во-избежании утомления. Противостоять физическим и эмоциональным перегрузкам.


Обучение самопознанию

Знать:
Информацию об органах и частях тела, их функциональное предназначение. Отличия состояния здоровья от состояния болезни. Индивидуальные особенности строения тела. Функции основных систем организма.


Эмоции, типы эмоций, выражение чувств. Сильные стороны самого себя. Ответственность за выражение эмоций. Унаследованные и приобретенные черты личности. Интересы и способности личности. Самоуважение и самооценка.

Уметь:
Осуществлять простейшие физиологические измерения. Соблюдать адекватный для своего организма физиологический режим труда и отдыха.
Рассказывать о своих телесных ощущениях. Распознавать основные эмоции у себя и других, объяснять их. Выражать готовность, обратиться за помощью в ситуациях страха и отчаяния. Имитировать различные эмоциональные проявления. Контролировать собственное эмоциональное поведение. Принимать различия между людьми, уважать особенности их поведения. Избегать рискованных для здоровья форм поведения.

Межличностное общение

Знать:
Общие правила коммуникации, применять их в соответствующих условиях. Ролевые позиции в группе, базовые компоненты общения. Конфликтные ситуации и способы выхода из них. Правила поведения на улице, общение с незнакомыми людьми. Семейное общение. Права ребенка в семье. Конфликты в семье. Отношения между людьми разного пола. Способы реагирования на критику. Поведенческие риски, опасные для здоровья.

Уметь:
Применять навыки межличностной коммуникации. Соблюдать правила поведения в общественных местах. Уметь корректно отказываться от нежелательного общения. Соблюдать социальные нормы поведения в группе. Различать признаки недружелюбной группы и уметь из нее выйти. Слушать критику, конструктивно критиковать.

Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев

Знать:
Основные ситуации, в которые обычно попадают дети на дорогах. Ситуации бытового и уличного травматизма, основные факторы, приводящие к травматизму  на улице. Правила поведения в различных экстремальных ситуациях. Ответственность за нарушения правил дорожного движения. Правила поведения при возникновении конфликтных ситуаций в школе.

Уметь:
Прогнозировать развитие ситуации на дороге. Распознавать опасные зоны на улице. Ориентироваться в экстремальных ситуациях. Уметь объяснять младшим детям принципы безопасного поведения.


Обучение навыкам семейной жизни    

Знать:
О поло – ролевых различиях между мужчинами и женщинами, о постоянстве пола. О равноправии между мужчинами и женщинами. Семья, ее структура, обязанности членов семьи. Ответственность родителей за воспитание детей.

Уметь:
Распознавать изменения, происходящие в организме в процессе взросления. Строить отношения с лицами противоположного пола. Объяснить роль семьи в жизни человека. Вести себя в различных семейных ситуациях.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Программа «Обучение здоровью» для 1-11 классов / под общ. Ред. Л.Ф. Шатохиной. – Москва, 2005.

2. Обучение здоровью: Методические рекомендации по организации учебного процесса / Л.Ф. Шатохина. – 2005.


3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М.: АРКТИ, 2003. - 273с.

4. Левушкин С.П., Жуков О.Ф., Блинков С.Н. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях: Методическое пособие.- Ульяновск, 2004. - 207 с.



Предварительный просмотр:

                                                                                         Учебно-тематический план

тема раздела, занятия

кол–во

часов

тип,

 форма

занятия

планируемые результаты

вид и формы контроля

дата занят.

план

дата занят. факт

предметные

(образовательный аспект ТДЦ)

Метапредмет-ные

(развивающий

аспект ТДЦ)

личностные

(воспитатель-ный аспект ТДЦ)

I.

Здоровье, здоро-вый образ жизни

1.Что такое здоровье.

2.Отличие здорового человека от больного

3. Представление об основных пищевых вещест-вах, их значении для здоровья.

4. Пищевые источники

5. Потребность в движении.

6. Гигиена тела. Выбор одежды обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями.

6

1

1

1

1

1

1

Изучение нового, презентация

Изучение нового, практикум

Изучение нового, презентация

Изучение нового, практикум

Изучение нового, практикум

Закрепление, практикум

Раскрыть по-нятие здо-ровье, факто-ры, негативно влияющие на здоровье человека. Познакомить со способами сохранения и укрепления собственного здоровья. Раскрыть зна-чение хоро-шего здоровья для общества и личного благополучия. Привить навыки здоровье -сберегающего поведения, формировать ответствен-ность за собственное здоровье.

Познаватель-ныеУУД: уме-ние строить простые рас-суждения, ана-лизировать,сравнивать, обоб-щать, оценив-ать информа-цию, устанав-ливать причин-но-следствен-ные связи.

