внеклассное мероприятие по русскому языку
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Андрева Татьяна Петровна

Внеклассное занятие по русскому языку " Путешествие в Царство Грамматики" для учащихся 3-4 классов. В игровой форме дети повторяют правила правописания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Внеклассное занятие по  русскому языку

             в 4 классе.

      Учитель Андреева Татьяна Петровна

     МОУ "Никифоровская СОШ №1 Тамбовская область,          

      Никифоровский район.

Путешествие в «Царство Грамматики»

Цели: воспитывать потребность в изучении русского языка, расширять кругозор детей

                      Ход занятия

I.Вступительное слово

Сегодня мы с вами отправимся  в увлекательное путешествие в Царство Грамматики. Грамматика - грамота-это умение читать и писать. Всему этому мы учимся на уроках русского языка и чтения.

Но путь в царство будет трудным.  Нам  предстоит преодолеть много препятствий, чтобы добраться до Царицы Грамматики.

Путешествие далёкое и опасное.

Поэтому  с собой берём   самых   смелых, дружных, сообразительных. Но прежде чем отправиться в путь, мы должны заслужить право  называться   юнгами  т. е младшими матросами. Для этого необходимо выполнить задания.

  • Отгадать загадки.

 Великан стоит в порту

Освещая темноту.

И сигналит кораблям

Заходите в гости к нам. (Маяк)

  • Паровоз без колёс

             Вот так чудо паровоз

           Не с ума ли он сошёл.

            Прямо по морю пошёл. (Пароход)

  •  Если он на дне лежит

 Судно  вдаль не побежит (якорь).

Ведущий: Ну что же, корабль готов к отправлению. Да вот беда! Многие из вас никогда не были на  корабле  и не  знают морских слов.

(Чтение с доски слов)

Камбуз – корабельная кухня

Кок- повар на судне

Капитан-командир судна

Кубрик – жилое помещение для матросов

Штурман- специалист по вождению судов

Якорь - металлический стержень для опускания на дно.  

У нас на корабле 3 команды юнгов.В каждой команде будет свой командир.

Ну, а теперь всё готово.      Слушай команду. Полный вперёд.

Штурман »Есть полный вперёд!» Поднять якоря! Группы по кубрикам.

       Плыви, плыви, кораблик  

            На запад и восток

           А парус- лепесток.

      Чтобы нам было интереснее плыть,

Давайте  поиграем. Отправим всем ребятам телеграмму с борта судна     

ИГРА» ТЕЛЕФОНИСТЫ» Боцман получает текст телеграммы, читает и отдаёт командиру. Сам шёпотом передаёт текст рядом сидящему члену команды.

 Последний говорит громко.

1 команде. Кто много читает, тот много знает.

2 команде. Книга- ступенька к знаниям.

3 команде. Чтение- лучшее учение.

-Внимание, внимание!  Впереди по курсу земля.

Мы подплываем к острову. Путь преграждает морской царь Нептун.

Причалим к острову. Корабль дальше плыть не может, пока  мы не выполним задания.

  • Отгадать ребусы. Какие слова зашифрованы?    
  • Найти лишнее слово

 Жёлтый, желток, железо

Носильщик, нос, носатый

Часовщик, час, часть

3.К какой части речи относятся выделенные слова.

На то и печь, чтоб в ней хлеб печь.

Снежное покрывало всю землю покрывало.

Стою на нашем берегу,

Покой границы берегу.

 4.Продолжи стихотворение. Правильно поставь ударение. Определи род.

Кран открой - пойдёт вода

Как она пришла сюда?

В дом, сад, огород

Провели  ( водопровод)

Хоть я сахарной зовусь

Но от дождя я не размокла.

Крупна,  кругла, сладка на вкус

Узнали вы? Я (свёкла)

Цапля важная, носатая.

Целый день стоит, как (статуя ).

В спорте я не выступаю  

Но в воде мне  равных  нет

Потому что я ныряю

В глубину на километр.

  Кургузая злая гиена,

Акула и волк  живодёр

Тайком заключили

Военно-торговый морской (договор.)

  Был бы друг, будет и (досуг)

 И так, все задания выполнены, можем плыть дальше.  

Мы много сейчас говорили о словах, и пока мы будем плыть дальше, ребята прочитают стихи о словах.

.    1.Есть слова словно раны,

       Есть слова - словно суд.

       С ними в плен не сдаются

              И в плен не берут.

              Словом можно убить,

            Словом можно спасти.

           Словом можно полки

             За собой повести.

   

Словом можно предать, и продать и купить.

Словом можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть,

Слава, Родина, Верность и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу

Как знамёна в чехле их в душе берегу.

  • Игра   «Рассыпные буквы». Составить слова.

 М а б у г а   (бумага)

Б е н и к у н г  (учебник)

Т р а д е т ь (тетрадь)

 

 Внимание! Впереди по курсу земля.

Мы подплываем к острову «Склонение».И здесь морской царь нам преградил путь. Он приготовил нам несколько заданий. На острове много цветов. Царь Нептун просит нас собрать три букета и расставить их в вазы.

Игра «СОБЕРИ БУКЕТ»  1 КОМАНДА  - СЛОВА 1 СКЛОНЕНИЯ  

2 КОМАНДА – СЛОВА 2 СКЛОНЕНИЯ

.3 КОМАНДА – СЛОВА 3 СКЛОНЕНИЯ.

 

Какого рода слова записаны на доске?

            1.команда: с----о

             2.команда: р----а

Вы хотели бы ещё играть? 

             3.команда: б---ь

Придумать ещё слова.  Кто больше?

