• «Мои права и обязанности»
классный час (2 класс) по теме

        ПЛАН КЛАССНОГО ЧАСА:

•   вступление;

•  Конституция РФ, Конституция РТ;

•  знакомство с правами и обязанностями гражданина РФ;

•  путешествие по сказкам и наглядное представление прав и обязанностей;

•  знакомство с правами и обязанностями учащихся;

•  подведение итогов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon parlametskiy_urok.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Кашапова Р. И.

учитель начальных классов

План-конспект классного часа

 (2 класс)

ТЕМА:

  • «Мои права и обязанности»

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: 

  • беседа с элементами игры.

ЦЕЛЬ:  

  • познакомить учащихся с Конституцией Российской Федерации, правами и обязанностями российских граждан.

     

ЗАДАЧИ:

  • Обучающая: формирование представления о том, что такое Конституция, о правах и обязанностях и их роли в жизни людей;
  • Развивающая: формирование навыков работы с правовым источником;
  • Воспитательная: воспитание уважительного отношения к Конституции и её нормам.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  • Конституции РФ;
  • плакаты с государственной символикой РФ;
  • презентация «Мои права и обязанности»;
  • выставка книг по теме занятия.

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:

  • мультимедиа-проектор;
  • экран (интерактивная доска);
  • компьютер (ноутбук).

ПЛАН КЛАССНОГО ЧАСА:

  • вступление;
  • Конституция РФ, Конституция РТ;
  • знакомство с правами и обязанностями гражданина РФ;
  • путешествие по сказкам и наглядное представление прав и обязанностей;
  • знакомство с правами и обязанностями учащихся;
  • подведение итогов.

ПЛАН-КОНСПЕКТ  КЛАССНОГО  ЧАСА

1. Вступительное слово классного руководителя:

 Здравствуйте! Ребята, уже давным-давно, ещё тысячи лет назад, когда на Земле появились люди, они оказались вынуждены решать очень важные вопросы. Среди них были и такие:

  • Что могут делать люди, а что не могут?
  • Что они обязаны делать, а что не обязаны?
  • На что они имеют право, а на что нет?

Без ответа на эти вопросы жизнь людей была неорганизованной. В ней каждый мог творить то, что хотел, не считаясь с другими. И те отвечали ему тем же. Жизнь людей представлялась как хаос, в котором не были определены правила жизни и организации общества, права и обязанности его членов.

Роль организатора жизни общества приняло на себя государство. Оно стало регулировать жизнь людей, используя для этого законы.

Вопрос к учащимся: Как вы понимаете значение слова «закон»?  

          (Высказывания учащихся)

Учитель подводит итог высказываниям учащихся:

Закон – это правила, которые устанавливает государство для обеспечения блага всех граждан России. Их должны знать и выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, они регулирует разные жизненные ситуации.

2. Конституция РФ.

Классный руководитель:

-  А как называется Основной закон, по которому живёт наша страна?          

                                                                                                                (слайд № 2)

 - КОНСТИТУЦИЯ – это Основной закон государства, по которому мы с вами живём. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны. А в этом году исполнится 20 лет Российской Конституции.

-  Что записано в Конституции?  (Ответы детей.)

- Сегодня мы познакомимся только со второй главой Конституции нашей страны (а всего их 9). Она называется: «Права и свободы человека и гражданина».

                                                                                                                        (слайд № 3)

-  Как вы думаете, о чем написано в этой главе?

- В этой главе Конституции записаны наши права, свободы и обязанности.
Какие права есть у каждого гражданина нашего государства? (Ответы детей фиксируются на доске).                                                                                                                                      

- По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право участвовать в управлении делами государства, право на свободное использование своих способностей для предпринимательской деятельности, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбор профессии, право на отдых, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также много других прав с которыми вы можете познакомится в Конституции РФ, глава 2. Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, гарантируя соблюдение прав и свобод каждого гражданина.

Права ребёнка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

-  Какие свободы есть у каждого гражданина нашего государства?
- Наши свободы – свобода слова, вероисповедания и совести, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

По закону все права и свободы  не должны нарушать или ущемлять права и свободы других граждан. Например, свобода слова – мы имеем право искать, собирать и распространять информацию, но не имеем право вмешиваться в личную жизнь других людей, разглашать государственную тайну.
- Также у каждого из нас есть обязанности, записанные в Конституции.
Как вы думаете, какие это обязанности?

-  Наши обязанности – защита Отечества, сохранять природу и окружающую среду, платить законно установленные налоги и сборы.

                Конституция РТ                               (слайды № 4 - 7)

Классный руководитель:

- Как называется республика, в которой мы живём?

- Назовите столицу нашей республики.

- Как вы думаете, есть у нашей республики своя конституция?

- Когда она была принята?

- Давайте предоставим слово «поисковой» группе нашего класса.

(Выступление поисковой группы о Конституции РТ)

- Конституция Республики Татарстан была принята 6 ноября 1992 года, этот день в нашей республике считается праздничным днём.

Конституция РТ состоит из 7 разделов. Раздел 2 называется «Основные права, свободы и обязанности человека, гражданина».

