Особенности игровой деятельности в младшем школьном возрасте
методическая разработка (2 класс) на тему

Филиппова Татьяна Николаевна

Роль дидактической игры в обучении детей младшего школьного возраста. В статье дается общаяя характеристика игровой деятельности учеников начальной школы, ее роль и значение в психическом развитии ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности игровой деятельности в младшем школьном возрасте.

Воспитатель ГПД ГБОУ СОШ №138 Калининского района Филиппова Т.Н.

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным видом деятельности. В психологии под  ведущей  деятельностью понимается та, в процессе которой  происходят   качественные изменения в психике детей, происходит формирование свойств личности, характерные для данного конкретного возраста. Так, в младшем школьном возрасте  -  учеба, в подростковом  -  общение со сверстниками. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – средство познания ребенком действительности. Детский психолог Д . Б. Эльконин проанализировал структуру сюжетно-ролевой игры. Единица игры – роль, которую берет на себя ребенок. С ролью связаны игровые действия. Это действия со значениями, они носят изобразительный характер. Еще один компонент игры – правила. Благодаря им  у ребенка возникает новая форма удовольствия – радость. Ребенок должен действовать так , как требуют правила. Содержанием развитой формы ролевой  игры являются отношения между людьми. Результатом игры являются более глубокие представления о жизни и деятельности взрослых людей.

Игра – это сложное социально – психологическое явление. В игре ребенок учится управлять собой. В младшем школьном возрасте игровая деятельность не теряет своей роли, но меняется содержание и направленность игры. Большое место начинают занимать игры  с правилами и дидактические игры. Здесь ребенок начинает учиться подчинять свое поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, т.е  развиваются способности, которые важны для успешного обучения в школе. Школьники в игре стремятся брать на себя роли, которые привлекают их в реальной жизни:  роли, связанные  с проявлением мужества, смелости, героизма. В конфликтных ситуациях у детей появляется умение анализировать и оценивать свои поступки и возможности. У младших школьников продолжаются игры, связанные с жизнью семьи ( бытовые). В игру вводится импровизация. Также широко представлены индивидуальные игры, либо небольшими группами  - по 2-3 человека.

Распространены ритмические игры, игры в театр. Чем старше дети, тем все большее место занимает в игре соревнование. Оно развивает у детей умение действовать в коллективе, бороться за честь класса. В младшем школьном возрасте происходит также переход от игр в плане внешних действий – к играм в плане воображения, в уме. Дети могут совершать космические путешествия, не производя при этом внешних действий. Складывается уже игра воображения, т.е уже идеальная игра. Таким образом , можно сказать , что игра  в младшем школьном возрасте продолжает занимать большое место. Освоение учебной деятельности же идет достаточно медленно, и лишь к концу обучения в начальной  школе формируется в наиболее полном сложившемся виде. Игра и учеба – это две разные деятельности. Между ними существуют значительные качественные различия. Н.К. Крупская : « школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает роль игры. Переход  от игры к серьезным занятиям  слишком резок… Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и  выступают дидактические игры. Это своеобразная форма учебной деятельности – учение в дидактической игре. «Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда - не развлекающим ».  

Из сказанного  следует, что нельзя недооценивать значение игры для детей младшего школьного возраста. Задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к  учебной. Решающую роль в этом имеют дидактические игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности игровой деятельности в младшем школьном возрасте

  В младшем школьном возрасте игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и дидак...

Особенности психического развития детей младшего школьного возраста

  Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в начале обучения дети много работают с наглядными образцами, то...

Особенности мышления у детей младшего школьного возраста

Особенность здоровой психики ребенка – по­знавательная активность. Любознательность ребенка постоянно на­правлена на познание окружающего мира и построение своей карти­ны этого мира. Ребенок, играя, э...

Практическое занятие с родителями младших школьников "Особенности взаимоотношений с ребенком младшего школьного возраста"

На занятии рассматриваются  особенности взаимодействия родителей с младшими школьниками, трудности, с которыми сталкиваются родители в повседневной жизни и  способы выхода из этих ситуаций. ...

ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Отражена актуальность исследования особенностей мышления младших школьников с задержкой психического развития, приведены результаты диагностического исследования.Ключевые слова: мыслительная дея...