5 .Три картинки. Назовите на каждой картинке 3 слова разных склонений.

(на слайде три картинки)

Задания выполнены. Можно плыть дальше.

Играем в игру: «Да, нет  не говорить. Отвечать быстро и коротко.

Вы учитесь в третьем классе?

Вам нравится играть?

Вы были вчера в школе?

Вам нравится наше занятие?

Мы подплываем к пристани падеж. Прежде чем сойти на берег, нужно немножко постараться, иначе наш корабль не причалит к берегу.

 Учитель   читает  стихотворение  про кота.  Дети   определяют  падеж  выделенных существительных.

У норы добычи ждёт,

Притаился рыжий кот.

Мышь осталась без хвоста

Вырываясь от кота

 А теперь и за версту

Не приблизится к коту.

Крыса старая и та,

Видя грозного кота

Удерет в нору под дом,

Чтоб не видеться с котом.

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о коте.

 6.Определить падеж имён существительных.

1 команде. Мягко светятся иголки

                   Хвойный дух идёт от ёлки.

2.команде. Двери  настежь  словно в сказке.

                          Хоровод несётся в пляске.

3 команде.         Серый волк в густом лесу,

                            Встретил рыжую лису.

7.Просклонять слова.

1) метро

2)радио

3)пальто

Все задания выполнены. Спустить якорь. Выходим на берег и по улице «Занимательной» идём к дворцу. Эта улица называется так потому, что на каждом шагу нас ждет что-то необычное.

1.Составь слово.

 а) Корень в слове писать

   Приставка в слове рассказать

  Суффикс,  в  слове  книжка,

  Окончание в слове вода (расписка).

  б) Корень в слове вязать

      Приставка в слове замолчать

      Суффикс,  в  слове сказка

      Окончание в слове рыба (завязка)

    в) Его корень в слове кидать

       Приставка в слове написать

       Суффикс,  в слове  рыбка        

      Окончание в слове  книжка (накидка)

8.На улице какая-то афиша. Что здесь написано. Помогите прочитать.

    а) Язык (до) Киева  (д о)  ведёт.

     б) (С) горы (с) бежал поток проворный.

      г) Хорошее слово (до) сердца (до) йдёт.

9.Игра « Столбики слов» Записать пять слов, начинающих с каждой буквы, входящей в данное слово.

   -морячка, корабль, лодочка.

         

10.Игра «Бывает - не бывает»

Наше путешествие заканчивается. А вот и дворец. Нас встречает царица Грамматика.

Грамматика: «А вот и я ребята. Я очень рада за вас. Вы показали хорошие знания и поэтому смогли преодолеть много препятствий. В народе говорят: «Грамота- второй язык». Глубокая мудрость, ясный ум и тонкая наблюдательность народа   заключены   в этой пословице. Какие ещё пословицы вы знаете?

Для вас открыты все пути для того, чтобы стать грамотными. А для этого надо хорошо выучить русский язык.

      Если ты хочешь судьбу перестроить,

      Если ты ищешь отрады цветник,

      Если нуждаешься в твёрдой опоре.

      Выучи русский язык.

Дети читают стихи про русский язык

     1. Грамматика, грамматика

      Наука очень строгая.

     Учебник по грамматике

     Всегда беру с тревогой я.

     2.Она трудна, но без неё

        Плохое было бы житье.

        Не составить телеграмму,

        И открытку не отправить,

        Даже собственную маму

        С днём рожденья не поздравить

3.Отправляя поздравленья

   Помни правила склоненья.

   Род, число и падежи

   Крепко в памяти держи.

4.Люблю тебя, грамматика

    Ты умная и строгая.

    Тебя моя грамматика

    Осилим понемногу.

                                Литература:  

1.Волин В.В. Весёлая грамматика. М,1994.

2.Даль В Пословицы русского народа. М. ,1957  

3.Бетенькова Н.М.Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. 1-4кл.

М.,2003.

4.Канакина В.П. Радость познания в слове. М. ,1996

5.Ушаков  Н.Н.Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М.,1978.

6.Шаинский Н.М. В мире слов. М.,1985 г

       

 

 

 

 

 

   .

 

 

 

 

 

       

   

 

 

 

 

   

 

 

 

 

   

 

     

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку. "КВН по русскому языку" 4 класс

Методическая разработка представляет собой сценарий  внеклассного занятия по русскому языку и предназначена для учителей начальных классов...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса "Путешествие в Страну русского языка"

Внеклассное моровприятие с использованием игровых технологий, занимательного материала для 2 класса....

внеклассное мероприятие по русскому языку 2 класс "Великий и могучий Русский язык"

Представленная мною работа является разработкой внеклассного мероприятия, приуроченного к методической неделе «Русского языка».Данное мероприятие рассчитано на учащихся  2 класса, проводится в фо...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Конкурс знатоков русского языка"

Данная методическая разработка-познавательная игра для учащихся 4 класса по русскому языку...

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Хочу дружить я с русским языком"

-расширить знания учащихся по русскому языку-формировать культуру речи-способствовать повышению грамотности учащихся...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 класс. "Знатоки русского языка"

Цель: повышение уровня языкового развития учащихся.Задачи:-способствовать прочному и сознательному усвоению знаний по русскому языку;- развивать коммуникативные умения учащихся;- воспитыва...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 4 класса "Говорим на русском языке"

Данное мероприятие можно проводить в 3-4 классах. Цели мероприятия:учить детей правильно ставить ударения в словах, меньше употреблять в своей речи слов "паразитов", а также уважать и любить свой родн...