Статья 27

1. В Республике Татарстан признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан.

2. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

3. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Ф И З М И Н У Т К А

4. Путешествие по сказкам

  - Более подробно познакомиться с некоторыми правами  нам поможет народная мудрость – сказки.

   Сейчас мы с вами  отправимся в путь по дорогам народных и авторских сказок, попытаемся определить, права каких героев сказок нарушаются, а также выясним,  кто  из сказочных героев ущемляет  права других, если бы они жили по нормам Конституции, которые мы с вами изучили.

   Включите  воображение, настройтесь на встречу со сказочными героями. Будьте внимательны!                                                                          (слайд№ 8)

(Слайды № 9 -16 – комментируются учителем и учащимися)

- В какой сказке  Г.Х. Андерсена нарушено право на личную неприкосновенность?             («Дюймовочка»)                                (слайд № 9)

- В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища? (С.Михалков «Три поросёнка»)                                                         (слайд № 10)

- У какой известной сказочной героини  нарушено право на отдых, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности?      (Ш.Перро «Золушка»)           (слайд № 11)

- Кто из сказочных героев пользовался правом  на свободное перемещение? (Баба Яга, лягушка-путешественница из одноименной сказки В.Гаршина)  (слайд № 12)

- В какой сказке и кто нарушал право  на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? (Карабас-Барабас из сказки А.Толстого «Золотой ключик»)      (слайд № 13)

- В какой сказке «хлебобулочный» герой  несколько раз подвергался попыткам  посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок)                                                                                                              (слайд № 14)

- Кто воспользовался правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и вырастил гигантский урожай?              (Дед из сказки «Репка»)        (слайд № 15)

- Продолжая путешествовать по сказкам, мы остановимся ещё раз у героев   сказки А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Перед нами три  вопроса и три  ответы. Соедините стрелками вопрос и правильный ответ.                                                                                                    (слайд № 16)

Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, какое право они нарушили?

ПРАВО  

НА  ОБРАЗОВАНИЕ

Папа Карло жил очень бедно, у него не было постоянной работы, потому что он не имел какого права?

ПРАВО  

НА  НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ  ЖИЛИЩА

Буратино продал свою азбуку и не  воспользовался каким правом?

ПРАВО

 НА  ТРУД

5. Беседа  о  правах и обязанностях учащихся

- В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам:                                      (комментарий учителя)

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает Федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

- Какие же права есть у вас, школьников?  (Право на образование, право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, право на отдых).

- Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права. Но и обязанности.   Какие же обязанности у школьника?       (Ответы детей).

Открыты все пути у нас

Без края, без преграды,
Но школьникам сейчас

Пока учиться надо.

Учёба – очень интересный труд,

Нам силу, радость

Знания несут.

К тому же мы прекрасно понимаем:

Кто с детства трудности преодолевает,

Судьбой своей тот управляет.

И тот, кто учится отлично в школе,

Характер закаляет свой и волю.

6. Принятие законов жизни класса (деловая игра)

- Конституция – Основной закон нашей страны, в нем записаны основные права и обязанности граждан России. У нас в классе  есть правила жизни учеников, которые мы приняли с вами ещё в первом классе. Давайте вспомним их.                                                                                 (слайд № 17)

                         

ПРАВИЛА   ЖИЗНИ   УЧЕНИКОВ   2 КЛАССА

  1. Главное: старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
  2. Прежде, чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
  3. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам твоих товарищей.
  4. Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.
  5. Старайся прийти на помощь товарищу, не жди пока тебя об этом попросят.
  6. Если тебе будет плохо, не спеши обвинять в этом других. Учись терпеть неприятности. Плохое скоро проходит.
  7. Дорожи школьной дружбой, цени свой    класс и свою школу.

И ещё о главном:

ОТНОСИСЬ К ЛЮДЯМ ТАК, КАК ТЫ ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ОТНОСИЛИСЬ К ТЕБЕ (слайд № 18).

 8. Рефлексия
    1) Что полезного узнали?

     2)  Как называется Основной закон РФ?

3) Когда была принята Конституция РФ?

4) Когда была принята Конституция РТ?

5) Какие государственные символы вы знаете?

                                                                                                             (слайд № 19)

 9. Сообщение темы следующего классного часа
                                                                                                             
(слайд № 20)

-   О государственных символах Российской Федерации и Республики Татарстан  мы будем говорить на следующем классном часе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"

Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"...

Утренник: “Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав”.

Воспитание правового самосознания учащихся....

« Права и обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте»

Цели: Отрабатывать навыки основных правил поведения в общественном транспорте; Развивать логическое мышление, память, внимание;Оборудование: Памятка прав и обязанностей пассажиров; кружки трёх цветов ...

Права и обязанности ребёнка. Права и обязанности родителей.

В статье подробно перечислены основные права и обязанности ребёнка-школьника, а также их родителей....

Ролевое моделирование «Права и обязанности» ( посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка»)

Ролевое моделирование правовой тематики, посвященное Всемирному дню  прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».Права детей представлены в презентации, в ходе мероприятия ...