календарно тематическое планирование кружок "Турист - краевед"
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме

Маркелова Марина Николаевна

Календарно тематическое планирование кружка "Турист - краевед". Разработано для учеников начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turist_kraeved.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Порецкая СОШ»

Программа

«Турист-краевед»

                                                                                      Направленность:        

культурологическая

Для учащихся 3 класса

2 год обучения

                                 Составила:        

Маркелова Марина Николаевна

2011 год

Пояснительная записка

            Глубокие перемены, происшедшие в жизни России, ослабили внимание к роли патриотического воспитания подрастающего поколения. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, неуважительное отношение к историческому и культурному наследию страны, города, села.

            Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является туризм и краеведение. Необходимость развития интересов учащихся  в области краеведения  связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, будут знания детей о родном крае и его лучших людях, тем более действенным они окажутся в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.

           Значение туризма и краеведения в образовании детей трудно переоценить. Эта деятельность включает в себя не только высокое эмоциональное содержание, но так же затрагивает нравственные, физические и общеобразовательные стороны развития ребенка, способствует познавательной активности каждого участника похода и экскурсии.

           Туристско-краеведческая деятельность является одной из важных форм обучения, воспитания и оздоровления учащихся, разумного использования их свободного времени.

Использование экскурсий, путешествий и систематических краеведческих наблюдений расширяет кругозор детей, способствует освоению разносторонних практических навыков, воспитывают любовь к малой родине.

            Программа рассчитана на учащихся третьего класса. За основу второго года обучения взята программа Ф. Г. Багаутдиновой «Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе»; М.:ЦДЮТиК МО РФ, 2008 г. с изменением  количество часов в УТП и подачи материала обучающимся. Предусмотрено большее количество экскурсий и прогулок, благодаря этому образуется коллектив обучающихся, у них прививается интерес к предмету.

Примерная учебная программа  рассчитана на 120 часов, с октября по май включительно. Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личностных творческих особенностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий, которая не должна двух академических часов в помещении и четырех часов на местности. В каникулярное время педагог, как правило, может увеличивать количество и продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности занимающихся на свежем воздухе в природной среде.

        Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки).

        Занимающиеся  непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.

        Основной формой занятий  является беседа, художественное чтение, игра, рисунок, экскурсия, простейшие формы тестирования с обязательным анализом результатов.

        Каждая тема включает теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть часто дается в игровой форме. Занятие – игра – методический прием, который дисциплинирует детей, развивает их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память.

        Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, город и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу. Значительная часть времени отводится теме «Край, в котором я живу», знакомству с географией, историей, культурой родного края.

        Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.

Цели программы:

-   воспитание патриотизма и любви к Родине;

- возрождение духовности;

- обеспечение  развития личности каждого ребёнка коллективе;

- обеспечение занятости учащихся;

- оздоровление учащихся;

-   создание условий для качественного освоения каждым участником туристских навыков, для успешного развития в коллективе и «выживания» в природе каждого участника.

Задачи:

Обучающие: формирование потребности в изучении родного края, его природы, истории, культуры.

Воспитательные: формирование умений и навыков культуры общения, жизнеобеспечения; развитие коллективизма и взаимовыручки; привитие любви к природе и историческому наследию, общей экологической культуры.

Развивающие: развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процессе освоения краеведческого материала; развитие потребности к самостоятельному получению знаний, умения преодолевать трудности.

Оздоровительные: организация активного отдыха и оздоровление на занятиях в условиях природной среды..

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Введение

1

1

-

1.

Я и моя семья

6

1

5

2.

Природа родного края

16

5

11

2.1

Растительный и животный мир родного края

12

4

8

2.2

Охрана природы.

6

2

4

3.

Мой город

21

7

15

3.1

История  города.

6

2

4

3.2

Улицы и площади города

6

2

4

3.3

Памятники и памятные места города

3

1

2

3.4

Современная жизнь города

5

1

4

3.5

Зеленый наряд города

2

1

1

3.6

Сыктывкар в годы Великой Отечественной войны.

2

1

1

4.

Край, в котором я живу

35

10

25

4.1

Республика наша - родной край.

14

4

10

4.2

История родного края

14

4

10

4.3

Культура, искусство, литература.

10

2

8

5.

Основы туризма и ориентирования

34

8

24

5.1

Основы безопасности

3

1

2

5.2

Снаряжение туриста.

6

2

4

5.3

Место привала

8

2

6

5.4

Элементы ориентирования на местности.

10

2

8

5.5

Поход выходного дня

9

1

8

6.

Учебно-познавательные поездки и участие в массовых мероприятиях

6

-

6

Итого

120

ИТОГО: 120 часов

Содержание программы

Введение

Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу. Что значит «край», «родина». Польза и значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения (изучение и познание окружающего мира).

  1. Я и моя семья

Я, мое имя, его значение. С кем я живу.  Пословицы, поговорки о доме, семье.  Профессии членов семьи. Семейные реликвии.

Практические занятия:  сочинения, рисунки, устные  рассказы.

