ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Назирова Фирдиля Султановна

Занятия внеурочной деятельности по курсу «Тропинки здоровья» предназначены для учащихся 1 классов. Проводятся в форме игры - путешествия. Учащиеся «путешествуют» по тропинкам здоровья Солнечной страны. Останавливаясь по пути, дети получают знания о здоровье, разучивают различные способы его сохранения и укрепления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_vneurochnoy_deyatelnosti.docx45.25 КБ
Файл more_chuvstv.pptx1.56 МБ

Предварительный просмотр:

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                                                           Учитель 1 квалификационной категории

МБОУ « Гимназия № 90» Советского района

                                                                           города Казани Республики Татарстан

                                                                          Назирова Фирдиля Султановна

                                                                                                                       

                                                                                           

                                                               

                                                               Введение

Занятия внеурочной деятельности по курсу «Тропинки здоровья» предназначены для учащихся 1 классов. Проводятся в форме игры - путешествия. Учащиеся «путешествуют» по тропинкам здоровья Солнечной страны. Останавливаясь по пути, дети получают знания о здоровье, разучивают различные способы его сохранения и укрепления.

Занятия имеют определенную структуру.

 Вводная часть  содержит игры-разминки, позволяющие снять напряжение, переключиться с одной темы на другую, восстановить хорошее рабочее состояние.

Основная часть  включает в себя познавательный материал о здоровье и здоровом образе жизни, комплекс физических упражнений, дыхательную, пальчиковую и зрительную гимнастику, психологические и двигательные игры.

Игра имеет большое значение для развития личности ребенка. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма. Игры создают положительный эмоциональный фон. В игре не только проявляются индивидуальные способности, но формируются определенные свойства личности. Через игру ребенок познает окружающий мир, учится общаться со сверстниками и взрослыми, приобретает необходимые умения и навыки. Умело построенная игровая деятельность учит радоваться и сердиться, адекватно реагировать на настроение окружающих

Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

  • чтение стихов, сказок, рассказов;
  • постановка драматических сценок, спектаклей;
  • прослушивание песен и стихов;
  • разучивание и исполнение песен;
  • организация подвижных игр;
  • проведение опытов;
  • выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;

        

В конце каждого занятия проводится рефлексия. Дети оценивают свое самочувствие с помощью значков - очень хорошее, хорошее, не очень хорошее.

Организация учебных занятий предполагает, что любое  занятие  для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

Тема данного занятия называется « Море чувств».  Чувства бывают разные и все они очень важные. Почему? Потому что именно благодаря ЧУВСТВАМ человек может научиться понимать и принимать свои настоящие желания, цели, мечты  и впоследствии действовать наиболее верно для достижения своих ЦЕЛЕЙ.

Человек должен научиться ПОНИМАТЬ и ПРИНИМАТЬ свои чувства. Чаще неосознанно, а порой осознанно мы пытаемся лишить себя чувствительности, потому как многие из наших чувств могут быть нам неприятны, а порой просто невыносимы.

В течение жизни человек утрачивает свою врожденную способность ЗАМЕЧАТЬ СЕБЯ и СВОИ ЖЕЛАНИЯ. А начинается все с детства, когда ребенок, находясь в сложных для него переживаниях, сталкивается с тем, что переживания его не значимы для значимых других. И тогда ребенок, не получая опыта в ПРОЖИВАНИИ чувств, считая их неважными или(и) неприемлемыми, научается их игнорировать, избегать различными способами, и впоследствии эти способы избегания становятся автоматическими.

Таким образом, избегая переживаний, пряча их от самих себя, считая их неважными, мы себя теряем, перестаем понимать, чего хотим, к чему стремимся. Ставим цели, основываясь на ложных представлениях о себе и не получаем удовольствия ни от процесса их достижения, ни от результата, каким бы успешным он ни был.

                                    Конспект  занятия внеурочной деятельности

 курса « Тропинка здоровья» спортивно – оздоровительного направления

                                                                       в 1 классе

                                                                         Тема: Море чувств

Цели:

1. Научить детей входить в контакт с собственными чувствами и распознавать их.

