Педагогическая ситуация "Это же не я!"
статья (1 класс) на тему

Букоткина Ирина Владимировна

В статье описывается одна из педагогических ситуаций, произошедших в 1 классе, и способ выхода из неё. Статья будет полезна молодым коллегам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_situatsiya.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая ситуация.

Букоткина Ирина Владимировна.

С появлением в воспитании ситуативного подхода в нашей жизни появились понятия «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача».

Педагогическая ситуация – это факт, жизненная история, с которой воспитатель столкнулся в повседневной работе и которая породила педагогические задачи, требующие решения. Одни педагогические ситуации (штатные) встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации. Другие (нештатные) – редко встречающиеся сложные, неповторимые, требующие длительного времени для своего разрешения, а иногда и вовсе неразрешимые.

В основе каждой педагогической ситуации лежит конфликт:

– недовольство (отрицательное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь);

 – разногласие (отсутствие согласия из-за несходства во мнениях, взглядах);

 – противодействие (действие, препятствующее другому действию);

 – противостояние (сопротивление действию кого-нибудь, чего-нибудь);

 – разрыв (нарушение связи, согласованности между чем-нибудь, кем-нибудь).

Работа учителя над разрешением педагогических ситуаций складывается из нескольких взаимосвязанных действий:

1. Обнаружение факта.

 2. Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации.

 3. Определение характера ее содержания.

 4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе.

 5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых.

 6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка учителя к решению возникших педагогических задач.

 7. Выбор способов решения педагогических задач.

 8. Самоанализ и самооценка принятого решения.

Опытные учителя в большинстве случаев не нуждаются в такой детализации своих действий; что же касается молодых педагогов, то такая пошаговая методика может принести пользу.

Рассмотрим более подробно каждый из этих шагов, обращаясь для примера к конкретной ситуации.

1. Обнаружение факта

Ученик ГПД отказался работать с книгой, потому что она оказалась порванной.

2. Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации

Ситуация описывается во всех деталях, озаглавливается (заголовок может помочь уяснить суть конфликта), по возможности целиком воспроизводится диалог. Диалог – это всегда поиск истины, нередко спор, поэтому важно его передать как можно точнее.  

ЭТО ЖЕ НЕ Я ПОРВАЛ!

«16 мая в соответствии с планом работы ГПД мы пошли на занятие в детскую библиотеку. Тема занятия должна быть «Книги о друзьях и дружбе». После беседы о дружбе предполагалась работа с книгами. Я раздала детям книги, и вдруг Антон Б. просит меня заменить ему книгу.

- Почему?  - спрашиваю я.

- Я не буду её смотреть, она рваная.

- Но почему же её нельзя прочитать?

- Это же не я порвал! Поэтому я хочу хорошую книгу!»

          Выяснилось, что мальчику покупают только новые вещи.  Хотя  постоянно дома ведётся работа по воспитанию бережного отношения к вещам, испорченные просто выкидываются.

 После того, как ситуация восстановлена, можно перейти к ее анализу.

3. Определение характера содержания педагогической ситуации

Каждому возрастному периоду свойственны свои штатные педагогические ситуации. Для младших школьников это:

Драки. Агрессивное, враждебное, нередко жестокое поведение ребенка по отношению к другому зарождается и укрепляется в младшем школьном возрасте по многим причинам: из-за желания утвердиться, обратить на себя внимание, отплатить обидчику, из-за несовпадения оценочных суждений.

Жалобы, ябедничество, доносы. Дети знают, что ябедничество, доносительство осуждаются их сверстниками. И тем не менее учителю постоянно приходится слышать жалобы: «А он у меня взял...», «А он списывает...», «А он меня ударил...»

Обмены. Обменные операции между детьми распространены широко («Я тебе, ты мне...»). В большинстве случаев правила обмена известны и их придерживаются. Однако бывает и обмен не по правилам, тогда он способствует развитию честолюбия, корысти, может вызывать ссоры.

Страхи. Учащиеся 1–4-х классов постоянно испытывают чувство страха. Они боятся родителей, учителей, некоторых одноклассников, незнакомых людей, животных, темноты.

Клички и прозвища. Дети, как правило, обращаются друг к другу не по именам, а по кличкам, прозвищам, и нередко – с целью унизить достоинство.

Испорченные вещи. Дети порой небрежно относятся к своим или чужим вещам, портят их.

Этот перечень можно продолжить. Разбираемая педагогическая ситуация «Это же не я порвал!» может быть отнесена именно к группе «Испорченные вещи».

