Мой край
классный час по теме

У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей, пусть самой скромной и непритязательной красотой, предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые…   

А. Твардовский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_klassnyy_chas.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Мой край

Цель – воспитание любви к малой Родине, чувства национальной  

                     гордости и достоинства.

 Подготовительная работа: - подбор стихов, музыки, пословиц, цитат,

                                                  песен, видеоряда;

                                                - выполнение творческих проектов: «Мой край»;

                              - оформление выставки рисунков, книг.

Ход занятия.

У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей, пусть самой скромной и непритязательной красотой, предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые…    

А. Твардовский

Наш край.      Музыка Коболевского Д., слова Пришелец А.

Учитель.  Добрый день дорогие дети. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по нашему округу. История нашего округа уходит в далекие годы XI-XII столетий, когда появились первые сведения о богатой северной стране Югории, и русские люди потянулись открывать земли неведомые. Здесь переплелись судьбы многих тысяч людей – коренных жителей и тех, кто пришел на эту землю, чтобы жить и трудиться на ней. На территории бывшего Кодского княжества живут ныне люди разных национальностей и вероисповеданий. Их объединяет общность истории многих поколений, любовь к суровой и прекрасной земле Обского Севера.

Звучит национальная музыка, идет видеоряд.

Ученик.

Скажи мне, Север, из каких сказаний

          Ты белой былью в жизнь мою вошел.

          Как дар судьбы ловлю твое дыханье

          И кутаюсь в метельный легкий шёлк.

Люблю твои нехитрые просторы,

И звонкий купол выстывших небес,

Разубранный сияньем как узором,

Наряды юных северных невест.

           Люблю весны неторопливой талость,

Дневной уют в шатре твоих ночей.

И желтую осеннюю усталость,

                И сумерки коротких зимних дней.

                                                      В Шестакова

        Учитель.   А сейчас немного истории.

        Ученик.  История Югры, Югории уходит в глубокую старину. Территория Ханты-Мансийского автономного округа была заселена с древнейших времен. Первые проникновения сюда людей начались еще в эпоху мезолита (среднекаменного века), о чем свидетельствуют многочисленные уникальные стоянки,  поселения и могильники тех времен. Первое письменное сообщение о народе, обитающем в «полуношных странах», было записано в «Повести временных лет» в 1096 году. Летопись рассказывает о неизвестном народе угры-остяки (ханты), вогулы – манси, с которыми столкнулись первопроходцы.        

Ученик. Окончательно Сибирь была присвоена к Московскому государству после легендарного похода Ермака. Разбив осенью 1582 года хана Кучума и заняв столицу Сибирского царства Искер, Ермак в конце зимы 1583 года  отправляет небольшой отряд казаков вниз по Иртышу. Отряд, пройдя через земли кондинско-пелымских вогулов, подошел к стенам Самарова городка.  Застигнутые внезапным нападением казаков, остяки отступили, князь Белогородского княжества Самар был убит.

Осенью 1585 года казаки под руководством Ивана Мансурова основали в устье Иртыша на правом берегу Оби первое русское укрепленное поселение – Обский городок. А в 1673 году были устроены два «яма» (особые станции для перемены лошадей) – Демьянский и Самаровский (ныне Ханты-Мансийск).

Ученик. 10 декабря 1930 года было принято постановление «Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера». Постановлением предусматривалось организация 8 национальных округов, в том числе Остяко-Вогульского, т.е. Ханты-Мансийского.  В состав округа входят 13 городских округов  - Когалым, Лангепас, Пыть-Ях, Радужный, Сургут. Урай.. Ханты-Мансийск, Югорск. Округ включает 9 районов - Белоярский. Березовский, Кондинский, Нефтеюганский, Октябрьский, Сургутский,  Ханты-Мансийский. Административным  центром является  город Ханты-Мансийск.

Ученик.

        Как красивы прибрежные склоны крутые

        В изумрудах кедровых ветвей.

        И купались в оби купола золотые

        Монастырских кондинских церквей.

        Много видела Обь и добра и печали

        Было все: и князья и Ермак.

          Фелофея – ладью ее волны качали,

          Пел унылые песни рыбак.

        Все плывут и плывут по Оби теплоходы,

          Откликаясь гудками в тиши.

          И любуемся мы здешним чудом природы:

          Ночи белые так хороши.

                                              Г.  Макарова.

        Учитель.  История города неотделима от истории своего края, от истории Югорской земли. Его становление неотделимо от развития округа. Города похожи на людей. Они тоже однажды рождаются, чтобы расти и развиваться. Так и наш город - Ханты-Мансийск. Сколько судеб связано с этим городом. Сколько прекрасных людей родилось, выросло и работают здесь. Прекрасному городу посвящены стихи, песни.  Приглашаем коренного жителя нашего города (рассказ о Ханты-Мансийске).

