Физкультминутка как средство закрепления знаний на уроках.
материал по теме

Кошелева Ольга Ивановна

 

На уроках  в начальных классах реализуются разнообразные технологии, от традиционных до интерактивных и Интернет-технологий. Особое место занимают здоровьесберегающие технологии, среди которых многие учителя особо выделяют физминутки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическая физминутка как средство закрепления знаний

на уроках.

На уроках  в начальных классах реализуются разнообразные технологии, от традиционных до интерактивных и Интернет-технологий. Особое место занимают здоровьесберегающие технологии, среди которых многие учителя особо выделяют физминутки.

Однако, необходимо отметить, что зачастую учителя используют давно известные, тривиальные физминутки, например, «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…» или «Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась…», которые идут вразрез с изучаемой темой урока, а, порой, противоречат возрастным особенностям учащихся.

Например. Идёт урок на тему «Моря, озёра и реки России». Учительница рассказывает о крупнейших реках нашей страны, и вдруг её внутренние часы подсказывают – вот она, 21-я минута урока, после которой неизбежно наступит снижение работоспособности учащихся. Что делает учитель в такой ситуации?

- Так, ребята, все встали, проведём физминутку!

Дети неохотно поднимаются с насиженных мест, слышен скрежет отодвигаемых стульев, грохот падающих портфелей и натужные стоны учеников – «Ууууу, опяяять…». Учительница бодрым голосом произносит:

- Сегодня физминутку проведёт Петя! Петя, давай про хомячка!

Выходит к доске увалень Петя и неохотно демонстрирует нелепые телодвижения под известную ещё со средней группы детского сада речёвку «Хомка-хомка, хомячок…»… Дети потирают совсем незаспанные щёчки ладошками, в то же время стараются толкнуть или ущипнуть друг друга. После своего выступления Петя садится на место, его примеру шумно следуют остальные ученики. Учительница, довольная галочкой, поставленной напротив пункта «Физминутка» в конспекте урока, пытается продолжать урок, но детям не до него – они заняты своими делами, кто-то собирает рассыпавшиеся учебные принадлежности, девочки поправляют свою одежду.

Будет ли иметь должный эффект проведённая физминутка? Во-первых, такая физминутка, хотя и рекомендована авторами психогимнастик, не соответствует возрасту учащихся, в 10-11 лет дети уже вступают в подростковый возраст, когда (может, не совсем обоснованно) отвергается всё детское. Во-вторых, проанализируем воздействие проделанных упражнений на организм:

                   Хомка, хомка, хомячок (дети раздувают щёки)

                   Полосатенький бочок. (поглаживают себя по бокам)

                   Хомка раненько встает, (движения на растяжку)

                   Щеки моет, шею трет, (потирание лица и шеи)

                   Подметает хомка хатку (движения имитируют подметание)

                   И выходит на зарядку (марширование на месте)

                   Раз, два, три, четыре, пять (3-4 движения, имитирующих зарядку)

                   Хомка хочет сильным стать. (напряжение мышц рук)

Все движения в данных упражнениях бессистемны, в их чередовании нет взаимосвязи и согласованности. Помимо того, не учитываются потребности детского организма в двигательной активности.

С учётом возрастных особенностей детского организма и потребности в двигательной активности на уроках рекомендуется проводить физкультминутки для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания.

Внешними проявлениями утомления являются частые отвлечения, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. Физминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. В то же время, многие психологи отмечают значимость активных форм деятельности на уроке как условия успешного обучения.

Физкультминутки, органично включенные в ход урока и соответствующие его содержанию, называются тематическими.

Примеры физкультминуток обучающего характера для уроков окружающего мира.

Игра «Деревья, кустарники, травы» направлена, главным образом, на улучшение переключаемости и концентрации внимания младших школьников, может быть использована как физминутка при изучении темы «Какие бывают растения?» для закрепления знаний о классификации жизненных форм растений.

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.

Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.