3.Обогащение  яркости и разнообразия  чувств ребенка,  сделать его более интересным для окружающих, так и для себя.

Педагогические задачи:

1. Создать условия для знакомства с разными видами чувств, обучение свободному выражению чувств, для формирования  здорового стиля  жизни младшего школьника на основе повышения уровня знаний о здоровье .

 2.Способствовать  раскрытию творческого потенциала, детской талантливости, развитию коммуникативных качеств, стимулированию выражения различных эмоциональных состояний.

Планируемые результаты образования:

предметные: научатся различать особенности здорового стиля  жизни, приводить примеры разных видов чувств, классифицировать их и дать определение.

метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные:

  • иметь представление о здоровье, здоровом образе жизни;

уметь заботиться о своем здоровье.

регулятивные:

•        определять и формулировать цель деятельности на занятии;

  • высказывать свое мнение;

давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.

коммуникативные:

 •        умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе и  в ситуации столкновения интересов;

  • умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
  • умение задавать вопросы;
  •  умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

личностные:

               самоорганизация и саморазвитие;

  • познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитое критическое и творческое мышление;

         осознание необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья.

Основные виды деятельности учащихся:

  •  дискуссионное общение;
  • беседа;
  • психологические, двигательные, музыкальные игры;
  • исполнение песен.

        

Средства обучения: слайды презентации, аудиозаписи песен, загадки.

Список литературы:

1.Тропинки здоровья. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Методическое пособие для учителей.- Казань: КПК, 2010.

2. Игровые технологии как условие формирования личности ребенка: Методическое пособие. Издание второе, стереотипное /Сост. Л. Ф. Блинова.- Казань: ЗАО «Новое знание», 2003.

3. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Вып.2: классные часы, тематические мероприятия, игры/авт.-сост. М.А. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2009.

4.Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы.  - М.:ВАКО, 2007.

5.Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. – М.: Просвещение, 1983.

                                                Содержание занятия

I. Вводная часть.

 Введение в тему занятия.

1. Приветствие.

2. Игра « Доброе утро!»

III. Основная часть.

Актуализация и открытие новых знаний

1. Отгадывание загадок.

2. Беседа:  «Какого человека можно назвать здоровым?»

3. Игра: « Закончи предложение».

Включение в систему знаний и закрепление.

1.  Беседа  «Чувства разные важны, чувства разные нужны».

2.Игра « Море волнуется раз…»(физкультминутка)

3.Песня «Неразлучные друзья».

4. Игра «Здравствуй, друг!»

5.Игра «Волшебный микрофон».

6.Музыкальная игра  «Если любишь веселиться».

III. Рефлексия: дети дают оценку своему состоянию самочувствия.

                                                                        Ход занятия

I. Вводная часть. Введение в тему занятия.

1. Приветствие. Дети встают в круг. Играет веселая музыка.  На экране картина с изображением Солнца. (Слайд 2).Дети читают стихотворение – приветствие.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

«Доброе утро!» - солнцу и птицам,

«Доброе утро!»- улыбчивым лицам!

2. Игра: «Доброе утро!»  ( На экране картина с пожеланием доброго утра и хорошего настроения).  Слайд 3.

(Учитель здоровается, дети поочередно отвечают движениями)

Учитель: Доброе утро! Подарите свою улыбку в знак того,  вы рады всех видеть.

- Доброе утро всем девочкам! - Доброе утро всем мальчикам!

-Доброе утро всем гостям! - Доброе утро всем тем, кто любит конфеты!

-Доброе утро всем тем, кто вовремя ложится спать!

-Доброе утро всем тем, кто почистил сегодня зубы!

-Доброе утро всем тем, кто каждый день ест кашу!

-Доброе утро всем тем, кто дружит с физкультурой и спортом!

- Молодцы! Какие мы разные! А чем мы похожи? (Ответы детей).

II.Основная часть

Актуализация и открытие новых знаний

1.Отгадывание загадок:

  1. Всю жизнь ходят вдогонку, а обогнать друг друга не могут (ноги).
  2. Два брата друг друга не видят, но всё слышат (уши).
  3. На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца открываются (глаза).
  4. Не  часы, а тикают (сердце)
  5. Между двух светил в середине я один (нос).
  6. На плечах ума палата, отгадайте-ка, ребята (голова).
  7. Два Фомы с одной и другой стороны и шьют, и вяжут, и косят, и просят (руки).