  1. Природа родного края

  1. Растительный и животный мир родного края.

        Климатические особенности Владимирского  края. Их влияние на природные условия.  Растительный и животный мир Владимирского  края. Лес – зеленое богатство республики. Лесные обитатели – герои народных сказок, песен, загадок, пословиц. Значение леса в жизни человека. Водоемы области и их обитатели. Богатства недр Владимирского края.

Практические занятия: Работа с гербарием; наблюдения за деревьями в разное время года; игра «Угадай по их описанию» (определение деревьев по их признакам), игра «Что в лесу растет? Кто в лесу живет?». Прогулка в лес.

  1. Охрана природы.

 Знакомство с «Красной книгой». История ее создания. Редкие и охраняемые растения и животные. Охраняемые территории.

  1. Мой родной город

3.1 История  города.

История основания города. Место основания города. Названия города. Легенды и предания, связанные с основанием города. Как жили в Суздале, Владимире. План застройки города. Геральдика города. Образ города в литературе и изобразительном искусстве.

Практика:  экскурсия к месту основания города, экскурсия в музей родной природы, работа с картосхемой города, изображениями гербов, открытками, репродукциями.

3.2 Улицы и площади  города.

Центральные улицы города, их облик; название и расположение в разные периоды жизни города. Микрорайон школы, дома.

Практика:  Экскурсия по улицам города,  сочинения на тему «Моя любимая улица».

3.3 Памятники и памятные места города.

Памятники истории и архитектуры, скульптурные памятники. Памятники культовой архитектуры.

Практика:  Экскурсия к памятникам, работа с открытками, фотографиями, буклетами.

3.4 Современная жизнь города.

Музеи, библиотеки, театры,  другие культурные, научные и религиозные центры города. Основные промышленные предприятия города. Транспорт.

Практика:    посещение театра, библиотеки, экскурсия на одно из предприятий.

 

  1. Зеленый наряд города.

Парки, скверы. Породы деревьев и кустарников, озеленяющих город. Охраняемые растения,  экологическая обстановка  в городе.

Практика:  экскурсии в парки города: Добросельский, Городской парк, парк Дружбы.

  1. Владимир в годы Великой отечественной Войны.

Краткие сведения о жизни города в данный период.

Практика:  экскурсия к мемориалам.

  1. Край, в котором я живу.

4.1 Родной Владимирский  край.

Понятие о Владимирском крае как о составной части России. Карта нашего края. Символы. Формы поверхности. Водоемы. Города.

Практические занятия: Рисунки герба, флага.  Работа с рисунками, пазлами, картами и т.д. Экскурсии в музей.

4.2 История родного края.

Владимирский край в древности. Легенды и предания. Пётр и Феврония Муромские, Андрей Боголюбский, Софья Суздальская, Илья Муромец, Соломония Сабурова – святые  земли Владимирской. Традиционные занятия Владимирского края. Традиционная мужская и женская одежда. Предметы быта. Интерьер крестьянской избы. Как учились в старину.

Практические занятия: Игра-лото «Традиционные предметы быта », экскурсии в музей, чтение литературы просмотр видеофильмов.

4.3 Культура, искусство, литература.

Народные музыкальные инструменты. Писатели, художники, композиторы Владимирского края.

Практические занятия: Тематические экскурсии в школьный музей и музеи Суздальского района, просмотр видеофильмов, прослушивание аудиозаписей.

Основы туризма и ориентирования

  1. Основы безопасности

Основные правила безопасного поведения юных туристов при участии в туристской прогулке, экскурсии в парк (лес). Необходимость выполнения требований руководителя туристской (экскурсионной) группы. Правила поведения в учебных учреждениях, музеях.

  1. Снаряжение туриста.

Личное снаряжение туриста. Групповое снаряжение для туристской прогулки. Подбор личного снаряжения в соответствии с сезоном года и погодными условиями. Особенности личного снаряжения для походов летних, зимних и в межсезонье и требования к нему. Укладка рюкзачка для туристского однодневного похода, размещение снаряжения в рюкзаке. Требования к упаковке продуктов для перекуса и групповых продуктов, выданных для транспортировки на время похода.

Назначение группового снаряжения: костровое; кухонное

Практические занятия: Укладка рюкзака; игра «Что берем в поход?»

  1. Место привала

Понятия «бивак», «охрана природы». Требования к бивакам (дрова, источник воды, безопасность, эстетичность, экология). Устройство и оборудование бивака (места для приема пищи, отдыха, гигиены, забора воды и мытья посуды). Правила охраны природы при организации бивака.

Практические занятия «Найди ошибки в организации бивака» (по рисунку)

  1. Элементы ориентирования на местности.

Простейшие элементы ориентирования на местности по местным признакам (муравейники, мхи, лишайники,  крона деревьев). Первоначальное понятие о карте и топознаках.  Компас, его назначение.

Практические занятия: Зарисовка топознаков. Работа с компасом (определение сторон горизонта).