По аналогии можно проводить подобные физминутки и на других уроках окружающего мира, требующих классификации объектов и явлений окружающего мира («Какие бывают животные?», «Какой бывает транспорт?»).

На уроке по теме «Как развивается растение» можно провести игру «Как росло растение»: учитель предлагает детям представить, что они маленькие семена, попавшие в почву. (дети садятся на корточки, сжимаясь в комочек) Далее учитель рассказывает, как развивается из семени растение:

- Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться. (мышечное напряжение, глаза зажмурены) Весной солнечные лучи согрели землю и  семя отогрелось, расправило свои плечи. (расслабление мышц) Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях). Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук). И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону). А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение.

Данное упражнение несёт в себе элементы психогимнастики, движения в нём направлены как на мышечное напряжение, так и на расслабление; улыбки друг другу настраивают детей на позитивное отношение друг к другу и окружающему миру, снимают эмоциональное напряжение. В то же время, в своих движениях дети как будто проживают жизнь растения в течение года, что направлено на закрепление полученных знаний.

Так же в качестве физминутки могут быть использованы и игры «Испорченный телефон», которые, в первую очередь, направлены на развитие кратковременной памяти и слухового восприятия, снимают статическое напряжение мышц, накопленное в ходе изучения нового материала. Применяется такие игры при закреплении новых понятий, правил, которые необходимо запомнить. Суть игры заключается в безошибочной передаче определения по цепочке от одного ребёнка другому. Учитель шёпотом проговаривает ребёнку, сидящему за первой партой, необходимую фразу, ребёнок поворачивается к сидящему за ним ученику и повторяет услышанное. Последний учащийся, получив информацию, встаёт и вслух озвучивает её, либо записывает на листочке и отдаёт учителю. Победившим считается тот ряд, в котором наиболее точно передали определение. Примеры фраз и определений:

Почва – это верхний плодородный слой земной коры.

На карте север расположен сверху.

Хищники питаются травоядными, травоядные питаются растениями.

Таким образом, мы видим, что использование тематических физминуток на уроках не только активизирует двигательную активность и улучшает работоспособность учащихся, стимулирует мыслительные функции, но и является эффективным средством закрепления знаний учащихся. В движении дети лучше запоминают изученный материал, поскольку в ходе выполнения физминуток активизируется межполушарное взаимодействие, развиваются межполушарные связи, синхронизируется работа полушарий.  



Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика.

    При выполнении дыхательных упражнений следует обратить внимание на то, что ребёнок в силу анатомических особенностей почти не может увеличить объём каждого отдельного вдоха, поэтому усиление газообмена обеспечивается значительным учащением дыхания. Физические упражнения, подвижные игры, дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, развитию и регуляции газообмена на более высоком уровне. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке, окне, фрамуге.

Чудо – нос.

После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание.

                   Носиком дышу, дышу свободно, глубоко и тихо,

                   Как угодно.

                   Выполню задание,

                   Задержу дыхание…

                   Раз, два, три, четыре –

                   Снова дышим: глубже, шире.

Охота.

Дети закрывают глаза. Охотники по запаху должны определить, что за предмет перед ними (апельсин, духи и т.д.)

Ныряние.

Нужно два раза глубоко вдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребёнок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.

Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыхательными комплексами, чтобы избежать головокружения.

Шарик.

Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счёт -1, 2, 3, 4 – дети делают 4 глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.

Скороговорки.

         -музыкальные.

После глубокого вдоха поётся любой слог. Важно стараться петь на одном дыхании и делать вдох лишь тогда, когда воздух полностью заканчивается.

         -речитатив.

Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух заканчивается, ребёнок должен запомнить сколько Егорок он назвал.

    «На Егорке возле горки жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…»

Каша кипит.

Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить 8 раз.

Ветерок.

Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок).

Можно взять полоску бумаги и дуть на неё легонько.

   

    Введение в структуру урока физкультминуток является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей. При этом не следует пренебрегать проведением утренней гимнастики до занятий и организацией подвижных перемен.

 



Предварительный просмотр:

Гимнастика для улучшения слуха.

    Работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе. И, в свою очередь, работа над улучшением слуха оказывает плодотворное воздействие на органы зрения. Вот несколько упражнений для развития слуха:

    1. Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.

    2. Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочки сразу обеих ушек – отпустили, нажали, отпустили.

    3. Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.

    4. Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха.

    5. Начинаем дёргать себя за ушки – сначала 20 раз вниз, а потом берёмся за серединку и дёргаем тоже 20 раз.

    6. Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько её помассируйте.

    7. Потяните ушки в сторону – снова 20 раз.

    8. теперь выгибаем их вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз).



Предварительный просмотр:

Гимнастика для глаз.

    Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения.

    Для профилактики близорукости и замедления  её прогрессирования следует использовать специальную гимнастику для глаз - офтальмотренажёр, специальную схему зрительно-двигательных проекций. Эта схема разработана группой профессора, доктора медицинских наук В.Ф.Базарного.

    Согласно разным теориям, одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки. По данным исследований Базарного, при напряжённых зрительных нагрузках формируется аномальный зрительно-двигательный стереотип, приводящий в будущем к миопии. Близорукость у детей является вариантом адаптации зрительной системы к условиям чрезмерной нагрузки. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем и структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, т.е. глаз привыкает к работе на близких расстояниях и теряет способность к чёткому видению отдельных предметов. Следовательно, существующие противоречия между физиологическими возможностями школьного обучения способствуют массовому возникновению зрительных расстройств. Выход из создавшейся ситуации видится в следующем: необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.

    1.  Вверх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

    2. Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

    3. Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

    4. Покорчим рожи.

Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримасочка ёжика-губки вытянуты вперёд - влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону.

    5. Рисование носом.

Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.

    6. Расширение поля зрения.

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальцем следит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места.

    7. Буратино.

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно считает до 8.  Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дед Мороз приглашает вас на зарядку!

Слайд 2

03.12.2009 2

Слайд 3

03.12.2009 3

Слайд 4

03.12.2009 4

Слайд 5

03.12.2009 5

Слайд 6

03.12.2009 6

Слайд 7

03.12.2009 7

Слайд 8

03.12.2009 8

Слайд 9

03.12.2009 9

Слайд 10

03.12.2009 10

Слайд 11

03.12.2009 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока математики "Закрепление знаний о ломаной линии, состава однозначных чисел, решение задач на разностное сравнение. Применение этих знаний в практической деятельности"

Проект урока математики "Закрепление знаний о ломаной линии, состава однозначных чисел, решение задач на сравнение. Применение этих знаний в практической деятельности" для 1 класса. Содержит визитную ...

Урок закрепления знаний по теме "Закрепление знаний об имени существительном"

Урок по русскому языку по теме "Закрепление знаний об имени существительном" 3 класс. Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий "Русский язык" 3 класс "Школа России"...

Урок русского языка по теме "Применяем знания, совершенствуем умения (Закрепление знаний и умений в написании безударных личных окончаний глаголов )" 4 класс

Урок русского языка в 4 классе по программе "Гармония" позволяет  создать условия для расширения и углубления представления учащихся о грамматических признаках глаголов с целью формирования практ...

Физкультминутка как этап закрепления знаний

Физкультурные минутки  вносят разнообразие в урок, прибавляют детям настроение, дают хороший заряд бодрости и энергии, а главное эффективно влияют на укрепление здоровья учащихся и продуктивность...

Урок математики в 1, 3 классе- комплекте. Тема урока в 1 классе:«Закрепление знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10» Тема урока в 3 классе: "Приемы умножения и деления в пределах 100. Закрепление"

На уроке ребята отправились в новогоднее путешествие, где познакомились с Дедами Морозами разных стран и узнали, как празднуют Новый год в других частях планеты. За время путешествия закрепили на...

Физкультминутка как средство когнитивного развития младших школьников.

Выступление на городском семинаре «Проблемы и перспективы когнитивного развития младших школьников в условиях современной школы», 2016....