Воспитывать чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

Учительс-кий

Само-контроль

Учительс-кий

Взаимо-контроль

Взаимо-контроль

Само-контроль

личностные

УУД: выражать положительное отношение к процессу поз-нания, прояв-лять внимание, желание боль-ше знать, при-менять правила сотрудничества,доброжела-тельность.

регулятивные УУД: сохра-нять учебную цель, опреде-лять эффектив-ные способы достижения ре-зультата, уме-ние оценивать свои действия, корректировать деятельность

Коммуникатив-ные УУД: соз-нательно стро-ить речевые высказывания,  формулировать точку зрения, задавать воп-росы, ориен-тироваться на точку зрения других людей.

II.

Обучение самопознанию

1.Части тела, их функционирование и предназна- чение

2.Внутренние органы, их предназначение.

3. Я – уникаль-ный.

4. Выражение чувств.

5. Типы эмоций.

6. Твоё настроение.

6

1

1

1

1

1

1

Изучение нового, презентация

Изучение нового,

презентация

Закрепление, практикум

Изучение нового, практикум

Изучение нового, практикум

Закрепление, тестирование

Познакомить  с органами и частях тела человека, их функциональ-ном предназ-начение. Учить отли-чать состоя-ние здоровья от состояния болезни. Раскрыть ин-дивидуальные особенности строения тела, функции основных сис-тем организма Дать представление об эмоциях, типах эмоций, о выражение чувств. Помочь рас-крыть силь-ные стороны самого себя, интересы и способности личности. Учить само-уважению и самооценке.

Познаватель-ные УУД: уме-ние строить простые рас-суждения, ана-лизировать,сравнивать, обоб-щать, оценив-ать информа-цию, устанав-ливать причин-но-следствен-ные связи.

Обеспечение физического и психического саморазвития, воспитание от-ветственности за своё поведение,  за выражение эмоций, прививать навыки регуляции своего поведения, эмоционально-го состояния

Учительс-кий

Само-контроль

Само-контроль

Взаимо-контроль

Взаимо-контроль

Само-контроль

личностные

УУД: выражать положительное отношение к процессу поз-нания, прояв-лять внимание, желание боль-ше знать, при-менять правила сотрудничествадоброжелательность, сравни-вать разные точки зрения, считаться с мне нием других.

регулятивные УУД: сохра-нять учебную цель, опреде-лять эффектив-ные способы достижения ре-зультата, уме-ние оценивать свои действия, корректировать деятельность, анализировать эмоциональное состояние.

коммуникатив-ные УУД: соз-нательно стро-ить речевые высказывания,  формулировать точку зрения, задавать воп-росы, ориен-тироваться на точку зрения других людей, умение адек-ватно оцени-вать собствен-ное поведение.

III.

Правила межличностно-го общения

1. Дружба. Зачем нужны друзья.

2.Взаимовлияние людей.

3.Умеешь ли ты дружить?

4.Как понять друг друга без слов.

5.Для чего нужна улыбка

6.Обобщающее занятие.

6

1

1

1

1

1

1

Изучение нового, дискуссия

Закрепление, презентация

Закрепление

Анкетирова-ние

Изучение нового, практикум

Повторение

Путешествие

Обобщение

Конкурс знатоков.

Познакомить с правилами коммуника-ции, учить применять их в соответст-вующих условиях. Раскрыть ролевые позиции в группе, базо-вые компоне-нты общения. Помочь понять, отчего возникают трудности при общении с людьми и на-учить преодо-левать их. Рас-крыть правила поведения на улице, при об-щение с незнакомыми людьми. Права ребенка в семье. Учить находить выход из конфликтных ситуаций. Учить отно-шениям меж-ду людьми разного пола, способам реа-гирования на критику.

Укрепить представления детей о зна-чении добро-желательных отношений между людьми.

Познаватель-ные УУД: уме-ние строить простые рас-суждения, ана-лизировать,сравнивать, обоб-щать, оценив-ать информа-цию, устанав-ливать причин-но-следствен-ные связи, уме-ние устанавли-вать аналогии, владение твор-ческими спосо-бами решения учебных и практических задач.

Формирование коммуникатив-ных навыков, дружеских отношений с окружающими людьми, кол-лективизма, ук-репление пред-ставлений о значении доброжелательных позитив-ных отношений между людьми.

Взаимо-контроль

Взаимо-контроль

Само-контроль

Учительс-кий

Взаимо-контроль

Учительс-кий и

взаимо-контроль

личностные

УУД: выражать положительное отношение к процессу поз-нания, прояв-лять внимание, желание боль-ше знать, при-менять правила сотрудничествадоброжелательность, сравни-вать разные точки зрения, считаться с мне нием других, различать ос-новные нравс-твенно-этичес-кие понятия, оценивать си-туации с точки зрения правил поведения и этики.

регулятивные УУД: сохра-нять учебную цель, опреде-лять эффектив-ные способы достижения ре-зультата, уме-ние оценивать свои действия, корректировать деятельность, анализировать эмоциональное состояние.

