статья «Использование социообразовательной среды в патриотическом воспитании школьников (на примере проектной деятельности)
материал по теме

Алимова Елена Николаевна

В статье говорится о том, как в нашем ОУ через метод проектирования реализуется патриотическое воспитание школьников и какое место имеют проекты учащихся в годовом общешкольном проекте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mezhrayonnom_seminare.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

«Использование социообразовательной среды

в патриотическом воспитании школьников (на примере проектной деятельности)

 Мы живём в современном обществе и всем нам известно, что с его развитием происходят изменения в сфере образования. В 2010 году в силу вступили ФГОС второго поколения. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью образования является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребёнка и происходящие с ней в процессе образования изменения.

Предлагаю обратиться к «портрету» выпускника начальной школы, который определён в стандартах второго поколения.

Портрет ученика начальной школы

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;

Отсюда следует, что наша с вами педагогическая задача - воспитание успешного, социальноориентированного гражданина, обладающего высокой нравственной культурой.

Для решения этой задачи в школе должна быть создана особая воспитательная среда.
В качестве идеологической основы этой воспитательной среды мы выбрали патриотическое воспитание школьников.

В нашей школе патриотическое воспитание реализуется в разнообразных направлениях и формах: (слайд презентации, пояснить по слайду работу в направлениях – книга памяти, сотрудничество с ОДП, конкурс чтецов и т.д.)

Реализация патриотического направления через проектную деятельность введена в нашей школе не так давно (слайд – проектная деятельность)

Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. В проектную деятельность включены разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

  • Направлены на достижение конкретных целей;
  • Включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
  • Имеют ограниченную протяженность во времени с определенным началом и концом;
  • В определенной степени неповторимы и уникальны.

Работа над проектом может быть индивидуальной, парной, групповой, но здесь важно отметить, что проектная деятельность всегда ориентирована на достижение личностных результатов. 

Необходимо сделать акцент на роли педагога в организации проектной деятельности. Реализация проектной деятельности на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний и социального опыта он превращается в организатора. Но я не буду сейчас останавливаться на этом, так как более детально о роли классного руководителя в организации проектной деятельности вам расскажут Галина Ивановна и Елена Владимировна.

Мне бы хотелось рассказать вам о системе воспитательной работы в логике общешкольного долгосрочного проекта, в рамках которого занимают определённое место проекты учащихся.

Проанализировав свою деятельность, мы пришли к выводу, что следует создать такую систему работы, логика которой будет понятна не только педагогам, но и детям. И это самое главное, так как это дает чувство психологического комфорта, раскрывает творческий потенциал и формирует положительные личностные качества.

На протяжении последних нескольких лет в нашей школе сложилась традиция – в течение учебного года в рамках урочной и внеурочной деятельности мы работаем в логике определённой темы, в соответствии с которой выстраиваем систему мероприятий на год. В конце учебного года творческая группа педагогов разрабатывает годовой общешкольный проект, который является коллективным, долгосрочным (годовой с сентября по май), имеющим метапредметные связи. Такой проект предполагает объединение учащихся школы, классных руководителей, учителей-предметников и родителей.

В 2011-2012 учебном году для формирования устойчивой структуры педагогического взаимодействия между учащимися, родителями и педагогами был создан годовой педагогический проект «Балы и светский этикет», включающий в себя следующие блоки (сопровождается слайдами презентации):

  • Мастер классы: изучение движений танцев «Мазурка», «Гавот», «Менуэт»; создание костюма и аксессуаров для бала.
  • Детские проекты «Атрибуты (маски, веер, перчатки) для бала», «Бальный этикет», «Бальный костюм», «Танцы на балу»
  • Блок «Ателье-кутюрье» (создание костюмов для бала)
  • Оформление школьного пространства
  • Педагогический проект-театральная постановка «Петровская ассамблея»
  • «Новогодний бал» (совместный проект педагогов и учащихся)
  • Выпускной бал

Педагогический проект-театральная постановка «Петровская Ассамблея» способствует становлению у учащихся гуманистических нравственных ориентиров, создаёт ситуацию успеха и личностного роста

В 2012-2013 учебном году был разработан педагогический проект «Народные традиции и народные праздники на Руси».

