Трудности адаптационного периода
материал (4 класс) на тему

Тарасенко Татьяна Николаевна

 

Доклад на тему: «Трудности адаптационного периода» Первый раз в пятый класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_temu.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 ДОКЛАД НА ТЕМУ

«Трудности адаптационного периода»

Первый раз в пятый класс

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.

При переходе в 5 класс, ребенок сталкивается с новыми отношениями:

1.      от одного учителя – к нескольким;

2.      у новых учителей – новые (и пока неясные) требования;

3.      занятия проходят в разных кабинетах;

4.      был самым старшим в начальной школе – оказался самым младшим в средней;

5.      классы перемешаны, образовались новые коллективы.

Все эти обстоятельства сильно «нагружают» психику школьника. Поэтому в это время у детей может наблюдаться низкая самоорганизация, рассеянность и недисциплинированность, снижение интереса к учёбе и её результатам. Может снижаться самооценка, повышаться тревожность. Может снизиться работоспособность, также возможны психосоматические заболевания. Этот период называется периодом адаптации к средней школе.

Большое значение для успешного проживания периода адаптации к среднему звену имеет и сформированность некоторых особенностей познавательных процессов.

Так, к переходу в среднее звено ребенок должен уметь запоминать материал не механически, а с пониманием смысла, уметь аргументировать свой ответ на тот или иной вопрос, логически рассуждать. Очень важно научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ребенок запоминает материал с установкой, что этот материал понадобится в скором времени, то материал запоминается быстрее, помнится дольше, воспроизводится точнее. Немаловажно и наличие положительной учебной мотивации. Если младший школьник обычно может заставить себя сосредоточиться, упорно работать лишь при наличии желания получить пятерку, заслужить похвалу учителя, то в среднем звене школьник должен уметь заставить себя сосредоточиться на неинтересном, на трудной работе ради результата, который ожидается в будущем.

    Причинами возможных трудностей в учебе в 5 классе могут быть недостаточная произвольность поведения («невозможность заставить себя заниматься»), несформированность необходимых мыслительных операций, эмоциональное отношение школьника к предмету без оценки реальной успешности, формализм в усвоении знаний. Итак, основные требования к будущему пятикласснику:

1.      умение учиться, организовать себя;

2.      адекватная самооценка;

3.      развитие учебной мотивации, интересов;

4.      навыки сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;

5.      умение добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам;

6.      необходимый уровень развития познавательных процессов.

      Адаптация – процесс приспособления, привыкания организма к новым условиям, связанный со значительным напряжением всех его систем.

          Необходимость адаптации обычно возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. А ситуация новизны всегда тревожна. Неблагополучие адаптации ребенка к школе проявляется, прежде всего, в высокой тревожности.

            Школьная тревожность является одной из типичных проблем, с которыми сталкивается школьник.  Школьник переживает эмоциональный дискомфорт, находится в состоянии внутренней напряженности и настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений.

Можно выделить несколько этапов адаптации школьника:

-когда ребенок впервые приходит в школу в 1 класс;

-при переходе из начального звена в среднее;

-при переходе из среднего звена в старшее звено обучения;

-при переходе в другую школу.

          В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения.

Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково.

          Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе":

1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.

 2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.

 3. Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

           Переход из начальной школы в среднее звено считается одной из наиболее сложных проблем, а адаптация в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Стоит учесть, что незнакомых преподавателей не один, а несколько. Урок и взаимодействие с ними – это ощутимые различия в темпе речи, характере объяснения, системе требований. И если у ребенка пять или шесть уроков в день, то столько же раз ему придется приспосабливаться к педагогу. Это очень сложная задача. Порой на то, чтобы справиться с нею, может уйти весь год. Кроме того, сильно меняется подача материала. Он становится более объемным и требует других усилий для усвоения. Если в начальной школе могла выручить память – зазубрил и можешь быть спокойным, то в средней на этом уже не выедешь. И если ребенок был не приучен работать с текстом – выделять главное, размышлять, то все его проблемы только усугубятся, и пройдет немало времени, пока он всему этому научится (это при самом благоприятном раскладе). Но даже если он все это умел, то все равно поначалу, оказавшись в новых условиях, может осторожничать и не сразу проявит себя. Ну и, конечно, с первых же дней ребенок испытывает очень большую нагрузку. С годами объем и интенсивность учебных заданий и темп работы на уроках только растут. Специалисты отмечают, что у школьника любого возраста сегодня нет возможности остановиться, оглянуться, расслабиться, поразмышлять – что же с ним происходит.

          Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

         Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Границы подросткового периода совпадают с обучением в V—IX классах школы.

         Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители. Изменить "природу" мы не можем, но создать условия для бесконфликтного перехода от детства к взрослости, приложив к тому максимум усилий, можем.

                Этот сложный для ребенка этап  можно смягчить. Конечно, совсем избавиться от проблем адаптации не удастся, слишком много причин эту адаптацию сопровождают. Психологи считают, что при благоприятном раскладе на привыкание к новым условиям уйдет примерно полгода. Но это при условии, если ребенок будет делать это не в одиночку. Как мы можем ему помочь?

              Психологическая поддержка учащихся – один из важнейших факторов, способных сделать естественный процесс адаптации более интенсивным и успешным. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным поступкам.

      Психологическая поддержка – это процесс:

·         в котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;

·         который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

·         который помогает ребенку избежать ошибок;

·         который поддерживает ребенка при неудачах.

        Поддерживать ребенка – значит верить в него. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

Взрослый, стремящийся поддержать ребенка, рассматривает не только события (поступок) в целом, но и старается выделить отдельные, позитивные для ребенка стороны.

Для того чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:

    забыть о прошлых неудачах ребенка;

·         помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

·         позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха;

·         помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1.      Опираться на сильные стороны ребенка.

2.      Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3.      Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

4.      Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

5.      Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6.      Проводить больше времени с ребенком.

7.      Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

8.      Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

9.      Уметь взаимодействовать с ребенком.

10.  Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

11.  Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12.   Принимать индивидуальность ребенка.

13.  Проявлять веру в ребенка,

14.  Демонстрировать оптимизм.

 Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Например, слова поддержки:

·         Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

·         Ты делаешь это очень хорошо.

·         У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

·         Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Слова разочарования:

·         Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

·         Ты мог бы сделать это намного лучше.

·         Эта идея никогда не сможет быть реализована.

·         Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления" родительское собрание

Психолого-педагогическая служба. Родительское собрание для родителей 4-классников по теме "Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления".Цель проведения: формирование у родителей ...

Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления.

План родительского собрания в конце 4 класса и презентация к нему. Рекомендации родителям....

Родительское собрание "Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления".

Цель: формирование у родителей представлений о причинах трудностей адаптационного периода.Задачи - проанализировать ожидания детей от перехода в среднее звено; наметить пути взаимодействия педаг...

Родительское собрание на тему: «Трудности адаптационного периода в пятом классе и пути их преодоления»

В данном материале представлены трудности перехода учащихся в 5 класс и пути их преодоления....

Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути его преодоления.

Презентация для родительского собрания в конце 4 класса обучения в начальной школе....

Трудности адаптационного периода (moduse)

Собрание родительское на тему: "Трудности адптационного периода"...