2. Беседа:  «Какого человека можно назвать здоровым?»

Учитель: - Действительно, ребята, у здорового человека ничего не болит. Поэтому он часто улыбается, дарит окружающим частичку своей удачи. Здоровому человеку по плечу любая работа, поэтому он счастлив сам и может делать счастливыми своих друзей

- От чего зависит наше здоровье?  Слайд 4. ( Ответы детей)

 Учитель: -  И так,  вы дружите с физкультурой и спортом? Правда ли это? Слайд 5. 

Учитель: - Почему дружите с физкультурой и спортом? – (Только движение делает нас сильными, ловкими, крепкими.)

(Собираем  поочередно лепестки «Цветка – здоровья». Первый лепесток- физкультура и спорт, второй- режим дня, третий- чистота, четвертый - правильное питание, пятый – хорошее настроение).

Учитель: - Кто назовет 2-го друга здоровья? (Режим дня). Слайд 6.

Учитель:  – Почему режим дня является другом здоровья? – (Если мы всегда в одно и то же время просыпаемся утром, занимаемся в школе, обедаем, ходим на прогулку, ложимся спать, то у нашего организма вырабатывается определенный биологический ритм, который помогает сохранять наш организм.)

Учитель - Третий друг – это …? (Чистота ) Слайд 7.

 Учитель: –Почему вы так считаете?- (Чтобы быть здоровым, нужно следить за чистотой, умываться, и мыть руки с мылом, чистить зубы, убирать свою комнату, мыть посуду.)

 Недаром говорят: «Чистота – залог здоровья».

Учитель: - Назовите четвертого друга здоровья. - ( Правильное питание). Слайд 8.

Учитель: - Что значит правильно питаться? -  (Ответы детей)

 Учитель: - Значит,  выполнить 2 условия: умеренность и разнообразие. Умеренность- это не переедать. Разнообразие- это значит употреблять в пищу разные продукты. Одни продукты нам дают энергию , чтобы двигаться, думать. Другие – помогают организму расти. В третьих содержатся витамины, защищающие нас от болезней.

Учитель: - Пятый друг- это…  (настроение). Слайд 9.

Учитель: - Какие настроения бывают, и как  влияет нашему здоровью настроение, узнаем сегодня.

-И так, получился у нас цветок, Цветок здоровья. (Слайд 10). Этот цветок мы передадим из рук в руки, чтобы быть все были здоровыми. Передавая, вы расскажите нам о том, от чего зависит ваше настроение.

3. Игра: « Закончи предложение». ( Дети передают «Цветок здоровья» из рук в руки).

- У меня хорошее настроение, когда …

Учитель: - А теперь ответьте на такой вопрос:

- Когда хорошее настроение, что вы делаете? (Я прыгаю, я смеюсь, я танцую, я пою и т.д.)

Учитель:- Давайте тогда  споем все вместе! ( Дети встают в круг и поют песню «Барбарики»). Приложение 2.

Включение в систему знаний и закрепление.

1.  Беседа  «Чувства разные важны, чувства разные нужны».

Учитель (после песни): Скажите, ребята, какое у вас настроение сейчас? Значит,  мы какие? (радостные).

Учитель: - Что такое радость? – (Слушаем ответы детей, они дают определение шести чувствам и выбирают подходящие смайлики). Слайд 11.

Радость – это, когда нас любят. Мы ощущаем себя счастливыми. (На доске смайлики, выбирают смайлик  с радостным  лицом)

Учитель: - Всегда человек бывает радостный?- (Бывает он и грустный).

 Грусть – это, когда ты один,… (Находим грустное лицо).

Учитель: - Что такое страх?

 Страх, это когда ты опасаешься  чего- то. (Находим подходящий смайлик).

- Гнев, значит, кто-то , что-то тебе мешает, портит жизнь. (Находим подходящий смайлик).

- Обида. Значит, кто-то тебя обозвал, отобрал игрушку и т.д. (Находим подходящий смайлик).