Ученик

        Метель в холмах Ханты-Мансийска,

        И каждый лог –

как белый грот.

Я чутко слышу –

где-то близко

Старинный санквылтап поет.

Наверно это звуки елей?

А может, снегирей мотив?

Всегда рождается в метели

Таинственный о крае миф.

Из леса мадуры выходят

В медвежьих шубах и кисах.

У них – удачная охота.

Улыбка светиться в глазах.

Они мне по отваге близки.

Мне с ними быть душа велит.

Метет метель в Ханты-Мансийске,

          Шаманской пляской веселит.

                                        Андрей Тарханов.

Звучит пьеса В. Шесталова «Олененок» (пятиструнный  нарс-юк)

Учитель.  Есть такие вечные понятия: долг и память. Без памяти нет прошлого и нет настоящего. Долг и память – это основы нашей гражданской гордости и преданности родной земле. Долг и память - это основа гордости и преданности той малой частице нашей Родины, где человек родился, где прошло его счастливое босоногое детство, где его дом. У каждого из нас, и старого, и малого, в сознании и сердце живут воспоминания о родном любимом уголке, о родных незатейливых звуках, о щебетании птиц под окном, о тихом шалаше над рекой, о спелой морошки и   яркой россыпи брусники, о маленьком роднике в лесу. Маленьком, но таким сильным. Сильным, потому что дает жизнь. Родник – начало всей жизни, начало нашей жизни. Родник – это то, что никогда не иссякнет и будет жить вечно.  

Живи родник. Музыка Добрынина В, слова Дюкова В

        Ученик.

Мне бы снова в глухую тайгу.

По тропинкам шагать бы куда-то

Там деревья на каждом шагу,

Словно идолы светятся свято.

         Там услышу, как стелется мох,

             Как плывет тишина над душою.-

                Мне бы снова в тайгу,

               Где как бог, поднимается солнце

            Такое большое и такое родное.

Учитель. Образ Родины всегда конкретен. Он не может быть расплывчатым, общим. Любят родной край, где родился и вырос. У одного это неоглядные степные просторы, у другого - горы, рисующие ломаную линию на фоне неба. У одного - палящее солнце над головой, у другого - холодные вспышки северного сияния. У одного это тишина деревенского полдня, у другого - разноголосица городской улицы. У нас учатся дети из разных уголков нашего края. Учащиеся нашего класса готовили и защищали творческие проекты «Мой край». По итогам оформлена выставка газет, посвященных родному краю. И мы предлагаем вам послушать несколько рассказов учащихся о своем родном уголке.

Обзор выставки рисунков учащихся, выставки книг о городах и поселках округа, обращение к цитатам, пословицам. 

…Подобно тому как цветок вырастает из зерна, наша любовь к Родине имеет своим истоком тот «уголок земли», где мы родились и выросли (Н. Смирнов)

Где прошло детство, там и начинается Родина (Кузьма Чорный).                                                                                      

Найди, где твои корни, и не суетись насчет других миров (Торо Г).                                                                            

Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Где кто родится, там и пригодится.
Своя сторонушка и собаке мила. И собака свою сторону знает.
За морем теплее, а на родине светлее.
Человек без Родины, что земля без семени.
Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с родиной – всю жизнь.
На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.

Своя сторона не бывает холодна.
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
Где сосна взросла, там она и красна
На чужой сторонушке солнышко не греет.

Учитель.  Дом – это то, что не изменить. Дом – это то, что никогда тебе не изменит. Он всегда примет тебя и в горе, и в радости. Он всегда поможет, поддержит, обогреет – наш родительский дом. Там осталось наше сердце, наша душа.

Родительский дом. Л. Лещенко

Ученик.

Сердце, где родилось –

Там пусть и живет,

Где душа родилась –

Там пусть и плывет.

Птицы строят гнезда

Посреди ветвей,

Люди ищут счастье

На земле своей.

Ведь в своих озерах

Рабе плыть легко…

На родных просторах

Песня человека

Мчится высоко!

Родная земля.  Музыка Добрынина В., слова Дербенева Н.

Учитель.  За свою историю Древняя Югорская земля пережила и повидала многое. Но великая река Обь всегда с достоинством несла свои воды к океану, а на ее крутых берегах жили сильные духом и телом люди.


   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"

занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...

Кубанский край - казачий край.

Тема. Устный журнал «Кубанский край - казачий край»Цель .Дать представление о казачестве, познакомить с традициями казаков; прививать любовь к малой Родине и её прошлому, развивать интерес учащи...

Классный час "Край ты мой, родимый край!"

Воспитание любви к малой Родине....

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края

1.  Познакомить  учащихся  с  Красной  книгой  края  и  животными, которые  в  нее  внесены, рассмотреть  экологические  правила,...

урок по окружающему миру "Наш край. Водоемы нашего края"

Цели:формировать представления о родном крае, о водоемах родного края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;учить работать с картой Пензенской обла...