Основная цель проекта: воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа (то чувство принадлежности, когда ребёнок чувствует себя частичкой, носителем духовных богатств и традиций);

Наша педагогическая задача заключается в том, чтобы создать такие условия, в которых каждый ребёнок имеет возможность раскрыть свой творческий потенциал, свои способности и реализовать свои мечты и устремления; чтобы дети почувствовали, что они сами являются носителями народных традиций.

Изучение традиций русской народной культуры в нашей школе было реализовано в разнообразных направлениях и формах: (схема есть у вас в раздаточном материале) 

И результаты реализации проекта есть у вас в раздаточном материале (план работы в картинках)

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, ребёнок принял участие в конкурсе авторских стихов и стал победителем. Это – результат. А вот эффект – это последствие результата. Например, в процессе деятельности ребёнок приобрёл знания, пережил определённые чувства, взаимодействовал с другими субъектами, совершал определённые действия – всё это способствовало формированию его компетентности, идентичности, а также развитию учащегося как личности. Иными словами, развитие личности ребёнка - это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (в том числе и сам ребёнок) достигли своих результатов.

Оба проекта направлены на формирование и воспитание у учащихся нравственных, эстетических и патриотических чувств: любовь к Родине, гордость за великие достижения Отечества, уважительного отношения к историко-культурным традициям своего и других народов.

Основой своих педагогических действий коллектив школы считает обязательным создание таких условий. А самое главное, что ребёнок погружён в ту деятельность, благодаря чему появляется навык коммуникативного общения, умение принимать решение и брать на себя ответственность за общее дело…и т.д.

В этом учебном году школа реализует проект «Уроки любви, добра и красоты», который является по сути своей продолжением прошлогоднего проекта. Мы считаем, что именно любовь, добро и красота, главные духовные ценности, которые создают на земле гармонию и счастье. Любовь порождает любовь, добро – доброту, красота – красоту.  (слайд на экране с целями)

Сегодня мы хотели бы представить вам самых маленьких победителей конкурса авторских стихов «Мой Красивый, Добрый Дом» в рамках реализации проекта.

Говоря о результатах реализации проекта, следует сказать о том, что по мере реализации общешкольного годового проекта мы выходим на все три уровня результатов, которых требует от нас ФГОС. Возьмём, к примеру, тех ребят, которых мы сейчас увидели. Они – победители школьного конкурса авторских стихов. Стихи ребят были включены в концерт ко Дню пожилого человека.  А затем, работы ребят были помещены на сайте Алые паруса. Каждый ребёнок получил сертификат участника, который мы торжественно вручили на линейке, посвящённой окончанию четверти, на которой присутствовала вся школа. Таким образом мы выходим на все три уровня результатов.

На следующий учебный год мы запланировали реализацию проекта «Память поколений», посвящённый подвигу российского народа в ВОВ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание школьников через организацию проектной деятельности

Вэтой работе рассказано о проектной деятельности в начальых классах и в ГПД. Все воспитанники и учащиеся начальной школы участвовали в утреннике, посвящённом Дню птиц. До праздника воспитанники ...

Проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов»

Ценность работы заключается в том, что в рамках проекта разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, св...

Использование здоровьесберегающей среды в патриотическом воспитании детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА).

Как воспитатель, в своей работе считаю важным делать акцент на воспитание в детях чувства патриотизма, положительного отношения к своей стране, истории, Родине....

Статья "Использование ИКТ в процессе патриотического воспитания учащихся оборонно-спортивного профиля сельской школы".

Статья "Использование ИКТ в процессе патриотического воспитания учащихся оборонно-спортивного профиля сельской школы"....

Статья "ВОЗМОЖНОСТИ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ", 2016,сборник статей ОмГПУ

В статье рассматриваются возможности применения новой формы обучения: квест - технологии в патриотическом воспитании младших школьников на уроках музыки....