4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе

Анализ потребует ответа на вопросы: кто является участником события и диалога? Каков  характер конфликта? Каковы  мотивы действий мальчика?

В рассматриваемой ситуации основной участник события – мальчик. Он бережно относится к своим вещам и поэтому не хочет пользоваться тем, что испортили другие. В основе ситуации лежит конфликт-разногласие. Мальчику кажется, что он ничего плохого не совершает.

Он нарушает правила поведения неумышленно – в его понимании, раз он не портит вещи, значит и испорченными другими он пользоваться не будет.  

5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых

На основе анализа ситуации появляется возможность сформулировать педагогические задачи (их может быть несколько). Учитель должен расположить их по степени значимости, выделить наиболее важные и приступить к их решению.

Так, в нашей ситуации «Это же не я порвал!»возникают следующие задачи:

  • помочь родителям осознать, что значит воспитывать у сына такое качество, как бережливость;
  • найти способы воздействия на мальчика, с тем чтобы он понял свою ошибку;
  • в работе с детьми в классе, где учится мальчик, не оставлять незамеченными случаи, когда дети портят свои или чужие вещи.

6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка учителя к решению возникших педагогических задач

Необходимо вспомнить аналогичные ситуации, изучить психолого-педагогическую литературу, где роли педагогических ситуаций в практической деятельности, их анализу и разрешению, то есть решению педагогических задач, отводится немалое место. Назовем наиболее важные работы:

  • Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М.: Рос. пед. агентство, 1998
  • Годник С.М., Спирин Л.Ф., Фрумкин М.Л. и др. Педагогические ситуации в воспитании школьников. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1985.
  • Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика. М.: Просвещение, 1991.
  • Петроченко Г.Г. Ситуативные задачи в педагогике. Минск: Университет, 1990.
  • Поташник М.М., Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. М.: Педагогика, 1983.

7. Выбор способов решения педагогической задачи

Это самый трудный этап.  Хотя богатый опыт решения задач, относящихся к штатным ситуациям, существует, но он плохо изучен и описан.

Если мы вновь обратимся к ситуации «Это же не я порвал!», то обнаружим, что родители допустили ошибки в воспитании сына, которые повлекли за собой нарушение им правил:  они поступали «однобоко», прививая сыну бережное отношение к вещам. Мальчик – единственный ребёнок в семье. Ему покупалось всё новое. Родители  учили сына бережно относиться к вещам, но не учили его, как можно починить ту или иную сломанную игрушку, порванную книгу. Такие вещи просто заменялись на  новые.  Я посоветовала родителям побеседовать с мальчиком о том, каким трудом  достаются новые вещи, о том, что иногда можно отремонтировать игрушки, книги и т.д.  и продолжать пользоваться этими вещами.

На занятии же мы в процессе беседы с детьми выяснили, что не все бережно относятся к вещам, особенно к тем, которые считаются «общими». Но если мы будем не только беречь, но и «лечить» испорченные вещи, то они нам ещё долго будут служить.

Поэтому в это день мы решили отложить наше занятие и устроить «Книжкину больницу». Дети нашли на полках книги, нуждающиеся в «лечении», отремонтировали их.

8. Самоанализ и самооценка принятого решения

 Мне проще было поменять мальчику книгу и продолжать занятие далее по намеченному плану. Но тогда бы эта ситуация осталась бы неразрешённой.

Принятые меры были эффективны, и результат превзошёл мои ожидания. Антон Б. взял домой для чтения ту книгу, от которой он отказывался. Со мной мальчик поделился, что хочет не только прочитать её, но и показать родителям, как он «вылечил» книгу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема дифференциации в педагогической теории и её практическое решение в педагогической практике

Дифференцированный подход определяется педагогической интуицией учителя в связи с реализацией принципа индивидуализации обучения, он является конкретным показателем его педагогического мастерства. В с...

Педагогическая диагностика, разработанная доктором педагогических наук, профессором Н,Ф, Виноградовой.

        Регулярные контрольные работы, срезы, итоговые работы по  предметам не дают полного результата. Мы можем увидеть конкретные ошибки, но не можем дать конкр...

педагогический совет на тему "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ"

Материал содержит системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни всех участников образовательного процесса. Педсовет сопровождается презентацией....

роль педагогической презентации в педагогической деятельности на уроках изо и трудового обучения

роль педагогической презентации в педагогической деятельности на уроках изо и трудового обучения...

«Развитие и систематизация педагогического опыта через творческий потенциал педагогической деятельности»

Презентация передового педагогического опыта: «Развитие и систематизация педагогического опыта через творческий потенциал педагогической деятельности»    Составите...