-Стыд. Когда ты сам кого-то обидел. (Находим подходящий смайлик).

Учитель: -Теперь сами попробуйте изобразить мимикой такие же лица.

2.Игра « Море волнуется раз…». Слайд 12 ( физкультминутка)

( Слышится шум моря, показывается картина взволнованного  моря)

 Дети начинает игру: «Море волнуется  -раз, море волнуется -два, море волнуется -три - (учитель продолжает):  фигура радости (страха, стыда, и т. д.)  - замри»

 Радость, грусть, страх, гнев, обида, стыд. Как можно их назвать  одним словом? (Чувства).

Учитель: - Какие чувства важны?

 -  Одни нам доставляют удовольствие: радость. Как скучно жили бы если мы никого не любили, не чувствовали себя счастливыми.

- Другие чувства предупреждают нас о том, что-то не так: гнев, злость - что-то портит жизнь, страх - нужна тебе помощь.

Учитель: - Оказывается, эти чувства - наши друзья. Если мы будем обращать внимание на них, то сможем лучше позаботиться о себе.

Есть чувства, которые помогают понять, чего нам не хватает. Например, если нам грустно, может быть нам нужен друг, с которым можно поиграть, посекретничать.

Учитель: - А у вас есть друзья? Кто был самым близким другом раньше? (Мама, папа …)

Учитель: - А в школе вы приобрели уже друзей? Давайте споем  песню о неразлучных друзьях.

3.Песня «Неразлучные друзья». Дети встают в круг и поют  песню. Приложение 3.

4. Игра «Здравствуй, друг!» (Дети делятся на 2 круга: внутренний и внешний. Круги двигаются под музыку по часовой стрелке и против часовой стрелки. После остановки музыки дети поворачиваются друг к другу, образуя пары)

-Здравствуй, друг (пожимают друг другу руки).

  -Как ты тут? (хлопают в ладоши).

  -Я скучал (кладут руку на сердце).

 -Ты пришел (похлопывают друг друга по плечу). Хорошо! (обнимаются)

Затем внутренний круг сдвигается на одного человека вправо, и игра продолжается.

 5.Игра «Волшебный микрофон». 

Учитель: - А теперь, ребята, глядя друг на друга, пожелайте соседу что-то хорошее и передайте «волшебный микрофон» из рук в руки. Принимающий должен говорить «Спасибо, мне очень приятно или хорошо».

Учитель: - Забота о своем настроении также важна, как и забота о своем теле. Хорошему настроению способствуют: дружелюбие, улыбка , красивая одежда, музыка, цветы и т.д. Прочитайте и постарайтесь запомнить следующие выражения:

 «Смех – это солнце», «Потерянным считается тот день, на протяжении которого вы ни разу не улыбнулись», «Улыбка дарит здоровье». Слайд 13.

Учитель: - Пусть всегда у вас будет радостное настроение, будьте здоровые, счастливые!

-Молодцы! Всем приятно? Всем понравилось? Все любите веселиться?

6.Музыкальная игра  «Если любишь веселиться». Слайд 14.

(Дети встают  в круг  и поют песню)

Если любишь веселиться

Делай так (хлопать в ладоши)

Если любишь улыбаться,

Значит, будем все смеяться,

И при этом громко крикнем

« Хорошо!»

Если нравится тебе,

То делай так (топают ногами)

Если любишь улыбаться,

Значит, будем все смеяться,

И при этом громко крикнем

« Хорошо!»

 Если любишь  ты дразниться,

Делай так (ладошки веером приставлены к носу)

Если любишь улыбаться,

Значит, будем все смеяться,

И при этом громко крикнем

« Хорошо!»

Если любишь пошутить,

То делай так (хлопать руками, топать ногами, дразнить друг друга)

III. Рефлексия. (Дети дают оценку своему самочувствию)

Сегодня

           узнал…

Я        постараюсь запомнить…

             расскажу…(кому?)                   о…(чем?)

-Ребята, скажите, действительно вам хорошо?

- Кому хорошо, тот и выбирает смайлики с радостным лицом, кому грустно - выбирает смайлик с грустным лицом. Слайд 15.

