выступление: "Классный руководитель - координатор взаимодействия педагогов, семьи, социума."
статья на тему

Стадникова Валентина Ивановна

Преемственность в работе начальной школы и дошкольного учреждения, школы и  ЦТ и Д "Солнышко." Проведение совместных мероприятий вместе с родителями стало традицией в нашей школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsium_soobshchenie_klasnogo_rukovoditelya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Осташёвская средняя общеобразовательная школа»

        

(выступление на школьном конкурсе классных руководителей

«Самый классный классный»)

        Классный руководитель:

              Стадникова Валентина Ивановна

Классный руководитель – координатор взаимодействия                         педагогов, семьи, социума.

«Годы детства – это  прежде всего воспитание сердца.

              Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а

  мудрое общение  взрослого с живой душой ребенка».

В.А.Сухомлинский.

    Основные задачи деятельности классного руководителя -  это формирование и развитие коллектива класса, создание благоприятных  психолого – педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранение неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, организация системы отношений через разнообразные формы

воспитывающей деятельности коллектива класса.

      Учитель начальных классов учит не только писать и читать, но и быть хорошими людьми: честными, дружными, отзывчивыми, готовыми прийти друг другу на помощь, уважающими старших, бережно относящими к природе и к окружающему миру.

      Переступая порог школы, первоклассник преодолевает первое испытание – это адаптация к новым условиям жизни. И здесь от мудрости классного руководителя зависит, как сложатся взаимоотношения со сверстниками, старшими товарищами, работниками школы. Поэтому в нашей школе стали традицион-

ными  « Дни открытых дверей», где дошкольник вместе

с родителями, воспитателями детского сада знакомятся со школой,

с учителем, с режимом работы. Для будущих первоклассников проводится открытый урок, праздничная программа. В ходе подготовки ребенка к школе важна преемственность в работе начальной школы и дошкольного образовательного учреждения.

     Как же сделать так, чтобы переход в школу был менее болезненным, а сама подготовка к ней сопровождалась радостным ожиданием этого значительного события в жизни ребенка?

И в этом классному руководителю поможет проведение этических игр. Во время этической игры происходит внутренний диалог и нравственный выбор ребенка. В то же время этическая игра позволяет педагогу диагностировать нравственные качества и выбирать правильные пути решения выявленных проблем.

      В игре ребенок свободен и естественен, а главное он может проявлять свое собственное «Я» и самостоятельность: он творит, анализирует, принимает решение, не опасаясь, что скажут взрослые. В процессе игры важно чуткое сопровождение педагога, а не руководство ее процессом. Например, цель игры «Ручеек»-

создание климата доброжелательных отношений. Ученики встают парами друг за другом, соединив вверху руки дугой, образуя ручеек, и каждый ребенок выбирает себе нового партнера, при этом говоря ему приятные слова – комплименты. Педагог может пройти через ручеек и выбрать себе в пару самого невыбираемого ученика, сказав ему доброжелательные слова. А суть игры «Ромашка» заключается в том, что детям раздается нарисованная на бумаге ромашка. Отрывая лепесток, ребенок пишет на нем имя того человека, перед кем он чувствует себя виноватым. Затем он произносит волшебные  слова: «Лети, лети, лепесток…» и кладет лепесток на парту тому однокласснику, перед которым хочет извиниться и попросить прощение.

- Что вы почувствовали, когда просили прощение? Стало ли легче на душе? Я заметила улыбки на ваших лицах. Почему вы улыбаетесь? Пусть наши улыбки помогут нам крепче подружиться и забыть все обиды.

      В этической игре присутствуют стимулы одобрения, позитивной нравственной оценки, во время сказанного доброго слова, интереса, которые играют важную роль в укреплении чувства собственного достоинства, самоуважения, значимости и ценности каждого ребенка в коллективе, принятии таким, каков он есть.

     Но без участия родителей процесс воспитания и обучения проходит неполноценно.

     Семья должна участвовать в школьных делах; ей должны быть понятны те позиции, на которых стоит современная школа. Надо

разъяснять, почему мы так, а не иначе учим детей. В свою очередь, и школа, и классный руководитель должны изучать современную семью. Семья изменилась, изменилась типология семьи.

Семья – это из немногих мест, где человек может почувствовать

себя личностью, получить подтверждение своей значимости и индивидуальности. Семья  - это наш родной дом, где мы учимся любви, уважению и взаимопониманию. Семейный очаг – это маленький мир счастья, неиссякаемый источник любви, духовного общения и поддержки, бережного отношения друг к другу. Но сегодня многие родители заняты заботой лишь о материальном благополучии. Поэтому работа с семьей – одна из главных задач классного руководителя. Основная форма работы с коллективом

родителей – родительское собрание. Родительские собрания про-

ходят различно. Основная  их часть - это сообщение педагогических знаний – может выразиться в лекции, докладе, беседе, диспуте, дискуссии. Это может быть  практические занятия: «Садимся за уроки», «Трудовое воспитание в семье», деловая игра «Десять ошибок в воспитании, которые все когда – нибудь совершали», праздники «Родительский дом – начало начал», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Научились мы читать – «Азбуке» поставим «пять»!

   Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальными,

и поэтому классный руководитель действует в каждом конкретном случае из расчета, с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д. В воспитании неуместны общие рекомендации, инструкции, методические разработки и распоряжения. Рекомендации данные одной семье

нельзя апробировать на другой семье. В функции классного руководителя входит информирование, поддержка учащихся и родителей, в свою очередь, семья реагирует и помогает классному

руководителю. В семье воспитание строится на любви, опыте, традициях, личном примере из детства, совете соседей. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику школы, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями, особую тональность взаимодействия с родителями.

       Проведение совместных мероприятий вместе с родителями

стало традицией в нашей школе. Это позволяет реализовать идеи сотрудничества учителей, учащихся и родителей, раскрыть творческие и индивидуальные способности каждого ученика. Набрав 1 класс, всю работу направила на формирование детского коллектива, но без создания коллектива родителей, союзников по духу, такая работа не была бы успешной. Коллективные творческие дела помогают приобщить родителей к заботам школы, класса, каждого конкретного ребенка. 

       В нашей школе уже ни один год идет  работа над проектом. Работа над проектом «Моя дружная и творческая семья» позволила ребятам узнать много интересного о своей семье. Родители тоже с удовольствием были вовлечены в эту деятельность. Они вместе с детьми составляли генеалогические Древа, изучали происхождение имен, фамилий, изучали семейные архивы. Первоклассники с удовольствием рисовали свой дом, дом будущего, семью. Ребята узнали больше о профессиях своих родителей, об участии своих близких в ВОВ. Были проведены  семейные праздники «Мама, что солнышко на небе», «Праздник, пахнущий мимозой», была организована выставка «Мир семейных увлечений». А как горели глаза ребятишек, когда они показывали альбомы своей семьи,

увлеченно рассказывали о каждом члене своей семьи.

      Работая над проектом  «Мой Пушкин», который был посвящен

215 - летию со дня рождения А.С.Пушкина, дети вместе с родителями изучали биографию великого поэта, читали его замечательные сказки, смотрели фильмы по сказкам, делали поделки, рисовали рисунки. Каждому ребенку предоставлялось право выбора того участка работы, который ему интересен.

    Отчет о проделанной работе вылился в настоящий праздник, на который пришли папы, мамы, бабушки, сестренки и братишки учеников. Коллективная работа позволила детям  по – другому

посмотреть друг на друга, приобрести навыки общения, ответственности, умение анализировать и обобщать полученные

знания, делиться ими с окружающими. В процессе работы над проектом происходило взаимодействие людей разных возрастов.

 В сентябре этого учебного года вместе с родителями был проведен день Здоровья (Спортивный марафон). Были разработаны

этапы марафона, продуманы награды (медали за 1, 2, 3 места).

Все ребята получили сладкий приз и брелок.

    Но воспитание наших детей  проходит  не только в школе и в семье, но и учреждениях  дополнительного образования: ЦТ и Д «Солнышко», Доме культуры, сельской библиотеке,  музее.

Совместно с социумом создаются все необходимые условия для развития интересов, талантов детей. Посещая кружки и занятия в ЦТ и Д «Солнышко», ребенок получает массу положительных эмоций, он становится общительнее, уверенней в себе, развивает свои творческие способности. Экскурсии в краеведческий музей расширяют кругозор учащихся, знакомят их с историческими событиями и памятниками  родного села. А сколько удивительного, интересного можно узнать, заглянув в сельскую библиотеку! Здесь работают мастера своего дела. Они и викторины проведут, и конкурсы, и посоветуют, что нужно прочитать.

   А школа остается  центром  воспитательной работы. Вовлекая детей в различные формы деятельности, классный руководитель

должен быть  и наставником, и помощником, и защитником, и

другом, который поможет адаптироваться в этом мире, поможет раскрыть и проявить свои способности, почувствовать себя самостоятельной, творческой личностью.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Взаимодействие педагога и членов семьи учеников коррекционной школы 7 вида в рамках воспитательного процесса"

Рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов школы с родителями детей с проблемами в развитии....

Описание опыта и системы работы по теме: «Воспитательная среда: взаимодействие педагога, семьи, социума как условие воспитания и успешной социализации обучающихся»

Образовательный процесс представляет собой сложную систему педагогического взаимодействия, смысл которого раскрыт в словах Макаренко: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. В...

Формы взаимодействия педагога и семьи

В статье говориться о формах взаимодействия  педагога  и семьи для достижения воспитательных результатов и раскрытия общего потенциала, который несет собой сотрудничество....

Консультация для педагогов Тема: "Алгоритм взаимодействия с семьей"

Учитель должен проявлять высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом....

Расширение социального пространства детского сада и школы через развития взаимодействия ОУ с социумом.

В данной статье представлен опыт взаимодействия УО и детского сада  через расширение социального пространства....

Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьями обучающихся.

Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьями  обучающихся. Задачи и личный опыт....

Классный руководитель - координатор семьи, школы, социума.

Важность роли классного руководителя....