5.5 Поход выходного дня

Поход выходного дня. Подготовка к походу. Распределение обязанностей

Практические занятия. Туристская полоса препятствий в походе (бревно, кочки, перенос пострадавшего, укладка рюкзака, узлы, параллельные веревки, маятник).

6. Учебно-познавательные поездки и участие в массовых мероприятиях

  

Требования к знаниям и умениям

знать:

-          алгоритм подготовки похода;

      -        «Рекомендации участникам туристических походов»

-         требования техники безопасности в походе;

-         общие подходы к организации и проведению походов;

-        способы профилактики типичных заболеваний и основные приёмы и средства оказания первой доврачебной помощи;

-        перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;

-        правила приготовления пищи;

-         правила обустройства бивуака;

-       нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе;

-      историю, географию, экологию и биологию Ульяновской области;

-     основы топографии и ориентирования;

-    значение и  правила применение узлов.

уметь:

-  оказывать первую доврачебную помощь при всех видах травм и заболеваниях;

- выполнять функции любого участника похода;

- самостоятельно подготовить и провести многодневный поход;

- составлять отчёт о походе;

- корректировать карту;

- свободно ориентироваться на природе;

-вносить изменения в «Рекомендации участникам туристических

походов»

- применять указанные знания на практике;

- ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;

- пользоваться примусами; разжигать костер

- обустраивать бивуак;

- завязывать 10 узлов;

-  выполнять отдельные элементы техники пешеходного туризма;

- оказывать первую медицинскую помощь при легкой степени повреждения;

-  выполнять площадную топосъемку.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Раздел программы

Формы занятий

Дидактические материалы и техническое  оснащение

Формы подведения итогов

Я и моя семья

беседа,

игра

Рабочие карточки, плакаты, примеры родословных деревьев

Устный рассказ, рисунок

Мой город

Экскурсии, игры, беседы, рисование

Схема микрорайона, фотографии зданий, памятников и др. достопримечательностей микрорайона, герб города Сыктывкара,  фотографии города.

Викторина

Природа родного края

Экскурсии, игры, беседы, викторины, работа с литературой, путешествия, рисование

Карта физическая РК, рабочие карточки, Иллюстрации к темам: растительный и животный мир РК, Красная книга РК

тест

Край, в котором я живу

Экскурсии, игры, беседы, рисование, чтение и обсуждение литературных произведений.

Изображение герба, флага РК, карты, атласы, альбом репродукций «Легенды и сказания народа коми», коми народные сказки, этнографические экспозиции музеев

тест

Основы туризма и ориентирования

Беседы, практические занятия на местности в помещении, соревнования, походы.

Наглядные пособия  (узлы, костры, укладка рюкзака,  бивак,  способы ориентирования). Топографические знаки,  компасы,  спортивные карты.

Поход выходного дня

Список рекомендуемой литературы для учителя:
1. Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. - Ростовский университет, 1988.
2. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. - М., ФиС, 1988.
3. Куприн А.М. Занимательная картография. - М., Просвещение, 1989.
4. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению и летнему отдыху детей. - М., ЦДЮТур России, 1995.
5. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. - М., ЦДЮТур России, 1996. 
6. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. - М., ЦДЮТур России, 1997. 
7. Усыскин Г.С. В классе, в парке, в лесу. - М., ЦДЮТур России, 1996. 
8. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. - М., ЦДЮТур России, 1995.
9. Рыжавский Г.Я. Биваки. - М., ЦДЮТур России, 1996.
10. Шибаев А.С. Переправа. - М., ЦДЮТур России, 1996.
11. Шибаев А.С. В горах. - М., ЦДЮТур России, 1996. 
12. Шибаев А.С. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и времени. - М.,  ЦДЮТур России, 1996.
13. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. - М., ЦДЮТур России, 1997. 
14. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков, - М., ЦДЮТур России, 1997. 
15. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Лето, дети и туризм. - М., ЦДЮТур России, 1997.

Список рекомендуемой литературы для учащихся:

1. Энциклопедия туриста. - М., БРЭ, 1993.
2. Берман А.Е. Юный турист. - М., ФиС, 1977.

3. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. - М., Профиздат, 1990.
4. Питание в туристском путешествии. - М., Профиздат, 1986. 
5. Матюцкий С.П. Туристу о растениях. - М., Профиздат, 1988. 
6. Поспелов Е.М. Туристу о географических названиях. - М., Профиздат, 1988.
7. Бардин К.В. Азбука туризма. - М., Просвещение, 1981,
8. Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста. - М., ФиС, 1985.
9. Остапец А.А. На маршруте туристы-следопыты. - М., Просвещение, 1987. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса

Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование кружка "Юный краевед"

Календарно-тематическое планирование составлено к рабочей программе по внеурочной деятельноти "Юный краевед"....

Тематическое планирование и календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном (русском) языке для 4 класса ( для детей с ТНР)

ТП и КТП составлены к учебнику Н.Е. Кутейниковой, О.В. Синёвой, Л.В. Дудовой " Литературное чтение на родном ( русском) языке" под редакцией С. И. Богданова  с указанием содержания курс...