-Пусть у вас будет хорошее настроение! Слайд 16.

                                             ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Презентация к занятию по теме « Море чувств»

Приложение 2. Текст песни «Барбарики»

 (Музыка и слова Группы Барбарики)

                                                       
1.Что такое доброта?
Что это такое доброта?
И увидеть нельзя, и нельзя потрогать.
Доброта – это когда,
Доброта – это тогда, когда
все друг - другу друзья,
И летать все могут!

Припев:
Девочки и мальчики,
Сладкие, как карамельки,
А на них большие башмаки,
Это Бар-бар-бар-барики.
Лёгкие, как мотыльки,
А в глазах горят фонарики,
А на них большие башмаки,
Это – Барбарики.


2.Встал вам на ногу слон –
Значит, хочет подружиться он.
Хочет научить вас
шевелить ушами.
На нос села оса –
Значит, хочет познакомиться,
И пощекотать, а
вовсе не ужалить!

Припев. 

3.К нам на праздник доброты
приходи и ты, и ты, и ты.
Кто умеет летать, и кто не умеет.
А летать просто так –
Надо улыбнуться просто так.
Чтобы звёзды достать,
Надо стать добрее.

Припев.

Приложение 3. Текст песни « Неразлучные друзья»

(Музыка и слова Группы Непоседы)

1.Ехать замечательно на плечах на папиных,
Доставать макушкою до сигнала "Стоп".
Папы даже важные - все одноэтажные,
А вот так, с добавкою, папа-небоскреб.

Припев:
Неразлучные друзья, неразлучные друзья
есть на белом свете.
Неразлучные друзья, неразлучные друзья -
Взрослые и дети!

2.До чего же вкусная, булка калорийная,
Постовой не сердится, транспорт - подождет:
Вот идёт по улице мама двухсерийная,
И вторую серию за руку ведет!


3.Дети могут по морю плавать капитанами,
Докторскими каплями насморки лечить,

Управлять послушными башенными кранами,
Этому лишь только их надо научить!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Море чувств Занятие внеурочной деятельности по курсу «Тропинки здоровья» в 1 классе Назирова Ф.С., учитель 1 квалификационной категории начальных классов МБОУ «Гимназия № 90»

Слайд 2

Доброе утро Солнцу и птицам…

Слайд 3

Доброе утро всем!

Слайд 4

От чего зависит наше здоровье?

Слайд 5

Физкультура и спорт

Слайд 6

Режим дня

Слайд 7

Чистота

Слайд 8

Правильное питание

Слайд 9

Хорошее настроение

Слайд 10

Цветок здоровья

Слайд 11

Какие чувства важные ?

Слайд 12

«Море волнуется раз …»

Слайд 13

. «Смех - это солнце», «Улыбка дарит здоровье».

Слайд 14

«Если хочешь веселиться…»

Слайд 15

« Всем нам очень весело!»

Слайд 16

Пусть всегда у вас будет радостное настроение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности начальной ступени образования (2 класс) научно-познавательного направления 2012 г

Значение средств связи в истории человеческой цивилизации. Календарные обычаи и обряды, сохранившиеся  у некоторых народов  с древнейших времён....

Организация проектной деятельности во внеурочной работе начального образования»

Статья о результате моей деятельности во внеурочной работе. Кружок "Сделай сам"...

Программа внеурочной деятельности начального общего образования

Программа составлена на основе нормативных документов: -Закон Российской Федерации « Об образовании». -Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. -Концепция...

Модель организации внеурочной деятельности начального общего образования

            Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать поз...

Примерные программы внеурочной деятельности Начальное и основное образование

Примерные программы внеурочной деятельности Начальное и основное образование, под редакцией В.А.Горского...

Программа внеурочной деятельности начального общего образования на 2018 -2019 учебный год

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС НОО) основная образовательная программа (далее - ООП НОО) реализуется образовательны...

Рабочая программа внеурочной деятельности начального общего образования для 2 класса по социально-педагогическому направлению «Мы вместе» (семейный клуб)

Рабочая программа внеурочной деятельностиначального общего образования для 2 классапо социально-педагогическому направлению «Мы вместе» (семейный клуб)...