Коммуникатив-ные УУД: соз-нательно стро-ить речевые высказывания,  формулировать точку зрения, задавать воп-росы, ориен-тироваться на точку зрения других людей, умение догова-риваться о рас-пределение функций и ролей, адекват-но оценивать поведение окружающих.

IV.

Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев.

1. Безопасное поведение на дорогах.

2.Общие правила перехода улиц и дорог.

3.Дорожные знаки.

4. Где можно играть?

5. Основные си-туации, в кото-рые попадают дети на дорогах.

6. Правила поведения на ж/д путях.

7.Настольные игры по прави-лам дорожного движения

8.Обобщающее занятие.

8

1

1

1

1

1

1

1

1

Изучение нового, практикум

Закрепление, практикум

Изучение нового, презентация

Изучение нового,

экскурсия

Изучение нового, практикум

Изучение нового, презентация

Повторение, игровое занятие

Обобщение

Викторина по ПДД.

Формировать представление младших школьников о безопасности дорожного движения. Познакомить с основными правилами ДД, с некото-рыми дорож-ными знака-ми, часто встречающих-ся по месту жительства. Убедить учащихся в опасности проведения игр на про-езжей части улицы. Формировать навыки безопасного поведения, с целью пре-дупреждения детского травматизма.

Познаватель-ные УУД: уме-ние строить простые рас-суждения, ана-лизировать,сравнивать, обоб-щать, оценив-ать информа-цию, устанав-ливать причин-но-следствен-ные связи, уме-ние устанавли-вать аналогии, владение твор-ческими спосо-бами решения учебных и практических задач.

Воспитывать уважение к общим законам улиц и дорог, дисциплиниро-ванных пеше-ходов и пас-сажиров, от-ветственность за нарушения правил дорож-ного движения.

Само-контроль

Взаимо-контроль

Взаимо-контроль

Учительс-кий

Учительс-кий

Само-контроль

Взаимо-контроль

Учительс-кий и

взаимо-контроль

личностные

УУД: выражать положительное отношение к процессу поз-нания, прояв-лять внимание, желание боль-ше знать, при-менять правила сотрудничествадоброжелательность, сравни-вать разные точки зрения, считаться с мне нием других, различать ос-новные нравс-твенно-этичес-кие понятия, оценивать си-туации с точки зрения правил поведения и этики.

регулятивные УУД: сохра-нять учебную цель, опреде-лять эффектив-ные способы достижения ре-зультата, уме-ние оценивать свои действия, корректировать деятельность, анализировать эмоциональное состояние.

Коммуникатив-ные УУД: соз-нательно стро-ить речевые высказывания,  формулировать точку зрения, задавать воп-росы, ориен-тироваться на точку зрения других людей, умение догова-риваться о рас-пределение функций и ролей, адекват-но оценивать поведение окружающих.

V.

Обучение навы-кам семейной жизни. Половое воспитание.

1. Половая при-надлежность и права на поло ро-левые различия.

2. Различия между мальчика-ми и девочками.

3.Взаимоотноше-ния в моей семье.

4. Итоговое игровое занятие.

4

1

1

1

1

Изучение нового, презентация

Закрепление, практикум

Изучение нового, презентация

Обобщение

Игровое занятие

Познакомить с поло – роле-выми разли- чиями между мужчинами и женщинами, о постоянстве пола. Формировать представлениео равноправии между мужчинами и женщинами. Раскрыть понятие «семья», ее структуру, обязанности членов семьи, ответствен-ность родителей за воспитание детей.

Познаватель-ные УУД: уме-ние строить простые рас-суждения, ана-лизировать,сравнивать, обоб-щать, оценив-ать информа-цию, устанав-ливать причин-но-следствен-ные связи, уме-ние устанавли-вать аналогии, владение твор-ческими спосо-бами решения учебных и практических задач.

Воспитывать доброжелательное отношения к людям противополож-ного пола, к членам семьи.

Взаимо-контроль

Само-контроль

Само-контроль

Учительс-кий

Итоговое тестирова-ние

личностные

УУД: выражать положительное отношение к процессу поз-нания, прояв-лять внимание, желание боль-ше знать, при-менять правила сотрудничествадоброжелательность, сравни-вать разные точки зрения, считаться с мне нием других, различать ос-новные нравс-твенно-этичес-кие понятия, оценивать си-туации с точки зрения правил поведения и этики.

регулятивные УУД: сохра-нять учебную цель, опреде-лять эффектив-ные способы достижения ре-зультата, уме-ние оценивать свои действия, корректировать деятельность, анализировать эмоциональное состояние.

Коммуникатив-ные УУД: соз-нательно стро-ить речевые высказывания,  формулировать точку зрения, задавать воп-росы, ориен-тироваться на точку зрения других людей, умение догова-риваться о рас-пределение функций и ролей, адекват-но оценивать поведение окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...